109
РАЗРЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
КОНФЛИКТА:
ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ
Общая теория межличностных отношений. Теория Карла Роджерса развивалась на базе клиенто-центрированной
терапии; хронологически, начав с теории терапии и с теории личности, он пришел
к теории полностью функционирующей личности [3] и
сформулировал положение о межличностных отношениях как общей модели для различных
взаимодействий, включая консультирование и терапию: «...Наше понимание
взаимоотношений клиента и терапевта привело нас к теоретическому осмыслению
любых межличностных отношений, так что первое есть лишь частный случай второго.
Это новый и многообещающий подход. Наконец, если наши взгляды на терапию
правильны, они могут быть распространены на все сферы человеческого опыта и
деятельности, включая межличностные отношения, имеющие целью развитие или
изменение личности и поведения. Как следствие возникает целый спектр теорий,
приложимых к проблемам семейной жизни, образования, лидерства или конфликтности
в группе» [3; 192 - 193].
Так, теория межличностных
отношений оказывается на центральном месте, а теория терапии (консультирования)
— частным случаем (хотя и весьма изученным) теории межличностных отношений.
Ценность личностно-центрированных конструктов. Рассматривая описанный выше
процесс развития теории, авторы считают, что особое внимание должно быть
уделено определению ценности теоретических конструктов, развивающихся в
специфической области личностно-центрированного подхода. Авторы убеждены, что в
последних заложено исключительное богатство смысла, хотя и осознают, что их
некритическое стремление распространить данный подход на все сферы
человеческого опыта и деятельности может привести к неадекватным объяснениям и
способам действия в конкретных ситуациях.
Необходимость соответствующей терминологии. Для более точного понимания
необходимо заменить термин «терапия» с неизбежно сопутствующими ему
представлениями о медицинских аспектах, лечащем враче и пациенте на термин
«консультирование», относящийся скорее к развитию, в котором действующими
лицами оказываются консультант и клиент. Если же еще более изменить
терминологию и именовать «консультирование» «развитием» или «процессом роста»,
«консультанта» — «лицом, способствующим человеческому развитию»
(фасилитатором), «клиента» — «личностью», то получающиеся высказывания
способствуют личностному, семейному, образовательному, организационному,
социальному и даже трансперсональному гуманистическому развитию.
Личностные и межличностные конгруэнтность, принятие и эмпатия. Конгруэнтность, принятие и
эмпатия обычно рассматриваются как качества, присущие лицу, способствующему
человеческому развитию (консультанту, педагогу, организатору группы, родителю),
в чьи функции входит фасилитация личностного роста (терапевтическое личностное
изменение) другого человека (консультируемого, ученика, члена группы, ребенка).
С этой точки зрения А. С.
Сегрера в своей работе [7] выдвинул предложение объединить в
единое измерение ранжирование терапевтических возможностей терапевта (лица,
способствующего человеческому развитию) и шкалирование человеческого развития
(личностных изменений в результате терапевтического воздействия) как тесно
связанные измерения гуманистического функционирования обоих. Это может
оказаться полезным для оценки человеческого функционирования и развития любой
личности независимо от того, кем она в данный момент является — консультантом
или клиентом, учителем или учеником, лидером или последователем, мужем или
женой, родителем или ребенком.
110
Цикл личностного и
межличностного взаимодействия зависит от уровня внутреннего принятия себя,
само-эмпатии и само-конгруэнтности каждого человека, а также уровня
межличностной конгруэнтности, принятия и эмпатии во взаимоотношениях с другими
людьми.
Социальный конфликт и межличностная инконгруэнтность. Представление об инконгруэнтности
как следствии внутреннего конфликта и напряжения, вызванного непринятием себя
и/или отсутствием эмпатического понимания себя, более или менее отягощенным
кажущимся враждебным внешним миром (включая ограниченность межличностных
отношений), весьма распространено в личностно-центрированном подходе. Такая
ситуация оказывает негативный эффект на проявление тенденции к актуализации,
свойственной индивиду, стремящемуся к конгруэнтности и самоактуализации.
В качестве общей схемы
идентификации конфликта полезно помнить элементы, указанные в работе К.
Роджерса [4]: ригидность каждой из сторон, уверенной в
собственной правоте; нарушение общения; искажение восприятия; подозрения и
недоверие.
Развивая эти идеи, авторы
считают, что социальный конфликт может рассматриваться как межличностная
инконгруэнтность, последствие межличностного конфликта и напряжения,
возникающего из отсутствия взаимного принятия и эмпатического понимания, более
или менее осложненное кажущейся враждебностью окружающего мира, включая
ограниченные межличностные контакты в группе. Следствием этого является
отрицательное воздействие на созидательную тенденцию в социальной группе,
ориентированной на конгруэнтность и групповую актуализацию.
Личностная сила как целостный отдельный конструкт. В работах К. Роджерса
(например, [6]) содержится множество определений того, что он
понимает под «личностной силой». П. Натиелло [2] вводит очень
полезные смысловые разграничения в использовании различных смыслов слова
«сила»; она также предлагает такой конструкт, как сила сотрудничества, который
неотъемлем от личностно-центрированного подхода. Ей же принадлежит обзор
встречающихся у руководителей и участников групп трудностей в принятии и
использовании их личностной силы.
Авторы считают важным
различать потенциальную и актуализированную личностную силу. Хотя все мы имеем
тенденцию реализовать свои возможности, несомненно также, что разные люди имеют
собственный, уникальный путь развития.
Применительно к теме данной
статьи, приведенное выше соображение позволяет осознать, что разные люди
развивают свою личностную силу по-разному, и нельзя предполагать, что
актуализация организационных, объединительных, представительских, фасилитативных,
логических составляющих личностной силы у всех одинакова.
Группа как инструмент человеческого развития. В работе Роджерса [5] содержится изложение его общего представления о процессе
человеческого развития, происходящего в группах, основанное преимущественно на
опыте работы фасилитативных групп базового характера. Его все более интересовал
опыт работы больших групп [1]. Определяя общую ценность
теоретических аспектов, рассмотренных в этой и других работах, авторы считают
важным не забывать, что таковые изначально возникли в ответ на деятельность по
личностному росту человека.
Группа как инструмент
человеческого развития имеет свои особенности, притом что этот исходный принцип
сохраняет свое значение, когда речь идет о личностном человеческом развитии в
группах общения или консультационных группах; об образовательном человеческом
развитии, как в школе; об организационном личностном развитии, как при
организации команды или планировании; о социальном человеческом развитии, как
при разрешении социальных конфликтов.
Хотя человеческое развитие
сохраняет свою роль основной цели и отношения конгруэнтности, принятия и
эмпатии занимают в нем центральную позицию, специфические цели и средства их
достижения могут претерпевать изменения для соответствия личностным и
межличностным потребностям и ресурсам конкретных лиц и групп, участвующих в
каждой данной ситуации.
Открытая структура против бесструктурности. Идея об отсутствии
структуры как характеристике личностно-центрированного подхода пользуется
популярностью. Несомненно, по сравнению с методологиями, основанными на иных
теориях развития, личностно-центрированная деятельность представляется
бесструктурной, если под этим понимать безусловное уважение к чувствам и
самоопределению каждого человека.
Однако, если в процессах
индивидуального личностного человеческого развития (консультировании)
действительно наиболее часто имеет место открытая структура, такие практические
аспекты, как расписание,
111
временные рамки, частота занятий, их место и
плата, вносят элемент структурированности.
Создание благоприятного
психологического климата в результате конгруэнтности, принятия и эмпатии и
сообщения другому индивиду об их существовании со стороны лица, способствующего
человеческому развитию, может само по себе рассматриваться как очень теплая,
открытая структура, весьма отличная от жестких рамок, но также и от пустого
пространства полного отсутствия структуры.
Различение функций. Приходится часто наблюдать, что в области человеческого развития
специалисты берут на себя разнообразные функции по планированию, организации и
осуществлению программ, даже не осознавая этого. По мнению авторов, это
смешение ведет ко многим нежелательным последствиям.
Соответственно было бы желательно
в целях ясности ввести различение следующих совершенно дифференцированно
осуществляемых направлений в сфере личностного развития:
4.
Фасилитация — умение способствовать личностному развитию.
6. Логистические функции —
способность обеспечить практическую сторону выполнения программы.
Предложенное
различение не препятствует в случае необходимости выполнению более чем одной
функции отдельными лицами или организациями, оно просто направлено на то, чтобы
избежать нежелательной путаницы.
Согласие и коммуникация.
В случае если осуществление проекта требует взаимодействия между двумя или
более лицами или организациями, необходимым условием успеха становится
достижение ясного соглашения между ними относительно общих целей и взаимных
обязательств и распределения функций. Это особенно важно в случае совместных
усилий организаторов и посредников. Если два или более лица или организации,
совместно осуществляющие программу, находятся далеко друг от друга, необходимы
специальные меры для поддержания постоянной открытой и оперативной
коммуникации.
Определение конфликта.
Центральным элементом разрешения социального конфликта является определение его
характера и вовлеченных в него групп. Хотя успех программы, имеющей целью
разрешение конфликта, не требует детального исследования содержания конфликта
всеми участниками, общее объективное понимание ситуации обязательно для
организаторов, посредников и фасилитаторов.
Выбор целей и участников.
В отличие от программ, ставящих перед собой методические цели проверки
приложимости определенных теорий к разрешению социального конфликта, со стороны
посредников и участников и в меньшей мере организаторов и фасилитаторов
требуется стремление приложить все усилия для разрешения конфликта.
Цели,
совместно определенные организаторами и посредниками, должны быть ясны всем
участникам и достижимы, чтобы не вызвать неосуществимых ожиданий. С другой
стороны, уровень репрезентативности сторон определенно имеет значение для
оценки реалистичности предложенных целей.
Как
иллюстрацию к вышеизложенному можно рассмотреть ситуацию, когда в разрешении
социальных проблем участвуют:
1.
Лица, непосредственно принимающие решения, как, например, главы двух государств
или главари двух соперничающих уличных банд.
2.
Лица, оказывающие влияние на принятие решений,— министры, парламентарии, члены
уличной банды, занимающие в ней руководящие позиции.
3.
Лица, влияющие на общественное мнение,— профсоюзные руководители, журналисты,
члены банды, популярные среди ее остальных участников.
4.
Ничем не выделяющиеся представители вовлеченных в конфликт групп.
Авторы
вовсе не имеют в виду, что встречи представителей любых из перечисленных
категорий бесполезны для разрешения конфликта; необходимо лишь отметить, что
велика вероятность того, что их единственным следствием окажется бесполезная
путаница и фрустрация.
Авторы
придерживаются мнения, что желательно
112
избегать или по крайней мере
сводить к минимуму участие лиц, непосредственно не вовлеченных в конфликт,
которых члены конфликтующих групп могли бы счесть незаинтересованными
наблюдателями или, еще хуже, любителями вмешиваться в чужие дела.
В
качестве последнего соображения необходимо отметить, что участие посредников
никогда не находит должного признания; без активной поддержки со стороны
влиятельных членов групп, вовлеченных в конфликт, любая попытка разрешить его
имеет мало шансов на успех.
Ясная и доступная информация
об открытой структуре.
Хотя доводы, могущие убедить представителей отдельных групп принять участие в
программе по разрешению социального конфликта, скорее всего весьма различны,
представляется полезным представить каждому из возможных участников одно и то
же ясное предложение об осуществлении проекта, как это было сделано, например,
при организации семинаров К. Роджерсом. Доступная всем сторонам информация не
только помогает избежать возможного взаимного непонимания, но и приведет к
тому, что участники начнут свои контакты в атмосфере большей уверенности и
доброжелательности, даже если детали проекта останутся им неясны и после
ознакомления с информацией.
Если ясная и открытая структура, по мнению авторов, всегда полезна в случае добровольного участия сторон, как и в большинстве программ личностного развития, использующих в качестве инструмента групповую методику (группы общения, групповое консультирование), то она становится абсолютно необходимой при разрешении социальных конфликтов, когда участники, представляющие стороны, определяются путем выборов. Наличие общих установлении, отличных от жестких и абсолютных правил, способствует созданию открытой, без ограничений, структуры, польза которой была обсуждена выше.
Некоторые особенности
группового процесса.
Среди специалистов, практикующих клиенто-центрированный подход, работающих с
группами, широко распространено мнение, что «каждый групповой процесс
уникален». Это тем более применимо к случаю социального конфликта; однако
существуют и некоторые общие закономерности. К ним относятся: эффект
социального неформального общения; сосредоточение на теме обсуждения;
преобладание интереса скорее к социальным, чем к личным проблемам; чувство
неотложности разрешения конфликта; образование подгрупп внутри основной группы;
разделение по идеологическому признаку; неоднозначность и нелинейный характер
происходящих изменений; разное воздействие на мужские и женские группы.
Этот
перечень особенностей группового процесса при разрешении социального конфликта
делает необходимым внесение определенных изменений в теоретические установки,
что особенно очевидно при сравнении отмеченных выше тенденций с наиболее часто
наблюдаемыми характеристиками групп общения и консультирования.
Задача
не в том, чтобы попытаться воздействовать на процесс так, чтобы он принял
характер более знакомой программы по личностному развитию, с чем чаще приходится
соприкасаться большинству психологов, а в том, чтобы признать мудрость группы в
этом вопросе, даже если она выражается новым и странным образом; интегрировать
в процесс интеллектуальные впечатления, не считая их безличными или менее
ценными, чем непосредственные выражения эмоций; принять различные
культурологические пути проявления иерархии и главенства и вообще рассматривать
культурные различия как способ взаимного обогащения при наличии взаимного
уважения; осознать и приветствовать эффект неформальной и незапланированной
социальной активности, возникновения подгрупп. Авторы надеются, что эти аспекты
войдут в прогрессивную клиенто-центрированную общую теорию межличностных
отношений.
Характеристики и функции
фасилитации.
Как и многие психологи, теоретики и практики, сторонники
клиенто-центрированного подхода, авторы считают, что основным требованием к
специалистам, занимающимся клиенто-центрированным разрешением социальных
конфликтов, является собственный опыт и принятие личностно-центрированного
образа жизни, как во внутриличностном плане, так и в межличностных отношениях,
и частных, и профессиональных. Все это выливается в высокий уровень
конгруэнтности, принятия и эмпатии применительно к себе, другим и окружающему
миру.
Это
основное качество, на взгляд авторов, только выигрывает от как можно более
широкого практического и теоретического профессионального образования, в
особенности в таких областях, как межличностные отношения, групповые процессы,
недирективная техника разрешения социальных конфликтов.
Знание
и интерес к социальным и политическим теориям и практике, равно как и
позитивное отношение к культурному разнообразию, являются дополнительными
ресурсами
113
для
такой деятельности.
Трансляция,
по мнению авторов, представляет собой фасилитативную функцию, состоящую,
во-первых, из возможно более полного понимания чувств и того, что хочет сказать
человек, а затем передачи этого в наиболее полном объеме другим лицам.
Выполнение этой функции в идеале и является задачей фасилитатора. В некоторых
случаях, однако, это оказывается невозможным, и тогда необходимы усилия группы
специалистов разного профиля.
Как
было отмечено в разделе статьи, посвященном теоретическим предпосылкам,
специалисты по личностно-центрированному человеческому развитию могут не только
создавать оптимальный климат в группе, но и конструктивно применять
недирективное моделирование к собственной личности, что затем находит отражение
в разрешении межличностных и социальных конфликтов благодаря их полному включению
во взаимоотношения участников, наилучшему использованию ресурсов и себя как
инструмента личностного развития.
Когда
оказывается необходимым взаимодействие двух или более фасилитаторов для
осуществления программы разрешения социального конфликта, общие положения,
касающиеся работы команды, взаимной поддержки и помощи, особенно важны для
преодоления сложностей, возникающих в групповом процессе. Доступность
фасилитаторов для участников конфликта не только в официальных ситуациях, но и
при неформальном общении, так же как и индивидуальные контакты, особенно важны
для позитивного и гладкого протекания процесса.
Поскольку социальный конфликт, несмотря на все отмеченные в этой статье успехи, все же остается относительно мало исследованной областью, авторы должны подчеркнуть незавершенный характер теоретических и практических рекомендаций, содержащихся в данной статье. Они хотели бы пригласить к сотрудничеству всех, кто заинтересован в развитии личностно-центрированного подхода, вне зависимости от сферы деятельности каждого из них. Такой подход обогатил бы понимание интра- и интерперсональных отношений и способствовал бы личностному развитию как в частном плане, так и в профессиональном.
1. Bowen M. et
at. Learning in large groups: Their implications for the future // Education.
1979. N 100. P.108—116.
2. Natiello P. The person-centered approach, collaborative power and
cultural transformation // Person-Centered Review. 1990. N 5. P. 268—286.
3. Rogers C. R.
A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed
in client-centered framework // Koch S. (ed.) Psychology: A study of a science.
V. 3. N. Y., 1959.
4. Rogers С. R. Dealing with psychological
tensions // J. of Applied Behav. Sci. 1965.
N 1. P. 6—24.
5. Rogers
С. R. Carl Rogers on encounter groups. N. Y., 1970.
6. Rogers С. R. Carl Rogers on personal power. N. Y., 1977.
7. Segrera A. S. Becoming being:
Reflections from the perspective of the therapeutic scales // Segrera A. S.
(ed.) Proceedings of the First International Forum on the Person-Centered
Approach. Mexico,
1984.
Поступила в редакцию 1. Х
1992 г.