Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

110

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ОТРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ НА ЛИЦЕ

 

Nummenmaa Т. Pure and blended emotion in the human face. Psychometric experiments. Sarja Ser. B. Nide-tom. 261. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1992. 112 p.

 

Монография проф. Тапио Нумменмаа, одного из ведущих в Европе специалистов по эмоциональной экспрессии лица, отражает результаты его экспериментальных исследований 1985—1991 гг., которые опираются на FACS — систему кодирования экспрессии лица, разработанную П. Экманом и Т. Фризеном. Согласно их концепции, универсально воспринимаемыми являются шесть (в последних работах — семь) базисных эмоций: удовольствие, удивление, страх, гнев, грусть, отвращение (презрение). Каждая из них описывается рядом так называемых единиц действия (action units), соотносимых с мышечными сокращениями под поверхностью кожи лица. Т. Нумменмаа поставил своей задачей изучение восприятия смешанных (blended) эмоциональных выражений, которыми он называет непосредственно наблюдаемые эмоциональные значения, состоящие по меньшей мере из двух базисных эмоций. И базисные, и смешанные выражения трактуются автором как идеализированные категории произвольной экспрессии, которая выполняет функцию социального сообщения.

Описание восприятия первичных и смешанных эмоций представлено в работе на основании психометрических экспериментов, где использовались методы прямой оценки, многомерного шкалирования и кластер-анализа. В качестве экспериментального материала служили фотографии артистов, изображавших базисные эмоции и их смещения по системе FACS. Основная часть эксперимента состояла в процедуре сортировки фотографий по сходству эмоциональных выражений. Индивидуальные матрицы сходства обрабатывались программой ALSCAL; усредненная матрица подвергалась обработке кластер-анализом.

Результирующее психометрическое пространство экспрессии лица описывается в двух измерениях, где первое традиционно трактуется как гедонический знак эмоций (удовольствие — грусть). Второму (удивление/страх — гнев/отвращение) Т. Нумменмаа дает социально-психологическую интерпретацию как «открытие — закрытие канала коммуникации». В кольцевой структуре двумерного пространства смешанные эмоциональные выражения (за исключением противоположных по гедоническому знаку) занимают релевантное, т. е. промежуточное между соответствующими им базисными эмоциями, положение.

Кластер-анализ позволил более детально разделить негативную экспрессию на эмоции личностного характера (кластер «грусти») и социально-негативные эмоции («гнев + отвращение» и «удивление + страх»).

Измерения эмоциональной экспрессии, полученные опосредствованно с помощью методов многомерного анализа, проверялись путем прямой оценки изображений. В эксперименте по идентификации экспрессии исследовалось влияние контекста на опознавание эмоций. По совокупности результатов наиболее однозначно опознаваемыми смешанными эмоциями являются   удовольствие + удивление, страх + грусть, гнев + отвращение.

Рассматривая смешанные выражения лица с точки зрения формального описания посредством единиц действия, автор задается вопросом, являются ли они аддитивными по отношению к составляющим их базисным эмоциям. Принцип аддитивности формулируется им следующим образом: если сочетание базисных эмоций естественно и они передаются лишь несколькими единицами действия, то смешанное выражение описывается их суммой; при множественности единиц действия составляющих базисных эмоций в смешанном выражении сохраняются лишь наиболее значимые их индикаторы.

В двух последних главах монографии автор рассматривает возможности применения оценки эмоциональной экспрессии лица в

 

111

 

семейный тест (Pirkanmaa Family Test), разработанный Т. Нумменмаа и его сотрудниками, который позволяет получить следующие показатели: модель родительского поведения, компетентность в семейных отношениях и ресурсы их изменения.

Результаты анализа экспрессии обнаруживают низкую корреляцию между положительными реакциями супругов и высокую — между отрицательными. Автор считает, что рассогласование положительной экспрессии супругов связано с ее большей социальной (в западной культуре) заданностью. Как следствие положительная экспрессия (например, социальная улыбка) не столько отражает вызванные проблемой   эмоции, сколько выполняет коммуникативную роль по отношению к окружающим. Степень же согласованности отрицательной экспрессии лица супругов связана высокой корреляцией с тремя показателями семейного теста PFT,    т. е. с компетентностью в семейных отношениях. Автор заключает, что анализ эмоциональной экспрессии лица супругов позволяет в целом оценить их положительное и отрицательное общение и предсказать проблемы, связанные с характером родительского поведения.

Завершая книгу, Т. Нумменмаа вновь обращается к проблеме соотношения экспрессии и эмоций. По его мнению, экспрессия лица выступает как интерфейс между эмоциями и социальным взаимодействием. Выражения лица, обусловленные спонтанными эмоциями, строятся по правилам, заданным центральной иннервацией. Но лицо служит также для произвольных социальных сообщений. Оба типа экспрессии имеют общее в проявлении, но не являются изоморфными. Возможно, произвольная экспрессия более интенсивна и гармонична по структуре, но в основе обоих типов лежит относительная зависимость между базисными эмоциями, с одной стороны, и определенными движениями лицевой мускулатуры, с другой. Это позволяет применить методы анализа произвольной экспрессии лица в психологической практике с целью оценки собственно эмоциональных содержаний.

Благодаря оригинальной постановке вопроса о восприятии смешанных эмоций Т. Нумменмаа, оставаясь в рамках традиционного подхода к исследованию эмоциональных выражений, существенно расширяет его. Безусловным достоинством книги является стройный психометрический эксперимент с использованием различных методов многомерного анализа. Наконец, заслугой автора является переход от чисто теоретических исследований к психотерапевтической практике. Книга написана хорошим языком, а цитаты из «Диалогов» Платона и «Лаокоона» Лессинга, столь неожиданные в строгой работе, напоминают о стиле старой доброй экспериментальной психологии времен В. Вундта и Т. Титченера.

 

Г. В. Парамей

Москва