Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

6

 

ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗОВАНИЕ

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ,

действительный член РАО

 

Уважаемое собрание! Образование — это главное, чем занимается Церковь. Ведь само это слово происходит от слова «образ». Образовать человека означает не просто передать ему некоторую сумму знаний, это значит выявить в нем определенный образ. Христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий. Это образ, который есть в каждом. Во многих он замутнен и затемнен грехами. Но до конца он неуничтожим. И задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставратора икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок и линий, гармонию лика.

Свою восстановительную работу в душах людей Церковь совершает человеческой проповедью и Божией благодатью, таинствами и беседами, явлением добрых дел и воспоминанием о светлых жизненных примерах подвижников духа. Один из замечательнейших православных педагогов и священников XX в. о. Александр Ельчанинов говорил: «Как бывает правильно поставленный голос, так бывает и правильно поставленная душа». Вот эта

 

7

 

«постановка души», научение жизни в Боге и жизни по совести и есть то, что происходит в человеке при его вхождении в Церковь. Конечно, это преображение не происходит автоматически. Благодать не насилует. И в самой хорошей лечебнице, у самых хороших врачей человек может погибнуть, если каждый раз приближающегося к нему врача он будет бить по рукам и не будет принимать его помощь. Так и мы в Церкви: Бог дает нам все надлежащие духовные дары, но исцеляемся мы ими лишь по мере нашей решимости их принять.

Поэтому человеку предстоит непростой, отнюдь не одномоментный путь духовного восхождения. На нем неизбежны искушения и падения, но тысячелетний духовный опыт Церкви предупреждает: нет той глубины, из которой уже нельзя было бы воззвать к Богу и нельзя было бы восстать. Именно в этом понимании сложности духовного пути состоит одно из важнейших различий между православием и учением протестантских сект. Они полагают, что можно в одно мгновение, на стадионе, прийти к вере и что вся дальнейшая духовная жизнь христианина по сути сводится лишь к понуждению других людей к принятию веры. Православная же проповедь говорит о том, что происходит с уже уверовавшим человеком, о том, как тяжело, как неавтоматически дается каждый следующий шаг. И поэтому в нынешних стадионных и телевизионных шоу мы видим опасность профанации, опасность примитивизации тайны Веры и тайны человека. Я напомню в этой связи, что столь знакомое нам слово «школа» также связано в своих смысловых истоках с Церковью. Русское «школа» восходит к латинскому «скале» — «лестница». И человек, знающий древнюю христианскую культуру, конечно, понимает, что речь идет прежде всего о лестнице духовного восхождения человека, которая классически описана преподобным Иоанном Лествичником в его знаменитой книге под названием «Лествица». В ней раскрыты 30 ступеней восхождения, и последняя, вершинная, названа «Любовью».

Сегодня и я, и другие церковные проповедники часто говорим о том, что именно из сердца человека исходят добро и зло, что нельзя исправить общество, не пробудив к духовному труду человека.

Но при этом нам слишком часто приходится сегодня вспоминать и о другой истине: человек все же зависим от общества. «Не обманывайтесь,— предупреждал апостол Павел,—дурные сообщества развращают добрые нравы». Сегодня в России сокровенный и чистый Богообразный дух человека замутнен не только личными грехами каждого из нас. 70 лет сам общественный климат слишком сурово и неотвязно искажал человеческие помыслы и идеалы. И сегодня люди судорожно пытаются дышать в той атмосфере духовного вакуума, в которой мы в конце концов оказались.

Тем дороже им каждое чистое слово, такое слово, которое приподымает человека, устремляет его ввысь, не дает окончательно пасть. И тот жест, который Академия сделала в эти дни, для меня является еще одним признанием человеческой значимости того слова о Боге, которое несет людям Православная Церковь.

Сегодня в России легко и радостно быть религиозным педагогом. Радостно потому, что видишь, как светлеют, разглаживаются лица людей в ходе беседы. Легко потому, что люди сами приходят услышать слово Евангелия, без принуждения, но и без страха.

Но есть еще и боль. Она связана с пониманием того, что мир, в который войдут дети или молодые люди после встречи со священником или педагогом, — этот мир, увы, все еще откровенно враждебен духовности. Пропаганда насилия и порнографии, оккультизма и сектантства, нетерпимости и поклонения деньгам — вот те формы борьбы с Богообразным достоинством человека, которые пришли на смену государственному атеизму. И, увы, мне кажется, что голос Церкви, протестующей против этого насилия над душами людей, одинок в сегодняшней России.

Коллеги! Я прошу вас, скажите же и вы, как педагоги, как люди, знающие

 

8

 

тайны общения с детьми, скажите слово защиты, защитите чистоту!

С другой стороны, даже в стенах школьного мира, ребенок сегодня не огражден от незаметного, но потому может быть и более эффективного духовного насилия. Я помню, когда Верховный Совет СССР осенью 1990 г. принимал закон о свободе совести, он принял и постановление, предусматривающее пересмотр учебных программ на предмет устранения из них антирелигиозной пропаганды. До сих пор этого, к сожалению, не сделано. И лишь от доброй воли педагога зависит, будет ли он в соответствии с прежними программами уверять детей в несовместимости науки и религии, будет ли он по-прежнему клеветать на историю России, представляя ее забитой и отсталой страной, или же будет искать иную интонацию разговора о духовных корнях и ценностях нашей истории и культуры.

Духовная и светская культура, по моему убеждению, больше не должны жить во вражде или порознь. У каждой из них должно сохраняться своеобразие, должна сохраняться независимость. Но при этом надо более искать поводов к сотрудничеству, нежели к конфронтации. Церковь со своей стороны делает такие шаги — через создание Богословского Института и Православного Университета, уже тесно сотрудничающих с МГУ, с Российской Академией наук, с другими кругами светской научной и культурной элиты. С радостью мы встречаем и предложения светских образовательных структур о совместной работе.

Сегодня почти при каждом приходе воссоздаются    церковно-приходские школы. Встречаясь с учениками этих школ в различных регионах России, я могу свидетельствовать, с какой жаждой дети хотят познать основы духовности, нравственности и веры.

    Мы можем по-разному думать о Боге. Но мы все согласны в одном: человек достоин заботы о нем. В этой нашей заботе о созидании человека и о защите подлинно человеческого в человеке — да будем мы едины!