149
Доктор психологических наук,
профессор, заведующий кафедрой общей и детской психологии Минского
госпединститута им. А.М. Горького Яков Львович Коломинский родился 11 января
1934 г. в г. Наровля Гомельской области Беларуси. В годы Великой Отечественной
войны находился в эвакуации в Ашхабаде (Туркменистан). После окончания войны
вернулся в г. Наровлю, где в 1951 г. окончил среднюю школу с медалью. В этом же
году поступил на педагогический факультет Минского государственного
педагогического института им. А.М. Горького, окончил его с отличием в 1955 г. и
был направлен на работу в качестве преподавателя педагогики и психологии
педучилища в г. Новогрудок Гродненской области Беларуси. После закрытия
педучилища в 1958 г. переехал в Минск, где до 1960 г. работал воспитателем и
учителем в школе-интернате №17.
К этому времени относится начало
экспериментальных исследований Я.Л. Коломинского; их результаты опубликованы в
сб. «Первые успехи» (Под ред. Р.И. Водейко. Минск, 1960).
В 1960 г. Я.Л. Коломинский
поступили аспирантуру по психологии в Минский госпединститут им. А.М. Горького,
был прикомандирован к НИИ психологии АПН РСФСР, где под руководством Л.И.
Божович подготовил и в 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Опыт
психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе».
С сентября 1963 г. Я.Л.
Коломинский работает в МГПИ им. А.М. Горького. В 1968 г. ему было присвоено
звание доцента; в 1978 г. он стал заведующим кафедрой общей и детской
психологии. В июне 1981 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психология
личных взаимоотношений в группе сверстников». В 1982 г. ему было присвоено
звание профессора.
Я.Л. Коломинский работает в
области социальной психологии и психологии личности более 30 лет. Его
экспериментальные и теоретические исследования положили начало новой отрасли
советской психологической науки — возрастной и педагогической социальной
психологии, центральным предметом которой является развитие и формирование
личности в группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе
общения и совместной деятельности. Результаты этих исследований, изложенные в
его книгах «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе (очерк
социальной психологии школьного класса)» (Минск, 1969), «Психология
взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)» (Минск,
1976), «Некоторые педагогические проблемы социальной психологии» (соавтор Н.А.
Березовин, М., 1977), «Учитель и детский коллектив» (Минск, 1985), «Психология
детского коллектива. Система личных взаимоотношений» (Минск, 1984) и др.
получили широкое признание специалистов и педагогов-практиков. Основные научные
положения и методы исследования, разработанные профессором Я.Л. Коломинским,
включены в программы и учебные пособия по общей, возрастной, педагогической и
социальной психологии для вузов и педучилищ.
В работах Я.Л. Коломинского
выявлены статусная структура, детерминация и динамика положения и персональных
предпочтений в группах и коллективах, показатели взаимности уровней
благополучия и удовлетворенности взаимоотношениями на основных этапах
150
онтогенеза, основные структурные единицы системы
межличностных взаимоотношений, установлены общие и возрастные закономерности
детерминации межличностных предпочтений, выявлена особая
мотивационно-потребностная взаимосвязь субъекта выбора и межличностного
объекта.
Я.Л. Коломинский разработал
систему описательных и объяснительных понятий и методов для изучения
рефлексивно-перцептивного отражения личностью своих взаимоотношений в малых
группах и коллективах. Он сформулировал и экспериментально обосновал понятия
«социально-психологическая рефлексия» (измеряется рефлексивными коэффициентами
осознанности отношений и положения), «социально-психологическая перцепция»
(измеряется перцептивными коэффициентами отношений и положения),
«социометрические установки личности» (характеризуют ее тенденцию приписывать
другим членам группы определенный уровень социометрического статуса).
Я.Л. Коломинский является одним
из пионеров изучения психологии педагогического взаимодействия: он обосновал
типологию стиля педагогической деятельности по признаку согласованности ее
внутренней, мотивационно-потребностной основы («педагогическое отношение»),
внешней поведенческой реализации («педагогическое общение»). Им и его учениками
установлена детерминированность педагогического взаимодействия его предметным
содержанием, исследована селективность педагогического общения.
В последние годы научный
коллектив, возглавляемый профессором Я. Л. Коломинским, изучал проблемы
формирования у детей социально-психологической готовности к новым видам общения
и деятельности. В настоящее время начат новый цикл исследований общих и
возрастных социально- психологических закономерностей развития личности на
основных стадиях онтогенеза.
Важным направлением
научно-педагогической деятельности Я.Л. Коломинского является пропаганда
психологии среди молодежи, педагогов и широкой общественности. Широкую
известность получили его научно-популярные книги «Человек среди людей» (М.,
1970, 1973; Минск, 1988), «Беседы о тайнах психики» (М., 1976), «Человек:
психология» (М., 1980, 1986; награждена Бронзовой медалью ВДНХ СССР),
«Психология общения» (М., 1974), «Познай самого себя» (Минск, 1981). Эти книги
отмечены дипломами и премиями на Всесоюзных конкурсах общества «Знание».
Учителям и воспитателям предназначена его книга «Учителю о психологии детей
шестилетнего возраста» (соавтор
Е.А. Панько, М., 1988),
студентам — «Введение в возрастную и педагогическую психологию» (соавтор Е.А.
Панько, Минск, 1985). При его непосредственном участии и под его редакцией
вышло 16 научных сборников и учебных пособий. Среди них учебное пособие для
пединститутов с грифом Минпроса СССР «Детская психология» (соредактор Е.А.
Панько, Минск, 1988). Он — главный редактор межведомственного республиканского
сборника «Психология».
Я.Л. Коломинский — автор более
300 научных работ. Почти все его книги и ряд статей переведены на иностранные
языки (свыше 30 изданий — на 15 языках).
Много сил отдает Я.Л.
Коломинский подготовке научных кадров: под его руководством защищено 25
кандидатских диссертаций. Я.Л. Коломинский — талантливый педагог, который много
внимания уделяет работе со студентами и будущими практическими психологами,
руководству кафедрой.
Под руководством Я.Л.
Коломинского был подготовлен ряд общесоюзных и республиканских научных и
научно-практических конференций и семинаров: «Педагогические аспекты социальной
психологии» (1978 г.), «Пути внедрения результатов социально-психологических
исследований в практику воспитания» (1979 г.), «Научное наследие Л. С.
Выготского и актуальные проблемы обучения и воспитания» (к 90-летию со дня
рождения, 1986 г.), «Психология и общественная практика» (1993 г.) и др.
В последние годы Я.Л.
Коломинский много сил отдает научному изучению и практической помощи детям и
подросткам — жертвам Чернобыльской катастрофы. Он — председатель
научно-экспертного Совета «Дети Чернобыля». В 1991 г. во время четырехмесячной
работы в США он организовал сотрудничество с американскими специалистами в деле
психологической помощи пострадавшим от последствий Чернобыльской катастрофы. В
августе 1992 г. он выступил с пленарным докладом на эту тему на VI конференции
Европейской ассоциации психологии здоровья. Избран профессором-консультантом
УНИОН-института в США — альтернативного учреждения, где осуществляется
подготовка и аттестация докторов наук (Ph.D.). Я. Л. Коломинский является
организатором и научным руководителем отделения психологии Национального
института образования Республики Беларусь.
Друзья, коллеги, сотрудники
редакции журнала «Вопросы психологии», чьим давним и постоянным автором
является Яков Львович, сердечно поздравляют юбиляра и желают ему долгих лет
плодотворной научной работы.