Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

21

 

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ О ДУШЕ

 

Е. А. САВИНА

 

Знания о психике являются важным средством организации человеком своего внутреннего мира, а также понимания им других людей. Усвоение этих знаний, как правило, происходит стихийно. Путем проб и ошибок ребенок учится понимать себя и других, объяснять свои и чужие поступки, выстраивать линию собственного поведения. Представления о внутренней жизни человека, по всей видимости, возникают в онтогенезе достаточно рано и в наибольшей степени востребуются в подростковом возрасте. Открытие Я происходит не случайно и не вдруг, а имеет под собой длительную работу детского сознания, о которой мы, к сожалению, мало знаем.

Генезис представлений детей о психике человека продолжает оставаться малоизученной проблемой в отечественной психологии. Внимание исследователей, главным образом, было обращено на изучение особенностей социальной перцепции в детском возрасте (А. А. Бодалев, В. Н. Панферов, Е. О. Смирнова и другие). В исследованиях Е. В. Субботского, посвященных генезису представлений детей о собственно психической жизни человека, обнаружилась необходимость найти доступный для ребенка язык описания психической реальности. Е. В. Субботский в беседе с ребенком в качестве обозначающего внутренний мир человека использует местоимение Я. Однако ответы детей показали, что они не связывают Я ни с психическим, ни с физическим бытием человека, считая, что Я — это “слово”, “звук”, “буква” [3]. Исторически сложилось, что психическая реальность репрезентируется в обыденном сознании понятием “душа”. Представления о ней существовали с древнейших времен. Человек выдвинул идею души, пытаясь овладеть собственным внутренним миром, она была “первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы обязаны сейчас существованием нашей науки” [1; 429].

Целью нашего экспериментального исследования стало изучение представления детей 5—10 лет о душе, ее функциях, взаимоотношении с телом. В эксперименте приняли участие 17 дошкольников 6-го года жизни, 40 — 7-го года жизни, первоклассники (20 человек), третьеклассники (37 человек). Методом исследования была индивидуальная

 

22

 

беседа (некоторые вопросы мы заимствовали из бесед Е. В. Субботского [3])1.

Анализируя ответы детей на вопрос “Что такое душа?”, можно выделить несколько групп суждений. В первой группе суждений душа рассматривается детьми как “двойник” человека: “это почти как Я” (7-й год), “похожа на меня” (III класс). В одних случаях этот “двойник” отличался от человека тем, что он прозрачный и невидимый: “душа может выходить из тела в виде прозрачного человека” (6-й год), “это будто прозрачное, но как Я” (7-й год), “это копия нашего лица, но уже невидимая” (I класс). В других случаях различие было в размере: “это маленькое существо во мне”, “это гномик, который живет внутри нас” (1 класс).

Во второй группе суждений душа понимается детьми как явление, автономное от тела, бессмертное, способное самостоятельно перемещаться в пространстве: “прозрачная и летает” (6-й год), “невидимая и летает”, “когда человек умирает, в комнате остается его душа” (III класс).

Третья группа суждений характеризует душу как нечто внутреннее, находящееся в теле: “то, что живет в теле” (6-й год), “это что-то внутри” (7-й год), “это внутри меня” (I класс).

Четвертая, самая многочисленная группа высказываний, характеризует душу как эмоционально-нравственное начало в человеке, причем таких суждений практически нет у детей 6-го года жизни, наибольшее их число приходится на 9-й год жизни и несколько снижается в школьном возрасте: “это, как будто переживаешь за кого-то”, “это, когда я плачу”, “душа — это доброе отношение ко всему, что нас окружает”, “это то, что у некоторых болит, или горе случилось, и душа болит за кого-то”, “душа — это сама доброта” (7-й год),  “душа может быть доброй, а может быть злой” (I класс), “душа обо всем жалеет, все чувствует”, “душа может переживать, огорчаться” (III класс).

Самая малочисленная, пятая, группа высказываний (по одному-двум в каждой возрастной группе) характеризует душу с точки зрения ее познавательной функции: “это, чем думаешь” (6-й год), “это, чем мечтаешь”, “она думает и находится в голове” (7-й год), “как человек думает” (I класс), “то, что человек представляет, думает, выражает” (III класс).

Необходимость души для человека дети объясняют по-разному. В первой группе ответов (самой многочисленной в шести- и десятилетнем возрасте) дети приписывают душе функцию источника жизни: “без души человек умирает”, “если она уйдет, человек умрет”, “чтобы тело жило” (6-й год), “человек без души не сможет жить” (7-й год), “из-за души живем”, “без души человек не существует”, “тело без души будет мертвое” (III класс).

Вторая группа ответов, самая многочисленная у детей 7-го года жизни, связывает с душой эмоционально-нравственную функцию: “душа нужна, чтобы помогать другим, жалеть” (6-й год), “без души нельзя жить по-доброму”, “без души нельзя, а то будешь злым, как Снежная Королева”, “без души человек будет злой” (7-й год), “душа нужна, чтобы чувствовать все”, “человек будет злой без души и не за кого будет переживать”, “душа жалеет, переживает, горюет” (III класс).

Наконец, в третьей группе суждений о необходимости души дети объясняют ее познавательной функцией: “душа нужна, чтобы быть умным”, “чтобы все знать” (7-й год), “чтобы думать” (III класс).

Беседы с детьми обнаружили, что подавляющее большинство детей 6-го года жизни (70%) признают необходимость души, невозможность существования человека без нее. В третьем классе число таких детей увеличивается до 90%.

 

23

 

Нас также интересовало, наделяет ли ребенок душу материально-телесными атрибутами (видимость-осязаемость) или же она представляет для него совершенно особую реальность, отличную от тела. Для этого мы спрашивали наших испытуемых: “Можно ли увидеть или потрогать душу?” Ответы распределились следующим образом,

 

Таблица 1

Суждения детей о наличии материально-телесных атрибутов у души (в %)

 

Категория ответа

                    Возраст

 

5-6 лет

6-7 лет

1 класс

3 класс

Душу можно увидеть, потрогать

23, 6

20

5

 

Душу нельзя увидеть, потрогать

64, 7

80

95

 

Не знаю

11, 7

-

-

-

 

Приведем примеры того, как дети аргументировали свое мнение. Ребята 6-го года жизни, как правило, давали немотивированные ответы, лишь один ребенок этого возраста заявил: “Она как воздух, ее не чувствуешь”.

Дети 7-го года жизни дали следующие аргументации: “Тело можно увидеть, если сфотографируешь, а душу нельзя”, “Тело увидеть можно, а душу иногда, ну, во сне”, “Душу не увидишь, а тело в зеркале есть”.

Один из первоклассников заявил, что душу можно увидеть с помощью рентгена: “Когда болеешь, врач фотографирует и смотрит душу”.

Третьеклассники давали более обоснованные ответы: “До души дотронуться нельзя — кожа мешает”, “Тело можно увидеть, потрогать, так как оно рядом, а душу — нет”, “Душа внутри тела находится, как туда пролезешь? Ее и не увидишь”, “Душа невидимая, как воздух”, “До души дотронуться нельзя, она прозрачная, дотронешься, сквозь можно пройти, а до тела можно дотронуться”.

Таким образом, с возрастом растет уверенность детей в том, что душа не наделена материально-телесными атрибутами, что она есть особая, отличная от тела реальность. Интересен в этом отношении ответ одного ребенка 7-го года жизни на вопрос “Может ли душа есть и пить?” — “Душа где-то дальше живота, и она тоже гуляет, как живот, то есть тело. Но пить не может, не во что пить, ее же нет…, но если… вода в живот сливается?” Отметим реплику ребенка “ее же нет” и его сомнение “но если… вода в живот сливается?” По всей видимости, для ребенка существование связано с телесным бытием, а души как материально-телесного феномена не существует.

Представления детей о душе как особой бестелесной реальности мы встречаем и в их ответах на вопрос “Может ли болеть душа?”. Так, около 40% детей всех возрастов отказали душе в способности болеть на основании того, что она не обладает телесными атрибутами: “Тело может болеть, особенно горло, когда снега много съешь. А душа не может, она же снег не ест”, “Душа никогда не заболеет — она же прозрачная” (7-й год), “Душа не заболеет — у нее нет горла и носа” (I класс). Остальные дети утверждали, что душа болеет особыми, “душевными” болезнями: “Душа может болеть, только без температуры”, “Душе обидно бывает”, “Душа может болеть, когда любимую игрушку отдали” (7-й год), “Душа переживает” (I класс), “Душа может болеть, только не такими болезнями, как грипп. Например, плохо человек к тебе относится, ты переживаешь”, “Когда болит душа, человек не может ни думать, ни мечтать”, “Близкий умирает — она тоскует” (III класс).

Нас интересовало, наделяют ли дети душой новорожденного ребенка, животных, растения, неодушевленные предметы. Обобщенные результаты представлены в табл.2.

 

24

Таблица 2

Ответы детей на вопросы о наличии души у новорожденного ребенка, животных, растений, неодушевленных предметов (в %)

 

 

Вопрос
 
Ответ
Возраст

5-6 лет

6-7 лет

I класс

III класс

1. Есть ли душа у новорожденного ребенка

да

нет

не знаю

58,8

35,4

5,8

65

35

-

65

35

-

94,6

5,4

-

2. Есть ли душа у животных

да

нет

не знаю

29,4

70,6

-

55

45

-

60

40

-

100

-

-

3. Есть ли душа у растений

да

нет

не знаю

-

100

-

30

70

-

25

75

-

27

67,6

5,4

4. Есть ли душа у неодушевленных предметов

да

нет

не знаю

-

100

-

-

100

-

-

100

-

2,7

97,3

-

 

Таким образом, большинство детей всех возрастов считает, что у новорожденного есть душа (“Душа уже есть, когда ребенок в животе у мамы”, “Когда ребенок рождается, в него входит душа”). Однако есть и такие дети, которые полагают, что душа появляется, когда “ребенок начинает говорить”, “когда ему исполняется 3 или 5 лет”, “когда начинает соображать, думать” (это ответы дошкольников), “когда много сил и хочется работать” (III класс).

С возрастом увеличивается число детей, признающих наличие души у животных. Все третьеклассники утверждали, что раз животные являются одушевленными предметами, то значит у них есть душа (здесь отчетливо проявляется влияние школьного обучения).

Дети всех возрастов отвергли идею существования души у неодушевленных предметов (в частности, у стола). Правда, один третьеклассник заявил, что “у стола душа есть, так как человек за ним сидит и пишет”, т. е. признал явление партиципации.

Подавляющее большинство дошкольников (свыше 70%) и все школьники подтвердили наличие души у себя. На вопрос “Откуда они это знают?” дети называли различные источники такого знания: радио, мама, окружающие люди; многие считают: раз они живут, значит, у них есть душа — “без души жить нельзя”. Некоторые дети 7-го года жизни объясняли факт наличия души своей способностью переживать, чувствовать: “у меня есть душа, потому что мне иногда бывает скучно без папы”, “Душа есть, но ее не видно, но она есть, потому что я иногда плачу, когда никто из ребят не видит”, “У меня есть душа, потому что я все чувствую, думаю”.

Нас также интересовал вопрос, где дети локализуют душу. Больше половины детей всех возрастов заявили, что душа находится внутри, в теле, не конкретизируя ее местоположение (остальные ответили: “не знаю”). Некоторые уточняли, что душа находится в сердце, в груди, в животе, в правой стороне тела. Возрастных различий мы не обнаружили, правда, двое детей подготовительной группы поместили душу в головной мозг, а один ребенок этого же возраста заявил, что душа находится “в любви”.

На вопрос “Может ли душа существовать без тела?” дети дали следующие ответы.

 

Таблица 3

Представления детей о зависимости души от тела (в %)

 

Категория ответа

Возраст

 

5-6 лет

6-7 лет

I класс

III класс

Душа существует без тела

76,4

35

40

43,2

Душа не существует без тела

23,6

65

60

56,8

 

С возрастом все большее число детей начинает осознавать зависимость души от тела. Однако на вопрос “А когда тело умирает, что происходит с душой?” большинство детей всех возрастных групп ответили, что душа остается. Мы получили следующие детские суждения: “Душа вылетает в воздух”, “Душа в другое тело переходит” (6-й год), “Когда человек умирает, душа остается и живет в воздухе”, “Она улетает 

 

25

 

после смерти” (7-й год), “После смерти человека душа улетает на небо” (I класс), “Когда тело умирает, душа остается, так как душа улетает к Богу, есть даже специальные ворота для умерших”, “Душа никогда не умирает, а тело может умереть”, “В фильмах показывают, как душа переселяется, после смерти остается и существует” (III класс).

Результаты проведенного экспериментального исследования показывают, что уже у детей 6-го года жизни есть представления о душе как особом, внутреннем феномене, недоступном зрению и осязанию. Она обладает таким свойством, как прозрачность (“Если бы главной была душа, то человек бы просвечивался”), способна покидать тело, перемещаться в пространстве и переселяться в другие тела. Рассуждая о душе, ребенок как бы удваивает собственное существование: есть Я, а есть существо, похожее на меня, копия меня — это душа.

Интересен тот факт, что суждения детей о прозрачности души, ее подобии человеку, способности к перемещению и переселению обнаруживают сходство с анимистическими представлениями о ней примитивных народов. Обратимся к Э. Б. Тайлору, который пишет о том, что верования многих народов содержат следующие утверждения: “Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени”, “Она способна покидать тело и быстро переноситься с места на место” [4; 213], “…Души, освобожденные от своего тела, могут быть узнаны по сходству, которое они сохраняют с ним…” [4; 225]. У Д. Д. Фрэзера мы читаем: “…Душа обладает такой же формой, как и тело, частью которого она является, только более тонкой и воздушной природы” [5; 206], это “человек внутри человека” [5; 205].

Можно предположить, что привязанность детей и примитивного человека к непосредственному опыту, невозможность выйти за его пределы заставляют их находить такие объяснения психической жизни, которые доступны наглядному способу познания, т. е. сравнивать душу с воздухом, маленьким человечком и т. д. (Можно искать другие интерпретации этого феномена, например, привлекать для этого понятие “архетип” К. Юнга или теорию рекапитуляции, но это отдельная проблема, рассмотрение которой выходит за рамки настоящего исследования.)

Душа понимается многими детьми всех возрастов как причина жизни: “душа оживляет” (6-й год), “из-за души живем” (III класс); основа движения тела — “если душа умрет, тело само по себе не будет двигаться” (III класс). Она является началом более сущностным, высоким, нежели тело: “душа сильнее тела, не по весу, конечно. Душа обо всем жалеет, все чувствует”, “тело ничего не понимает, а душа понимает” (III класс), даже “мысли хорошие бывают в душе, а плохие в теле” (I класс). Она призвана руководить, управлять: “душа командует” (6-й год), “душа думает, как ребенку побегать, попрыгать” (7-й год), “тело — это окончание человека, а душа руководит всем”, “она подсказывает, что нужно делать” (III класс). Одна девочка 7-го года жизни вообще верит во всемогущество души: “Душа все умеет, и она сможет не позволить человеку умереть”.

Детям, начиная уже с пятилетнего возраста, доступны для понимания такие функции души, как эмоции (“душа переживает”, “волнуется”, “тоскует”), мышление и память (“душа думает”, “запоминает”), желания (“душа появляется, когда человек чего-нибудь хочет”, “душа — это мои желания”).

Подавляющее большинство суждений, характеризующих душу как эмоционально-нравственное начало в человеке, приходится на 7-й год жизни, что не является случайным. В этом факте находят отражение три взаимосвязанных

26

 

феномена возрастного развития этого периода. Во-первых, именно здесь возникают, по Л. С. Выготскому, обобщенные переживания, дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка. Ребенок начинает осмысленно ориентироваться в своих чувствах: “Душа — это когда бывает грустно или не грустно”, “Душа у меня есть, потому что мне зверей на улице жалко бывает”, “Душа — это которая чувствует”.

Во-вторых, к концу седьмого года жизни для ребенка становится доступным осознание себя субъектом социальных отношений. Душа, по мнению детей, является той инстанцией, которая позволяет человеку относиться определенным образом к другому человеку (любить, сочувствовать и т. д.): “Душа нужна, чтобы любить родных”, “Чтобы маме помогать”, “Душа — это когда делишься конфетами”, “Это как человек относится к другому человеку”. Такие детские суждения говорят о том, что ребенок 7-го года жизни начинает осознавать свое отношение к другим людям, в связи с чем изменяется, выражаясь словами Л. С. Выготского, и его “способ переживания среды” [2; 383].

В-третьих, преобладание эмоционально-нравственных характеристик души в ответах детей 7-го года жизни отражает возникновение и такого личностного новообразования, как первичные этические инстанции. Даже отсутствие у растений души дети этого возраста мотивируют тем, что растения не способны на нравственные чувства и поведение: “У растений нет души, потому что они не бывают ни добрыми, ни злыми”, “Дуб не обидит никого, не сможет сделать, поэтому у него души нет”. Наблюдались случаи осознания детьми своего нравственного поведения — “Душа у меня есть, потому что я же чувствую, когда делаю добро”.

Наше исследование обнаружило, что у отдельных детей 7-го года жизни появляются элементы рефлексии собственной психической реальности: “У меня есть душа, потому что я все чувствую, думаю”, “У меня есть душа — я ее чувствую”, “Душа — это которое есть в человеке, и он ее чувствует”. Аналогичные ответы встречались и в младшем школьном возрасте: “Душу можно почувствовать”, “Душа — это такое невидимое существо, но ты его должен ощущать”. А один первоклассник отождествил душу с самосознанием: “Душа — это то, что я знаю о себе”. Полученные факты позволяют предположить, что открытие Я, происходящее в подростковом возрасте, подготавливается переживанием Я, своей субъектности, возникающим на 7-м году жизни.

Некоторые дети приходят к идее связи души и речи (отождествлению души с сознанием). Напомним, что они отказали маленькому ребенку в наличии у него души на основании того, что он еще не владеет речью. Интересен в этом отношении ответ мальчика 7-го года жизни: “Собакину душу не все знают, и они только гавкают, а у человека много-много слов в голове”.

Были и такие суждения, правда единичные, которые свидетельствуют о понимании детьми индивидуальности души (“Я у каждого свое”), ее развития (“У ребенка душа маленькая, с возрастом она меняется”). Существует также особый способ познания души — понимание. Вот как рассуждает девочка 7-го года жизни: “Душу увидеть нельзя, но понять можно. Самое главное, почувствовать, какой человек, хороший или плохой”. Она, т. е. душа, проявляется в поведении и деятельности: “Душу можно узнать по поведению: добрые люди делают добрые дела”, “Душу человека не увидишь, но с ним можно поиграть, тогда сразу все увидишь” (7-й год).

Отметим, что самое большое число разнообразных и оригинальных ответов мы получили у детей 7-го года жизни. Появившись в наиболее полной и яркой форме на рубеже дошкольного и школьного возрастов, представления детей о душе практически не усложняются

 

27

 

и не обогащаются в младшем школьном возрасте. По всей видимости, система образования не предоставляет ребенку необходимых средств для продвижения в этом направлении.

В нашем исследовании мы также обнаружили, что отличники в процессе беседы были более зажаты и немногословны, нежели слабоуспевающие школьники, которые более свободно и развернуто отвечали на вопросы. Можно объяснить это тем, что беседа строилась на основе не предусмотренных программой знаний. А так как отличники, как правило, ориентированы на соответствие образцам, то в ненормативной ситуации они растерялись, боясь дать неправильный ответ.

Житейские представления детей о разных сторонах действительности, к сожалению, не часто становятся предметом экспериментального изучения. Между тем, исследования подобного рода позволяют обнаружить такие интересные, своеобразные и во многом верные детские суждения (в нашем случае, о внутренней жизни человека), о которых мы, взрослые, нередко даже и не подозреваем. Наша задача состоит в том, чтобы этот бесценный детский опыт не только сохранить, но и способствовать его обогащению и развивать дальше.

 

1. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч.: В б т. М., 1983. Т. 1.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч.: В б т. М., 1984. Т. 4.

3. Субботский Е. В. Представления ребенка о соотношении телесных и психических явлений // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. № 2. С. 38-50.

4. Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

5. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1980.

 

Поступила в редакцию 21. IХ 1994 г.



1 Экспериментальный материал частично собран под нашим руководством дипломниками С. Азаровой и Е. Бывшевой.