Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ: ЗАДАЧИ РАО

 

А. В. ПЕТРОВСКИЙ,

президент РАО

Из выступлений на общем годичном собрании академии 20 марта 1993 г.

 

Прошел год с момента начала работы Российской Академии образования. В июне 1992 г. были проведены выборы в члены академии, а в сентябре академия приступила к реорганизации своих институтов. Был существенно обновлен корпус их руководства, были определены основные направления работы, уточнены основные научные позиции в связи с теми новыми задачами, которые были поставлены перед институтами.

Важным разделом работы академии является создание региональных отделений. По сравнению с Академией педагогических наук СССР, работа которой была ориентирована главным образом на центральные районы страны, Москву и Ленинград, РАО сделала шаг вперед в попытке охватить все образовательное пространство России: созданы Северо-Западное, Сибирское, Южное отделения, на очереди создание Центрально-регионального отделения, активно работают организационные структуры.

Конечно, каждый из институтов, решая свои частные задачи, не теряет из вида основную задачу — возрождение образования в России. Особо хотелось бы обратиться к тем членам академии, кто работает не в ее учреждениях, а в учебных заведениях, в учреждениях культуры и образования, чтобы их вклад в работу академии был ориентирован на задачи самого широкого просветительного плана. Задача просвещения шире задач обучения и воспитания. Мы должны нести в самые широкие массы подлинную культуру российского возрождения.

Не пытаясь охватить полностью все проблемы, которые предстоит решать академии, по возможности коротко остановлюсь на двух. Первая из них это задача повышения наукоемкости образования. Система образования — это достаточно стабильная организация. Есть Закон о школе, есть другие подзаконные акты, идет активная разработка федеральной программы образования. Но вместе с тем проблемы научного обоснования не только того, что уже определено и принято, но и того, что должно быть включено в общеобразовательную систему как нечто способное осуществить ее развитие, — важнейшая задача. Мы слишком долго шли вслед за документами, слишком долго получали указания сверху, как и что нам делать. Психологическая наука должна была это обосновывать и подтверждать готовые решения. Искать пути преодоления этого постоянного противоречия совершенно необходимо. “Незыблемый порядок есть первейшее условие благоденствия общества. Как согласить это условие с постоянным стремлением к совершенствованию?” — таким вопросом задавался А. С. Пушкин. Стремление к совершенствованию может быть обеспечено только серьезной научной проработкой. Совместить это стремление с тем, что является достаточно стабильным в системе образования, — важнейшая задача академии.

 

6

 

Наряду с задачей повышения наукоемкости образования важнейшей является задача повышения его культуроемкости. Наша культура, наше духовное развитие весьма эрозированы, и это самая мягкая формулировка, которой можно описать состояние дел. Если говорить об истории вопроса, то надо вернуться к 20-м гг., когда происходило уничтожение всего того, что могло обеспечить наше духовное развитие. Осуществлялась подмена первостепенного, главного в духовном развитии человека явно второстепенным, а то и третьестепенным. Так, в 20-е гг. партийное руководство литературой в качестве образца для писателей предлагало творчество Демьяна Бедного — этого официального барда ЦК партии. В то время даже ходила широко известная эпиграмма: “Я одемьяниться бы рад, да обеднячиваться тошно”. То, что произошло в дальнейшем, было по существу “обеднячиванье” нашей культуры. Длилось это в течение долгих-долгих лет. По указанию сверху талантливые писатели, такие, как А. Платонов, М. Булгаков, Б. Пастернак, М. Цветаева, Л. Замятин, О. Мандельштам и другие, переводились на задний план и замещались писателями второстепенными. Это происходило не только в литературе, но и в философии, где на многие годы были потеряны имена П. Флоренского, Н. Бердяева, В. Соловьева и других. Это касалось и науки — здесь можно вспомнить В. И. Вернадского, Н. И. Вавилова, Л. С. Выготского, В. Н. Вагнера и других. Сейчас эти имена постепенно возвращаются в школьные и вузовские программы, но этого явно недостаточно. Надо учитывать, что обучают детей учителя, получившие в наследство совершенно другие ценности — ведь их самих обучали в других условиях, как и родители, которые кончали школу давным-давно. Отсюда задача — просвещение в области культуры. Чрезвычайно важно задуматься о том, как способствовать развитию общественного сознания. Я выражаю искреннюю надежду, что все мы будем работать, имея в виду эту важную общественно значимую, личностно ценную для каждого из нас цель.