Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

143

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУPA

 

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ

 

Е. И. ЩЕБЛАНОВА, И. С. АВЕРИНА, Е. Н. ЗАДОРИНА

 

В настоящее время появилось большое количество школ, в которых обучение ведется по ускоренным программам, с углубленным изучением каких-либо предметов, по специальным программам для одаренных детей и т. д. В связи с этим возникла проблема отбора учащихся, способных к такому обучению. К сожалению, решение этой проблемы часто бывает произвольным, без какого-либо психолого-педагогического обоснования.

Как правило, опытный учитель может вполне квалифицированно определить готовность ребенка к поступлению в I класс школы и отличить нормально развитых детей от детей с той или иной задержкой развития. Вопрос готовности детей к школьному обучению достаточно подробно освещен в литературе [2], [3], [4].

Проблема отбора способных и одаренных детей требует для своего решения совершенно иного подхода. Этот подход должен в первую очередь учитывать сложность и многосторонность самого феномена одаренности, включающего как когнитивные (интеллектуальные и творческие способности), так и некогнитивные (мотивационно-личностные особенности) факторы развития [5], [6], [7].

Поэтому в первую очередь необходимо четко сформулировать задачи той программы обучения, для которой проводится отбор детей, и те требования, которые предъявляются к детям в рамках этой программы. При осуществлении такого отбора главное внимание следует уделить интересам ребенка: будет ли обучение в данной школе оптимальным для его развития. Для решения этого вопроса среди многих других факторов большое значение имеет определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Диагностика уровня интеллектуального развития детей требует тщательного и всестороннего анализа квалифицированного специалиста — психолога. Однако практическое осуществление такого индивидуального обследования каждого ребенка при поступлении его в школу не представляется возможным. В то же время даже для ориентировочного суждения об интеллекте детей необходимо иметь методику, которая позволила бы соблюсти ряд обязательных для диагностики интеллекта условий.

Среди них в первую очередь следует указать стандартизацию испытаний, позволяющую в определенной мере избежать субъективности в подборе заданий и обеспечить всем детям равные возможности. Задания в методике должны быть подобраны таким образом, чтобы можно было оценить разные стороны интеллекта ребенка и при этом уменьшить влияние его обученности ("натасканности"). Кроме того, методика должна быть достаточно надежной и валидной при сравнительной простоте применения и небольших затратах времени.

В связи со сказанным цель нашей работы состояла в разработке и апробации методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей 6—7 лет, поступающих в 1 класс школы. Разработка указанной методики осуществлялась на основе известных зарубежных тестов познавательных способностей — KFT 1—3 К. Хеллера с сотрудниками [8].

Тесты KFT 1—3, разработанные в Мюнхенском университете и предназначенные для одаренных первоклассников, были предварительно

 

144

 

адаптированы на 100 московских учащихся I класса. Результаты этой адаптации продемонстрировали эффективность, надежность и валидность русской версии данного теста [1]. Однако эти тесты не пригодны для отбора детей в школу из-за своей сложности и трудоемкости (каждый из четырех субтестов KFT содержит по 15 заданий, и его проведение занимает около 60—90 мин).

Поскольку МЭДИС создавалась для детей, только еще поступающих в школу, в нее не были включены наиболее сложные задачи из KFT 1—3, а в отдельных случаях задания были заменены на более простые, но сходные по содержанию. Показателем сложности заданий служило количество правильных ответов на них, полученных при экспериментальной апробации как русской версии KFT , так и самой МЭДИС в группах испытуемых не менее 100 человек. В отличие от KFT, имеющих лишь одну форму, МЭДИС была разработана в двух эквивалентных по сложности и содержанию формах А и Б.

Каждая форма МЭДИС состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное выполнение двух заданий, аналогичных тестовым. Во время этой тренировки, выполняя задания вместе с экспериментатором, ребенок должен понять, что он должен делать, и выяснить все, что ему непонятно. Тренировочные задания могут при необходимости повторяться.

Задания МЭДИС, как и в зарубежных тестах, представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. При выполнении заданий от ребенка требуется лишь выбрать правильный ответ (зачеркнуть под ним овал) из нескольких предложенных. Перед предъявлением заданий ребенку демонстрируется изображение овала, зачеркнутого овала под выбранным рисунком и проводится тренировочное упражнение в зачеркивании овала по команде. Все инструкции и объяснения даются устно экспериментатором.

Первый субтест направлен на выявление общей осведомленности учащихся, их словарного запаса. Среди пяти — шести изображений предметов требуется отметить названный экспериментатором. Первые задания включают наиболее распространенные и знакомые предметы, например «ботинок», а последние — более редкие и малоизвестные, например «статуя».

Второй субтест дает возможность оценить понимание ребенком количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше — меньше, выше — ниже, старше — моложе и т. д. В первых заданиях эти соотношения однозначны — самый большой, самый дальний, тогда как в последних заданиях ребенку необходимо, например, выбрать картинку, где один предмет больше другого, но меньше третьего.

Третий субтест выявляет уровень логического мышления, аналитико-синтетической деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение лишнего используются как изображения конкретных предметов, так и фигуры с различным количеством элементов.

Четвертый субтест направлен на диагностику математических способностей. В него включены математические задания на сообразительность, в которых использован различный материал: арифметические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение закономерностей и т. д. Для выполнения этих заданий ребенок должен уметь считать до десяти и производить простейшие арифметические действия (сложение и вычитание).

Таким образом, разнообразие заданий в МЭДИС позволяет охватить разные стороны интеллектуальной деятельности ребенка в минимальные промежутки времени и получить информацию как о его способности к обучению в начальной школе, так и об индивидуальной структуре его интеллекта. Это дает основание для использования МЭДИС в качестве основной части батареи методик для определения готовности детей к обучению в школах с программами обучения повышенной трудности.

МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5—10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору необходима помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьезной, без излишней напряженности. У каждого тестируемого должна быть своя тестовая тетрадь, на обложке которой необходимо указать его фамилию и имя. Во время проведения тестирования большое значение имеет наблюдение за детьми. Эта задача при групповом тестировании выполняется главным образом ассистентом экспериментатора. Это наблюдение позволяет избежать случаев непонимания ребенком инструкций и в то же время получить дополнительную информацию о готовности детей к обучению в школе и индивидуальных особенностях их поведения.

Следует учесть, что обстановка группового тестирования может оказаться крайне неблагоприятной для некоторых детей: с повышенной

 

145

 

тревожностью, растерявшихся от новой обстановки и т. д. В таких случаях рекомендуется повторить тестирование с помощью другой формы теста или дополнить его индивидуальным психолого-педагогическим обследованием.

Все задания МЭДИС выполняются без ограничения времени. Темп чтения заданий экспериментатором должен зависеть от скорости выполнения заданий детьми, он может отличаться в различных группах. При этом не следует принуждать детей к выполнению задания в каком-то определенном темпе. Детям, работающим быстро, на выполнение каждого задания достаточно 15 секунд. Детям же, работающим медленно, может понадобиться 20 - 25 секунд. Скорость прочтения заданий не должна оставаться постоянной при переходе от одного задания к другому в различных тестовых частях.

При планировании тестирования важно учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий соответствующей части методики, но и то время, которое требуется для раздачи тестовых материалов, объяснения способа выполнения теста и проработки с детьми тренировочных примеров, данных в начале каждого субтеста. Общее время выполнения теста составляет в среднем 20—30 минут.

При интерпретации результатов данной методики следует учесть, что, как и любой другой тест, МЭДИС не может служить единственным критерием для принятия решения об уровне интеллектуального развития ребенка, об отборе его для обучения по специальным программам, о профиле его способностей. Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими показателями: данными собеседования с ребенком, сведениями от родителей, показателями интересов ребенка и т. д.

Первый этап апробации разработанной нами методики заключался в проведении тестирования интеллектуальных способностей у 100 учащихся первых классов обычных московских школ с помощью обеих форм МЭДИС и KFT 1—3. Средние показатели выполнения каждого субтеста этих тестов представлены в табл. 1.

Анализ результатов тестирования первоклассников показывает, что количество правильных ответов на задания обеих форм МЭДИС составляло в среднем по первому и второму субтестам 3—4, по третьему — 3 и по четвертому — 2—3. Общее количество правильно выполненных заданий составило 13 из 20 предъявленных. Эти данные согласуются с результатами выполнения этими же детьми KFT , что подтверждается достоверными и высокими показателями корреляции результатов тестирования первоклассников, полученных с помощью обеих форм МЭДИС и KFT (табл. 2).

 

Таблица 1

Средние результаты тестирования 100 учащихся первых классов с помощью МЭДИС (форм А и Б) и КFT

 

Вид заданий

МЭДИС

KFT

Форма А

Форма Б

Субтест 1

3,63

3,89

11,33

Субтест 2

3,50

3,40

9,76

Субтест 3

3,12

3,24

8,63

Субтест 4

2,89

3,01

8,19

В целом

13,14

13,54

37,92

Примечание: в каждом субтесте МЭДИС содержится 5 заданий, в каждом субтесте KFT — 15 заданий.

 

Таблица 2

Коэффициенты корреляции по Спирмену между результатами тестирования 100 учащихся I класса с помощью МЭДИС и КГГ

 

Тесты

Коэффициент корреляции

Достоверность

Формы А - Б МЭДИС

0,546

0,00003

Форма А МЭДИС -KFT

0,817

0,000012

Форма Б МЭДИС — KFT

0,782

0,000011

 

Второй этап апробации МЭДИС был проведен при отборе детей в I класс школы с междисциплинарной программой обучения для одаренных детей № 1199 «Созвездие». В конкурсе участвовало 163 ребенка в возрасте от 6,5 до 7,5 лет. Первый этап отбора был осуществлен с помощью МЭДИС. Результаты тестирования представлены в табл. 3.

По результатам тестирования на второй тур конкурса были допущены 65 детей, суммарный результат которых по четырем субтестам был выше 12 баллов. На втором и третьем туре специальная комиссия учителей и психологов проводила собеседование с детьми в группах по 5—7 человек и индивидуально. В итоге для обучения в I классе было отобрано 20 детей с наилучшими показателями как интеллектуального развития, так и творческого мышления, соответственно требованиям указанной программы

 

146

 

Таблица 3

Средние результаты тестирования 163 детей, поступающих в I класс, с помощью МЭДИС

 

Вид заданий

Форма А

Форма Б

М

s

макс.

мин.

М

s

макс.

мин.

Субтест 1

3,41

0,96

5

1

3,78

1,02

5

1

Субтест 2

3,47

1,21

5

0

3,25

0,91

5

0

Субтест 3

3,02

1,26

5

0

2,88

1,20

5

0

Субтест 4

2,88

1,44

5

0

2,73

1,33

5

0

В целом

12,79

3,42

19

3

12,64

3,19

19

4

Примечание: М — среднее количество правильных ответов; s — среднее квадратичное отклонение; макс.— максимальное и мин.— минимальное количество правильных ответов в каждом субтесте и каждой форме МЭДИС.

 

обучения.

Результаты собеседования в целом подтвердили результаты предварительного тестирования уровня интеллектуального развития детей с помощью МЭДИС. Дети, получившие более высокие баллы по МЭДИС, демонстрировали более высокий уровень обобщения понятий, более развитую речь, большую осведомленность и т. д. Однако уровень творческого мышления детей, как и следовало ожидать, был в меньшей степени связан с уровнем интеллектуального развития. Поэтому при использовании МЭДИС рекомендуется отбирать детей не только с высокими, но и со средними для данного возраста показателями и обязательно дополнять тестирование собеседованием с ребенком.

Таким образом, результаты апробации МЭДИС показали эффективность данной методики для быстрой ориентировочной диагностики уровня интеллектуального развития детей 6—7 лет, что позволяет использовать ее при отборе детей в I класс. Результаты экспериментальной апробации продемонстрировали удовлетворительную надежность и валидность обеих форм МЭДИС. Использование МЭДИС позволяет описать профиль развития интеллектуальных способностей ребенка, а также выявить одаренных детей, которые могут обучаться по специальным углубленным программам. При дифференцированном подходе к обучению целесообразность данной методики особенно велика, так как она позволяет, выявив уровень интеллектуальных способностей детей, формировать в соответствии с этим группы (классы) для дифференцированного обучения.

 

1. Аверина И. С., Щебланова Е. И., Перлет К. Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопр. психол. 1991. № 5. С. 173 - 178.

2. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методическая разработка для школьных психологов / Авт.-сост. Венгер А.Л. М., 1989.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

4. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. M., 1991.

5. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. 1989. № 6. С. 29 - 33.

6. Хеллер К. А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 120—127.

7. Renzulli J. S. The multiple menu model for developing differentiated curriculum for the gifted and talented // Gifted child Quart. 1987. 32(3). P. 298 - 309.

8. Heller К. A., Geisler H. J. Kognitiver Pahigkeits Test far 1. bis 3. klassen (KFT 1—3). 1983. Weinheim: Belts.

 

Поступила в редакцию 21.ХII. 1993 г.