Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

145

 

НОВЫЙ ПОДХОД К КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ

 

ТЕОРИЯ - ПРАКТИКА

 

Н.А. АМИНОВ

Москва

 

Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М. Дело, 1994. 216 с.

 

Несмотря на добрые побуждения и организацию, движение за реформу образования в России пока не дает ожидаемых результатов. Сейчас особенно остро стоит вопрос: возможно ли улучшить образование детей без коренного изменения работы учителя, повышения его личностного и профессионального уровней развития. Наступило время признать, что практика стандартизации как труда учителя, так и аттестации учеников — это не выход. Существующая школьная система в ходе реформы полностью исключает из этого процесса учителя, т. е. того, кто обязан реализовывать ее цели.

Уверенность в своих силах и самоуважение учителя являются существенными и предварительными условиями для возрождения русского просвещения.

Знаем ли мы сейчас ответы на

 

146

 

вопросы: кого учить? кому учить? как учить? чему учить?

В монографии Л.М. Митиной и других ее книгах (Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991; Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. М., 1992; и др.) можно найти достаточно развернутые ответы на эти вопросы.

Итак, кого учить? Можно согласиться с мнением автора, что процессы развития и ученика, и учителя должны идти синхронно, только у учителя этот процесс начинается гораздо раньше, и учитель должен знать психологические закономерности и условия развития личности. В этом случае следует говорить о личностно-развивающем подходе (и учителя, и учеников) в процессе обучения.

Кому учить? Естественно, учителю. Но учителю, увлеченному своим предметом, уверенному в своих силах, в способности обучать и т. п. Однако экспериментальное обследование учителей показывает, что в абсолютном большинстве случаев показатели их компетентности ниже требуемого уровня педагогического мастерства.

Отсутствие индивидуального подхода (схематизация типов учащихся), эмоциональная неустойчивость, авторитаризм и т. п. скорее правило, чем исключение среди работающих учителей. По-видимому, школьная система, какой мы ее знаем, до сих пор исходит из задачи, которая не отвечает современным требованиям общества к школе. Как правило, она готовит исполнителей. Вследствие этого учитель выполняет функции передатчика знаний, контролера и наставника, надзирающего за учащимися. И эту цель школа блистательно выполняет.

Другой тип школы, так называемой «школы-семьи», на который ориентируется автор, требует кардинальных реформ целей образовательной системы и разработки особых технологий духовного влияния на ребенка, предполагающих психологическую безопасность, защищенность, эмоциональную отзывчивость, оптимистичность прогноза развития и т. д.

В книге предпринимается по сути первая попытка дать систематический обзор зарубежных техник, которые в недалеком будущем должны стать основой обучения учителей гуманистической ориентации.

Как учить? Лучше коллективно. Результаты сравнительного анализа трех типов обучения, направленных на кооперацию, соперничество и индивидуализацию, говорят в пользу только коллективного обучения. Примеры такого обучения — яркая иллюстрация новой педагогической практики, которая начинает, хотя и робко, внедряться в нашей стране.

Естественно, что для реализации реформы школы потребуется и новый учитель. Чему же нужно учить педагогов в первую очередь, если реально думать о будущем школы? Развитию социальной перцепции, эмоциональной реактивности, гибкости поведения, самоуважению и уважению ребенка и т. д. Но в книге Л. М. Митиной не только ставятся новые задачи, но и конкретно излагаются основы новой дидактики высшей школы.

Данная монография является, пожалуй, единственным источником информации для учителей и студентов отечественных педвузов с психологическими методами самоактуализации творческого потенциала и формирования новых умений. По нашему мнению, несомненным достоинством книги является то, что она научна по своей сути, основывается на данных отечественных и зарубежных исследований, а также включает обширные собственные эксперименты автора. В то же время материал книги построен на практике современной отечественной школы, а форма подачи материала удачно сочетает научную доказательность позиций автора с живостью и доступностью изложения материала для предполагаемых читателей — психологов, учителей, воспитателей, преподавателей и студентов педагогических университетов, институтов, училищ и широкой общественности, включая родителей и организаторов производства.

 

147

 

Круг аспектов книги широк и разнообразен и в общем охватывает основной психологический спектр проблем личности и деятельности учителя, включая практические рекомендации по их развитию.

К сожалению, автор, занимая личностно-деятельностную позицию, полностью оставляет вне поля зрения дифференциальный аспект проблемы. Труд учителя — это призвание. И цель гуманистической психологии помочь каждому педагогу раскрыть и реализовать свой потенциал. Игнорирование данного аспекта создает впечатление особой доступности новых технологий и легкости их усвоения всеми, а это не так.

Прогресс новых психологических технологий — в интеграции деятельностного и дифференциального направления. Надо сказать, что сама фактология книги свидетельствует об этом. И это обнадеживает.

Книга будит фантазию, желание верить и честно работать на возрождение отечественных идеалов гуманизма, развивает лучшие традиции отечественной психологии и педагогики.