Д. НИССИМ-САБАТ (США). Е.В.
ЩЕДРИНА (РОССИЯ)
Социальные, политические и экономические изменения в
бывшем Советском Союзе оказали огромное влияние на все стороны жизни в этой
стране, включая науку, в частности, такие академические дисциплины, как
психология. В последние годы психология в России получила
новые импульсы к своему развитию главным образом за счет повышения спроса на ее
практическое применение, причем запросы идут не только со стороны отдельных
предприятий и фирм, но и со стороны частных лиц, желающих получить
индивидуальную психологическую консультацию, которая помогла бы им решить те
или иные проблемы, прежде всего в плане налаживания взаимоотношений в
семье, с коллегами по работе, с начальством. Возрос интерес к психологической
науке и со стороны тех, кто хочет обрести соответствующую специальность. То
Образование, которое получают психологи в российских вузах, должно в большей
мере ориентироваться на запросы практики. Косвенно сведения об этом могут быть
получены путем сбора информации о том, где реально работают
специалисты-психологи. Такая работа была проделана журналом “Вопросы
психологии”, на страницах которого в № 4 за
Обратимся к конкретным результатам обработки анкет.
На вопросы анкеты ответили 120 респондентов, Из них
72,5% женщин и 27,5% мужчин. Средний возраст респондентов 38 лет. Более
детальный анализ возрастных данных показывает, что 30% респондентов имеют
возраст до 32 лет, 24% — от 38 — 40 лет, 24% —свыше 44 лет и 10% — свыше 50
лет.
Свыше трех четвертей от общего числа респондентов
живут в городах с населением до 1 млн
человек и 20% — в более крупных городах. Подавляющее большинство респондентов
живут в России, для 94% родным языком является русский.
Анкета содержала вопросы о различных психологических
журналах. Результаты обработки данных по этому пункту показывают, что помимо “Вопросов психологии”
152
(большинство респондентов являются
подписчиками нашего журнала, остальные регулярно берут его в библиотеке) 32%
читают “Психологический журнал”, 28% кроме этих изданий читают также еще
какой-либо (чаще других упоминается “Вестник Московского университета. Серия 14. Психология”). Если
проанализировать эти данные с точки зрения половых различий, то обнаружится,
что женщины подписываются и читают большее количество журналов по психологии в
сравнении с мужчинами. В целом респонденты упомянули 21 научный журнал (не
только по психологии, но и по другим специальностям), однако лишь сочетание
“Психологического журнала” и “Вестника Московского университета” встретилось
более двух раз.
На вопрос о том, по какой психологической
специальности они работают в настоящее время, 51% респондентов ответили, что
они занимаются возрастной и педагогической психологией, и 20% — социальной
психологией.
Из женщин лишь 2,5% занимаются общей психологией, в то
время как 14% мужчин работают в этой области. Почти 80,5% женщин отметили, что
они занимаются возрастной или/и социальной психологией (у мужчин соответственно
33%).
Дипломы о высшем образовании, полученные нашими
респондентами, охватывают большое число специальностей; при этом 43,1% респондентов
получили специальность психолога и еще 8,5% помимо данной специальности имеют
еще одну. Среди других специальностей чаще всего упоминается педагогика (6,7%).
Из мужчин — выпускников вузов специальность психолога имеют 46%, из женщин —
30%. 25% респондентов имеют степень кандидата или доктора (психологических
и/или других) наук. Из докторов наук две женщины и шесть мужчин. В целом диссертации защитили 15,6% женщин и 53,3% мужчин. 11
респондентов (из них 10 женщин) защитили диссертации по возрастной и
педагогической психологии, из 7 респондентов, получивших ученую степень по
специальности общая психология, все мужчины. 40% респондентов защищали
диссертации в стенах Психологического института РАО, 26% — в Петербургском
университете, 11% — в Институте психологии РАН.
Следует отметить, что период
экономической нестабильности и относительного роста безработицы, который
наблюдается в настоящее время в России, почти не сказался на психологах: 90%
ответивших на вопросы анкеты работают на полную ставку, при этом 55% заняты на
одной работе, 30% — на двух и 12,5% — на трех работах (среди последних
большинство составляют мужчины).
Около 54% респондентов работают психологами, 12,9%
возглавляют кафедры психологии, 6,9% являются доцентами. Здесь также наблюдаются
половые различия: из 14 заведующих кафедрами лишь две женщины. Если принять во
внимание, что 75% ответивших на вопросы анкеты составляют женщины, то эти
результаты свидетельствуют о глубокой диспропорции возможностей продвижения по
службе у мужчин и женщин.
Конкретные места работы респондентов отличаются
большим разнообразием: это и кафедры, и лаборатории, и дома ребенка, и
общеобразовательные, и специальные школы. Приблизительно 35% респондентов
работают в общеобразовательных школах, 15% — в пединститутах, 9% — в
университетах, 7% — в различных структурах Министерства образования. Здесь
также прослеживаются половые различия: 42% всех женщин работают в школах и лишь
4,5% — в университетах, в то время как у мужчин эти цифры составляют соответственно
26,7 и 23,3%.
В блок “Работа” анкеты был включен пункт о трех видах
занятий, которые составляют основное содержание работы респондента; требовалось
обозначить их ранг в зависимости от того, сколько времени отнимает то или иное
занятие. Как и ожидалось, исследовательскую работу выделили в качестве основной
лишь 10% и второй по рангу 28,3% респондентов. Лекционную и преподавательскую
работу в качестве основной выделили 22,5% и второй по рангу 23% респондентов.
Половые различия по данному пункту анкеты проявились в том, что чтение лекций и
работу со студентами ставят на первое место 47% мужчин и лишь 14,4% женщин. Как
это ни странно, лишь несколько
153
респондентов указали, что занимаются
медико-психологическим обслуживанием (включая психотерапию), хотя в другом
блоке вопросов анкеты 86% из них указали, что давали консультации по проблемам
психического здоровья и оказывали другие медико-психологические услуги.
Большинство респондентов (56%) в качестве основной сферы своей деятельности
указали работу в области народного образования: из них 85% составили
женщины, плюс к этому 13% респондентов ставят эту сферу деятельности на второе
место.
Хотя российское общество постепенно продвигается по
пути развития рыночной экономики, число психологов, чья работа связана со
сферой производства и управления, явно отстает от требований дня. Менее 2%
респондентов поставили данную сферу деятельности на первое место.
В блоке анкеты “Опыт работы в качестве психолога”
значился лишь один пункт, отражавший опыт работы респондента в качестве
психолога за последние три года. Вот какие здесь были получены результаты
(столбик цифр означает процент ответов “да”):
1) проводили исследование как психолог по гранту или
по трудовому соглашению
44;
2) давали кому-либо бесплатную консультацию по
проблемам психического здоровья
82,5;
3) оказывали кому-либо другие профессиональные
услуги
67,5;
4) были платным консультантом
21,7;
5) получали грант или работали по контракту
15,9;
6) привлекались в качестве эксперта в судебной
практике
20,8;
7) выступали как психолог по радио или на
телевидении
25;
8) принимали участие или представляли свой доклад
(сообщение) на международную
конференцию
21,7.
Самые большие половые различия наблюдались по
показателю участия и представления докладов на конференции: 12,4% женщин против
55% мужчин.
Данные, полученные в помощью анкеты, были обработаны с точки зрения не только
половых, но и возрастных различия, выше уже приводились сведения о возрастном
составе респондентов. Оказалось, что чем старше респондент, тем выше его
должность и тем больше у него возможностей реализовать себя в работе. Из 30
респондентов, имеющих ученую степень, 55% были старше 44 лет. Не удивительно,
что из 14 заведующих кафедрами 85% также старше 44 лет. Все респонденты,
которые специализировались по общей психологии, также относятся к этой
возрастной группе. К данной группе принадлежат и 37% тех респондентов, которые
занимаются в основном научно-исследовательской работой (для сравнения: из
возрастной группы до 32 лет лишь один респондент считает проведение научных
исследований своим основным занятием).
Кроме того, 33% тех, кто считает своим основным занятием
работу в области народного образования, — это люди моложе 32 лет, а в
возрастной группе 44 года и старше таких лишь 13%.
Данное исследование, хотя в нем приняло участие ограниченное число респондентов, дает некоторые
представления об уровне образования и сфере занятости психологов СНГ.
Полученные с его помощью результаты показывают, что
большинство психологов на сегодняшний день заняты в системе образования и
воспитания. Однако если общество рассматривает психологию как дисциплину, которая
может сослужить большую службу при решении различных социальных проблем, то она
должна проникать и в другие сферы жизни общества. Исследование, которое было
проведено в
154
в № 1 за
Наше исследование показало, что лишь немногие
психологи работают в области психологии труда, однако по мере упрочения позиций
рыночной экономики интерес к этому разделу психологической науки и практики
должен возрастать.
Результаты обработки анкеты отражают существование
явных половых и возрастных различий в ответах респондентов. Мужчины больше
заняты в “научных” областях, женщины — в “практических”. Специальность “общая
психология” чаще значится в дипломах, полученных мужчинами, среди женщин же
преобладают специальности “возрастная психология” и “социальная психология”.
Мужчины занимают более высокие должности, они же чаще участвуют в работе
международных конференций. Правда, из полученных нами данных не ясно,
оказывается ли мужчинам предпочтение в этом плане или же просто женщины сами не
стремятся ездить на конференции.
Мы надеемся, что собранная с помощью анкет информация
о психологах СНГ поможет лучше осознать реальную потребность нашего общества в
упрочении позиций профессионального психолога и повышении той роли, которую уже
в ближайшем будущем станет играть отечественная психология при выработке путей
социального развития на правительственном уровне.