175
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ
«ИСКУССТВО И ЭМОЦИИ»
В. И. КОЧНЕВ, В. Е. СЕМЕНОВ
Санкт-
Петербург
В Перми 17—21 сентября 1991
г. произошло знаменательное для отечественной психологической науки событие —
первый в нашей стране Международный симпозиум по психологии искусства, причем
был он целиком посвящен малоисследованной проблеме эмоций в искусстве. Заслуга
организации симпозиума, в работе которого участвовали представители восьми
стран, принадлежит недавно созданному советскому отделению Международной
ассоциации по эмпирической эстетике и Пермскому госинституту
искусства и культуры, прежде всего его кафедре педагогики и психологии.
Пленарное
заседание
(председатели: З. Е.
Воробьёва и В. Конечны) открылось докладом Генерального
секретаря Международной ассоциации по эмпирической эстетике X. Хёге (ФРГ) «Эмоциональные эффекты в
эстетическом суждении». Исходя из теории эстетического восприятия, докладчик
обосновал процедуру и изложил результаты своих экспериментов о влиянии
произведений изобразительного искусства на формирование эстетических суждений.
Необходимыми составляющими процесса формирования являются сам объект-стимул,
знание реципиента об объекте и эмоциональное состояние реципиента (этим
последним, в частности, во многом определяется воздействие искусства).
Доклад «Эмоциональное
воздействие искусства: социальный аспект» сделал вице-президент той же
Международной ассоциации В. М. Петров
(Москва). В широком плане на основе опросов населения рассматривался вклад искусства
и его отдельных представителей в психологический климат эпохи. Доклад содержал
некоторые весьма спорные выводы и вызвал полемику.
Д. А. Леонтьев (Москва) посвятил свой доклад «Осмысленность искусства» трактовке искусства
как носителя, транслятора смыслов от художника к реципиенту. Искусство при этом
служит обогащению жизненного опыта человека, играет в его жизни важную
адаптивную роль, делая взаимодействие с миром более гибким и глубоким.
Л. Я. Дорфман (Пермь) говорил о трех
способах существования эмоций в человеке и искусстве: собственно эмоциональных
переживаниях, эмоциональных представлениях в составе художественного образа и
эмоциональных значениях. Автор попытался представить теоретическую модель,
обосновывающую различение этих способов применительно к процессам построения
художественных образов.
Доклад «Эмпирические
исследования гедонистических и эмоциональных эффектов структуры художественных
произведений» был сделан В.
Конечны совместно с М. Карно
(США). На многих примерах исследований разных видов искусства было показано
значение структуры произведений для вызывания определенных эмоциональных
состояний. При этом воздействие хорошего произведения трудно разрушить, даже
при переструктурировании.
В рамках симпозиума
состоялось шесть секционных заседаний. На секции
«Способы существования эмоций в искусстве» (председатели: В. И. Кочнев, М. Голашевска) анализировалась роль эмоций как в искусстве
вообще, так и в его отдельных видах. В.
В. Медушевский (Москва) интерпретировал эмоции в
искусстве как одухотворенную энергию. М. Голашевска (Польша) рассмотрела роль эмоций в
эстетической ситуации в целом. Н. Д.
Шереметьева и В. М. Петров
(Москва) предприняли попытку конструирования объектов, основанных на
воздействии эмоций. Д. А. Леонтьев
остановился на возможности
176
изменения воздействий искусства. С размышлениями о
специфических и неспецифических средствах воплощения эмоций в живописи и музыке
выступила С. Т. Махлина
(С.-Петербург). Роль формы в организации эмоционального содержания музыки
рассмотрел М. Е. Пылаев (Пермь).
Эмоциональный аспект образа автора в музыке был отражен в сообщении Л. П. Казанцевой (Астрахань). Эмоциям в
категориях сенсорного опыта как языку искусства и науки посвятила свое
выступление Е. А. Сердюк (Москва).
Эстетическая интерпретация эмпирических фактов, полученных в исследовании
специфики эмоциональности актера, была дана В.
И. Кочневым (С.-Петербург). Детское изобразительное творчество с позиций символического интеракционизма
рассмотрел И. Кавецки
(Польша).
Активный
отклик вызвали доклады, прочитанные на секции «Эмоциональное воздействие
искусства на личность» (председатели: В. Е. Семенов, С. Ломбарде). Эмоциональный компонент эстетического восприятия в
экспериментальном исследовании на материале изучения предпочтений детей был
проанализирован Е. М. Торшиловой
(Москва). Социально-психологическую концепцию эмоционального воздействия
искусства, используя понятия катарсиса/антикатарсиса
и личностной совместимости/несовместимости художника и реципиента, представил В.
Е. Семенов (С.-Петербург). О
взаимодействии когнитивных и эмоциональных процессов при чтении художественной
литературы рассказал Р. Вихофф
(ФРГ). Особенности эмоционального напряжения в игровой деятельности были
рассмотрены В. Н. Панкратовым
(Пермь). Некоторые экспериментальные результаты, полученные с помощью
оригинальной методики, использующей изображения и тахистоскопические
зеркала для стимуляции сновидений, изложил С. Ломбарде (Италия). Проблеме
эмоционального воздействия композиции ландшафтной архитектуры посвятил свое
сообщение Н. Е. Прянишников (Москва).
На секции
«Информация и эмоции в искусстве» (председатели: В. М. Петров, Дж. К. Шортес)
было прочитано шесть
докладов. Дж. К. Шортес
(США) рассмотрел ментальные модели, возникающие в процессе восприятия интерактивного
искусства (искусства, «требующего от аудитории непосредственного действия»).
Корреляции эмоциональных изменений в разных областях общественной жизни
(психологический климат, искусство, экономика) анализировались В. М. Петровым и И. А. Евиным (Москва). Эмоция как фактор разрушения симметрии в
процессе восприятия произведений искусства трактовалась в сообщении Дж. Калиоти
(Италия). Общим проблемам взаимодействия информации и эмоций в искусстве был
посвящен доклад Г. А. Голицына
(Москва). Эмоции в искусстве с точки зрения синергетики рассмотрел И. В. Евин.
Модель передачи эмоциональной информации по каналу «художник — зритель» для
обоснования смены стилей в европейской живописи предложил А. С. Дриккер (С.-Петербург).
Разнообразием
подходов к проблеме была отмечена работа секции «Смыслы и значения в
эстетическом образе» (председатели: Д. А. Леонтьев, М. Крампен). Особенности влияния характера
распределения цветов, имеющих противоположное значение, на общее впечатление от
композиции рассматривались в докладе М. Крампена (ФРГ). Проблеме изменения личностного смысла
другого человека в ситуациях потрясения посвятил свое сообщение и В.В. Колпачников
(Екатеринбург). Процесс смыслообразования при чтении
художественной литературы анализировал Р.Р.
Каракозов (Баку). Результаты
экспериментального исследования психологических механизмов восприятия спектакля
были представлены Г. Л. Дельской и М. Д.
Назаровой (Москва). С. Э. Габидулина (Москва) сообщила о применении метода
экспериментальной психосемантики для исследования
восприятия скульптуры. С анализом структур эмоционально-оценочного восприятия
произведений искусства у школьников выступил П. С. Писарский (Москва). Проблема
соотношения дизайнерской и потребительской оценок индустриальных дизайн-объектов обсуждалась в докладе В. Гюлиани, А. Зани,
С. Мастандреа (Италия).
На секции
«Эмоциональные особенности участников художественного процесса» (председатели: Р. Вихофф, Д. А. Леонтьев) прозвучали только два
сообщения из-за отсутствия остальных докладчиков. В выступлении Д. Л.
Ломакиной (Москва) была предпринята
попытка построения модели творческой личности. Г. С. Тарасов (Москва) проанализировал проблему развития эмоционально-потребностной сферы у школьников средствами
музыкального искусства.
Программа
секции «Дифференциальная психология эмоций и художественный образ»
(председатели: Л. Я. Дорфман,
X. Хёге) целиком состояла
из докладов пермских исследователей. Л. И. Короева и Г. И. Власова обсуждали вопрос о «расщеплении» эмоциональных
значений и эмоциональных
177
образов в процессе восприятия музыки. Отмечалось,
что преобладание значений или образов зависит от установки при восприятии
музыки, в частности, ролевой (просто слушатели или критики). Е. Г. Халимончук,
Л. Я. Дорфман и Г.М. Покровенко раскрыли эмоционально-когнитивные
взаимодействия при работе с музыкальными текстами. Л. Я. Дорфман и В. Г. Иванов анализировали роль визуализации эмоциональных
представлений при построении хореографических образов. И. В. Соловьева, И. Г. Абзалова, С.Р. Колос исследовали
«короткие» эмоциональные предпочтения и их влияние на выбор музыкальных
произведений. Р. П. Козлова и Т. Н. Бебчук
рассматривал эмоциональный ряд в структуре режиссерско-драматургической
разработки театрализованных представлений.
На закрытии симпозиума
участники отмечали, что его организация в нашей современной ситуации была
просто идеальной, были созданы все условиях для плодотворной работы, свободных
дискуссий и общения. Несомненно, подобный симпозиум навряд
ли стал бы возможным без помощи Пермского областного Совета народных депутатов
и предприятий-спонсоров (советско-австро-германское
предприятие «Фемекс» и др.), в чем проявились новые
реалии нашей жизни.