Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

49

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

ПРОБЛЕМАТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ВУЗЕ

 

А.В. ЮПИТОВ

 

Практика психологического консультирования имеет дело с двумя видами проблем, возникающих у клиента: первые можно обозначить как текущие проблемы, т.е. порожденные отражением в сознании субъекта текущей ситуации его развития, затруднения в самоопределении, развитии, существовании, нарушающие систему отношений, самоотношения, самооценку, деятельность, поведение, влекущие изменение личностных особенностей и психического состояния; вторые – проблемы глубинные, или истинные, т.е. такие особенности личности и сознания, которые вызывают неадекватное отражение действительности и/или определяют неспособность субъекта изменять объективную ситуацию и себя, адаптироваться, достигать цели.

Консультирование в рамках психологической службы вуза далеко не всегда имеет дело с глубинными проблемами клиента как предметами психологического воздействия, но должно происходить при максимально полном их выявлении и учете, поскольку проблемы личности во многом определяют личность.

Психологическая служба «сопровождает» учебный процесс и поэтому сталкивается прежде всего с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного развития и деятельности.

Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать направление других видов психологического сопровождения учебного процесса, но и изучать некоторые феномены личностного развития студентов.

За период с сентября 1992 г. по сентябрь 1994 г. в психологическую службу Кемеровского университета обратилось 280 студентов всех курсов, преимущественно  I и II.

Мы попытались классифицировать все запросы, жалобы, поводы обращения и весьма условно разбили их на несколько основных классов (формулировки предъявляемых проблем даны так, как они давались клиентами).

 

50

 

1. Межличностные отношения. Число и процент обратившихся за помощью:

а) со сверстниками – 22 (7,9%); в том числе с противоположным полом – 8 (2,9%),

остальное – 14 (5,0%)

(формулировки: отсутствуют отношения с окружением; нет друга (парня); отсутствие настоящего друга; конфликты с соседями по комнате в общежитии; комплекс неполноценности во взаимоотношениях со сверстниками; неуверенность в общении; испортились взаимоотношения с друзьями; конфликты с окружающими; разрыв отношений с другом; конфликт с любимым человеком и т.д.);

б) с родителями и другими близкими – 18 (6,4%)

(формулировки: беспокоят отношения между родителями; проблема с родителями; общение с родителями; сложные взаимоотношения с мужем; конфликты в семье; неудовлетворенность семейным положением; стрессовое состояние после развода и т.д.);

в) с преподавателями – 3 (1,1%)

(формулировки: конфликт с преподавателями; непонимание со стороны преподавателя и т.д.).

2. Учебный процесс. Число обратившихся за помощью:

а) экзамены – 4 (1,4%)

(формулировки: как сдать экзамены в конце семестра; страх перед экзаменом и пр.);

б) трудности в учении – б (2,1%)

(формулировки: плохая организация личного времени; как рассчитать силы; затруднения в учебе и пр.);

в) содержание предмета – 4 (1,4%)

(формулировка: какую выбрать специализацию).

3. Индивидуальное Я студента (качества личности, склонности, способности, характер и т.д.). Число обратившихся за помощью – 173 (61,8%)

(формулировки: как стать более практичной; как лучше разбираться в жизни; одиночество; незнание себя; лучшее понимание себя; трудно понять другого; реализация своих потенциальных возможностей; составление своего психологического портрета и пр.).

4. Я в системе общественных отношений. Число обратившихся за помощью – 28 (10,0%)

(формулировки: финансовые затруднения; как закончить обучение с хорошим конечным результатом; чтобы выбранная профессия не оказалась не той; оценка выбора профессии; правильно ли выбрано место в жизни; какая специальность подходит; цель в жизни и место в ней; проверить правильность выбора профессии; выбрать нужное для дальнейшей жизни дело; потеря жизненного ориентира; подбор профессии в случае отчисления; будущее устройство жизни; принятие решения о месте работы после окончания вуза и т.д.).

5. Состояние. Число обратившихся за помощью – 22 (7,9%)

(формулировки: хочу бросить курить; страх перед будущим, страх одиночества из-за потери близких людей; негативные изменения эмоционального состояния; неуверенность в себе; длительный стресс; язва желудка; внутреннее напряжение; снижение работоспособности; безотчетный страх; возможность онкологического заболевания; психологический дискомфорт; обрыв мыслей; снижение настроения; тревога за будущее устройство жизни; беспокойство по поводу лишнего веса; неуверенность в себе; стрессовое состояние после развода; плохой сон и пр.).

Описанная проблематика обращений к психологу типична для других вузов [4] и школ [3].

 

51

 

Естественно, что бо’льшая часть запросов посвящена предметам, весьма отличным от тех, которые будут обсуждаться в дальнейшем, однако на первом этапе консультации они обозначают предъявляемую проблему – первичный уровень осознания субъектом невозможности преодолеть трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации развития, средствами наличного знания и опыта.

Еще раз подчеркнем, что приведенная классификация весьма условна. Например, формулировка «трудно понять другого» может быть отнесена и к межличностным отношениям, но, говоря о своих затруднениях, клиент вел речь о себе, своем Я, и первоначально его проблема была отнесена к классу 3.

Для более полного раскрытия условности классификации введем еще одно основание классификации в соответствии с двумя аспектами становления деятельности и личности, личностного и профессионального самоопределения [1], [2]: ценностно-смысловым и пространственно-временным (предметным). Соответственно первые четыре класса проблем разбиваются на подклассы.

В области межличностных отношений это проблемы, связанные с осмыслением причин и целей поведения субъекта и ближайшего окружения, и проблемы техники, навыков, умений коммуникации.

По отношению к учебному процессу – проблемы целей и мотивов учения и проблемы способов учения.

По отношению к своему Я – проблемы ценностно-смысловых ориентаций, личностной целостности и гармонии и проблемы путей их обретения.

В области взаимодействия личности и общества – проблемы личностного и профессионального самоопределения в их ценностно-смысловом (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенном (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектах, т.е. проблемы формирования деятельностно-смыслового единства.

Условность классификации проблематики обращений за помощью к консультанту-психологу носит существенный характер и определяется самим понятием проблемы. Поскольку проблема – это проблема для кого-то, проблема консультируемого, субъекта проблемы, то и классификация проблем определяется субъективным их качеством. Например, затруднения в учебе в процессуальном плане, в плане работоспособности, степени и скорости усвоения знаний, умений, навыков для одних студентов являются проблемой чисто деятельностного, технического характера, – при условии, что данное затруднение не нарушает непосредственно деятельностно-смыслового единства, не определяет для субъекта невозможность достижения жизненного смысла, реализуемого деятельностью в осваиваемой профессии. Если основные жизненные ценности субъекта лежат вне профессии, она является лишь средством реализации этих ценностей и достижения личностных смыслов. В этом случае они могут быть достигнуты другими путями, и проблема субъекта консультации – это проблема выбора способа.

Если же избранная деятельность и реализуемый жизненный смысл, достигаемая жизненная ценность составляют деятельностно-смысловое единство, то затруднение в деятельности перекрывает (в субъективном мире) путь к достижению ценности, смысла, и проблема субъекта обретает сущностный, смысложизненный характер и не может быть разрешена перебором вариантов или выбором из спектра советов.


52

 

Сказанное вовсе не означает, что во втором случае проблема неразрешима, что объективно жизненный смысл субъекта может быть связан только с данной деятельностью, а в первом, что, сменив деятельность, субъект не обнаружит лишения возможности реализовывать до сих пор неосознаваемый им личностный смысл. Такое развитие событий нередко имеет место, это подчеркивает, что проблематика консультации определяется субъективной проблематикой ее клиента, лежащей чаще и прежде всего в области ценностно-смысловой организации личности.

Наличие пятого класса проблем обусловлено тем, что проблемная ситуация порождает не только проблему, но и, в сочетании с особенностями организма и личности, психическое состояние субъекта, являющееся фоном, результатом и необходимым условием существования проблемы.

Проблема клиента является субъективным преобразованием проблемной ситуации – противоречивого и не имеющего однозначного решения соотношения обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность студента. Проблемная ситуация органично порождает познавательный мотив и выдвижение предварительных гипотез относительно способов ее разрешения, что, соединяясь с возрастными особенностями студентов и соединяясь с основной, учебно-познавательной их деятельностью, порождает самую распространенную и самую непосредственную формулировку запроса – «узнать о себе», составить психологический портрет.

При первичном интервьюировании такая проблема легко преобразуется самим клиентом в другую или, чаще, в другие. За желанием узнать о себе побольше часто следуют: «узнать о своих способностях, склонностях, к чему я годен, почему я не удовлетворен отношениями с, потому что я беспокоюсь за свою дальнейшую судьбу» и т.д. Вообще, мы можем сделать вывод, что познавательный характер запроса к психологу типичен для студентов. Те из них, кто формулирует предъявляемую проблему конкретнее, в иных понятиях, просто уже сами прошли тот этап консультирования, который другие проходят на первых стадиях консультации совместно с психологом (за исключением лиц, жалующихся на свое состояние).

Таким образом, уже на первом этапе консультации студент очерчивает весь круг своих текущих проблем, психолог же должен при этом попытаться выявить глубинные его проблемы. При этом выявляется наиболее острая и противоречивая проблема из числа текущих, с которой и начинается собственно консультация.

В дальнейшем, как бы демонстрируя условность приведенной классификации, субъект консультирования осуществляет преобразование своих проблем, переводя их с помощью психолога в категорию задач (формальных моделей) с последующим их решением либо устанавливая их взаимозависимость с другими своими проблемами и обращаясь к ним. В большинстве случаев, независимо от длительности и глубины консультации, в ее ходе обсуждаются проблемы клиента, относящиеся ко всем выделенным классам.

Приведем в качестве примера случай А.Г. – студента второго курса химического факультета.

Запрос А.Г. звучал так: «Не знаю, что мне делать, потерял смысл жизни, не могли бы Вы мне помочь получше узнать себя, чтобы понять, что мне делать дальше?»

 

53

 

А.Г., 18 лет, вырос в неполной семье с матерью в одном из городов Казахстана. Учился в школе хорошо, испытывал интерес к химии и физике, поэтому, а также потому, что в одном из пригородов Кемерова живут его родственники, поступил в КемГУ. Материальное положение весьма скромное, иногда подрабатывает грузчиком или уборщиком снега. Занимался спортом (1-й разряд). Живет в общежитии с четырьмя соседями по комнате, студентами четвертого курса, которые ведут себя «нескромно, часто и безобразно выпивают», шумят, на его замечания реагируют сначала смехом, затем обидой и укором. Особенно возмущает А.Г. положительное отношение к этому девушек-сокурсниц. Он заметил, что подозревает в таком же поведении и девушку, с которой дружит и на которой уже собирается жениться. Он сделал ей в свете этого несколько резких замечаний, о чем сожалеет. В последнее время, к концу семестра, учебные дела А.Г. пошли хуже, появилось беспокойство за успешное окончание года, испортились отношения с группой, ему кажется, что к нему стали относиться пренебрежительно, не хотят его слушать, с ним разговаривать, с его стороны участились случаи проявления спонтанной вербальной агрессии, появились «тяжелые мысли». Самооценка явно завышенная, черты демонстративности и ригидности, фон настроения сниженный, общителен, но эмоционально неустойчив, консервативен, суждения прямолинейны, часто шаблонны. Сконцентрирован на себе, любую тему иллюстрирует собственным примером.

После интервью было удовлетворено очень стойкое желание клиента «протестироваться» – не столько в целях диагностики, сколько для организации «объективной», по его мнению, обратной связи и расширения поля обсуждаемых качеств и состояний личности.

В первом приближении текущая проблема была сформулирована им как межличностная: «Как наладить отношения с окружающими, научиться терпеть их и завоевывать у них авторитет». Собственные рассуждения клиента привели его к решению сосредоточиться на отношениях с девушкой как наиболее значимых. На вопрос консультанта: «Почему он так рано намерен жениться?» – последовал ответ: «Главное – не просто отношения, а семейные отношения, у человека должна быть семья, жена, дети, дом, хозяйство и – для обеспечения всего этого – материально выгодная интеллектуальная работа, обеспечивающая достаток и уважение». Сама специальность, профессия не имеет большого значения, лишь бы она была интеллектуальной.

В качестве образа будущего А.Г. представляет себе, как он после трудного дня приезжает на машине в собственный дом, где его ждет любимая жена и покой. Тут же клиент сделал вывод о том, что ничто, кроме успешно законченного образования, не может дать ему этого, более того, если он вынужден будет бросить обучение, он рискует потерять авторитет и привязанность со стороны девушки, которая учится в техникуме и «уважает высшее образование». Поэтому главной проблемой является сдача сессии, а точнее, зачета по лабораторному практикуму, для чего нужно отработать пропущенные занятия.

Это затруднение не было бы для А.Г. проблемой, если бы не некоторые его личностные черты и если бы он овладел некоторыми навыками общения. Оказалось, что с преподавателем

 

54

 

по этому предмету (женщиной) А.Г. находился в затяжном конфликте по причине того, что «она придирается, не хочет ставить зачет, делает, что ее левая нога захочет». На замечание консультанта, а не является ли он на отработки в таком же виде, как и на консультацию (плохо побритым, в мятой одежде), А.Г. ответил: «Ну и что? Нельзя же из-за этого придираться по сути! »

Дальнейшая «внеаудиторная работа» консультанта позволила установить, что преподаватель действительно является эмотивной, демонстративного склада личностью, позволяющей себе придирки не по существу, однако это послужило лишь катализатором более сложных и глубоких противоречий проблемной ситуации.

Поскольку клиент уже раскрыл для себя это положение, следующая консультация была начата с разбора личностного смысла обучения в университете. А.Г. согласился, что так же, как профессиональный труд в его жизни является средством обеспечения семейной жизни, получение высшего образования является средством обеспечения этой профессиональной деятельности. Сдача зачета при этом оказывается одним небольшим этапом на пути получения образования, работы, достижения семейного благополучия. Следовательно, уступка любым возможным «выходкам» (термин клиента) преподавателя ради получения зачета была бы незначительной в сравнении с целью обучения. Здесь консультантом был дан совет о способах обращения с лицами такого склада и сделано предложение улыбаться ей так же, как А.Г. улыбается, рассказывая о своей девушке, «поцвести».

Весь ход предыдущих консультаций обусловил возможность самостоятельного преодоления клиентом текущих трудностей средствами собственного опыта, собственных возможностей, что, на наш взгляд, было бы сомнительно, если бы мы миновали в ходе консультирования обращение к ценностно-смысловой сфере личности клиента. На следующую назначенную консультацию клиент не явился, в конце учебного года при случайной встрече сообщил, что зачет успешно сдал, воспользовавшись советом, чувствует себя хорошо и другие проблемы будет решать сам, добавив, что ждал от психолога совета как жить, а получил только небольшие инструкции по конкретному случаю.

Приведенный пример наглядно показывает, что в текущей проблеме студента смешались практически все его проблемы различных видов и уровней: смысложизненные, проблемы самоопределения, в том числе профессионального, межличностных коммуникаций, поведенческих навыков и особенностей реагирования и формирования психических состояний. В ходе консультации обсуждалась и по возможности решалась каждая из них. Эффективным оказался перевод проблемы в область жизненных смыслов и ценностей клиента, что позволило ему рассматривать свою деятельность как многовариантный способ осуществления собственной внутренней активности и придать проблеме деятельности, действий характер задачи с последующим ее самостоятельным решением, чего, однако, клиент и не заметил.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

1. Сложный, многоуровневый характер психологических затруднений студентов вуза проявляется в ходе консультирования в том, что на первый план поочередно выступают проблемы, относящиеся ко всем выделенным выше классам.


55

 

2. Личностное самоопределение студентов развивается в основном в аспекте профессионального самоопределения, т.е. выработки индивидуальной системы и стиля взаимоотношений прежде всего с социально-профессиональной средой.

3. В консультировании, сопровождающем учебный процесс вуза, незаменимым оказывается воздействие на сферу ценностно-смысловых ориентаций личности.

 

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М:, 1991.

2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 1994. № 3. С. 43 – 52.

3. Дубровина В.И. Школьная психологическая служба. М., 1991.

4. Психологическая поддержка в вузе (круглый стол) // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 5. С. 102 – 116.

 

                                                                  Поступила в редакцию 28.XII 1994 г.