57
17 июня
1992 г. скончался доктор психологических наук, профессор Л. А. Венгер —
выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида
Абрамовича была посвящена изучению психологических проблем в области
восприятия, познавательных способностей, диагностики умственного развития.
Л. А.
Венгер родился 26 мая 1925 г. Его юность совпала с трудными предвоенными и
военными годами, которые тяжело отразились на его судьбе.
Научная
биография Леонида Абрамовича началась еще в студенческие годы под руководством
А. В. Запорожца. Большую часть всех научных работ А. В. Венгер выполнил в
Институте дошкольного воспитания АПН СССР, где с 1968 г. он возглавлял
лабораторию психологии детей дошкольного возраста.
Л. А.
Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка («Восприятие и
обучение», 1969), послужившая основой для проведения цикла исследований
сенсорных способностей («Генезис сенсорных способностей», 1976) и разработки
целостной системы сенсорного воспитания детей («Дидактические игры и упражнения
по сенсорному воспитанию дошкольников», 1973; «Воспитание сенсорной культуры
ребенка», 1988) (три последние—под ред. Л. А. Венгера).
В конце
60-х гг. под руководством Л. А. Венгера началось изучение вопросов диагностики
умственного развития детей. Результаты этой работы, представленные в сборнике
«Диагностика умственного развития дошкольников» (1978), явились принципиально
новым словом в изучении этой проблемы. Эти исследования дали возможность уже в
80-е гг. перейти к созданию теории и практики развития познавательных
способностей ребенка. Л. А. Венгер опирался на положение Л. С. Выготского об
опосредованном характере высших психических функций. Им была выдвинута и
подтверждена в лонгитюдных экспериментах оригинальная гипотеза о наглядном
моделировании как основной форме опосредствования мыслительной деятельности
ребенка-дошкольника. Результаты этой работы, отраженные в сб. «Развитие
познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (1986), сделали
возможным создание целостных программ умственного развития детей, развивающих
игр и занятий («Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста», 1989).
Теория развития способностей стала естественной основой для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном детстве, которой Л. А. Венгер занимался в последние годы жизни.
Леонид
Абрамович был не только ученым-исследователем, но и создателем целой научной
школы. В русле его идей выполнен ряд докторских диссертаций под его
руководством защищено около 50 кандидатских.
Л. А. Венгер постоянно представлял достижения нашей науки за рубежом, был организатором и участником многих международных психологических конференций.
Обладая
редким талантом оратора и лектора, Л. А. Венгер блестяще выступал с лекциями в
нашей стране и за рубежом. В течение многих лет его с восторгом слушали
студенты МПГУ им. В. И. Ленина, где он вырастил не одно поколение дошкольных работников.
Леонид
Абрамович был не только выдающимся ученым, но и разносторонне одаренным
человеком: писал замечательные стихи и сценарии, играл в спектаклях. Он был
обаятельным и великодушным человеком, который щедро и бескорыстно отдавал
богатства своей души людям.
Смерть
Л. А. Венгера явилась тяжелой утратой не только для его близких, но и для
многочисленных учеников и сотрудников, для всей психологической науки.