56
(САМООЦЕНКА И ТРЕБОВАНИЯ К ПАРТНЕРУ)
Брачные объявления явились
предметом исследования в ряде зарубежных работ. Чаще всего они рассматриваются
в контексте Я-концепции и
ролевых ожиданий [1]. В других работах отмечается роль
физической привлекательности, фигуры и цвета волос [3], а
также уровня образования и физической привлекательности при выборе брачного
партнера [5]. Проводились и соответствующие кросс-культурные исследования [4].
В своей работе мы
использовали материал еженедельной газеты «Все для Вас» за период
октябрь—ноябрь 1991 г. Выборка состояла из 200 объявлений — 100 мужских и 100
женских.
Табл. 1 содержит (в порядке
убывания) сведения о том, как определяют себя женщины и мужчины.
Как видно из приведенной
таблицы, по признаку пола (женщина, девушка; мужчина, молодой человек)
определило себя более четверти респондентов. Следующим по частоте является
определение себя по месту жительства (18 % женщин и 17 % мужчин), что, видимо,
может быть объяснено престижностью проживания в столице. Резкое
расхождение между женскими и мужскими объявлениями наблюдается по указанию
профессии и цвета волос: если в женских объявлениях профессия почти не
упоминается, то в мужских она указывается в 14 % случаев и наоборот — цвет
волос упоминается женщинами в 8 % и почти не упоминается мужчинами.
Мужчины несколько чаще, чем
женщины, определяли себя по национальному
57
признаку (6%
и 4% соответственно).
Определения, даваемые самим себе авторами брачных объявлений
(в % от общего числа
выборки)
№ |
Женщины |
Мужчины |
||
п/п |
Определение |
% |
Определение |
% |
1 |
Женщина |
29 |
Мужчина |
18 |
2 |
Москвичка |
18 |
Москвич |
17 |
3 |
Девушка |
8 |
Молодой человек |
11 |
4 |
Вдова |
5 |
По профессии |
14 |
5 |
Блондинка |
4 |
По национальности |
6 |
6 |
Шатенка |
3 |
Прочее |
11 |
7 |
Еврейка |
2 |
Не дали никаких определений |
23 100 |
8 |
Брюнетка |
1 |
|
|
9 |
Русская |
1 |
|
|
10 |
Славянка |
1 |
|
|
11 |
Не дали никаких
определений |
19 |
|
|
12 |
Прочее (одинокая, привлека- тельная, врач и т.д.) |
90 100 |
|
|
Сведения, которые сообщают о себе женщины, и качества, которые хотели бы найти мужчины (в % от общего числа выборки)
№ п/п |
Сведения, сообщаемые
женщинами |
% |
Качества, которые хотели
бы найти у женщин мужчины |
% |
1 |
Образованная |
24 |
Стройная |
15 |
2 |
Москвичка |
18 |
Материально |
13 |
|
|
|
обеспеченная |
|
3 |
Симпатичная |
17 |
Симпатичная |
12 |
4 |
Стройная |
15 |
Москвичка |
12 |
5 |
Имеет профессию |
12 |
Без детей |
10 |
6 |
Блондинка, |
8 |
Красивая |
7 |
|
шатенка |
|
|
|
7 |
Без детей |
6 |
Добрая |
7 |
8 |
Материально |
6 |
Приятная |
4 |
|
обеспеченная |
|
|
|
9 |
Приятная |
6 |
Определенной |
4 |
|
|
|
национальности |
|
10 |
Обаятельная |
6 |
Обаятельная |
3 |
11 |
Добрая |
4 |
Скромная |
|
12 |
Преданная |
4 |
Образованная |
3 |
13 |
Национальность |
4 |
С определенным цветом |
3 |
|
|
|
волос |
|
14 |
Красивая |
3 |
Порядочная |
2 |
15 |
Интеллигентная |
3 |
Надежная |
1 |
16 |
Скромная |
2 |
Преданная |
1 |
17 |
Порядочная |
1 |
Интеллигентная |
1 |
Значительное
число авторов объявлений (23 % мужчин и 19 % женщин) вообще не дали себе
никаких определений; текст их объявлений носил эмоционально-призывный характер типа:
«Где ты, верная и любящая, отзовись!»
Чтобы
рассмотреть, какие сведения о себе сообщают женщины и какие качества хотели бы
видеть мужчины у своих избранниц, обратимся к табл. 2.
Как можно заключить из представленных в ней данных, есть резкое несоответствие
между тем, что сообщают о себе авторы женских объявлений (предложение), и тем,
что хотели бы найти мужчины (спрос). Так, наиболее часто женщины сообщают о
своем образовании, в то время как мужчины упоминают о том, что хотели бы
встретить женщину образованную, всего лишь в 3 % объявлений. Женщины весьма
часто (12 %) сообщают о своей профессии, а у мужчин этот показатель не вызывает
никакого интереса.
Лишь
6 % женщин сообщают о своей материальной обеспеченности, в то время как мужчины
отмечают желательность этого факта для потенциальной супруги вдвое чаще (13 %).
Такие душевные качества, как доброта, преданность, скромность, порядочность,
женщины практически не упоминают в своих объявлениях (1—4 %), и в мужских
объявлениях мы находим полное соответствие: среди желаемых качеств эти почти не
встречаются (1—3 %).
Женщины
часто сообщают о том, что они стройные и симпатичные (15 % и 17 %), и у мужчин
эти качества пользуются большим успехом (15 % и 12 %). Упоминание о том, что
они москвички, у женщин по частоте на втором месте (18 %), в то время как
мужчины выразили желание познакомиться с москвичками в существенно меньшем
числе случаев (12 %).
58
Каждый
десятый мужчина хотел бы познакомиться с женщиной, не имеющей детей.
Теперь
остановимся на том, какие сведения о себе дают мужчины и какие качества хотели
бы найти у мужчин женщины. Как видно из табл. 3, в каждом третьем случае мужчины сообщали свою профессию,
четвертом — образование, пятом — что они москвичи, примерно седьмая часть
мужчин сообщала о своей материальной обеспеченности.
Сведения, которые сообщают о себе мужчины, и качества, которые хотели бы найти женщины (в % от общего числа выборки)
№ п/п |
Сведения, сообщаемые мужчинами |
% |
Качества, которые хотели
бы найти женщины |
% |
1 |
Имеет профессию |
35 |
Материально обеспеченный |
18 |
2 |
Образованный |
26 |
Интеллигентный |
15 |
3 |
Москвич |
19 |
Порядочный |
12 |
4 |
Материально |
15 |
Иностранец |
11 |
|
обеспеченный |
|
|
|
5 |
Национальность |
12 |
Добрый |
10 |
6 |
Иностранное |
7 |
Надежный |
4 |
|
гражданство |
|
|
|
7 |
Цвет волос |
3 |
|
|
8 |
Добрый |
3 |
|
|
9 |
Интеллигентный |
2 |
|
|
10 |
Порядочный |
1 |
|
|
11 |
Надежный |
1 |
|
|
12 |
Скромный |
1 |
|
|
В
то же время женщины на первое место по частоте упоминания поставили
материальную обеспеченность мужчин, и, что представляется неожиданным после
сравнения с табл. 2, на втором и третьем местах по
частоте упоминания стоят интеллигентность и порядочность, которые замыкали
табл. 2. Такие черты, как добрый и надежный, высоко ценимые женщинами, мужчины
упоминают также крайне редко (1 – 3 %).
На
основании приведенных в табл. 1—3 данных можно сделать вывод о резком
несоответствии между тем, что предлагают авторы объявлений, и тем, что хотят
найти авторы противоположного пола. Нельзя не отметить также, что черты
характера, казалось бы, совершенно необходимые для семейной жизни (доброта,
надежность, скромность, порядочность), авторы как мужских, так и женских
объявлений указывают у себя крайне редко.
1. Koestner R., Wheeler L. Self-presentation in personal advertisements: The
influence of implicit notion of attraction and role expectation // J. of Soc.
and Pers. Relationships. 1988. V. 5. N 2. Р. 149—160.
2. Kuhn M., Me
3. Lynn M., Shurgot
B. A. Responses to lonely hearts advertisements: Effects of reported
physical attractiveness, physique and coloration // Pers.
and Soc. Psychol. Bull. 1984. V. 10. P. 349— 357.
4. Siddiqi M., Reeves E. Y. A comparison of
marital preference of Asian Indians in two different cultures // Internat. J. of Sociol.
of the Family. 1989. V. 19. N 1.
Р. 21—36.
5. Stevens G., Shaefer
E. Education and attractiveness in marriage choices // Soc. Psychol. Quart. 1990. V. 53. N 1. Р. 62—70.
Поступила в редакцию 9. III 1993 г.