Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

109

ЗА РУБЕЖОМ

РАЗРЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА:

ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ

А. С. СЕГРЕРА, М. АРАЙЗА

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

 

Общая теория межличностных отношений. Теория Карла Роджерса развивалась на базе клиенто-центрированной терапии; хронологически, начав с теории терапии и с теории личности, он пришел к теории полностью функционирующей личности [3] и сформулировал положение о межличностных отношениях как общей модели для различных взаимодействий, включая консультирование и терапию: «...Наше понимание взаимоотношений клиента и терапевта привело нас к теоретическому осмыслению любых межличностных отношений, так что первое есть лишь частный случай второго. Это новый и многообещающий подход. Наконец, если наши взгляды на терапию правильны, они могут быть распространены на все сферы человеческого опыта и деятельности, включая межличностные отношения, имеющие целью развитие или изменение личности и поведения. Как следствие возникает целый спектр теорий, приложимых к проблемам семейной жизни, образования, лидерства или конфликтности в группе» [3; 192 - 193].

Так, теория межличностных отношений оказывается на центральном месте, а теория терапии (консультирования) — частным случаем (хотя и весьма изученным) теории межличностных отношений.

Ценность личностно-центрированных конструктов. Рассматривая описанный выше процесс развития теории, авторы считают, что особое внимание должно быть уделено определению ценности теоретических конструктов, развивающихся в специфической области личностно-центрированного подхода. Авторы убеждены, что в последних заложено исключительное богатство смысла, хотя и осознают, что их некритическое стремление распространить данный подход на все сферы человеческого опыта и деятельности может привести к неадекватным объяснениям и способам действия в конкретных ситуациях.

Необходимость соответствующей терминологии. Для более точного понимания необходимо заменить термин «терапия» с неизбежно сопутствующими ему представлениями о медицинских аспектах, лечащем враче и пациенте на термин «консультирование», относящийся скорее к развитию, в котором действующими лицами оказываются консультант и клиент. Если же еще более изменить терминологию и именовать «консультирование» «развитием» или «процессом роста», «консультанта» — «лицом, способствующим человеческому развитию» (фасилитатором), «клиента» — «личностью», то получающиеся высказывания способствуют личностному, семейному, образовательному, организационному, социальному и даже трансперсональному гуманистическому развитию.

Личностные и межличностные конгруэнтность, принятие и эмпатия. Конгруэнтность, принятие и эмпатия обычно рассматриваются как качества, присущие лицу, способствующему человеческому развитию (консультанту, педагогу, организатору группы, родителю), в чьи функции входит фасилитация личностного роста (терапевтическое личностное изменение) другого человека (консультируемого, ученика, члена группы, ребенка).

С этой точки зрения А. С. Сегрера в своей работе [7] выдвинул предложение объединить в единое измерение ранжирование терапевтических возможностей терапевта (лица, способствующего человеческому развитию) и шкалирование человеческого развития (личностных изменений в результате терапевтического воздействия) как тесно связанные измерения гуманистического функционирования обоих. Это может оказаться полезным для оценки человеческого функционирования и развития любой личности независимо от того, кем она в данный момент является — консультантом или клиентом, учителем или учеником, лидером или последователем, мужем или женой, родителем или ребенком.

 

110

 

Цикл личностного и межличностного взаимодействия зависит от уровня внутреннего принятия себя, само-эмпатии и само-конгруэнтности каждого человека, а также уровня межличностной конгруэнтности, принятия и эмпатии во взаимоотношениях с другими людьми.

Социальный конфликт и межличностная инконгруэнтность. Представление об инконгруэнтности как следствии внутреннего конфликта и напряжения, вызванного непринятием себя и/или отсутствием эмпатического понимания себя, более или менее отягощенным кажущимся враждебным внешним миром (включая ограниченность межличностных отношений), весьма распространено в личностно-центрированном подходе. Такая ситуация оказывает негативный эффект на проявление тенденции к актуализации, свойственной индивиду, стремящемуся к конгруэнтности и самоактуализации.

В качестве общей схемы идентификации конфликта полезно помнить элементы, указанные в работе К. Роджерса [4]: ригидность каждой из сторон, уверенной в собственной правоте; нарушение общения; искажение восприятия; подозрения и недоверие.

Развивая эти идеи, авторы считают, что социальный конфликт может рассматриваться как межличностная инконгруэнтность, последствие межличностного конфликта и напряжения, возникающего из отсутствия взаимного принятия и эмпатического понимания, более или менее осложненное кажущейся враждебностью окружающего мира, включая ограниченные межличностные контакты в группе. Следствием этого является отрицательное воздействие на созидательную тенденцию в социальной группе, ориентированной на конгруэнтность и групповую актуализацию.

Личностная сила как целостный отдельный конструкт. В работах К. Роджерса (например, [6]) содержится множество определений того, что он понимает под «личностной силой». П. Натиелло [2] вводит очень полезные смысловые разграничения в использовании различных смыслов слова «сила»; она также предлагает такой конструкт, как сила сотрудничества, который неотъемлем от личностно-центрированного подхода. Ей же принадлежит обзор встречающихся у руководителей и участников групп трудностей в принятии и использовании их личностной силы.

Авторы считают важным различать потенциальную и актуализированную личностную силу. Хотя все мы имеем тенденцию реализовать свои возможности, несомненно также, что разные люди имеют собственный, уникальный путь развития.

Применительно к теме данной статьи, приведенное выше соображение позволяет осознать, что разные люди развивают свою личностную силу по-разному, и нельзя предполагать, что актуализация организационных, объединительных, представительских, фасилитативных, логических составляющих личностной силы у всех одинакова.

Группа как инструмент человеческого развития. В работе Роджерса [5] содержится изложение его общего представления о процессе человеческого развития, происходящего в группах, основанное преимущественно на опыте работы фасилитативных групп базового характера. Его все более интересовал опыт работы больших групп [1]. Определяя общую ценность теоретических аспектов, рассмотренных в этой и других работах, авторы считают важным не забывать, что таковые изначально возникли в ответ на деятельность по личностному росту человека.

Группа как инструмент человеческого развития имеет свои особенности, притом что этот исходный принцип сохраняет свое значение, когда речь идет о личностном человеческом развитии в группах общения или консультационных группах; об образовательном человеческом развитии, как в школе; об организационном личностном развитии, как при организации команды или планировании; о социальном человеческом развитии, как при разрешении социальных конфликтов.

Хотя человеческое развитие сохраняет свою роль основной цели и отношения конгруэнтности, принятия и эмпатии занимают в нем центральную позицию, специфические цели и средства их достижения могут претерпевать изменения для соответствия личностным и межличностным потребностям и ресурсам конкретных лиц и групп, участвующих в каждой данной ситуации.

Открытая структура против бесструктурности. Идея об отсутствии структуры как характеристике личностно-центрированного подхода пользуется популярностью. Несомненно, по сравнению с методологиями, основанными на иных теориях развития, личностно-центрированная деятельность представляется бесструктурной, если под этим понимать безусловное уважение к чувствам и самоопределению каждого человека.

Однако, если в процессах индивидуального личностного человеческого развития (консультировании) действительно наиболее часто имеет место открытая структура, такие практические аспекты, как расписание,

 

111

 

временные рамки, частота занятий, их место и плата, вносят элемент структурированности.

Создание благоприятного психологического климата в результате конгруэнтности, принятия и эмпатии и сообщения другому индивиду об их существовании со стороны лица, способствующего человеческому развитию, может само по себе рассматриваться как очень теплая, открытая структура, весьма отличная от жестких рамок, но также и от пустого пространства полного отсутствия структуры.

Различение функций. Приходится часто наблюдать, что в области человеческого развития специалисты берут на себя разнообразные функции по планированию, организации и осуществлению программ, даже не осознавая этого. По мнению авторов, это смешение ведет ко многим нежелательным последствиям.

Соответственно было бы желательно в целях ясности ввести различение следующих совершенно дифференцированно осуществляемых направлений в сфере личностного развития:

1. Организационные функции — способность к созданию концепции, разработке направлений и координированию общих усилий.

2. Посреднические функции — способность к организации взаимодействия представителей конфликтующих групп.

3. Представительские функции — способность к принятию решений и к воздействию на общественное мнение по отношению к возможному разрешению социальных конфликтов.

4. Фасилитация — умение способствовать личностному развитию.

5. Участие — способность к конструктивному участию в процессе с учетом конгруэнтности, принятия и эмпатии каждого участника под воздействием личностных и социальных факторов.

6. Логистические функции — способность обеспечить практическую сторону выполнения программы.

Предложенное различение не препятствует в случае необходимости выполнению более чем одной функции отдельными лицами или организациями, оно просто направлено на то, чтобы избежать нежелательной путаницы.

Согласие и коммуникация. В случае если осуществление проекта требует взаимодействия между двумя или более лицами или организациями, необходимым условием успеха становится достижение ясного соглашения между ними относительно общих целей и взаимных обязательств и распределения функций. Это особенно важно в случае совместных усилий организаторов и посредников. Если два или более лица или организации, совместно осуществляющие программу, находятся далеко друг от друга, необходимы специальные меры для поддержания постоянной открытой и оперативной коммуникации.

Определение конфликта. Центральным элементом разрешения социального конфликта является определение его характера и вовлеченных в него групп. Хотя успех программы, имеющей целью разрешение конфликта, не требует детального исследования содержания конфликта всеми участниками, общее объективное понимание ситуации обязательно для организаторов, посредников и фасилитаторов.

Выбор целей и участников. В отличие от программ, ставящих перед собой методические цели проверки приложимости определенных теорий к разрешению социального конфликта, со стороны посредников и участников и в меньшей мере организаторов и фасилитаторов требуется стремление приложить все усилия для разрешения конфликта.

Цели, совместно определенные организаторами и посредниками, должны быть ясны всем участникам и достижимы, чтобы не вызвать неосуществимых ожиданий. С другой стороны, уровень репрезентативности сторон определенно имеет значение для оценки реалистичности предложенных целей.

Как иллюстрацию к вышеизложенному можно рассмотреть ситуацию, когда в разрешении социальных проблем участвуют:

1. Лица, непосредственно принимающие решения, как, например, главы двух государств или главари двух соперничающих уличных банд.

2. Лица, оказывающие влияние на принятие решений,— министры, парламентарии, члены уличной банды, занимающие в ней руководящие позиции.

3. Лица, влияющие на общественное мнение,— профсоюзные руководители, журналисты, члены банды, популярные среди ее остальных участников.

4. Ничем не выделяющиеся представители вовлеченных в конфликт групп.

Авторы вовсе не имеют в виду, что встречи представителей любых из перечисленных категорий бесполезны для разрешения конфликта; необходимо лишь отметить, что велика вероятность того, что их единственным следствием окажется бесполезная путаница и фрустрация.

Авторы придерживаются мнения, что желательно

 

112

 

избегать или по крайней мере сводить к минимуму участие лиц, непосредственно не вовлеченных в конфликт, которых члены конфликтующих групп могли бы счесть незаинтересованными наблюдателями или, еще хуже, любителями вмешиваться в чужие дела.

В качестве последнего соображения необходимо отметить, что участие посредников никогда не находит должного признания; без активной поддержки со стороны влиятельных членов групп, вовлеченных в конфликт, любая попытка разрешить его имеет мало шансов на успех.

Ясная и доступная информация об открытой структуре. Хотя доводы, могущие убедить представителей отдельных групп принять участие в программе по разрешению социального конфликта, скорее всего весьма различны, представляется полезным представить каждому из возможных участников одно и то же ясное предложение об осуществлении проекта, как это было сделано, например, при организации семинаров К. Роджерсом. Доступная всем сторонам информация не только помогает избежать возможного взаимного непонимания, но и приведет к тому, что участники начнут свои контакты в атмосфере большей уверенности и доброжелательности, даже если детали проекта останутся им неясны и после ознакомления с информацией.

Если ясная и открытая структура, по мнению авторов, всегда полезна в случае добровольного участия сторон, как и в большинстве программ личностного развития, использующих в качестве инструмента групповую методику (группы общения, групповое консультирование), то она становится абсолютно необходимой при разрешении социальных конфликтов, когда участники, представляющие стороны, определяются путем выборов. Наличие общих установлении, отличных от жестких и абсолютных правил, способствует созданию открытой, без ограничений, структуры, польза которой была обсуждена выше.

Некоторые особенности группового процесса. Среди специалистов, практикующих клиенто-центрированный подход, работающих с группами, широко распространено мнение, что «каждый групповой процесс уникален». Это тем более применимо к случаю социального конфликта; однако существуют и некоторые общие закономерности. К ним относятся: эффект социального неформального общения; сосредоточение на теме обсуждения; преобладание интереса скорее к социальным, чем к личным проблемам; чувство неотложности разрешения конфликта; образование подгрупп внутри основной группы; разделение по идеологическому признаку; неоднозначность и нелинейный характер происходящих изменений; разное воздействие на мужские и женские группы.

Этот перечень особенностей группового процесса при разрешении социального конфликта делает необходимым внесение определенных изменений в теоретические установки, что особенно очевидно при сравнении отмеченных выше тенденций с наиболее часто наблюдаемыми характеристиками групп общения и консультирования.

Задача не в том, чтобы попытаться воздействовать на процесс так, чтобы он принял характер более знакомой программы по личностному развитию, с чем чаще приходится соприкасаться большинству психологов, а в том, чтобы признать мудрость группы в этом вопросе, даже если она выражается новым и странным образом; интегрировать в процесс интеллектуальные впечатления, не считая их безличными или менее ценными, чем непосредственные выражения эмоций; принять различные культурологические пути проявления иерархии и главенства и вообще рассматривать культурные различия как способ взаимного обогащения при наличии взаимного уважения; осознать и приветствовать эффект неформальной и незапланированной социальной активности, возникновения подгрупп. Авторы надеются, что эти аспекты войдут в прогрессивную клиенто-центрированную общую теорию межличностных отношений.

Характеристики и функции фасилитации. Как и многие психологи, теоретики и практики, сторонники клиенто-центрированного подхода, авторы считают, что основным требованием к специалистам, занимающимся клиенто-центрированным разрешением социальных конфликтов, является собственный опыт и принятие личностно-центрированного образа жизни, как во внутриличностном плане, так и в межличностных отношениях, и частных, и профессиональных. Все это выливается в высокий уровень конгруэнтности, принятия и эмпатии применительно к себе, другим и окружающему миру.

Это основное качество, на взгляд авторов, только выигрывает от как можно более широкого практического и теоретического профессионального образования, в особенности в таких областях, как межличностные отношения, групповые процессы, недирективная техника разрешения социальных конфликтов.

Знание и интерес к социальным и политическим теориям и практике, равно как и позитивное отношение к культурному разнообразию, являются дополнительными ресурсами

 

113

 

для такой деятельности.

Трансляция, по мнению авторов, представляет собой фасилитативную функцию, состоящую, во-первых, из возможно более полного понимания чувств и того, что хочет сказать человек, а затем передачи этого в наиболее полном объеме другим лицам. Выполнение этой функции в идеале и является задачей фасилитатора. В некоторых случаях, однако, это оказывается невозможным, и тогда необходимы усилия группы специалистов разного профиля.

Как было отмечено в разделе статьи, посвященном теоретическим предпосылкам, специалисты по личностно-центрированному человеческому развитию могут не только создавать оптимальный климат в группе, но и конструктивно применять недирективное моделирование к собственной личности, что затем находит отражение в разрешении межличностных и социальных конфликтов благодаря их полному включению во взаимоотношения участников, наилучшему использованию ресурсов и себя как инструмента личностного развития.

Когда оказывается необходимым взаимодействие двух или более фасилитаторов для осуществления программы разрешения социального конфликта, общие положения, касающиеся работы команды, взаимной поддержки и помощи, особенно важны для преодоления сложностей, возникающих в групповом процессе. Доступность фасилитаторов для участников конфликта не только в официальных ситуациях, но и при неформальном общении, так же как и индивидуальные контакты, особенно важны для позитивного и гладкого протекания процесса.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Поскольку социальный конфликт, несмотря на все отмеченные в этой статье успехи, все же остается относительно мало исследованной областью, авторы должны подчеркнуть незавершенный характер теоретических и практических рекомендаций, содержащихся в данной статье. Они хотели бы пригласить к сотрудничеству всех, кто заинтересован в развитии личностно-центрированного подхода, вне зависимости от сферы деятельности каждого из них. Такой подход обогатил бы понимание интра- и интерперсональных отношений и способствовал бы личностному развитию как в частном плане, так и в профессиональном.

1. Bowen M. et at. Learning in large groups: Their implications for the future // Education. 1979. N 100. P.108—116.

2. Natiello P. The person-centered approach, collaborative power and cultural transformation // Person-Centered Review. 1990. N 5. P. 268—286.

3. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in client-centered framework // Koch S. (ed.) Psychology: A study of a science. V. 3. N. Y., 1959.

4. Rogers С. R. Dealing with psychological tensions // J. of Applied Behav. Sci. 1965.   N 1. P. 6—24.

5. Rogers С. R. Carl Rogers on encounter groups. N. Y., 1970.

6. Rogers С. R. Carl Rogers on personal power. N. Y., 1977.

7. Segrera A. S. Becoming being: Reflections from the perspective of the therapeutic scales // Segrera A. S. (ed.) Proceedings of the First International Forum on the Person-Centered Approach. Mexico, 1984.

 

Поступила в редакцию 1. Х 1992 г.

 

Перевела  с английского А. В. Александрова