88
ПАУЗЫ
В НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ И ПРИ ЗАИКАНИИ
Л. И.БЕЛЯКОВА, Е. А.
ДЬЯКОВА
Паузы являются неотъемлемым
компонентом речи. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом
определяют ритмико-мелодическую сторону интонации. Возникновение пауз связано с
рядом причин. Самые короткие из них являются составной частью речевого потока и
вызываются особенностями произношения смычных согласных, т. е. отсутствием
звука в те моменты, когда органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии,
что составляет в среднем 0,1 с [3].
Паузы, обусловленные
лингвистической конструкцией текста, т. е. лингвистические паузы, возникают на
границах смысловых групп [6]: между синтагмами и
предложениями. Исследования, проведенные на материале английского языка,
обнаруживают, что в процессе чтения длительность лингвистических пауз на
границах синтагм не превышает 0,75 с, а между предложениями варьирует от 0,5 с
до 1,5 с [12]. Во время этих пауз может
осуществляться так называемый «речевой» вдох, место которого определено
структурными границами текста [10], [11].
Лингвистические паузы возникают как при чтении, так и в ходе устного
спонтанного высказывания.
Помимо лингвистических пауз,
для спонтанной речи характерны паузы «нерешительности», или хезитации. В отличие от лингвистических
пауз, они располагаются не только на границах синтагм и предложений, но и
внутри них, а также имеют большую продолжительность [1] и могут сопровождаться
нефонологическими вокальными образованиями [14].
Экспериментальные
исследования показывают, что паузы хезитации имеют чрезвычайно широкие пределы
варьирования и отражают тот аспект речи, который является наименее
автоматизированным. Отмечена высокая закономерность появления пауз хезитации
перед словами, которые обладают высокой информативностью или низкой
предсказуемостью в данном контексте. Обнаружена связь между длительностью пауз
и степенью трудности речевой задачи. Исследования позволяют сделать вывод о
том, что во время пауз хезитации осуществляется планирование высказывания, при
этом длительность пауз зависит от степени затруднений, связанных с выбором
языковых единиц [8], [13].
Электрофизиологические
исследования А. Н. Соколова [9] показывают что паузы,
возникающие в процессе речи, в большинстве случаев означают наличие
речемыслительного процесса, совершаемого в ходе порождения высказывания,
Таким образом,
представляется возможным рассматривать время пауз, возникающих в спонтанной
речи, как время мыслительной деятельности, а время звучащей речи — как время
моторной реализации этой деятельности.
Из
логопедической практики известно, что при заикании, наряду с нарушением интонационной стороны речи, нарушается ее
ритм, и потому работа над паузами составляет важную часть любой коррекционной
программы. Считается, что обучение заикающихся речевым паузам может быть
полезно для них с разных точек зрения. Так, паузу связывают с необходимостью
сделать речевой вдох или осуществить
89
релаксацию в процессе
речевого акта, а также с возможностью привлечь внимание собеседника особой
интонацией.
Однако до настоящего времени
отсутствуют какие-либо экспериментальные исследования, которые позволили бы
сравнить процесс паузирования в норме и при заикании. Знание закономерности
паузирования позволит выявить и некоторые новые теоретические аспекты
механизмов этой речевой патологии. Это важно, кроме всего прочего, для
разработки коррекционных методик обучения заикающихся плавной речи.
В настоящей работе проведен
сравнительный анализ количества, длительности и локализации пауз, возникающих
при чтении текста и монологическом высказывании у лиц с нормальной речью и
заикающихся. Задача состояла в изучении особенностей речевого паузирования в
норме и у заикающихся и выяснении связи пауз с проявлением судорог в мышцах
речевого аппарата. Для ее решения определялась частота появления пауз, их
длительность и место в речевом потоке, а также фиксировалось наличие судорожных
проявлений в процессе чтения и монологического высказывания.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
На магнитной ленте
фиксировалось два образца речевой продукции испытуемых: 1) чтение текста
объемом 200 слогов; 2) монологическое высказывание на тему «Моя работа». Время
на подготовку высказывания не превышало 1 минуты. По инструкции длительность
высказывания должна была составить в среднем две минуты. Выбор темы второго
задания гарантировал его доступность для всех испытуемых. Запись речи
проводилась открытым способом. Перед началом записи в течение трех минут
испытуемому задавалось несколько вопросов анкетного характера с целью адаптации
его к условиям эксперимента. Затем последовательно предлагались речевые
задания.
Записанные на магнитную
ленту образцы речи испытуемых были обработаны по специальной программе на ЭВМ.
При этом электрический сигнал с выхода магнитофона преобразовывался в
последовательность прямоугольных импульсов одинаковой высоты, т. е.
клипп-сигнал. Импульсы отражали длительность звучащей речи, а их отсутствие —
длительность пауз, начиная от 0,01 сек с точностью до 0,005 сек. В результате
были получены последовательные значения временных интервалов звучащей речи и
пауз.
Анализу подвергались только
паузы от 0,1 с и выше, поскольку известно, что более короткий перерыв в
акустическом сигнале может быть результатом произношения смычных согласных
звуков [3]. Сопоставление речевых
образцов с клипп-сигналом дало точную картину локализации пауз в речевом
потоке. Кроме этого, в каждом речевом образце было подсчитано общее количество
пауз (в процентном отношении) следующих длительностей (в секундах): 0,1—0,2;
0,2—0,3; 0,3— 0,4; 0,4—0,5; 0,5—0,6; 0,6—0,7; 0,7— 0,8; 0,8—0,9; 0,9—1,0; от 1
с и выше.
Достоверность полученных
различий оценивалась с помощью критерия Стьюдента.
Проявление судорожной
активности мышц речевого аппарата в процессе чтения и монологической речи
определялось визуально и аудитивно.
В исследовании приняли
участие 39 взрослых заикающихся (24 мужчины и 15 женщин) и 16 человек со
здоровой речью (9 женщин и 7 мужчин).
РЕЗУЛЬТАТЫ
И ОБСУЖДЕНИЕ
Характеристика речевого паузирования у лиц со здоровой речью.
Распределение количества пауз по их длительности показано на рис. 1. Как видно
из рисунка, самые короткие паузы от 0,1 до 0,2 сек в речевых образцах
испытуемых встречались наиболее часто. Их количество было практически
одинаковым, как при чтении, так и в монологическом высказывании (20,8 % и 21,5
% соответственно, различия недостоверны: (a
>0,1). В основном эти паузы являлись результатом произношения смычных
согласных звуков и имели
90
место внутри слов. Реже они
появлялись между словами, но никогда не возникали между предложениями.
В
процессе чтения текста все паузы от 0,2 до 1 с возникали в основном на стыке
между двумя синтагмами и реже между двумя предложениями, т. е.
соответствовали синтагматическому
членению текста. При этом паузы длительностью от 0,2 до 0,6 с являлись наиболее
характерными для процесса чтения (54,9 %). Длительные паузы — от 1 с и выше
(наиболее длительные из них не превышали 1,3 с) возникали редко (5,3 %) и
регистрировались только на границах между предложениями, что синтаксически
соответствовало точке. Прослеживающаяся закономерность в локализации и
длительности пауз у лиц без речевой патологии была синтаксически обусловлена,
что свидетельствовало об успешном техническом отражении смысловой организации
текста и адекватности его смыслового восприятия (т. е. понимания).
При реализации
монологического высказывания паузы длительностью от 0,2 до 0,6 с возникали
значительно реже (39,1 %), чем при чтении (различия достоверны для пауз
длительностью от 0,4 до 0,5 с и от 0,5 до 0,6 с, a<0,25
и a<0,005
соответственно). Напротив, длительные паузы — от 1 с и выше (до 3,0 с) —
появлялись в 3,2 раза чаще, чем при чтении (различия достоверны, a<0,01).
Они являлись наиболее характерными для монологической речи (17 %). Частично эти
паузы возникали на стыках между предложениями и синтагмами. В основном же паузы
от 1 с и выше имели место внутри синтаксического целого. В этих случаях возникновению
пауз часто предшествовали особые интонации нерешительности, растягивание
конечного гласного в слове, находящемся перед паузой, или ее прерывали
нефонологические
91
вокальные образования типа:
«Э-Э-Э», «М-М-М», т. е. наблюдались явления, свидетельствующие о затруднениях,
связанных с выбором языковых единиц, возникающих в процессе реализации
высказывания.
Пример 1: «А потом... 1,33 с
...лесная дорожка... 0,7 с ...минут десять, пятнадцать... 2,915 с .... У нас на
работе очень хороший коллектив... 1,465 c...И-Э-Э-Э... 0,2 с ...отношения...
0,62, с ... у нас очень ... 0,865 с ... дружелюбные».
Пример 2: «История института ...
2,320 с ... началась ... 1,140 с... давно ... 1,350 с ...: И-И-И ... 0,61 с ...
организация его ... 1,69 с ... была как ... 1,11 с ... организация высших
женских курсов».
Из примеров видно, что паузы
длительностью от 1 с и выше являлись паузами хезитации, они отражали наибольшие
затруднения, возникающие в процессе программирования высказывания на
семантическом уровне.
Характеристика речевого паузирования у заикающихся.
Распределение количества пауз по их длительности показано на рис. 2. Наиболее
короткие паузы длительностью от 0,1 до 0,2 с в среднем возникали так же часто,
как и в норме (различия недостоверны, a>0,1).
В отличие от нормы они в основном имели место внутри слов.
При чтении текста
заикающимися длительность пауз имела более широкий диапазон, чем у лиц со
здоровой речью. Самая длительная пауза достигала 15,58 с. Наиболее характерными
являлись или очень короткие паузы — от 0,1 до 0,3 с (37,2 %), или длительные —,
от 1 с и выше (19,7 %), причем длительные паузы возникали в 3,7 раза чаще, чем
в норме. Паузы других длительностей, а особенно от 0,3 до 0,6 с при чтении
текста встречались значительно реже, чем у лиц со здоровой речью (различия
достоверны, a<0,1;
a<0,002
и a<0,001
соответственно).
Такое значительное
уменьшение количества пауз, длительность которых в норме обусловлена
синтагматической структурой текста, и, напротив, увеличение числа длительных
пауз сигнализировало об искажении смыслового членения текста заикающимися.
Сравнение магнитофонных
записей с эталонным текстом, предлагаемым для чтения, показало, что заикающиеся
допускали многочисленные ошибки в прочтении слов. Наиболее часто такие ошибки
выражались: а) в изменении грамматической формы слова (например: заглянет —>
заглядывает, позолотой —>
золотистой); б) в неадекватных заменах слов на основе фонетической близости
(например, вместо: «Ствол в пупырышках — это осина» — > «Ствол в пустырниках
— это осина»); в) в пропусках или вставках лишних слов (вместо: «Шум надвигался
с угрожающей быстротой» —> «Шум с угрожающей быстротой», «Утром я с собакой
отправился в рощу» —> «Утром я со своей собакой отправился в рощу»); г) в
неправильных ударениях.
Сделанные испытуемыми ошибки
не корректировались, что приводило к значительным искажениям смысла
продуцируемого ими текста. Это дало основание предполагать, что единства
внешней и внутренней стороны процесса чтения у заикающихся не происходит и
смысловое восприятие читаемого текста у них искажено. Можно думать, что
основная задача заикающихся при чтении вслух заключается в обеспечении
произносительной стороны процесса. Все произвольное внимание направлено на
артикуляцию произносимого текста, а не на восприятие и передачу его смысла, что
экспериментально подтверждает предположение Н. И. Жинкина [4]
о том, что у заикающихся резко снижен контроль за смыслом произносимого текста.
При реализации
монологического высказывания длительность пауз в речи одного и того же
заикающегося могла иметь еще больший диапазон, чем при чтении. Наиболее
длительная пауза достигала 111,85 с. В распределении пауз отмечалась такая же
закономерность, что и в процессе чтения: чаще всего возникали или очень
короткие паузы — от 0,1 до 0,3 с (35,0 %), или длительные — от 1 с и выше (24,5
%).
В связи с выявленными
особенностями в распределении пауз по длительности у заикающихся было
92
прослежено влияние типа
судорог на характер распределения пауз. Известно, что клонический и тонический
типы судорог различаются прежде всего длительностью своего проявления. Таким
образом, было рассмотрено, влияет ли длительность речевых судорог на
длительность пауз, имеющих место в речевой продукции заикающихся. С этой целью из
числа обследованных заикающихся были отобраны лица с преимущественно
клоническим типом речевых судорог (6 человек) и с преимущественно тоническим
типом речевых судорог (6 человек). Заикание у всех было выражено в тяжелой
степени. Результаты сравнения показали, что у заикающихся с клоническим типом
судорог (рис. 3) более половины всех пауз были короткими — от 0,1 до 0,3 с
(57,8 % — при чтении и 54,4 % — при монологическом высказывании). При анализе
выяснилось, что эти паузы появлялись в результате речевой судороги,
93
которая приводила к
многократным чередованиям пауз с частью слова, слога, с недифференцированными
звуками. Длительные паузы от 1 с и выше у этих заикающихся появлялись крайне
редко (4,5 % и 6,4 % соответственно).
Напротив, для речи заикающихся
с преимущественно тоническим типом судорог (рис. 4) наиболее характерными были
паузы длительные — от 1 с и выше (43 % при чтении и 46 % при монологическом
высказывании соответственно), короткие же паузы — от 0,1 до 0,3 с — встречались
значительно реже (22,2 % и 19 % соответственно). Вышеуказанные различия в
количестве пауз между заикающимися с клоническим и тоническим типом судорог
достоверны (a<0,01).
Анализ текстов показал, что
длительные паузы (от 1 с и выше) в речи заикающихся с тоническим типом речевых
судорог сопровождались явлениями, противоположными тем, которые были характерны
для пауз хезитации. Например, при локализации судорог в голосовом отделе
речевого аппарата остановки речи были внезапными, слова, предшествующие паузе,
произносились в более ускоренном темпе и обрывались резко. Появление
недифференцированных звуков было связано с попыткой начать речь, прерванную
судорогой, что выражалось в особо напряженном или сдавленном звучании голоса.
Пример 3: «Моя будущая ... 0,52 с
.... специальность ... 1,340 с ... там* ... ...5,305 с ... Э* ... ге-геофизик
... ... 0,250 с ... Ну** ... 1,87 с ... эта специальность как это** ... 11,895
с ... ... ГМ* ГМ* ... 1,490 с ... эта специальность очень ... 0,145 с ... ГМ*
... 0,500 с ... ... ГМ* ... 1,490 с ... И-И-И** — интересная ... 8,765 с
... . На занятиях ... 78,700 с ... мы на занятиях
8,800 с изучаем минералы».
Пример 4: «Я начну с того ... ...
1,195 с ... Это-о* ... 0,350 с ... почему я выбрал такую специальность ... ....
1,195 с ... Э-Э* ... 0,250 с ... Э-Э* ... ... 0,700 с ... Э-Э-Э* ... 0,430 с
... Э-Э-Э* — наша специальность ... 1,280 с ... ... Э-Э-Э* — ну завязана ...
1,575 с ... ... Э-Э-Э* — это и авиация это и М-М-М* ... 0,350 с ... вот ...
1,520 с ... это ведь ... 0,510 с ... Э* ... 1,425 с ... почти все турбинные
двигатели».
При локализации судорог в
области артикуляционного аппарата паузы от 1 с и выше часто возникали при
попытке произнести смычный согласный звук. При этом они соответствовали
длительности смычки органов артикуляции перед взрывом.
Пример 5: «Можно ис ... 8,475 с ...
(п)*** ... пользовать свежие поми ... 1,100 с ... (д)*** ... доры, ... 0,805 с
... (т)*** ... томат-пасту ... 0,755 с ... это самое…0,750 с…(ч)*** …чеснок и
соль и ... 2,140 с ... (п)*** ... перец[1].
Таким образом, при тяжелом
заикании пауза в основном была заполнена судорожной активностью мышц речевого
аппарата, т. е. в период паузы не было прекращения моторной речевой
деятельности, что характерно для нормы. Напротив, она отражала аномальную
активность речевого аппарата, не проявляющую себя в виде акустического сигнала.
Если в норме пауза
свидетельствует об окончании моторной реализации одной части высказывания и
предваряющем внутреннеречевом планировании последующего отрезка речи [8],
то при заикании во время паузы, как показали наши исследования, моторный акт
продолжается. Это, по-видимому, означает, что программирование высказывания у
заикающихся осуществляется в основном на фоне высокой моторной активности
речевых мышц.
Отсутствие пауз хезитации, а
также пауз, связанных с синтаксической
94
конструкцией текста, и
наличие пауз, обусловленных судорожной речевой активностью, объясняет
характерные особенности интонационной стороны речи заикающихся: монотонность,
отсутствие эмоциональной выразительности и интонационной завершенности
смысловых групп, как при чтении, так и в монологической речи.
Кроме того, особенности
речевого паузирования заикающихся могут свидетельствовать о своеобразии
протекания внутриречевого программирования и существенном отличии его от нормы,
а также о снижении контроля за смысловой стороной высказывания.
1. Ахманова О.
С. О психолингвистике. М., 1978. С. 55.
2. Белякова Л.
И. Клинико-физиологический анализ центральных патогенных механизмов
заикания: Докт. дис. Л., 1981.
3. Варшавский
Л. А., Литвак И. М. Исследование формантного состава и некоторых других
характеристик звуков русской речи // Проблемы физиологической акустики. Т.
4. Жинкин И.
И. Речь как проводник информации. М., 1982.
5. Зимняя И.
А. Психология чтения как вид речевой деятельности: Психолого-педагогические
проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и понижению текста /
Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1988. С. 67—69.
6. Куланок К.
Н. О некоторых функциях речевой паузы // 17-я конференция Минского
пединститута иностранных языков. Ч. II. Минск, 1964.
7. Носенко Э.
Л. Объективные показатели уровня владения устной иноязычной монологической
речью: Канд. дис. М., 1970.
8. Носенко Э.
Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности.
Днепропетровск, 1975.
9. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
10. Шейкин Р. Л. К анализу механизмов возникновения пауз в речи //
Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. М.- Л., 1966. С. 31
– 44.
11.
12. Goldman-Eister F. Pauses,
clauses, sentences // Language and Speech, 1972. V. 15. N 3—4. Р.
103—113.
13. Goldman-Eister F. The
distribution of pause duration in speech // Language and Speech. 1961. V. 4. N
3—4. Р. 232—237.
14. Goldman-Eister F. A
comparative study of two hesitation phenomena // Language and Speech. 1966. V. 4. 1—2. Р. 18—26.
Поступила в редакцию 17.YII
[1] * —
труднодифференцированные сочетания
звуков или нефонологические вокальные образования. Произносятся особенно
громко, резко, напряженно.
** — произносятся тихо, с
усилием, сдавленным голосом.
***
— пауза сопровождалась попыткой произнести определенный согласный звук.