Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

106

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ В ПОКАЗАТЕЛЯХ ИНТЕЛЛЕКТА

М. С. ЕГОРОВА, Н. М. ЗЫРЯНОВА, С. Д. ПЬЯНКОВА

 

Исследования природы индивидуальных различий, проведенные на детях, немногочисленны и позволяют сделать лишь предварительные выводы о возрастной динамике генотип-средовых соотношений в показателях интеллекта.

Наиболее последовательно вопрос о межиндивидуальной изменчивости интеллекта изучался в Луизвилльском близнецовом лонгитюдном исследовании. В его рамках близнецы тестировались по интеллекту начиная с первого года жизни до 15 лет (каждые три месяца на протяжении первого года, дважды в год — до трех лет, ежегодно — до 9 лет и последний раз — в 15 лет). Полученные результаты отчетливо демонстрируют увеличение с возрастом показателя наследуемости. Так, в период от трех месяцев до трех лет внутрипарное сходство монозиготных (МЗ) близнецов в среднем равно 0,77, а в дизиготных (ДЗ) близнецов — 0,67, что соответствует показателю наследуемости, равному 0,20. Начиная с трехлетнего возраста внутрипарное сходство МЗ близнецов не опускается ниже значения 0,83 (при показателе для этого возраста тест-ретеста по тесту Векслера — 0,84), т. е. внутрипарные корреляции МЗ близнецов практически равны корреляциям индивида с самим собой. У ДЗ близнецов внутрипарное сходство по показателям интеллекта уменьшается от 0,79 в 3 года до 0,54 — в 15 лет. Соответственно, показатели наследуемости увеличиваются примерно от 0,20 до 0,60 [10].

Сравнение профилей умственного развития детей дает похожую картину: корреляции профилей показателей интеллекта равны 0,87 для МЗ близнецов и 0,65 — для ДЗ близнецов  (от трех до шести лет); 0,81 (МЗ) и 0,66 (ДЗ) для возрастов 6—8 лет [10].

Похожие данные получены в Чешском лонгитюдном исследовании [3], в котором замеры интеллекта проводились ежегодно. До достижения детьми четырехлетнего возраста получено лишь некоторое превышение внутрипарного сходства МЗ близнецов над ДЗ. После четырех лет сходство ДЗ близнецов уменьшается, что приводит к увеличению показателя наследуемости: в 6 и 7 лет он превышает величину 0,50.

В нашей стране Н. С. Кантонистова, используя тест Векслера, получила более высокие показатели внутрипарного сходства МЗ близнецов по сравнению с ДЗ близнецами по 10 субтестам теста. Показатель наследуемости выше 0,50 получен в ее работе для 58 % субтестов. Однако в отличие от цитированных выше работ, в этом исследовании показано увеличение с возрастом (от 7 к 10 годам) роли средовых факторов [1].

Для отдельных когнитивных характеристик увеличение вклада генотипа в их межиндивидуальную изменчивость было показано в австралийском близнецовом лонгитюде, в котором участвовали дети 3—15 лет [5] и в шведском исследовании при сравнении 12- и 18-летних близнецов [4].

Лонгитюдные исследования приемных детей демонстрируют более противоречивые результаты относительно роли генотипических и средовых факторов в детерминации интеллекта по сравнению с близнецовыми исследованиями. Тем не менее данные, полученные в целом ряде исследований приемных детей, также свидетельствуют об увеличении с возрастом роли генотипа в индивидуальных различиях по показателям интеллекта, хотя величины показателей наследуемости в этих исследованиях оказываются ниже и не превышают для младшего школьного возраста величины 0,40 (например, [8], [6], [7]).

Увеличение роли генотипического компонента в вариативности интеллекта предположительно сопровождается и изменением в структуре средовых компонентов дисперсии — уменьшением (начиная со школьного возраста) влияния общей среды, т. е. совпадающей у сравниваемых пар родственников, и увеличением роли специфической среды, т. е. различающейся у сравниваемых пар родственников [7].

Таким образом, имеющиеся в литературе данные позволяют предполагать увеличение с возрастом роли генотипа и роли специфической среды и уменьшение роли общей среды в индивидуальных различиях интеллектуальных характеристик. Вместе с тем многие вопросы, касающиеся возрастной динамики генотип-средовых соотношений, остаются открытыми. Во-первых, для

 

107

 

детского возраста нельзя считать определенными сами величины показателей наследуемости и показателей средовых компонентов дисперсии интеллекта. Во-вторых, изменение природы вариативности интеллекта не соотносится в этих работах с изменением структуры когнитивной сферы, происходящей в процессе развития. В-третьих, не учитываются качественные изменения в условиях развития детей, т. е. в тех средовых характеристиках, которые в обобщенном виде представлены средовыми компонентами в фенотипической дисперсии показателей интеллекта. Можно без преувеличения сказать, что психогенетические исследования интеллекта, касающиеся детского возраста, пока скорее ставят вопросы, чем дают на них ответы.

В нашем исследовании, выполненном в контексте описанных выше работ, мы преследовали две цели. Во-первых, определить компоненты фенотипической дисперсии показателей интеллекта у детей, развивающихся в условиях нашего социума (т. е. провести своего рода межкультурное сопоставление) и, во-вторых, рассмотреть динамику генотип-средовых соотношений в период перехода от дошкольного к школьному возрасту, т. е. в условиях значительных средовых изменений.

ИСПЫТУЕМЫЕ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Приводимые в настоящей статье данные представляют собой фрагмент лонгитюдного близнецового исследования.

Выборка испытуемых состоит из МЗ и ДЗ близнецов, которые проходили обследование трижды — в подготовительной группе детского сада (6,5 лет, 94 пары близнецов), в конце первого года обучения в школе (7,5 лет, 77 пар) и в конце третьего года обучения (9,5 лет, 51 пара).

Интеллект измерялся с помощью детского варианта теста Векслера, адаптированного А. Ю. Панасюком [2]. В статье представлены только суммарные показатели теста — вербальный интеллект (U), невербальный интеллект (Р) и общий интеллект (IQ).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные показатели интеллекта были сопоставлены по степени их внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ близнецов в каждом из трех возрастов.

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что возрастные изменения показателей внутрипарного сходства близнецов не носят того линейного характера, которого можно было бы ожидать на основании литературных данных (сохранение в разных возрастах одинаково высокого уровня сходства МЗ близнецов и последовательное снижение сходства ДЗ близнецов). Сходство невербального интеллекта у МЗ близнецов значимо увеличивается от 6,5 к 7,5 годам и опять уменьшается к 9,5 годам. У ДЗ близнецов динамика изменений внутрипарного сходства показателей интеллекта различна для трех суммарных показателей интеллекта: по вербальному интеллекту сходство увеличивается от 6,5 к 7,5 годам, а к 9,5 годам возвращается примерно на тот же уровень, на котором оно было в 6,5 лет. Сходство невербального интеллекта последовательно уменьшается, а общего интеллекта — сохраняется на одном и том же уровне в 6,5 и 7,5 лет и затем, в 9,5 лет, значимо уменьшается.

Соответственно этому изменяются величины компонентов фенотипической дисперсии интеллекта — показатели наследуемости (h2), роли общей среды (с2) и роли специфической среды (е2).

В 7,5 лет 84 % фенотипической дисперсии вербального интеллекта определяется общесредовыми влияниями, а вклад показателя наследуемости равен практически нулю. В 6,5 и в 9,5 лет влияние общей среды определяет более половины изменчивости вербального интеллекта.

Для показателя невербального интеллекта картина принципиально иная: в 6,5 лет его вариативность испытывает значительно меньшее влияние генотипического фактора, чем в более старших возрастах. При переходе от дошкольного к школьному возрасту вклад генотипа увеличивается более чем в 2 раза.

Для общего интеллекта изменение компонентов фенотипической дисперсии с возрастом в общих чертах соответствует ожидавшемуся: последовательно увеличивается показатель наследуемости и уменьшается показатель влияния общей среды.

Описывая компоненты фенотипической дисперсии суммарных показателей интеллекта, необходимо отметить существенное отличие наших результатов от данных зарубежных исследований, проведенных на близнецах того же возраста. В нашей работе показатели наследуемости в 6,5 и 7,5 лет оказываются существенно ниже. Так, например, по данным Р. Уилсона детского детского [11], в 6 лет показатель наследуемости определяет 52 % вариативности вербального интеллекта и 62 % — невербального (у нас — 21 % и 32 % соответственно). По данным           H. Сигал [9], в 7 лет показатель наследуемости определяет 84 % вербального интеллекта

                                                             

108

 

(у нас 03 %); начало обучения в школе приводит к уменьшению влияния общей среды, а у нас — к увеличению.

Для объяснения полученных результатов достаточно убедительной представляется их средовая интерпретация. Согласно ей, в семь лет, после поступления в школу, диапазон средовых возможностей, связанных с развитием вербальной сферы, резко сужается: вербальный характер обучения, предъявляющий жесткие требования к развитию именно этой стороны способностей детей, способствует выравниванию показателей вербального интеллекта как в парах МЗ, так и в парах ДЗ близнецов. Вместе с тем вербализованная среда, в которую попадает ребенок в школе, не отличается большим разнообразием и не позволяет детям проявить свои индивидуальные особенности в этой области, что также может увеличивать внутрипарное сходство МЗ и особенно ДЗ близнецов.

Эти особенности обучения отражаются на всех сторонах вербальных способностей детей и в частности приводят к снижению показателей вербального интеллекта в I классе (по средним величинам, полученным в нашем исследовании). При этом невербальный интеллект, не испытывающий направленного влияния обучения, продолжает развиваться в соответствии с возрастными нормами, а его вариативность оказывается в значительной степени детерминирована генотипом.

Тот факт, что резкое изменение средовых условий приводит к своего рода нарушению в возрастной преемственности развития интеллекта, демонстрируют и результаты межвозрастного сопоставления показателей интеллекта.

Данные были получены следующим образом: выборки испытуемых в каждом возрасте были разбиты на две группы, в каждую из которых вошло по одному близнецу из пары; была рассмотрена корреляция показателей интеллекта в двух параллельных выборках; результаты считались достоверными только в случае совпадения их в обеих выборках, т. е. при коэффициентах корреляции, превышающих 5 % уровень значимости в обеих выборках.

Все суммарные показатели интеллекта, полученные для детей 6,5 лет, значимо связаны со всеми показателями интеллекта и в возрасте 7,5 лет, и в возрасте 9,5 лет. Взаимосвязи же показателей интеллекта в 7,5 и в 9,5 лет, за исключением невербального интеллекта, оказываются ниже уровня значимости. Иначе говоря, показатели интеллекта, полученные в старшем дошкольном возрасте, лучше предсказывают интеллект в девятилетнем возрасте, чем показатели, полученные в начале школьного обучения.

Эти данные, как и результаты психогенетического анализа, указывают на специфику показателя интеллекта, получаемого в первый год обучения в школе: он в значительной степени зависит от уровня интеллекта, которым обладал ребенок в предшествующий возрастной период, но в слабой степени определяет последующий уровень интеллекта.

В самом общем виде можно было бы высказать два предположения по поводу полученного результата — связать его со сложностями адаптации к школе и/или рассматривать его как результат качественной перестройки интеллектуальной сферы ребенка. Данные представленного здесь исследования склоняют скорее в пользу первого предположения, поскольку изменение содержания интеллектуальной сферы ребенка, прежде всего переход от наглядно-образного к словесно-логическому уровню мышления, по-видимому, уменьшило бы не только связи с показателями интеллекта, полученными в 7,5 лет, но и связи с показателями интеллекта, полученными в 6,5 лет.

 

1. Кантонистова Н. С. Роль гено- и паратипических факторов в формировании отдельных сторон интеллектуальной деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1978.

2. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. М., 1973.

3. Drabkova H. Genetics of intelligence. 8th International Congress of Human Genetics, 1991.

4. Fischbein S. Heredity-environment influences on growth and development during adolescence // Gedda L., Parisi P., Nance W. E. (eds.). Twin research 3: Intelligence, personality, and development. N. Y., 1981.

5. Hay D. A., O'Brien P. J. The La Trobe Twin Study: A genetic approach to the structure and development of cognition in twin children // Child Devel. 1983. N 54.

6. Horn J. M. The Texas Adoption Project: Adopted children and their intellectual resemblance to biological and adoptive parents // Child Devel. 1983.  N 54.

7. Plomin R. Development, genetics, and psychology. New Jersey, 1986.

8. Skodak M., Skills H. M. A final follow-up of the hundred adopted children // J.  Gen. Psychol. 1948. N 75.

9. Segal N. MZ and DZ twins: a comparative analysis of mental ability profiles // Child Devel. 1985. N 56.

10. Wilson R. S. The Louisville Twin Study: Developmental synchronies in behavior // Child Devel. 1983. N 42.

11. Wilson R. S. Twins: Patterns of cognitive development // Devel. Psychol. 1975. N 11.

 

Поступила в редакцию 19. I 1993 г.