148
ФЕНОМЕН
СУБЪЕКТНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Москва
Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993. 67 с.
Книга В.А.
Петровского посвящена одной из наиболее актуальных для развития психологической
науки областей, носящей отчетливо проблемный характер и требующей
фундаментальных исследований. Это область личности человека в аспекте ее
субъектных характеристик, ее истинных субъектных потенций и реальных феноменов
субъектности.
Названная проблема является
ключевой при исследовании закономерностей отдельных, частных форм произвольной
активности человека. Определенные исходные представления о субъектных
возможностях человека, об их границах, «нормальных проявлениях» и механизмах
реализации неизбежно лежат и в основе практической организации разных ступеней
и этапов обучения и воспитания, организации трудовой
профессиональной деятельности, проектирования новых видов деятельности,
осуществления психолого-диагностической и коррекционной работы, психотерапии и.
т.д.
В психологической науке все
более отчетливо ощущается и осознается потребность в преодолении несоответствий
и несоразмерностей между общеметодологическими положениями о человеке как о
действительном субъекте своей активности, о свободе действенного волеизъявления
человека, о творческом потенциале личности во всех ее .субъектных
проявлениях и т. п., с одной стороны, и явным обеднением и редукцией этих
положений в частных концепциях специфических форм субъектной активности и, тем
более, в «прикладных» исследованиях отдельных видов деятельности, с другой.
Книга В.А.
Петровского прямо направлена на содержательную эмпирическую разработку и
теоретическое развитие проблем субъектности в контексте становления и
реализации личности в качестве универсального субъекта различных видов своей
произвольной активности и специфических форм своего действенного бытия, в
субъектной активности других людей, на создание необходимых концептуальных
средств для воплощения идей субъектности в широкой исследовательской практике
психологической науки. В конечном счете книга способствует
преодолению невостребованности субъектного потенциала человека в период его
личностного становления и в дальнейшей жизни.
Рассматриваемая работа имеет
принципиальную актуальность, она реализует значимые научные тенденции роста
психологии личности и общей психологии и является, тем самым, закономерным
этапом их развития. При этом книга демонстрирует существенную новизну исходных
позиций, подходов и исследовательских аспектов, посвященных «феномену
субъектности в психологии личности», которые реализуют в своей совокупности
оригинальную концепцию, содержательно обосновывающую и раскрывающую феномен
субъектности как сущностную характеристику личности человека, его личностного
бития. Автор, по сути, формулирует особую предметную область психологического
исследования личности и вносит в нее существенный и многосторонний
исследовательский вклад.
Уже из
названия книги понятно, что общий теоретический фундамент работы строится на
основе анализа феномена субъектности человека (анализируется построение
149
человеком своих витальных контактов с миром,
осуществление предметной деятельности, общения, активности в сфере
самосознания). При этом именно субъектность как особое свойство и способность
человека к самодетерминации разных сфер и сторон своего бытия выступает
характеристикой личности, конституирующей ее. Выстраивая понимание феномена
субъектности, автор противопоставляет разным формам использования «принципа
сообразности» идею неадаптивности человека и подтверждает ее выявлением и
анализом целого класса соответствующих феноменов.
Автор вводит и содержательно
обосновывает одно из ключевых понятий своей концепции - понятие «неадаптивной
активности», в свете которого человек выступает как субъект этой активности,
как «адаптивно-неадаптивное» существо. Именно в этом качестве человек
демонстрирует способность выхода за пределы наличных ситуаций, исходных
регламентации своей активности, реализует способность полагать себя как
субъект, порождая действительно новые цели в разных сферах своего бытия.
Порождение целей, максимально эмансипированных от предшествующих целевых
ориентации, объясняется на основе принципа актуальной детерминации (причинность
«здесь и теперь») в свете соотношения категорий «возможного» и
«действительного». Идея актуальной причинности, реализуемой как переживание собственных
деятельностных возможностей, и лежит в основе понимания актов самополагания,
реализуемых субъектом в процессах активно-неадаптивного действования.
Концептуальные построения
книги находятся в органическом содержательном единстве
с экспериментальными исследованиями, результаты которых имеют во многом прямое
теоретическое значение. Отмечу в самом общем виде два условно выделяемых блока экспериментальных
исследований. Первый из них, подчинен изучению феноменологии конкретных форм,
закономерностей, механизмов активной неадаптивности человека, реализуемой им в
качестве закономерной тенденции своей жизни, предметной деятельности, общения,
самосознания. Главным в решении этих задач явился разработанный автором метод
«виртуальной субъектности» (надситуативной активности), реализованный в большом
числе конкретных методик. Значительный интерес представляют как сами методики,
так и выявленный с их помощью широкий круг феноменов надситуативной активности,
непрагматичного, неадаптивного поведения. Результаты этого блока экспериментов
соотносятся с проблемой становления субъектности человека, с «началами
личностного в человеке», т. е. с моментами самополагания.
Анализ же существования
человека как субъекта активности реализуется блоком экспериментов, посвященных
изучению явлений и эффектов идеальной представленности и продолженности
человека в других людях. В качестве общего в решении этих задач используется
также оригинальный метод «отраженной субъектности».
Этот метод реализует разработанную автором концепцию представленности человека
в других. На основе анализа собственных и уже имеющихся в науке данных автор
формулирует гипотезу, объясняющую тенденцию человека к субъектному отражению
себя в других и в себе самом.
Автор показывает, что в
своей совокупности виртуальная, отраженная и возвращенная субъектность в их
динамических связях и переходах воплощает личностное бытие человека.
Таковы, в самом общем,
сугубо пунктирном перечислении некоторые основные моменты содержания и логики
книги, подробное знакомство с которой будет интересно психологу любой
специализации.
В заключение стоит сказать, что
книга обладает одной важной, хотя и формальной относительно излагаемой в ней
концепций, особенностью. Это особенность самого изложения, способствующего
доходчивости излагаемых идей и реализации «научного веса» самой книги, несмотря
на ее небольшой объем. Книга по своей сути является предельным концентратом
теоретических построений, формулировок, базирующихся на анализе очень большого
объема классической и современной научной литературы и собственных эмпирических
исследований. Ограниченный объем публикации в сочетании с разнообразием и
богатством теоретического и эмпирического материала обычно диктуют тезисную
форму изложения, при которой теряются многие логические переходы и в известной
мере утрачивается доказательность излагаемого. Однако автор сумел избежать
тезисного жанра и дать логически и содержательно целостную и связную картину
предлагаемой концепции, что значительно облегчает ее восприятие читателем.
Приложенный же список авторских работ дает возможность пристрастному читателю
детально ознакомиться с различными аспектами, содержательными и собственно
логическими основаниями излагаемой концепции.
150
Что можно пожелать автору?
Исследуя и обосновывая феномены неадаптивной активности субъекта, он,
естественно, сконцентрировал свое внимание именно на них. Хотелось бы, чтобы в
книге был обозначен взгляд автора на соотношение и совместимость адаптивных и
неадаптивных форм поведения в жизни человека.
В контексте авторской
концепции невольно возникает вопрос и о том, характеризует ли тенденция к
неадаптивной активности общий модус поведения данного человека, либо может
проявляться преимущественно лишь в каких-либо отдельных областях отношений
человека с действительностью и как в таких случаях можно квалифицировать
уровень субъектного развития человека.
И конечно, хотелось бы
увидеть опубликованным существенно более подробное и детальное изложение
концепции В.А. Петровского в форме полнообъемной
монографии.