Исполнилось 60 лет со дня рождения доктора
медицинских наук, профессора, генерал-майора медицинской службы, академика РАО
Владимира Александровича Пономаренко.
Научные интересы В. А. Пономаренко с самого начала
были устремлены на защиту, повышение надежности деятельности и продление
профессионального долголетия человека, попавшего в опасную среду обитания,
которая характеризуется большими скоростями и ускорениями, необычной
пространственной ориентировкой, многочисленными неблагоприятными воздействиями
на организм и психику, в которой ошибочные действия ведут к авариям и
катастрофам. Еще молодым врачом он провел исследования, относящиеся к изучению
ошибочных действий летчика и его поведению в аварийной ситуации. Поиски ответов
на возникшие вопросы потребовали новых знаний по психологии и тесного
сотрудничества с летчиками-испытателями,авиационными
командирами, конструкторами и психологами. Среди последних
надо отметить Н. Д. Завалову и Б. Ф. Ломова,
творческий союз с которыми был особенно плодотворным.
Высокий уровень научной сложности и организацонно-технические трудности проведения
экспериментов в полете были преодолены с помощью характерного
для Владимира Александровича и вообще редкого умения сплачивать для
реализации научных замыслов эффективную группу
122
единомышленников. Многие его экспериментальные
работы выполнены совместно с другими авторами. Начиная с 1962 г. (уместно
напомнить, что первая лаборатория инженерной психологии в стране появилась в
1959 г.) им и под его руководством выполнена серия оригинальных исследований
профессиональной деятельности летчиков в стандартных и аварийных ситуациях.
Впервые в мире был применен метод внезапного введения отказов авиационного
оборудования в реальном полете, в том числе на таких ответственных участках
полета, как заход на посадку. При этом В. А. Пономаренко принимал личное
участие в полетах, в которых создавались аварийные ситуации. Результаты
исследований были обобщены в кандидатской (1965) и докторской (1972)
диссертациях, опубликованы в ряде книг, где на основе убедительных
экспериментальных данных сформулированы принципиально новые положения о
деятельности летчика.
Так, долгое время ошибочные действия летчика
считались главной причиной аварий и катастроф и ставились ему в вину. “Не
причина, а следствие; не вина летчика, а его беда” — таков вкратце смысл
сформулированного нового подхода. Большинство ошибочных действий летчика
объективно обусловлено ограничениями его человеческих возможностей,
несовершенством технического оборудования и сбоями во взаимодействии человека и
техники.
Для решения новых задач разработана методология
системных исследований в авиации. Реальные приложения этой теории воплощены в
металле (средства отображения информации, оборудование кабины) при создании той
авиационной техники, которая покорила мир на последних авиасалонах, а также при
обучении летчиков действиям в аварийной обстановке.
Актом гражданского мужества были резкие выступления
В. А. Пономаренко против планов, поддерживаемых авиационными иерархами, в
которых летчику отводилась роль пассивного звена в создаваемых системах
автоматического управления полетом. Жизнь полностью подтвердила правомерность
предложенных гуманистических принципов включения личности пилота в
контур автоматизированных систем.
В середине 70-х гг. логика исследований приводит В.
А. Пономаренко к изучению психологической картины деятельности при различных
психических состояниях летчика, специфики структуры, содержания и функций
психического образа в различных ситуациях полета. Прикладным выходом теории
явилось также создание системы первоначального отбора и методик летного
обучения курсантов в училище. Надежность работы профессионала
зависит от целенаправленного формирования образа полета на самых ранних этапах
обучения (см.: Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А.
Образ в системе психической регуляции деятельности. М.,
1986). Разработанный метод формирования образа полета с использованием
опорных точек получил широкое признание у летно-инструкторского состава и ныне
является нормативным средством подготовки.
С 1986 г. психология становится приоритетной областью
научныхинтересов В. А. Пономаренко. Под его
руководством разрабатывается не имеющая аналогов комплексная система обучения и
воспитания профессионально важных личностных, интеллектуальных,
психофизиологических и физических качеств летчиков на протяжении всего периода
обучения в летном училище. Психология человека составила ядро всей системы
современной подготовки пилотов высшего класса.
Как начальник Института
авиационной и космической медицины (с 1988 г.), В. А. Пономаренко сформулировал
фундаментальную концепцию профессионального здоровья, которое рассматривается
как социальная составляющая профессиональной надежности и мера
психофизиологических резервов организма, что обеспечивает сохранность резервов
человека на уровне нормы с помощью научно обоснованной организации
профессиональной жизнедеятельности, контролирующих и реабилитирующих
мероприятий восстановительной медицины. Широкий спектр разработок, от компьютерных
обучающих систем до эргономических оценок техники и создания новейшего
специального снаряжения, проникнут глубокой заботой о человеке. В 1990 г. цикл
работ, посвященных разработке нового направления повышения работоспособности в
условиях действия экстремальных факторов, был удостоен Государственной премии
Совета Министров СССР.
Идеи, экспериментальные данные и практические
предложения В. А. Пономаренко изложены более чем в 200 научных трудах, включая
7 монографий, одна из которых — “Экспериментально-психологические исследования
в авиации и космонавтике” — переведена в Польше и Германии. Знания, добытые В.
А. Пономаренко, включены в учебные курсы подготовки, справочники, наставления и
руководства для авиационных врачей, летчиков, инженеров,
123
психологов и эргономистов. Лекции В. А. Пономаренко для очень разных
аудиторий производят неизгладимое впечатление своей доступностью, научным
блеском и артистической манерой изложения далеко не
простых материалов. В рамках его научной школы защищены 6
докторских, а под непосредственным руководством — более 20 кандидатских
диссертаций. В знак признания его трудов он принят почетным членом
совета Музея авиации и космонавтики США. Уже сейчас есть все основания говорить
о научной школе В. А. Пономаренко в отечественной авиационной психологии и
медицине, школе, способствующей гармонизации междисциплинарных связей
авиационной техники с биологией и психологией человека. В этом проявляется
неординарность личности ученого, сочетающего в себе крупного психолога,
способного врача и страстного авиатора с богатым летно-испытательным опытом.
В. А. Пономаренко щедро
отдает себя общественной деятельности: он является председателем ученого совета
института, членом специализированных советов по защите докторских диссертаций в
Институте психологии РАН и в Гуманитарной академии МО РФ, членом экспертного
совета ВАК по педагогике и психологии, заместителем председателя Комитета по Государственным
премиям при РАН по медико-биологическим проблемам, членом редколлегии журналов
“Авиакосмическая и экологическая медицина”,
“Эргономика”, “Проблемы безопасности полетов”.
Он награжден орденами Красной Звезды, “За службу
Родине в Вооруженных Силах” I и II степеней, а также многими медалями.
Коллеги, сотрудники, ученики выражают
признательность Владимиру Александровичу за его неизменную поддержку в летных и
земных делах, поздравляют с юбилеем и желают крепкого здоровья,
профессионального долголетия и новых творческих дерзаний. Редакция
присоединяется к этим поздравлениям.
Редакция журнала “Вопросы психологии” поздравляет с
семидесятилетием доктора психологических наук, давнего автора нашего журнала,
Михаила Аркадьевича Котика, и желает ему здоровья, творческих успехов и
благополучия.