Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9.2812

47

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

О. Л. РОМАНОВА, И. В. ИВАННИКОВА

 

Профилактика подростковых наркомании — актуальная проблема общества, стремящегося обеспечить себе здоровое будущее. Ее развитие возможно, на наш взгляд, в двух направлениях.

Первое — совершенствование существовавшей ранее антиалкогольной пропаганды и распространение ее принципов на новый предмет — предупреждение наркомании. Хотя инерционность устоявшихся взглядов сильна, энтузиастов пропаганды, опирающейся на деструкцию сформировавшихся проалкогольных установок путем запугивания и дезинформации, становится все меньше, не говоря уже о низкой эффективности этой работы.

Второе состоит в адаптации к отечественным условиям зарубежных антинаркотических программ. Примеры быстрого достижения успеха, полученного аналогичным способом, известны в наукоемких разделах техники, например в ракетостроении, ядерной технологии. Эффективная реализация такого пути экономит материальные ресурсы и, что самое главное,— время.

Несколько лет назад, избрав идеологию второго подхода, авторы приступили к практическому применению американских  антинаркотических  программ в средней школе. В процессе работы стало ясно, что у учащихся и учителей возникает неприятие некоторых заложенных в программах идей, а кроме того, из-за недирективного стиля общения распадается дисциплина в классе [2]. Содержащиеся в программах ценности и смыслы, идеи и понятия, отвечающие им форма занятий и структура курса противоречили общепринятым представлениям взрослых и привычным ожиданиям детей. Так на пути освоения зарубежного опыта встала проблема, обозначенная нами как культурологические аспекты антинаркотического воспитания.

Культура — система, имеющая три составляющие: технологическую (материальную), социальную (типы поведения и отношений между людьми) и духовную (знания, вера) [5]. Каждой подсистеме культуры может быть поставлено в соответствие определенное качество развития ребенка как культурного существа: технологической — функциональное развитие, социальной — социализация как усвоение образцов, правил и норм поведения, духовной — личностное развитие. Духовная составляющая культуры является ее главной частью. С нею, с концентрацией усилий на личностном развитии всегда связывается то или иное воспитание. Трудности реализации американских программ на отечественной культурной почве вытекали из несовпадения идеологических подсистем демократической и тоталитарной культур, из различий в понимании роли и места человека в мире.

Рассмотрение программ с точки зрения основополагающих идей позволило выделить центральные понятия: свобода, ответственность, здоровье, а сравнение американской и отечественной позиций в предупреждении потребления психоактивных веществ с опорой на эти

 

48

 

понятия — наглядно видеть идеологические расхождения двух культур во взглядах на антинаркотическое воспитание.

Программы предполагают воспитание детей свободными по отношению к внешним обстоятельствам жизни и себе самим. Чем бы ни определялось поведение — собственными ценностями, переживанием   стресса,   давлением средств массовой информации или влиянием сверстников, ребенок сам позволяет или не позволяет себе быть детерминированным всем этим. Другими словами, свобода состоит в возможности занять по отношению к психоактивным веществам ту или иную личностную позицию. Это достигается целенаправленной и длительной воспитательной работой. Занятия посвящаются проблемам осознания ценностей, построению самоуважения, навыкам распознавания чувств, управления собой в состоянии стресса, решения конфликтов, умения настаивать на своем. В результате обучения владению собой и обстоятельствами появляется возможность сделать свободный выбор, принять или отвергнуть наркотики, сказать им «нет».

Очевидно, что традиционная профилактика в нашей стране основывалась на совершенно ином понимании возможностей человека. Она ратовала за безальтернативное отношение к психоактивным веществам и использовала для этого соответствующие средства, начиная с пропаганды в средствах массовой информации и кончая антиалкогольными постановлениями. С таких позиций воспитание личности представлялось не имеющим к профилактике наркомании прямого отношения, объективность информации о наркотиках вызывала опасения в появлении и немедленной реализации нездорового интереса, а гарантией и едва ли не единственным средством достижения успеха являлись запреты и запугивание.

Предоставление ребенку возможностей выбора, признание альтернатив в отношении к психоактивным веществам влечет за собой необходимость принятия ответственности за принимаемые решения и совершаемые поступки. Поэтому в программах большую часть времени занимает обучение принятию решений и формированию понимания возможных последствий тех или иных поступков.

Таким образом, антинаркотические программы ориентированы на саморазвитие, собственные усилия ребенка стать независимой, ответственной, регулирующейся изнутри личностью.

В соответствии с положениями современной превентологии [3] программы направлены не только и не столько на профилактику конкретных наркомании, но на укрепление здоровья посредством реализации одной из главных целей здорового образа жизни — утверждения разумных форм личного поведения. Действительно, навсегда запретить или уничтожить наркотики невозможно, но развитие в каждом человеке системы личного противостояния им — реальная и практически вполне выполнимая задача. Конкретно, разумное поведение в отношении здоровья предполагает способность адекватно решать жизненные проблемы и умение жить в тесном контакте с тем, что любишь. Последнее объясняет наличие в программах обсуждения альтернативных психоактивным веществам способов получения удовольствия и осознание личных предпочтений в сфере досуга.

Традиционная антиалкогольная пропаганда также призывала к сохранению и улучшению здоровья посредством занятий физкультурой. Главным аргументом такой пропаганды являются разнообразные нарушения в работе организма при злоупотреблении алкоголем. Не случайно она препоручалась врачам как специалистам, осведомленным о последствиях алкоголизма для систем и органов человека. Но такое представление о здоровье является односторонним и неполным. Понятие здоровья включает не только физическое, но и психическое и социальное (нравственное, духовное) здоровье [7]. Два последних компонента тесно связаны с качеством жизни: человек здоров, пока он в ладу с самим собой и способен делать то, что хочет [3].

Присущее программам широкое

 

49

 

понимание здоровья и вредного влияния на него психоактивных веществ исключает описание трагических примеров утраты наркоманами физического благополучия. Страшных примеров в программах нет. Зато подробно обсуждаются возможные социальные последствия злоупотребления наркотиками.

Социальное и отчасти психическое здоровье является культурно-историческим феноменом и представляет собой не медицинскую, а скорее психологическую проблему [4]. В каждой конкретной культуре содержатся свои причины возможных нарушений этих составляющих здоровья и выработаны соответствующие    психогигиенические средства: религиозные и психологические духовные практики. В демократической культуре Запада сосуществуют и религия, и различные психотерапевтические направления. Антинаркотические программы широко заимствуют из богатого арсенала практической психологии коррекционные и развивающие психотехнические приемы для обучения детей саморегуляции. Обучение приемам саморегуляции охватывает три уровня: мировоззрение, навыки социального поведения и управление психофизиологическими     состояниями. И все психотехнические приемы, упражнения, игры задают развитию личности строго определенное направление — осознания себя самостоятельной, саморегулирующейся сущностью.

Итак, программы, воплощающие демократический подход к антинаркотическому воспитанию, формируют личность, способную сознательно и ответственно принимать решения. Для этого ставятся типовые комплексные задачи по развитию социальной и личностной компетенции, выработке способов предупреждения возможных проблем и навыков самозащиты. Решение каждой из задач предполагает обучение детей нескольким психогигиеническим навыкам. Так, социальная и личностная компетентность невозможна без навыков эффективного общения, критического мышления, принятия решений и адекватной самооценки. Навыки самозащиты предполагают умение постоять за себя, избегать ненужного риска, сделать здоровый, правильный выбор. Предупреждение проблем достигается посредством формирования навыков регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне. В результате антинаркотические программы воспитывают человека, который в состоянии осуществлять самосохранительное поведение, противостоять аутодеструкции.

Традиционная профилактика, сформировавшаяся в русле тоталитарной культуры, располагает единственным средством — пропагандой, манипулирующей пассивными носителями факторов риска.

Освоение зарубежных антинаркотических программ в нашей стране затруднено утратой религиозных традиций и психологическим невежеством основной массы населения. Религия, традиционно дававшая некоторые психогигиенические навыки, была фактически запрещена, а практическая психология не развивалась. Поэтому не только для учеников, но и для учителей современные представления о психике, способы саморегуляции ее состояний — новая, мало известная область. До настоящего времени объясняя себе мир субъективного, дети вынуждены стихийно осознавать закономерности, касающиеся психики. Именно эти складывающиеся эмпирически, вне целенаправленного обучения и воспитания, знания являются отправной точкой, с которой должна начаться работа по преодолению психологического бескультурья и приобщения детей к достижениям человечества в этой области. И внедрение программ антинаркотического воспитания — эффективное средство такой работы.

 

*

 

С целью изучения представлений детей о психике и средствах регуляции ее состояний нами был проведен опрос более 200 учащихся в возрасте 9— 16 лет. Принимавшие участие в опросе школьники Москвы были разделены на четыре возрастные группы: первая состояла из детей 9 лет, вторая —12, третья — 13 — 14, четвертая — 15 — 16.

 

50

 

Число мальчиков и девочек было примерно равным. В опросе также участвовала группа из 13 религиозных респондентов, посещавших воскресную школу в Троице-Сергиевской лавре. Такой подбор групп позволил акцентировать различия в представлениях о субъективном мире человека, полученных стихийно и при целенаправленном религиозном воспитании.

Стандартизированный опрос осуществлялся письменно, анонимно. Вопросы о душе[1] и заполнение специальных рисуночных бланков отвечали двум задачам: изучению представления детей о психике и изучению представлений о возможностях регуляции ее состояний.

Анализ ответов на вопрос о наличии души и о том, как школьники ее себе представляют, обнаружил следующее. 93 % опрошенных верят, что у них душа есть. Сомнения на этот счет были свойственны только отдельным подросткам. Описания души представляли собой причудливое сочетание этических оценок, различных признаков физических объектов, приписываемых психической реальности, перечисления явлений психики и ее синонимов: «душа — это энергия», «мысли и чувства», «внутренний мир человека».

Признаки физических объектов, относимые к душе, различались в половозрастных группах[2]. Дети 9 лет приписывали душе форму шара, воздуха, пара, рисуя кружок, кучевое облако или человеческий абрис. Во второй группе большинство считало, что душа бесформенна,   невидима,   неосязаема. В третьей и четвертой группах наличие формы отрицалось.

Цветом наделило душу около половины участников опроса. Чаще всего это были синий и красный и их оттенки. Девочки представляли душу преимущественно голубой, а мальчики — красной. Душе придавалось также свойство переменчивости цвета и разная интенсивность окраски, связанные со знаком этической оценки. Добрая и хорошая душа — светлая, а плохая и злая — темная. С возрастом утверждения о наличии у души цвета редели, в 13 — 16 лет подростки его отрицали.

Вне зависимости от возраста душа представлялась большинству детей сходной по размеру с телом. Место расположения души варьировало от группы к группе. Младшие школьники помещали ее в груди и сердце, а старшие — во всем теле. В голове или в животе душа располагалась крайне редко. Местом ее присутствия охотнее считался космос.

Обнаруженные суждения детей сходны с представлением о душе как об эфирной субстанции. В истории культуры оно считается наиболее ранним проявлением религии [8], а в наши дни сохранилось у племен, живущих изолированно от мировой цивилизации [1].

Известно, что спонтанное представление детей о психике начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, причем с возрастом идеальной душе свойства физических объектов приписываются все реже [6]. В представлениях участников опроса душа также теряла некоторые свойства физических объектов (форма, цвет), хотя сохраняла другие (размер, местоположение). Этот стихийный процесс чрезвычайно растянут по времени и длится вплоть до конца охваченного возрастного диапазона — до 16 лет.

Результаты исследования показали, что психика предстает перед детьми как сложное и многогранное образование.

На рисунке были условно обозначены 12 процессов и явлений психики: познавательные процессы (восприятие, память, мысли и др.), эмоции и личность (радость, ненависть, любовь, Я и др.) и волевая сфера (воля, энергия, дух). Детям предлагалось отметить те из них, которые принадлежат их душе.

Все обозначенные на рисунке явления упоминались детьми. Внутри души как целою количество познавательных, эмоционально-личностных и волевых процессов в каждой группе было примерно равным. С учетом субъективной

51

 

равноценности трех сфер психики дальнейший анализ концентрировался на содержании каждой из них. Оказалось, что отдельные процессы и явления упоминаются с разной частотой. Приняв за наиболее важные те, которые имели относительно высокую частоту упоминаний, мы получили картину половозрастных изменений. Например, в эмоционально-личностной сфере испытуемые первой группы особо выделили чувства. Подростки второй и третьей групп — чувства и эмоции, четвертой группы — чувства и самосознание. Для девочек самыми важными являлись чувства, для мальчиков — воля. Кроме того, с возрастом количество упомянутых психических процессов росло. У подростков оно оказалось в 5 — 6 раз большим, чем у младших школьников. Другими словами, психика в представлениях детей усложнялась.

В целом детские представления о душе отражают осознание и стихийное освоение субъективной действительности, оформляемые в виде житейских понятий. Последним свойственна комплексность, сплавленность оценок, признаков, неконструктивных дефиниций. Возрастное развитие житейских понятий о душе коррелирует с утратой психикой признаков физических объектов, уменьшением конкретности. Постепенно все больше психических процессов становится содержанием рефлексии детей.

Формируемые в условиях специального обучения понятия о психике религиозных детей отличались от стихийных понятий московских школьников. Их ответы характеризовались единообразием суждений, решительным отрицанием определенных (но вовсе не всех) признаков физических объектов, приписываемых душе, и включенностью понятия о душе в систему прочих религиозных понятий. Эту культурную группу отличало концептуальное оформление представлений о субъективном мире человека.

Для решения второй задачи исследования испытуемым предлагалось ответить на комплекс вопросов о саморегуляции состояний психики. В качестве возможных ответов на вопрос о способах устранения негативных состояний на рисунке в случайном порядке были изображены примеры двух подходов к саморегуляции: здорового (спорт, сон, еда и др.) и нездорового (табак, алкоголь, наркотики).

По мнению большинства, лучший способ — это разговор с другом, на втором месте — сон, на третьем — книга. Психоактивные вещества оказались в конце списка; их упомянули около 4 % опрошенных. По частоте упоминания в качестве средств, позволяющих обрести душевное равновесие, они расположились следующим образом: табак, алкоголь, наркотики. В зависимости от возраста популярность одних и непопулярность других средств меняется. В первой группе наиболее распространенное средство — спорт, во второй — книга, в третьей и четвертой — разговор по душам.

В ответах подростков 12 — 16 лет прослеживалась тенденция к расширению качественного состава и нарастанию количества психоактивных веществ. Так, если во второй группе вниманием отдельных подростков отмечена только водка, то в третьей — каждый пятый подчеркнул положительную роль сигарет и пива в уменьшении душевной боли. Девочки четвертой группы даже более безапелляционно, чем мальчики, заявляли, что алкоголь помогает так же, как табак, и лучше, чем спорт. В этой же группе в качестве регуляторного средства впервые упоминались наркотики.

Так что хотя в целом период 9— 16 лет — время преобладания здоровых способов преодоления отрицательных психических состояний, регуляторная функция нездорового способа обретения душевного комфорта уже известна детям. Причем осведомленность об альтернативном здоровому пути и его значении с возрастом увеличивается.

Для опрошенных из религиозной группы лучший способ справиться с плохим настроением — молитва. Другие здоровые способы также важны, а психоактивные вещества не были упомянуты вовсе.

Специальные вопросы о влиянии психоактивных веществ на психику показали, что дети об этом знают. В отношении

 

52

 

табака это признали 73 % опрошенных, алкоголя — 83 %, наркотиков — 88 %. Знак оценки влияния коррелировал с полом и возрастом и менялся. Так, в первой группе влияние табака расценивали как отрицательное 95 % детей, а в четвертой — только 47 %. В этой группе половина подростков была убеждена в положительном влиянии алкогольных напитков. У девочек от 9 к 16 годам отрицательная оценка табака падала в три раза, а мальчики были убеждены, и чем старше, тем чаще, что табак влияет на психику отрицательно. И только мнение о наркотиках оставалось постоянным и общим. Действие наркотиков оценивалось детьми исключительно отрицательно.

Полученные результаты обусловлены включенностью детей в традиции табакокурения и употребления алкоголя. Поэтому оценка табака и алкоголя с возрастом меняет знак на противоположный. Об отражении личного опыта говорит и тот факт, что знак влияния алкоголя связывается с качеством и количеством выпитого, а табака — с конкретными психомодулирующими эффектами. Таким образом, при отсутствии целенаправленного обучения в сознание детей внедряются знания об использовании психоактивных веществ, отражающие распространенные традиции. А со временем они дополняются личными впечатлениями. Напротив, при религиозном воспитании концептуализация представлений о психике предполагает овладение средствами ее регуляции, исключающими потребление психоактивных веществ.

Данные опроса отражали следующие закономерности. В отличие от направленного, пущенное на самотек, стихийное познание детьми мира субъективной реальности происходит медленно, результаты его по содержанию конкретны, а по возможностям самоуправления минимальны. Отсутствие специального канала социализации, с помощью которого могла бы передаваться информация о психике, фактически означает, что эта область молчаливо отдается на откуп традициям и тем самым передача вредных привычек новым поколениям как бы поощряется.

 

*

 

В каждой культуре складывается свое представление о том, какую личность следует воспитывать в ребенке. В демократическом обществе выработан идеал свободной личности. Именно эту цель преследует воспитание при решении любых конкретных задач, в том числе и задачи профилактики наркомании. Воспитание свободной и ответственной личности предполагает целенаправленную работу с психологической феноменологией: Я-концепцией, навыками решения задач, взаимоотношений с окружающими, саморегуляцией и др. В результате личность ребенка становится естественным препятствием для появления девиантных форм поведения.

Традиционные для нас принудительные способы обеспечения целесообразного поведения не апеллируют к самосознанию и не предполагают способности и потребности в принятии самостоятельных решений. Понимание этого принципиального культурологического различия в подходах к антинаркотическому воспитанию — необходимое условие грамотного использования зарубежных программ.

Вторым важнейшим условием антинаркотического воспитания, опирающегося на психологические законы и механизмы формирования личности, является преодоление устаревших психолого-педагогических концепций обучения и воспитания, признание психогигиенической роли психологических знаний в сфере здоровья, введение представлений детей о субъективном мире человека в русло достижений мировой культуры.

 

1. Бесада И. М. Представления о душе у народов Перуанской Амазонии // Сов. этнография. 1991. № 4. С. 99 — 108.

2. Гульдан В. В., Романова О. Л., Иванникова И. В. Проблемы использования зарубежных программ антинаркотического обучения в советской школе // Вопр. психол. 1990. № 6. С. 63 — 67.

3. Гундаров И. А., Киселева Н. В., Копина О. С. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни. Обзорная информация: Формирование здорового образа жизни. Вып. 2. М., 1989.

4. Даниленко О. И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен // Психол. журн. 1988.  Т.9. № 2. С. 108 — 117.

 

53

 

5. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М., 1983.

6. Субботский Е. В. Представление ребенка о соотношении телесных и психических, явлений // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1985. № 2. С. 38 — 54.

7. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. Обзорная информация: Медицина и здравоохранение / ВНИИМИ. М., 1988.

8. Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.

 

Поступила в редакцию 12.Х 1992 г.


 



[1] При составлении опросника научный термин «психика» был заменен житейским синонимом — душа.

 

[2] Здесь и далее все приводимые в статье половозрастные различия статистически достоверны.