Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

53

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭВМ В ПРОЦЕССЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

А. О. ПРОХОРОВ, А. Е. СЕРЕЖКИНА

 

Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. В отечественной психологической науке появилось новое направление — психология компьютеризации, в основу которого легла выдвинутая О. К. Тихомировым концепция преобразования мыслительной деятельности человека через компьютеры и другие средства информатики [14]. В задачи этого направления входят: изучение закономерностей и принципов организации различных видов человеческой деятельности, опосредствованной компьютерами, диалога между человеком и компьютером; изучение законов психического отражения и психического развития в условиях использования компьютеров; влияние компьютеризации на личность и личности на компьютеризацию и другие [15].

Развитие этого направления позволило выявить ряд важных закономерностей психологии взаимодействия человека и ЭВМ [2], [3], [4], [16]. В то же время фактически белым пятном остались исследования психических состояний пользователей ЭВМ, тогда как значимость состояний психики в различных сферах человеческой деятельности чрезвычайно велика [5], [9], [10][13]. Из этих работ следует, что психические состояния являются фоном психической деятельности, влияют на динамику психических процессов, выполняют интегрирующую функцию, объединяя на временном отрезке процессы и свойства в “психологический строй” личности, и регуляторную функцию, обеспечивая саморегуляцию психической деятельности и др. Психические состояния во многом обусловливают эффективность различных видов деятельности, оптимальность общения и поведения, продуктивность труда. В отдельных исследованиях психических состояний пользователей ЭВМ [1], [6], [18] был выявлен ряд типичных эмоциональных состояний, обусловленных отношением пользователя к компьютеру [18], установлено влияние отдельных текущих психических состояний на эффективность деятельности операторов-программистов [1], исследовано состояние страха перед компьютером [6]. Другая группа работ связана с разработкой методов диагностики психических состояний пользователей ЭВМ. Так, А. Н. Занковский [7] предлагает использовать для этих целей метод семантического дифференциала. По мнению С. Л. Шора [17], в экстремальных условиях деятельности для диагностики состояний лучше пользоваться методом пиктограмм. Применительно к учебной деятельности был разработан компьютерный вариант методики Спилбергера [8]. Особенно актуальна проблема учета психических состояний — в обучении, где от способности субъектов приходить в адекватные для учебной деятельности состояния зависит продуктивность

 

54

 

учебного процесса [11]. Эта закономерность, как мы предполагаем, имеет место и при обучении работе в автоматизированной системе научных исследований, где компьютер — объект изучения, а также работе в автоматизированных обучающих системах, где компьютер — средство обучения. В то же время очевидно, что деятельность профессиональных пользователей ЭВМ и особенности обучения с использованием компьютера имеют специфику, отражающуюся в психических состояниях человека за компьютером. Вне учета этих состояний невозможна эффективная организация компьютеризированного обучения, создание новых технологий компьютерного обучения и продуктивная профессиональная деятельность пользователей ЭВМ. Поэтому целью нашей работы являлось исследование психических состояний человека в процессе компьютерного обучения, а также влияние состояний пользователя на эффективность его труда.

 

МЕТОДИКА

 

Исследование психических состояний пользователей ЭВМ проходило в три этапа. На первом этапе были выявлены наиболее часто встречающиеся (типичные) состояния пользователей ЭВМ. Для этих целей нами была разработана анкета. Респонденты описывали наиболее часто встречающиеся у них состояния при работе на компьютере в различных ситуациях и этапах работы: в самом начале работы, по ее окончании, при смене кадра обучающей или контролирующей программы или прикладного пакета, в нестандартных ситуациях. По результатам обследования нами был разработан опросник, в который вошли выделенные типичные психические состояния.

Участниками анкетирования были школьники, только что начавшие осваивать ЭВМ, студенты, уже обладающие начальными навыками работы на компьютере, стажеры-исследователи и аспиранты, слушатели ФПК, изучавшие программирование и обучающиеся по компьютерной технологии. В обучении использовались “Электроника ДЗ-28”, БК-0010, КУВТ “Ямаха”, IBM PC, языки программирования и пакеты прикладных программ (игровые программы не применялись).

Было обследовано 168 человек: 64 мужчины, 104 женщины (до 17 лет — 41, от 18 до 21 — 9, от 22 до 25 лет — 42, от 26 до 40 лет — 51, от 41 до 55 лет —20).

По времени работы за компьютером пользователи были разделены на несколько групп (до 2 час. работы в неделю, до 4 час. работы в неделю и т. д.).

На втором этапе исследовались взаимоотношения между типичными состояниями на разных этапах использования ЭВМ и в различных ситуациях работы пользователя (начало и окончание работы, нестандартная ситуация, смена кадра). Для этого на всех этапах деятельности пользователя ЭВМ предлагался разработанный нами опросник психических состояний. Испытуемые оценивали интенсивность (в баллах от О до 5) и длительность актуализированных состояний (сек-мин-часы). В эксперименте участвовало 63 человека. За единицу формы компьютерного обучения был взят урок продолжительностью 2 часа, на котором пользователи ЭВМ осваивали программирование, технику работы и прочее. Исследования проводились до и после урока, а также в двух типичных ситуациях работы на компьютере — при смене кадра (когда на экране предъявляется какая-либо новая информация для изучения и принятия решения) и при нестандартной ситуации.

Нестандартная ситуация в понимании пользователей — это появление обстоятельства, мешающего работе или делающего ее невозможной. Создание такой ситуации либо не зависит от пользователя (западание клавиши,

 

55

 

“зависание” системы), либо является следствием неправильных действий, причем нередко операции по исправлению последних у пользователя еще не сформированы. За редким исключением (“задумался”, “исправляю ошибку”), на вопрос о способах выхода из нестандартной ситуации следовали ответы “зову преподавателя”, “обращаюсь к друзьям”, либо “ругаюсь”, “перебираю клавиши”. Как правило, у большинства пользователей понятие “нестандартная ситуация” имеет негативный оттенок.

На третьем этапе исследовалось влияние психических состояний на различные характеристики продуктивности деятельности пользователя ЭВМ. К показателям продуктивности были отнесены: количество отлаженных программ или законченных фрагментов за месяц работы (легких, средней трудности и сложных); время создания программы средней сложности (подготовительный этап и непосредственная отладка на ЭВМ); частота ошибок (логических на этапе алгоритмизации и при написании программы, синтаксических при написании программы и при ее наборе) и другие. Частота ошибок оценивалась по 6-балльной шкале. В эксперименте приняли участие 33 человека.

В статистической обработке использовались параметрические и непараметрические статистики связей и различий, а также многомерные методики.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

1. При обработке данных исследования с помощью частотного анализа ответов пользователей ЭВМ нами были выделены 22 наиболее часто встречающихся состояния. К ним были отнесены: 1) — азарт; 2) — сосредоточенность/ внимание; 3) — восторг/восхищение; 4) — злость; 5) — заинтересованность/ интерес; 6) — страх/испуг; 7) — любопытство/любознательность; 8) — нервозность/волнение; 9) — неуверенность; 10) — неудовлетворенность/недовольство; 11) — облегчение; 12) — огорчение; 13) — равнодушие/безразличие; 14)—радость; 15)—раздраженность/досада; 16) — разочарование; 17) — растерянность/замешательство; 18) —решимость/решительность; 19) — спокойствие/невозмутимость; 20) — удивление; 21) — удовлетворенность/ довольство; 22)—хорошее настроение. 

Рассмотрим особенности психических состояний в различных ситуациях обучения с использованием компьютера и на различных его этапах.

В таблице представлена обобщенная картина психических состояний лиц разного возраста, пола, частоты работы за компьютером. Результаты, представленные в таблице, показывают, что чаще всего в начале компьютерного обучения пользователи испытывают состояния заинтересованности/интереса, неуверенности, радости, растерянности/замешательства. Наиболее широк спектр состояний в начале работы на ЭВМ у лиц, работающих за компьютером более 4 часов в неделю, что, по-видимому, связано с увеличением опыта работы за компьютером. Интересно отметить возрастно-половые особенности распределения состояний пользователей ЭВМ в начале работы. Так, состояние заинтересованности/интереса чаще всего встречается у мужчин — 53%, в возрастном диапазоне 18 — 21 год — 64%, в период средней взрослости (26 — 40 лет) — 62%, а также у пользователей, работающих за компьютером от 2 до 4 часов в неделю — 55%. В других группах частота интереса в начале работы несколько снижена. Так, в группе старшеклассников лидирующим является состояние радости — 50%, заинтересованность лишь на втором месте — 30%. Эту группу отличает наибольшая частота позитивно окрашенных состояний, отражающих аффективную и интеллектуальную стороны характера школьника. От общения с компьютером в этом возрасте ждут только хорошего.

 

56

 

 Таблица

Особенности психических состояний на различных этапах и в различных ситуациях компьютерного обучения

 

Псих. сост.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

А

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

В

+

+

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

+

 

 

Г

 

+

 

+

 

+

+

+

 

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

+

 

 

 

 Примечание: А — психические состояния в начале работы; В — психические состояния по окончании     работы; В — психические состояния при смене кадра на экране; Г — психические состояния в нестандартной ситуации; №№ 1 — 22 — типичные психические состояния.

 

 В ранней взрослости (21 — 25 лет) несколько реже испытывают в начале работы состояние заинтересованности/интереса, но повышается внимание, нервозность и волнение. Этот возрастной период совпадает с периодом профессионального и личностного становления человека. Отношение к компьютеру изменяется. Для многих компьютер — средство достижения жизненно важных целей.

У лиц среднего возраста четких зависимостей не выявлено.

В поздней взрослости (41 — 55 лет) наряду с интересом довольно часто проявляются негативно окрашенные состояния: неуверенность, растерянность, испуг/страх. В этом возрасте отношение к компьютеру и своим возможностям уже сложилось, что и находит свое отражение в состояниях.

По окончании работы на ЭВМ актуализируются в основном состояния удовлетворенности — неудовлетворенности, облегчения, спокойствия, а также заинтересованности/интереса, причем позитивно окрашенные состояния проявляются чаще, чем отрицательно окрашенные. Значимых различий в состояниях мужчин и женщин по окончании работы с компьютером не обнаружено. 

Интересно отметить, что у школьников частота позитивно окрашенных состояний приблизительно равна частоте негативно окрашенных. В следующей возрастной группе (18 — 21) соотношение достигает 4:1 в пользу положительных состояний. В этом возрасте со свойственным юности максимализмом верят в безграничные возможности вычислительной техники. Реальная же работа за компьютером (возраст 21 — 25 лет) ставит все на свои места. Соотношение позитивно окрашенных и негативно окрашенных психических состояний уравнивается с некоторым доминированием положительно окрашенных.

Доминирование позитивно окрашенных состояний наблюдается у пользователей, обучающихся работ? с компьютером от 2 до 4 часов в неделю. Эти лица уже прошли адаптацию к работе за дисплеем, а задачи, которые им приходится решать с помощью ЭВМ, либо связаны с учебным процессом и имеют оптимальный уровень сложности, либо являются собственными посильными изысканиями, первые успехи в которых окрыляют.

Многие из тех, кто практически не работает на компьютере, и тех, кто общается с ним 1 — 2 часа в неделю, по окончании работы испытывают состояние облегчения, что отражает трудность компьютерного обучения. У тех же, кто работает на ЭВМ достаточно часто, это состояние по окончании работы практически не встречается.

Анализ данных показал, что около двух третей лиц, характеризующихся заинтересованностью/интересом в начале урока компьютерного обучения, по окончании пребывают в состоянии удовлетворенности и лишь некоторые испытывают в конце состояние облегчения, недовольства или раздражения. А среди лиц, завершающих работу в состоянии удовлетворенности, 60% лиц начинают ее в состоянии интереса. В то же время среди пользователей, завершающих работу за компьютером в состоянии облегчения, около одной трети в начале работы испытывают растерянность и замешательство.

 

57

 

В ситуации смены кадра лишь в группе школьников не отмечены состояния интереса и любопытства. Следовательно, как только выясняется, что компьютер не игрушка, что за экраном дисплея надо думать, большинство школьников теряет к нему интерес. Чаще всего в ситуации смены кадра учащиеся демонстрировали состояния азарта, сосредоточенности, восторга, заинтересованности/интереса, радости, спокойствия и удивления.

Самый широкий спектр психических состояний наблюдается в нестандартных ситуациях. Среди них доминируют негативно окрашенные состояния. Во всех группах отмечено наличие раздражения. В большинстве групп присутствуют состояния злости, нервозности, неуверенности, растерянности, нередки также состояния огорчения и испуга.

Наиболее часто злость, раздражение и досада появляются в нестандартной ситуации у молодых пользователей в возрасте от 18 до 21 года (75%), причем с женщинами это случается несколько чаще, чем с мужчинами. Чаще всего злятся и раздражаются пользователи, работающие с компьютером от 2 до 4 часов в неделю (34%). Причина этого явления, как мы установили в интервью, в том, что, работая в таком режиме, пользователь, как правило, использует ЭВМ не только в учебных целях, но и для решения собственных задач. Негативной составляющей ситуации в этом случае является дефицит времени.

Состояния нервозности, неуверенности, растерянности и испуга в нестандартных ситуациях среди возрастных трупп наиболее часты у лиц старше 40 лет (71%). Среди тех, кто не работает на ЭВМ регулярно, частота этих состоянии составляет 55%. В группе женщин доминируют испуг, нервозность и растерянность, а у мужчин — неуверенность. В группе школьников состояния испуга и волнения случаются в нестандартных ситуациях с частотой 23%. Доминирует же здесь состояние удивления (53%). Это состояние, отражающее эмоционально-интеллектуальную сторону личности, имеет место почти во всех группах, но чаще всего его испытывают в нестандартных ситуациях лица, работающие за экраном дисплея от 1 до 2 часов. Другим позитивно окрашенным психическим состоянием, присущим пользователям в нестандартных ситуациях, является усиление внимания. О значительном повышении сосредоточенности внимания в этих случаях заявили пользователи молодого и среднего возраста. Чаще всего оно возникает у лиц, много работающих на ЭВМ, по сравнению с теми, кто работает редко. Таким образом, результаты, представленные выше, показывают, что существуют различия в актуализации психических состояний на различных этапах компьютерного обучения и ситуациях работы на ЭВМ. Эти данные существенны при распределении функций в системах “человек — машина” и при разработке компьютерных технологий обучения.

2. Исследование взаимоотношений состояний на разных этапах компьютерного обучения позволило выявить ряд интересных зависимостей. Так, было обнаружено, что те обучающиеся, у которых начало занятий на ЭВМ характеризовалось состоянием заинтересованности/интереса, как правило, к концу занятия испытывали состояние удовлетворенности. При смене кадра актуализируются интерес, а также любопытство/любознательность и сосредоточенность внимания. В нестандартных ситуациях представлен почти весь спектр состояний, среди которых по интенсивности наиболее выражены злость, раздражение, растерянность и удивление.

Наиболее длительным состоянием в начале работы оказался интерес, по окончанию работы — удовлетворенность. При смене кадра дольше иных состояний длятся интерес и внимание, а в нестандартной ситуации — огорчение и недовольство. Отрицательно окрашенные

 

58

 

состояния, имеющие высокую интенсивность в нестандартной ситуации, такие, как злость и раздражение, кратковременны.

Пользователи, прекращающие компьютеризированную деятельность в состоянии облегчения, в начале работы испытывают растерянность/замешательство, неуверенность и, вследствие этого, высокую интенсивность внимания.

 Ранговые корреляции между состояниями пользователей ЭВМ в начале и конце работы, в ситуациях компьютеризированной деятельности и их последующая обработка с использованием многомерных статистик позволили построить следующую структурную организацию состояний пользователей (рис. 1а, б).

а) Взаимоотношения интенсивностей проявления психических состояний пользователей в различных ситуациях;

 

б) Взаимоотношения длительностей психических состояний пользователей в различных ситуациях.

 

Условные обозначения: Ñ — начало работы, О — ситуация смены кадра,  — нестандартная ситуация. Достоверность корреляций на уровне значимости р<0,001.

Психические состояния: 1) азарт; 2) сосредоточенность/внимание; 4) злость; 5) заинтересованность/интерес; 8) нервозность/волнение; 9) неуверенность; 15) раздражение/ досада; 17) растерянность/замешательство; 20) удивление.

 

59

 

Существуют различия между структурными организациями интенсивностей проявления (рис. 1а) и продолжительностью состояний (рис. 1б). Эти различия — в уровне корреляций и в звеньях структуры. Так, например, в структуре длительности состояний отсутствуют связи между заинтересованностью и сосредоточенностью внимания, а связи между злостью и раздражением выделились в отдельный блок, тогда как во взаимоотношениях интенсивностей они включены в блок азарт — сосредоточенность — удивление.

Эти связи отражают общность и различия качественных характеристик состояний пользователей ЭВМ на различных этапах компьютеризированного обучения. Кроме того, они показывают, что важным фактором улучшения компьютеризированного учебного процесса являются на начальном этапе состояния внимания и интереса/заинтересованности у обучаемых. Однако чрезмерная заинтересованность в начале работы обусловливает нервозность и волнение в нестандартных ситуациях.

В процессе работы с обучающими программами поддержание оптимального уровня заинтересованности положительно сказывается на психических состояниях обучаемых в нестандартных ситуациях. Поддержка этих позитивно окрашенных состояний пользователей должна быть заложена в обучающих программах или осуществляться участвующим в учебном процессе преподавателем. 

Состояния азарта и сосредоточенности, возникающие в ситуациях смены кадра, влияют на актуализацию состояний в нестандартных ситуациях. Чем выше интенсивность и продолжительность этих состояний в ситуации смены кадра, тем выше интенсивность и длительность актуализации состояний удовлетворения, злости, неуверенности, растерянности и досады в трудных ситуациях. Другими словами, существует оптимальный уровень интенсивности, длительности состояний в компьютеризированном учебном процессе, от которых зависит эффективность деятельности учащихся в различных ситуация работы с ЭВМ. Этот уровень должен корректироваться самими пользователями или преподавателями.

3. Изучение взаимоотношений психических состояний с характеристик; ми продуктивности деятельности пользователя ЭВМ показывает, что те пользователи, которые имеют длительный стаж работы за компьютером, как правило, неравнодушны к своей работ (г=-0,363). Более того, эти пользователи, как правило, испытывают в процессе работы позитивно окрашенные ее стояния. Так, коэффициенты корреляции стажа работы за ЭВМ с интенсивностью и длительностью состояния восторга положительны и равны, соответственно, 0,350 и 0,397, а коэффициент корреляции стажа с удовлетворенностью равен 0,345. Длительность стажа работы за компьютером коррелирует также с отсутствием состояния облегчения после работы (-0,413), что свидетельствует об удовлетворенности этим трудом.

Знание нескольких языков программирования также положительно влияет на интенсивность и длительность состояния удовлетворенности (0,526 и 0,350) То же — в отношении умения использовать в работе различные компьютеры (0,387). Такие пользователи, как правило, более внимательны в своей работе. Число известных языков программирования имеет высокую корреляцию с сосредоточенностью внимания (г=0,440).

Пользователи, обладающие высокой сосредоточенностью внимания, как правило, затрачивают меньше времен на подготовительный этап работы (-0,376). Частота ошибок при наборе программы зависит от выраженности волнения (0,368) и такого эмоционального состояния, как восторженность (0,359).

 

60

 

 Установлено, что пользователи предпочитают легкие задачи в случае низкого уровня заинтересованности (-0,425) и высокого уровня страха/испуга (0,441). Последнее является следствием того, что пользователь недостаточно подготовлен для решения более сложных задач.

Задачи среднего и высокого уровня (программы) решаются в случае актуализаций состояния решимости/решительности (коэффициенты корреляции соответственно 0,321 и 0,374; р<0,05), причем чем длительнее это волевое состояние и чем менее равнодушен пользователь, тем большее число сложных программ составляется им (0,520 и 0,344 соответственно).

Интересно отметить, что логические ошибки, возникающие при написании компьютерных программ, зависят от уровня и продолжительности сосредоточенности/внимания и интереса/заинтересованности. Чрезмерно высокий уровень и длительность этих состояний пользователя вызывают логические ошибки (р=0,387, р<0,01 и г=0,429, р<0,01 соответственно). В том случае, если программирование вызывает удовлетворенность, то, как правило, логические ошибки не возникают (-0,319). Обнаружено, что у тех пользователей, кто испытывает состояние облегчения после работы за ЭВМ, как правило, наблюдается большее число логических ошибок в составлении программ (0,577).

Таким образом, продуктивность работы за компьютером (составление программ, ошибки при программировании и др.) во многом связана со спецификой состояний пользователей. Так, продуктивность повышается при актуализации состояния внимания, решимости/решительности, заинтересованности/интереса, при отсутствии безразличия/равнодушия к программированию и при удовлетворенности от общения с ЭВМ. Снижают продуктивность страх, чрезмерное внимание и чрезмерная мотивация и, конечно, равнодушие/безразличие.

выводы

 

 1. Пользователи ЭВМ в процессе работы за компьютером испытывают различные психические состояния, среди которых могут быть выделены типичные: эмоциональные, волевые, интеллектуальные, мотивационные и др. Психические состояния пользователей зависят как от конкретных ситуаций, возникающих в процессе работы, так и от факторов возраста, пола, интенсивности работы за компьютером, а также и от профессиональной подготовки. Самый широкий спектр психических состояний, преимущественно отрицательно окрашенных, наблюдается в нестандартных ситуациях.

2. Выявлены взаимоотношения между психическими состояниями пользователей в динамике компьютеризированной деятельности. Пользователи, начинающие работу в состоянии заинтересованности/интереса, как правило, завершают ее в состоянии удовлетворенности. Выделены основные структуры качественных характеристик состояний (интенсивность и длительность), оказывающие влияние на динамику компьютеризированной деятельности. Обнаружена зависимость оптимального уровня длительности и интенсивности состояний, обусловливающая эффективность деятельности в ходе работы с ЭВМ.

3. Установлено влияние психических состояний на продуктивность деятельности. В наибольшей степени продуктивность деятельности пользователя ЭВМ зависит от волевых, мотивационных состояний, состояний, связанных отношением к компьютеризированной деятельности, состояний сознания. Снижает продуктивность страх и чрезмерный уровень мотивации, чрезмерная сосредоточенность и безразличие.

4. При разработке компьютерных технологий обучения и автоматизированных

 

61

 

систем обучающих следует учитывать особенности психических состояний различных возрастных, половых и профессиональных групп. Установленные закономерности свидетельствуют о необходимости дифференцирования процесса компьютерного обучения.

 

1. Алекперова Е. А., Петухов Б. М. Эффективность диалогового режима в зависимости от текущего психического состояния оператора-программиста ЭВМ // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ / Под ред. О. К. Тихомирова М., 1986. С. 230.

2. Бондаренко Ю. Г., Портных В. М., Херсонская Т. В. Опыт преодоления психологического барьера у обучаемых при знакомстве с компьютером // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования (высшая школа). Рига, 1988. Ч. 2. С. 6 — 7.

3. Венда В. Ф. Инженерная психология и труд оператора АСУ. М., 1974.

4. Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопр. психол. 1993. № 3. С. 5 — 16.

5. Дикая Л. Г. Психические состояния и эффективность деятельности // Психол. журн. 1984. Т. 3. № 6. С. 254 — 257.

6. Доронина О. В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопр. психол. 1993. № 1. С. 68 — 78.

7. Занковский А. Н. Исследование функциональных состояний человека-оператора с помощью метода семантического дифференциала // Методики исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях / Под ред. Л. Г. Дикой, А. Н. Банковского. М., 1989. С. 39 — 51.

8. Корнилова Т. В., Тихомиров O. K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990.

9. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.

10. Прохоров А. О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. Самара, 1991.

11. Прохоров А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань, 1991.

12. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994.

13. Прохоров А. 0., Дмитриева Л. М., Сережкина А. Е. Компьютеризация образования и проблема исследования психических состояний // Отчетная научно-методическая конференция. Казань, 1994. С. 29.

14. Тихомиров O. K. Психологические последствия компьютеризации // Человек и компьютер / Под ред. O. K. Тихомирова. М., 1972. С. 235 — 262.

15. Тихомиров O. K., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М., 1986.

16. Тоом А. И., Крюков А. П., Родионов А. Я. Информативная обратная связь — условие продуктивного диалога между человеком и автоматизированной системой // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ / Под ред. O. K. Тихомирова. М., 1986. С. 13 — 134.

17. Шор С.Л. Методика “пиктограммы” как средство выявления психических состояний оператора в экстремальных условиях деятельности // Методика исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях / Под ред. Л. Г. Дикой. М., 1989. С. 51 — 61.

18. Martin J. Application development without programmers. Englewood Cliffs, 1982.

 

Поступила в редакцию 20. Х 1994 г.