Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

139

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

МИМИКА В КОНТЕКСТЕ. значение РАЗЛИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ В РАСПОЗНАВАНИИ ЭМОЦИЙ

 

Wallbott H.G. Mimik im Kontext. Die Bedeutung verschiedener Information-skoinponenten fur das erkennen von Emotionen. Gottingen: Hogrefe, 1990. 244 S.

 

Как замечает автор рецензируемой книги, идея излагаемого исследования возникла благодаря работе пионера советской кинематографии Льва Кулешова: он впервые сформулировал принцип монтажа фильма, согласно которому восприятие зрителем эмоций, выраженных актером, решающим образом зависит от контекста, заданного режиссером. Следуя традиции социально-психологических исследований, Г.Валльботт называет три фактора, обусловливающие восприятие другого человека: собственно предмет внимания (здесь: выражение лица), контекст, или все окружающие стимулы, доступные наблюдателю, и наконец, особенности личности и эмоционального состояния самого наблюдателя.

Основываясь на детальном анализе предшествующих работ, автор вводит

 

140

 

контекст как переменную, доступную экспериментальному исследованию. Контекст включает: временные параметры протекания выраженной эмоции;

информацию о других формах невербального поведения;

интерактивную ситуацию;

«предварительные знания» наблюдателя о воспринимаемом человеке.

В качестве теоретического подхода автор монографии использует модель Г.Брунсвика, где постулируется, что восприятие окружающего мира ограничивается выделением тех признаков, которые обладают для субъекта экологической валидностыо. Применительно к восприятию эмоциональной экспрессии Г.Валльботт дополнительно вводит в модель такие факторы, как культурные и личностные стереотипы наблюдателя, а также субъективно прочитанную им «ситуацию». Исследованию влияния ситуативного контекста и посвящена преимущественно монография. Так, сравнивая роль различных каналов невербальной информации и их взаимодействие с вербальной информацией, автор делает вывод, что в общем случае ни один из них не является доминирующим: мимика, например, определяет такие характеристики эмоционального сообщения, как симпатия/антипатия, в то время как восприятие доминирования/подчинения основывается на вокальной информации.

Опираясь на результаты эксперимента, автор анализирует стратегии интеграции (аддитивную, усредняющую, регрессивную), которые имплицитно использует наблюдатель в зависимости от того, согласуется ли экспрессия лица с контекстом, т.е. с информацией, поступающей по другим каналам, или диссоциирует с ним. Им показано, что если мимическая и ситуативная информация, которые противоречат друг другу, предъявляются последовательно, они интегрируются наблюдателем благодаря референтной рамке, задаваемой контекстом. При одновременном предъявлении противоречивой информации стратегия ее интеграции усложняется, может произойти разрушение интеграционных механизмов.

В ряде глав анализируется влияние контекста на оценку эмоциональной экспрессии лица в зависимости от условий предъявления стимульного материала — статичного (фото) или динамичного (видеофильм). Автором показано, что в статике доминирует мимическая информация. Из литературы известно, что в динамике, напротив, определяющую роль играет контекст. Г.Валльботт убедительно продемонстрировал, что в этом случае эффект контекста связан с полом воспринимаемого: женщины проявляют свои эмоции более выразительно и более открыто, мужчины же (в европейской культуре) менее экспрессивны, так как социально-ролевые правила предписывают им скрывать свои эмоции, поэтому наблюдатель, когда эмоции выражает женщина, больше «доверяет» ее мимике, а когда мужчина — контексту. Влияние контекста зависит также от характера выражаемой эмоции: «положительные» (радость) «активные» (гнев) эмоции сигнализируются главным образом мимикой, в то время как восприятие «отрицательных» и «пассивных» эмоций (страх, грусть) преимущественно определяется контекстом.

В заключение автор монографии называет также другие факторы контекста (эмоциональное состояние наблюдателя, его когнитивный стиль, социально-культурные стереотипы, механизмы вытеснения и проч.), которые влияют на восприятие мимики и могут стать предметом дальнейших исследований.

По мнению автора, описанные результаты имеют прикладное значение в области психологии средств массовой информации, поскольку описывают механизмы, лежащие в основе «манипулирования» эмоциональными впечатлениям зрителя и читателя периодических изданий.

Изложенные в монографии данные и их анализ являют собой пример удачного сочетания социально-психологической проблематики с современными

 

141

 

проблематики с современными экспериментальными методами когнитивной психологии, что следует отнести к безусловным достоинствам книги. Придерживаясь когнитивно-психологического подхода, Харальд Г. Валльботт полагает, что последующие исследования восприятия эмоций не должны ограничиваться определением того, «правильно» ли опознана та или иная эмоция и насколько единодушны наблюдатели в своих оценках, но, скорее, должны быть направлены на изучение процесса восприятия эмоций и интеграции эмоционально-релевантной информации.

Г.В.Парамей

Москва

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА.

ТЕОРИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ЛЕЧЕНИЕ

Kleber R.J., Brom D. Coping with trauma. Theory, prevention and treatment. Amsterdam: Swets & Leitling, 1992. 317 p.

Рецензируемая монография обобщает десятилетний опыт исследований и лечения травматического стресса. В ней представлен системный анализ психологической, социологической и психиатрической литературы, посвященной экспериментальным и теоретическим проблемам травматических жизненных событие и путей преодоления их последствий, анализируются стратегии и методы психотерапевтического лечения.

Книга состоит из предисловия и четырех частей.

В первой части дается общее представление о травматическом опыте в человеческой жизни, выделяются три основных состояния, отражающих феноменологическое описание личности в экстремальных условиях: бессилие, внезапная дезинтеграция привычных стереотипов существования и дезадаптация.

Излагаются основные концепции механизмов развития стресса в их исторической перспективе. В кратком обзоре рассматривается трансформация терминов, описывающих последствия травматического опыта в жизни человека. Авторы справедливо отмечают, что разноголосица терминов связана с различными подходами к проблеме травматических ситуаций. Они рассматриваются либо как острые реакции, либо как результат хронической долговременной реакции или проявления характерологических черт личности, либо клиника этих реакций описывается в психопатологических терминах.

Рассмотрены современные дефиниции, в которых концепция стресса описывается как непрерывное взаимодействие между событиями окружающей среды и потребностями индивида. Четко разграничиваются обычные жизненные стрессы (безработица, конфликты на работе, сдача экзаменов и т.д.) и экстремальные жизненные ситуации (последствием которых является посттравматический стресс).

Во второй части книги обстоятельно излагаются травматические события, вызывающие психологические проблемы. Это прежде всего результаты обследований ветеранов II Мировой войны и войны во Вьетнаме. При этом авторы обсуждают два тесно связанных феномена: психологические нарушения во время войны (синдром истощения) и отдаленные последствия (PTSD — посттравматический стресс).

Особый интерес представляет анализ литературы, посвященной проблемам бедствий и катастроф. Авторы отмечают общие черты природных и технологических катастроф, излагают подходы к их классификации. Сравниваются последствия таких двух катастроф, как авария на АЭС Три-Майлз-Айленд (Three Miles Island) и Чернобыльской АЭС.

Ценным представляется собственный опыт авторов по изучению стресса у жертв насилия. Описываются разработанная ими модель и фазы реакций у этих лиц: само событие (факт насилия), замешательство, избегание, эмоциональное, навязчивое воспроизведение событий,

 

142

 

восстановление психики. Отмечается частое появление чувства вины, унижения, социальной самоизоляции, сомнений по поводу своей ответственности и идентификации.

Авторы также останавливаются на психологических, психосоматических и социальных последствиях пребывания в концентрационном лагере и их влиянии на последующие поколения в семье.

В конце второй части анализируются расстройства, возникающие при потере близких людей. Разграничивается адекватное и патологическое совладание с травматическим событием. К последнему авторы относят как интенсивную хроническую скорбь, так и длительное отсутствие чувства скорби с последующим тяжелым депрессивным состоянием.

В третьей части рассматриваются психологические аспекты общей теории преодоления последствий травматических событий. Центральная роль в теоретических исследованиях отводится когнитивному пониманию процесса адаптации к стрессу, психодинамической теории и теории стресса. Не ограничиваясь рамками этих концепций, авторы анализируют модели преодоления посттравматического стресса, психобиологические в том числе. Такой подход приводит к наиболее адекватному объяснению механизмов процесса совладания с травмой и его многофакторной обусловленности.

Подробно освещается теория Р.Лазаруса (по мнению авторов, типичная для транзактной интерпретации) об индивидуальном осознании и приписывании значений событию.

Очерчиваются отношения между психологическими и социальными стрессорами, с одной стороны, и заболеваниями и эмоциями — с другой. Закономерно отмечается, что психосоциальные колебания жизненных обстоятельств личности специфически не связаны ни с одной болезнью. Они лишь повышают уязвимость организма, делая его особо чувствительным к любой болезни.

Богато иллюстрируя теоретические положения схемами моделей преодоления стресса, авторы отмечают, что взаимоотношения между событием и последствиями должны рассматриваться прежде всего на индивидуальном уровне, где главенствующую роль играют личностные характеристики человека, зависящие как от его раннего опыта, так и от влияния социального окружения на восприятие стрессовой ситуации.

Завершается эта часть обзором детерминант, которые можно связать в исследовании или в теории с процессом преодоления экстремальных событий. Авторы концентрируют внимание на таких факторах, как характеристики и обстоятельства событий, характерологические черты, социальные и культурные условия.

Четвертая часть книги посвящена методам психотерапевтического лечения заболеваний, явившихся результатом травматического стресса, приводятся данные об эффективности такого лечения. Рассматриваются различные аспекты психологической помощи, обсуждаются ее цели и специальные программы, апробированные авторами во время работы с жертвами насилия. Совершенно обоснованно утверждение авторов о необходимости построения теоретической базы различных форм психотерапии.

В работе описываются теоретические аспекты и практическое применение трех методов лечения: поведенческой терапии, кратковременной психодинамической терапии и гипнотерапии. По мнению авторов, наиболее продуманная и разработанная теория, объясняющая влияние травматического опыта, исходит от психоаналитиков. Излагается последовательность психотерапевтического вмешательства: стимулирование здорового процесса преодоления, раннее распознавание нарушений и их психотерапевтическое лечение.

 

143

 

Высокий научный и теоретический уровень работы, практическая направленность, полный объем сведений по освещаемой проблеме делают ее ценным пособием для всех интересующихся вопросами травматического стресса.

В.А.Карпюк

г. Гродно (Беларусь)

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Keller HShneider К., Henderson В. (eds.) Curiosity and exploration. Berlin: Springer-Verlag. 1994. 350 p.

Вышеназванная область исследований оформилась в качестве самостоятельной в западной психологии около 40 лет назад, и в настоящее время в ней накоплен обширный материал. Данная книга основана на материалах международного симпозиума по любознательности и исследовательскому поведению (ИП), состоявшегося в Оснабрюке (Германия) в 1990 г. В ней собраны теоретические и экспериментальные исследования, представляющие различные подходы к данной проблеме. Редакторы книги Х.Келлер и Б.Хендерсон, известные ученые в данной области, подчеркивают, что разнообразие подходов является необходимым условием создания последующей целостной системы научных представлений о любознательности и ИП, а также об их месте в развитии человека и общества.

В первой главе Р.М.Ригол анализирует содержание волшебных сказок с точки зрения представления в них ИП и их роли в развитии ребенка. Волшебные сказки рассматриваются автором как отражение исторического опыта, связанного с поведением человека. Она классифицирует различные виды ИП персонажей, уделяя особое внимание половым различиям. Ребенок-слушатель, встречаясь с описанием ИП в сказке, может изучать в символической форме возможности и последствия тех или иных действий, сравнивать их со своим опытом и усваивать каноны человеческого поведения, включая то, что ребенок должен быть любознательным.

Глава «Функциональные и мотивационные механизмы ИП» содержит пять статей. К.Бухгольц и А. Перш представляют этологическую концепцию ИП. Они описывают модель, объединяющую сенсорную часть ИП, двигательную часть и систему готовности к действию. Готовность к действию определяется различными внешними и внутренними факторами и сама, в свою очередь, определяет специфическую адекватную двигательную активность. Ф.К.Джеллестад и др. изучают роль различных мозговых структур в приобретении новой информации. Они приводят гомеостатическую модель функционирования мозга, в соответствии с которой гипокамп функционально включен в распознавание новизны, а миндалевидный комплекс — в аффективные аспекты ИП. В статье М.Нипела и др. обсуждается мотивационное значение реакции удивления. Они исследуют две характеристики реакции удивления: задержку действия и фокусировку непроизвольного внимания. А.Крапп исследует взаимосвязь интересов и любознательности. Критикуя распространенную концепцию мотивации Д.Берлайна, он предлагает теорию интересов, подчеркивающую значение отношений «личность — объект» и применяет ее к анализу различных видов ИП и их развития. Б.Финк также изучает взаимосвязь ИП и интересов. Автор рассматривает интересы как детерминанту, определяющую направление ИП. Он приводит результаты пятилетнего лонгитюдного исследования и обсуждает применимость различных моделей развития интересов.

В главе «Развитие ИП и индивидуальные различия» подчеркивается роль социальной поддержки и общей ситуации развития в детерминации ИП. Д. ван дер Бум исследует отношение между привязанностью, темпераментом и ИП у возбудимых младенцев. Доброжелательная

 

144

 

отзывчивость матерей, стимулировавшаяся в ходе специальных занятий с ними, укрепляла чувство безопасности у детей и способствовала развертыванию ИП. Результаты обсуждаются с точки зрения модели взаимодействия трех систем: безопасности, активации и самостоятельности. В статье К.Трудевинда и К.Шнейдера обсуждается диагностическая валидность трех методов оценки ИП и любознательности: лабораторного эксперимента, анкетирования родителей и воспитателей, использования кукольного спектакля как стимулятора ИП.

К.Шнейдер и Л.Уэнер исследуют влияние социального и физического контекста на ИП детей раннего возраста на материале их поведения в супермаркете и дома. Физическое окружение в магазине стимулирует более выраженное ИП и в большей степени определяет исследовательские тенденции детей, чем социальный контакт с матерью. Х.Келлер представляет лонгитюдное исследование развития стилей ИП от младенчества до 9 лет. Особое внимание она уделяет сопоставлению зрительного и манипулятивного стилей. Доминирование зрительного обследования у части старших детей, исключающее получение существенной информации о скрытых особенностях объекта, связано с обедненным социальным взаимодействием этих детей со взрослыми в младенчестве. Б.Хендерсон анализирует индивидуальные различия ИП, любознательности и интеллекта с точки зрения более широкой категории порождения опыта. ИП рассматривается как средство взаимодействия ребенка с окружением для создания нового опыта, т.е. для изучения. Автор показывает, что данная категория позволяет углубить понимание проблемы «природа — воспитание».

В главе «Взаимосвязи ИП и других поведенческих систем» первая статья посвящена изучению связи ИП и восприятия, основанному на экологическом подходе Дж. и Э. Гибсонов. Ее автор Э.Смитсен анализирует развитие координации и соподчинения целей и подцелей актов восприятия и действия, а также самих этих актов в младенчестве. А.Шолмерих исследует на младших школьниках взаимосвязь различных видов ИП и количества информации, полученной ребенком при обследовании нового объекта. Эта связь не является однозначной, и количество подученной информации относительно независимо от интенсивности наблюдаемого ИП. С.Крейтлер и Х.Крейтлер представляют подробную теоретическую модель мотивационных и когнитивных детерминант ИП, подтвержденную в ходе широких экспериментальных исследований. В основе модели лежит анализ познавательной ориентации испытуемых и используемой ими системы значений. Описываются методы, позволяющие выявить причины того или иного стиля ИП, и методы повышения мотивации ИП.

В главе «Прикладные аспекты» З.Грейф анализирует ИП пользователей компьютерных систем, особенности данных систем, влияющие на деятельность пользователей, и предлагает рекомендации для разработки оптимальной исследовательской компьютерной среды. Д.Горлиц и Р.Шродер представляют описание реализованного проекта городской среды и социальной инфраструктуры, «дружественной к детям» и стимулирующей различные виды их деятельности, включая исследовательскую.

Книга завершается статьей Р.Фэгена, написанной в форме изящного эссе. Она посвящена ИП и игре как социобиологическому феномену и в целом диалектической роли социобиологии в современной науке.

Книга предназначена для психологов. Она отражает современное состояние и тенденции развития в данной области. Эти тенденции выражаются в анализе развития любознательности и ИП на протяжении жизненного цикла, изучении личностных черт и индивидуальных различий, а также в учете социальных факторов (как ситуативных, так и общесредовых).

А.Н.Поддьяков

Москва