Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

ОЧЕРЕДНАЯ СЕССИЯ ИНСТИТУТА Р. ДРЕЙКУРСА

 

Л. Г. ШИМЕЛЕВИЧ

 

Минск

 

С 21 июля по 2 августа 1991 г. в университете г. Лимерика (Ирландия) состоялась 24-я сессия Летнего института Рудольфа Дрейкурса, которую проводил Международный комитет Адлеровских школ и институтов (ICASSI).

Институт Р. Дрейкурса уникален. Это интернациональная летняя школа, которая в 24-й раз собирает представителей многих стран и культур для обучения теории и практическому применению идей А. Адлера и его последователя Р. Дрейкурса. Летние школы проводятся в различных странах; это делается с той целью, чтобы как можно больше людей заинтересовалось и включилось в процесс образования и обучения. В атмосфере истинной демократии, равенства, особого внимательного отношения друг к другу участники всех возрастов, представляющие самые разные профессии, обучаются психологическим методам и методикам, необходимым в работе, в семье и в повседневной жизни.

Имя Р. Дрейкурса, американского психолога и педагога, известно в нашей стране. В 1986 г. в издательстве «Прогресс» в Москве вышла его книга «Счастье вашего ребенка» (в соавторстве с В. Золц), где он через популярное, доступное всем объяснение конкретных трудных моментов воспитания излагает основные положения своей теории. Вкратце его принципы таковы: стараться во всех случаях понять ребенка, и для этого надо научиться смотреть на явления жизни его глазами; слово не является главным способом воспитания — реальное поведение взрослого гораздо эффективнее в воспитательном процессе, нежели слова; дети в той же мере, что и взрослые, обладают правами на уважение и собственное достоинство.

Р. Дрейкурс строит свою педагогическую

 

183

 

систему на основе адлеровской психологии. Известно, что А. Адлер (1870—1937), в начале своей карьеры ближайший сподвижник 3. Фрейда, затем разработал собственную оригинальную концепцию, основанную на понимании человека как индивидуума в социальном окружении. А. Адлер назвал свою теорию «индивидуальной психологией», чтобы подчеркнуть целостность и единство индивидуума. Сегодня теория А. Адлера используется в образовании, бизнесе, сфере искусства, консультировании, терапии и клинической практике.

Обучение в Летнем институте Р. Дрейкурса строится следующим образом: приглашается около 30 ведущих специалистов в области семейного и школьного консультирования, психотерапии, арттерапии из США, ФРГ, Швейцарии, Израиля, Канады, которые читают лекции и демонстрируют практические методы.

Слушатели, которых собирается около 350 человек, могут выбрать два курса, каждый продолжительностью две недели. Вот некоторые названия курсов: «Семейное консультирование», «Адлеровская психология на рабочем месте», «Демократия на уроке», «Введение в теорию Адлера», «Как стать хорошим учителем», «Тренинг в психодраме», «Использование анализа стиля жизни для помощи учителям и консультантам», «Адлеровский подход к сексуальности», «Собственная логика и трудности общения», «Первые воспоминания в жизни — посмотреть в прошлое, чтобы понять настоящее», «Клинические навыки: демонстрация и наблюдение», «Адлеровская теория и философия», «Использование искусства в консультировании». Кроме этого, были две специальные программы для детей и подростков. Каждый день вечером проходили «заседания по интересам», где каждый из участников, подготовившись заранее, мог сделать сообщение по своей теме, представить свою книгу или работу.

Многие люди приезжают с семьями, с детьми, они рассчитывают получить консультацию у хороших специалистов по вопросам воспитания и внутрисемейных отношений.

В настоящее время Международный комитет Адлеровских школ и институтов возглавляет дочь Р. Дрейкурса Ева Дрейкурс-Фергасон, профессор психологии Иллинойского университета.