Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ИСКУССТВО И ЭМОЦИИ»

 

В. И. КОЧНЕВ, В. Е. СЕМЕНОВ

 

Санкт- Петербург

 

В Перми 17—21 сентября 1991 г. произошло знаменательное для отечественной психологической науки событие — первый в нашей стране Международный симпозиум по психологии искусства, причем был он целиком посвящен малоисследованной проблеме эмоций в искусстве. Заслуга организации симпозиума, в работе которого участвовали представители восьми стран, принадлежит недавно созданному советскому отделению Международной ассоциации по эмпирической эстетике и Пермскому госинституту искусства и культуры, прежде всего его кафедре педагогики и психологии.

Пленарное заседание (председатели: З. Е. Воробьёва и В. Конечны) открылось докладом Генерального секретаря Международной ассоциации по эмпирической эстетике X. Хёге (ФРГ) «Эмоциональные эффекты в эстетическом суждении». Исходя из теории эстетического восприятия, докладчик обосновал процедуру и изложил результаты своих экспериментов о влиянии произведений изобразительного искусства на формирование эстетических суждений. Необходимыми составляющими процесса формирования являются сам объект-стимул, знание реципиента об объекте и эмоциональное состояние реципиента (этим последним, в частности, во многом определяется воздействие искусства).

Доклад «Эмоциональное воздействие искусства: социальный аспект» сделал вице-президент той же Международной ассоциации В. М. Петров (Москва). В широком плане на основе опросов населения рассматривался вклад искусства и его отдельных представителей в психологический климат эпохи. Доклад содержал некоторые весьма спорные выводы и вызвал полемику.

Д. А. Леонтьев (Москва) посвятил свой доклад «Осмысленность искусства» трактовке искусства как носителя, транслятора смыслов от художника к реципиенту. Искусство при этом служит обогащению жизненного опыта человека, играет в его жизни важную адаптивную роль, делая взаимодействие с миром более гибким и глубоким.

Л. Я. Дорфман (Пермь) говорил о трех способах существования эмоций в человеке и искусстве: собственно эмоциональных переживаниях, эмоциональных представлениях в составе художественного образа и эмоциональных значениях. Автор попытался представить теоретическую модель, обосновывающую различение этих способов применительно к процессам построения художественных образов.

Доклад «Эмпирические исследования гедонистических и эмоциональных эффектов структуры художественных произведений» был сделан В. Конечны совместно с М. Карно (США). На многих примерах исследований разных видов искусства было показано значение структуры произведений для вызывания определенных эмоциональных состояний. При этом воздействие хорошего произведения трудно разрушить, даже при переструктурировании.

В рамках симпозиума состоялось шесть секционных заседаний. На секции «Способы существования эмоций в искусстве» (председатели: В. И. Кочнев, М. Голашевска) анализировалась роль эмоций как в искусстве вообще, так и в его отдельных видах. В. В. Медушевский (Москва) интерпретировал эмоции в искусстве как одухотворенную энергию. М. Голашевска (Польша) рассмотрела роль эмоций в эстетической ситуации в целом. Н. Д. Шереметьева и В. М. Петров (Москва) предприняли попытку конструирования объектов, основанных на воздействии эмоций. Д. А. Леонтьев остановился на возможности

 

176

 

изменения воздействий искусства. С размышлениями о специфических и неспецифических средствах воплощения эмоций в живописи и музыке выступила С. Т. Махлина (С.-Петербург). Роль формы в организации эмоционального содержания музыки рассмотрел М. Е. Пылаев (Пермь). Эмоциональный аспект образа автора в музыке был отражен в сообщении Л. П. Казанцевой (Астрахань). Эмоциям в категориях сенсорного опыта как языку искусства и науки посвятила свое выступление Е. А. Сердюк (Москва). Эстетическая интерпретация эмпирических фактов, полученных в исследовании специфики эмоциональности актера, была дана В. И. Кочневым (С.-Петербург). Детское изобразительное творчество с позиций символического интеракционизма рассмотрел И. Кавецки (Польша).

Активный отклик вызвали доклады, прочитанные на секции «Эмоциональное воздействие искусства на личность» (председатели: В. Е. Семенов, С. Ломбарде). Эмоциональный компонент эстетического восприятия в экспериментальном исследовании на материале изучения предпочтений детей был проанализирован Е. М. Торшиловой (Москва). Социально-психологическую концепцию эмоционального воздействия искусства, используя понятия катарсиса/антикатарсиса и личностной совместимости/несовместимости художника и реципиента, представил В. Е. Семенов (С.-Петербург). О взаимодействии когнитивных и эмоциональных процессов при чтении художественной литературы рассказал Р. Вихофф (ФРГ). Особенности эмоционального напряжения в игровой деятельности были рассмотрены В. Н. Панкратовым (Пермь). Некоторые экспериментальные результаты, полученные с помощью оригинальной методики, использующей изображения и тахистоскопические зеркала для стимуляции сновидений, изложил С. Ломбарде (Италия). Проблеме эмоционального воздействия композиции ландшафтной архитектуры посвятил свое сообщение Н. Е. Прянишников (Москва).

На секции «Информация и эмоции в искусстве» (председатели: В. М. Петров, Дж. К. Шортес) было прочитано шесть докладов. Дж. К. Шортес (США) рассмотрел ментальные модели, возникающие в процессе восприятия интерактивного искусства (искусства, «требующего от аудитории непосредственного действия»). Корреляции эмоциональных изменений в разных областях общественной жизни (психологический климат, искусство, экономика) анализировались В. М. Петровым и И. А. Евиным (Москва). Эмоция как фактор разрушения симметрии в процессе восприятия произведений искусства трактовалась в сообщении Дж. Калиоти (Италия). Общим проблемам взаимодействия информации и эмоций в искусстве был посвящен доклад Г. А. Голицына (Москва). Эмоции в искусстве с точки зрения синергетики рассмотрел И. В. Евин. Модель передачи эмоциональной информации по каналу «художник — зритель» для обоснования смены стилей в европейской живописи предложил А. С. Дриккер (С.-Петербург).

Разнообразием подходов к проблеме была отмечена работа секции «Смыслы и значения в эстетическом образе» (председатели: Д. А. Леонтьев, М. Крампен). Особенности влияния характера распределения цветов, имеющих противоположное значение, на общее впечатление от композиции рассматривались в докладе М. Крампена (ФРГ). Проблеме изменения личностного смысла другого человека в ситуациях потрясения посвятил свое сообщение и В.В. Колпачников (Екатеринбург). Процесс смыслообразования при чтении художественной литературы анализировал Р.Р. Каракозов (Баку). Результаты экспериментального исследования психологических механизмов восприятия спектакля были представлены Г. Л. Дельской и М. Д. Назаровой (Москва). С. Э. Габидулина (Москва) сообщила о применении метода экспериментальной психосемантики для исследования восприятия скульптуры. С анализом структур эмоционально-оценочного восприятия произведений искусства у школьников выступил П. С. Писарский (Москва). Проблема соотношения дизайнерской и потребительской оценок индустриальных дизайн-объектов обсуждалась в докладе В. Гюлиани, А. Зани, С. Мастандреа (Италия).

На секции «Эмоциональные особенности участников художественного процесса» (председатели: Р. Вихофф, Д. А. Леонтьев) прозвучали только два сообщения из-за отсутствия остальных докладчиков. В выступлении Д. Л. Ломакиной (Москва) была предпринята попытка построения модели творческой личности. Г. С. Тарасов (Москва) проанализировал проблему развития эмоционально-потребностной сферы у школьников средствами музыкального искусства.

Программа секции «Дифференциальная психология эмоций и художественный образ» (председатели: Л. Я. Дорфман, X. Хёге) целиком состояла из докладов пермских исследователей. Л. И. Короева и Г. И. Власова обсуждали вопрос о «расщеплении» эмоциональных значений и эмоциональных

 

177

 

образов в процессе восприятия музыки. Отмечалось, что преобладание значений или образов зависит от установки при восприятии музыки, в частности, ролевой (просто слушатели или критики). Е. Г. Халимончук, Л. Я. Дорфман и Г.М. Покровенко раскрыли эмоционально-когнитивные взаимодействия при работе с музыкальными текстами. Л. Я. Дорфман и В. Г. Иванов анализировали роль визуализации эмоциональных представлений при построении хореографических образов. И. В. Соловьева, И. Г. Абзалова, С.Р. Колос исследовали «короткие» эмоциональные предпочтения и их влияние на выбор музыкальных произведений. Р. П. Козлова и Т. Н. Бебчук рассматривал эмоциональный ряд в структуре режиссерско-драматургической разработки театрализованных представлений.

На закрытии симпозиума участники отмечали, что его организация в нашей современной ситуации была просто идеальной, были созданы все условиях для плодотворной работы, свободных дискуссий и общения. Несомненно, подобный симпозиум навряд ли стал бы возможным без помощи Пермского областного Совета народных депутатов и предприятий-спонсоров (советско-австро-германское предприятие «Фемекс» и др.), в чем проявились новые реалии нашей жизни.