В этом году психологическая общественность праздновала
юбилей Валерии Сергеевны Мухиной, академика РАО, доктора
психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской
Федерации. В. С. Мухина родилась в г. Ворошилов. В 1956 г. окончила
биолого-химический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. В 1955— 1962 гг. учитель в
школе и терапевт в детском отделении психиатрической больницы им. Кащенко в
Москве. С 1962 г. работала на кафедре психологии МГПИ. С 1988 г. заведует
кафедрой педагогической психологии Московского педагогического государственного
университета (МГПИ). С 1992 г. директор Института развития личности РАО.
В. С. Мухина является автором уникального дневника,
отражающего психическое развитие сыновей-близнецов от рождения до семи лет. Ею
было проведено тонкое психологическое исследование знаковой функции сознания в
контексте развития графических образов в изобразительной деятельности. Работая
в области детской психологии, В. С. Мухина выявила принципиально новые
психологические образования в раннем и дошкольном возрасте: одновременное
психологическое вхождение ребенка раннего возраста в предметный мир и мир
символических замещений, что определяет зависимость поведения ребенка от
функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с
предметами-заместителями; преодоление ребенком дошкольного возраста от своей
зависимости от функционального назначения предметов, его продвижение в сфере
знаковой функции сознания, бурное развитие рефлексии себя и других.
В. С. Мухина выявила механизмы развития и бытия личности, которые представлены как пара “идентификация” — “обособление”. Согласно концепции В. С. Мухиной эта пара может быть эффективно представлена в коррекционной работе на всех возрастных этапах. Исследовательская деятельность в сфере психологии самосознания личности, дала ей возможность построить теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. Согласно этой теории во все периоды человеческого развития независимо от геоисторического момента жизни этноса всякий раз отдельный индивид присваивает сформированную в социуме структуру самосознания, состоящую из пяти звеньев: 1) эмоционально-ценностное отношение к себе телесному, к своему имени и к своему индивидуально-типическому психическому Я; 2) притязание на признание; 3) половая идентификация; 4) психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее, будущее); 5) социальное пространство личности: права и обязанности.
Универсальность этой структуры обнаружена при
этнографических и этнопсихологических данных мировой науки, подтверждена
специальными исследованиями, проводимыми под руководством В. С. Мухиной
157
в России и за рубежом. В контексте исторического и.
этнического развития самосознания структурные звенья получают свое
специфическое наполнение, что дает возможность диагностировать и проводить
коррекционную работу не только с отдельным человеком, имеющим свои
индивидуальные проблемы, но и этносом в целом, когда возникают проблемы,
связанные с этническими комплексами неполноценности, этнической агрессии и др.
В. С. Мухина заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии:
изучение этнического самосознания через его структурные звенья с последующей
диагностикой.
В. С. Мухина является автором концепции и практических
разработок для кабинета детского психолога. Ею созданы и запатентованы
стимульные куклы: для работы с детьми, имеющими проблемы в осознании
эмоциональных проявлений людей и саморефлексии; для диагностики этнической
напряженности, половой идентификации и др. В. С. Мухина продуктивно
осуществляет психологическую помощь в острых социально-психологических
ситуациях и ситуациях стихийных бедствий. В 1988—1989 гг. она организовала
психологическую помощь детям и взрослым, пострадавшим от Спитакского
землетрясения в Армении. В 1989 г. готовила психологов
Петропавловска-на-Камчатке к работе с населением в экстремальных условиях. В
этом же году В. С. Мухина возглавила подготовку социальных работников,
практических психологов для регионов, пострадавших от катастрофы на
Чернобыльской АЭС. С 1990 г. она активно участвует в реализации программы
поддержки детства (“Дети Чернобыля”; “Дети-сироты”; “Дети-инвалиды”),
разрабатывая теоретические подходы, диагностические методы и приемы
коррекционного сопровождения детей.
Результаты исследований В. С. Мухиной опубликованы в
следующих основных ее книгах: Близнецы. М., 1969; Психология дошкольника. М.,
1975; Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.
М., 1981; Рождение личности М.; Детская психология. М., 1985; проблемы генезиса
личности. М., 1985; Шестилетний ребенок в школе. М., 1986, 2-е изд., 1990;
Психология (в соавторстве с Л. А. Венгером). М., 1988; Лишенные родительского
попечительства (Хрестоматия: автор, составитель и редактор). М., 1991; Детская
психология. СПб., 1992; Как обрести врага (в соавторстве с К. А. Хвостовым).
М., 1994; Возрастная психология (от рождения до юношеского возраста). М., 1994;
Возрастная психология (от рождения до старости). М., 1995. Большинство книг В.
С. Мухиной переведены на иностранные языки (английский, испанский, японский,
греческий и ДР.).
В настоящее время В. С. Мухина возглавляет Институт
развития личности РАО. Институт разрабатывает широкий круг проблем междисциплинарного
характера. Это проблемы наиболее полной актуализации личностного потенциала;
психологической реабилитации личности в кризисных ситуациях; развития
экологической культуры личности и ее политико-правовой социализации. Сюда же
входят проблемы этнопедагогики, гуманистического воспитания, мировоззренческого
развития личности в процессе освоения религиозных и культурных ценностей и т.
д. В руководимом В. С. Мухиной институте личность исследуется прежде всего на
пересечении многообразных реальных сфер бытия.
Нужно сказать, что на этом многотрудном пути особенно
ярко проявляется талант Валерии Сергеевны — справедливого и тактичного
руководителя, крупного ученого, творческого человека и обаятельной женщины.
Друзья, коллеги, сотрудники журнала “Вопросы
психологии”, членом редакционного совета которого она является, сердечно
поздравляют Валерию Сергеевну с юбилейной датой и желают ей творческих
свершений и большого личного счастья.