Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

146

 

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

 

А. В. ПЕТРОВСКОМУ - 70 ЛЕТ

 

 

14 мая 1994 г. исполняется 70 лет со дня рождения А.В. Петровского — доктора психологических наук, профессора, Президента Российской Академии образования. Редакция поздравляет юбиляра и желает ему успехов в его работе на благо отечественной психологической науки. В связи с юбилеем мы попросили Артура Владимировича ответить на ряд вопросов. Ниже публикуется интервью с А.В. Петровским.

 

— Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

— Я родился в Севастополе в семье библиотекарей, но с первых месяцев жил в Москве. Мой отец, один из зачинателей библиотечного дела в России в послеоктябрьские годы, работал с Н.К. Крупской. Помнится, когда его пришли арестовывать, очевидно, как «агента империализма» или еще по каким-то столь же «весомым» мотивам, то при обыске нашли у него в кармане записку от Н.К. Крупской, что сотрудников ОПТУ несколько удивило. К счастью, продержали его в тюрьме недолго — отпустили без каких-либо объяснений. Было это в 1930 г.— тогда еще «органы» признавали свое право на ошибку. Слава Богу, что это не случилось в 37-ом... Моя жена врач, живем мы дружно; до «золотой свадьбы» осталось немного — три года. Молодежь — дети, внуки, их мужья и жены подразделяются на медиков и психологов — по пять членов семейства на каждую профессию. Сын в декабре защитил докторскую диссертацию по психологии. Последние десять лет мы с ним сотрудничаем на основе высказанной им идеи. Мною предложены трехфакторная концепция развития личности (предполагающая закономерную смену фаз: адаптации—дезадаптации, индивидуализации—деиндивидуализации, интеграции—дезинтеграции) и строящаяся на той же базе трехфазная концепция возрастной периодизации (детство — преимущественно адаптация, отрочество — индивидуализация, юность — начинающаяся интеграция в обществе). Таким образом, идея персонализации получает продолжение не только в социальной, но и в возрастной психологии.

             Как Вы учились в школе? Были ли у Вас какие-либо увлечения, свидетельствующие об интересе к психологической науке?

 

147

 

— Признаюсь, что в школьные годы я никакого интереса к психологии не испытывал. Да знал ли я что-либо о ней? Вот о педологии я не только слышал, но и до сих пор помню какие-то тесты, которым меня подвергали в педологическом кабинете. Однако после 1936 г. нам всем объяснили, что педологи это что-то вроде компрачикосов, которые из вражеских целей уродовали советских детей, признавая их чуть ли не поголовно дефективными. Потом я встречал в нашем переулке запомнившуюся мне школьную «педологиню» — сухонькую нестарую женщину в сильных очках, никак не похожую на компрачикоса, о которых я читал у Виктора Гюго.

— К началу войны Вы только-только успели закончить школу. Как отразилась на Вашей жизни война?

— Войну я, как и большинство мальчишек тех лет, воспринял с жгучим интересом и отнюдь не трагически. Как и все, ничуть не сомневался, что врага будем бить на его территории. Одним словом: «Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин и первый маршал в бой нас поведет...» Мне было 17 лет, до призыва оставался год, и я понимал, что по близорукости меня все равно в армию не возьмут, посему пошел добровольцем. На Брянском фронте у меня возникли сомнения о возможности вскоре оказаться на чужой территории и именно там бить врага.

— Известно, что Вы закончили филологический вуз. Что привело Вас в психологию? Отложило ли отпечаток Ваше филологическое образование на то, чему Вы в дальнейшем посвятили свою карьеру? Кого бы Вы могли назвать своим учителем в психологии?

— Действительно, я закончил факультет русского языка и литературы Московского городского педагогического института. Психология заинтересовала меня, когда я учился на последнем курсе. Именно тогда я познакомился с интереснейшим человеком, доцентом кафедры психологии Григорием Алексеевичем Фортунатовым. Он стал моим наставником, научным руководителем и старшим товарищем. До самой его смерти никогда не прерывалось наше общение. Григорий Алексеевич был одним из последних представителей славного рода Фортунатовых, давшего России множество профессоров, учителей, врачей и священников, едва ли не с екатерининских времен. Достаточно назвать среди них выдающегося лингвиста академика Филиппа Федоровича Фортунатова. В прошлом Григорий Алексеевич был педологом, автором учебника и многих научных работ. Учиненный ЦК ВКП(б) погром педологии стоил ему инфаркта и потери профессорской должности. Впрочем, это не помешало ему оставаться одним из самых эрудированных людей, с какими мне доводилось общаться.

Повлияло ли на мое будущее филологическое образование? Не знаю. У меня всегда был интерес к литературным занятиям. Признаюсь, в 1946 г. я в соавторстве с моим другом написал и опубликовал приключенческую повесть. Как-то я подсчитал, что за тридцать лет с 1960 г. я опубликовал около восьмидесяти статей в центральных газетах и журналах. Все они относились к жанру публицистики. Дважды я получал годичную премию «Литературной газеты» за лучшую научно-популярную статью. Мною опубликовано десять научно-популярных книг по психологии. Последняя — «Психология о каждом из нас» — вышла полтора года назад. Не знаю, впрочем, сказалось ли на всем этом мое филологическое образование. Возможно, любовь к литературе обернулась склонностью заниматься литературным творчеством.

— В течение почти всей Вашей трудовой жизни Вы занимали ответственные посты в науке. Как Вам удавалось сочетать административную работу с творческой? Что удалось Вам сделать для психологии как администратору высокого ранга? Расскажите, пожалуйста, о Ваших последних научных исследованиях.

— За последние двадцать пять лет, когда я занимал различные административные посты, такое сочетание научного творчества и бюрократического не могло не влиять на мою работоспособность. В настоящее время обязанности Президента Академии существенно ограничивают исследовательскую работу — уж слишком велик и сложен круг моих служебных обязанностей. Однако от научной работы я не ухожу, продолжаю заниматься историей российской психологии. В частности, подготовил к печати никогда не публиковавшиеся труды В. А. Вагнера. В «Психологическом журнале» в этом году вышла моя статья о его психологических воззрениях. Последнее время я обратился к малоизученной проблеме менталитета личности нашего современника. Но, не скрою, распределять время между административными делами и наукой становится все труднее. Как известно, ничто так не старит человека, как годы. Помнится, лет пятнадцать

 

148

 

назад я работал вице-президентом Академии педагогических наук, заведовал кафедрой в МГУ, вел лабораторию в Институте общей и педагогической психологии, участвовал в десятках научно-общественных советов, редколлегиях и т. д.,— и это мне было не в тягость.

Добавлю к сказанному, что завершается наша работа с М.Г. Ярошевским над учебным пособием для факультетов психологического профиля и аспирантов «Теория и история психологии». Находится в производстве учебник для педвузов «Введение в психологию», где я выступаю как редактор и автор девяти глав. Очень сожалею, что с конца 1991 г., когда постановлением, подписанным Б. Н. Ельциным, я был назначен Президентом-организатором Российской Академии образования, оборвалась моя работа над развитием предложенной мной трехфакторной концепции «значимого другого» (где в качестве факторов значимости выступают референтность, атракция и властные полномочия). Однако с удовлетворением отмечаю, что в докторской диссертации моего сотрудника М.Ю. Кондратьева эти сюжеты получают продуктивное развитие. Работаю я также над созданием «Российской психологической энциклопедии». Но, по правде сказать, я чаще отказываюсь от различных заманчивых предложений, чем соглашаюсь на них. К сожалению, пришлось прекратить работу с кинорежиссерами. Между тем я многие годы увлеченно сотрудничал с ними, выступая в качестве научного консультанта таких фильмов, как «Семь шагов за горизонт», «Я и другие», «Жгучие тайны века» и многих других, среди которых был известный фильм Ролана Быкова «Чучело». Теперь на это просто нет ни времени, ни сил.

Как администратор я делал для психологии то, что положено делать Президенту — способствовал ее продвижению как одной из базовых наук, обеспечивающих реформы образования. С удовольствием думаю, что мне удалось вернуть Научно-исследовательскому институту общей и педагогической психологии его историческое название «Психологический институт». Но развивать дальше эти сюжеты я немного опасаюсь. В новой Академии явно изменены некоторые приоритеты. В АПН СССР многие ее аборигены склонны были рассматривать психологию в качестве науки вспомогательной и второстепенной по отношению к педагогике. Сейчас произошел существенный поворот. В Президиуме РАО четыре психолога. Восемь институтов возглавляют психологи. Да и впервые за 50 лет Президентом стал психолог. В прошлом такое и представить было невозможно. Кое-кому эти новшества не по душе.

— В своем творчестве Вы несколько раз сильно меняли направление: вначале Вы занимались историей психологии, затем резко переключились на социальную психологию коллектива, затем на проблемы личности. С чем это связано?

— Эти изменения имели, разумеется, объективные причины. Почти двадцать лет я разрабатывал проблемы истории российской психологии. Однако, когда во второй половине 60-х гг. мне довелось возглавить кафедру психологии, для меня сразу стало ясно, что сплотить коллектив на основе историко-психологической тематики не представляется сколько-нибудь возможным. Первоначально я попытался обратиться к изучению психологии личности. Однако скоро стало очевидным, что я начинаю вместе с моими сотрудниками вращаться в привычном заколдованном кругу рассмотрения индивидуально-психологических особенностей, характера, способностей и т. д. Ничего принципиально нового я здесь найти не смог бы, а повторять исследования в области типологии индивидуальности не было смысла. Оставался другой путь — попробовать добраться до загадок личности путем изучения ее взаимодействия с другими людьми в группе. Это было начало работы в области социальной психологии, создание в дальнейшем теории деятельностного опосредствования межличностных отношений (стратометрической концепции). На ее основе было проведено множество экспериментальных работ, сделаны сотни публикаций. Создание и эмпирическое подтверждение стратометрической концепции потребовало от меня и моих сотрудников около десяти лет весьма напряженной работы. По ее результатам написаны книги: «Психологическая теория коллектива», «Социальная психология коллектива» и др. К началу восьмидесятых годов программа исследований по стратометрической концепции была в основном завершена. Таким образом, мы могли перейти к реализации давнего замысла заняться собственно психологией личности. На основе гипотезы о существовании «потребности и способности индивида быть личностью». Десять лет работы в этом направлении имели результатом книгу «Психология развивающейся личности» и около двухсот научных статей и сборников работ. Книги же «Личность. Деятельность. Коллектив», «Социальная психология», вышедшая на английском языке монография «Очерк

 

149

 

психологии» и некоторые другие отражали содержание работ как по психологии личности, так и по психологии межличностных отношений. Менее всего я склонен приписывать себе заслуги в деле создания указанных циклов исследований и публикаций. Достаточно сказать, что под моим руководством за последние двадцать лет защищено около семидесяти кандидатских и докторских диссертаций моих аспирантов и сотрудников.

— Вы выпустили несколько широко известных книг по психологии. Какую из них Вы сами цените выше остальных своих работ?

— Трудно ответить. Это мне несколько напоминает извечный провокационный вопрос: «Кого ты больше любишь — папу или маму?» У меня дома на полке стоит два с половиной «погонных» метра монографий, учебников, сборников, брошюр, словарей, где на титульном листе значится мое имя либо как автора, либо соавтора, либо редактора. Там что-то 120—130 названий, включая переиздания и переводы на 16 иностранных языков (английский, немецкий, финский, датский, японский, испанский, китайский и др.). Какие из них наиболее для меня ценные? Каждая из книг мне чем-то дорога, а чем-то не нравится. Время, как правило, вообще вносит в самооценку существенные изменения. Наиболее полно мое научное творчество отражает монография «Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды». Но из сказанного не следует, что эта книга мне очень нравится. Все же, пожалуй, в наибольшей степени я удовлетворен двумя психологическими словарями, которые вышли под общей редакцией М.Г. Ярошевского и моей. Недаром в печати было не менее десятка положительных рецензий.

— Как бы Вы охарактеризовали место психологии в системе других наук, обращенных непосредственно к проблемам человека?

— Психология долгое время была невостребованной обществом. Сейчас ее положение изменилось. Неизмеримо расширилась подготовка научных кадров, психологи работают как психотерапевты, консультанты по отбору и использованию управленческого и иного персонала, советниками в рекламных агентствах и правительственных структурах и т. д. Вместе с тем меня, как и многих, беспокоит чрезмерная коммерциализация психологов, которая происходит нередко в ущерб развитию ее теоретических и экспериментальных основ. Но в целом убежден, что психологии в будущем принадлежит достойное место в кругу наук о человеке.