Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

170

 

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Д. Н. ЗАВАЛИШИНА

Москва

 

Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. 223 с.

 

Рецензируемая коллективная монография отвечает насущной потребности психологической науки в обобщающих работах, посвященных функционированию и развитию образного мышления учащихся в ходе овладения знаниями.

Основным предметом исследования выступает пространственное мышление — разновидность образного мышления, оперирующего формой, величиной, пространственным положением и пространственными отношениями объектов. Соответственно, в фокусе внимания авторов монографии оказались учебные дисциплины, в которых эти характеристики составляют важнейший компонент усваиваемого предметного содержания — математика, физика, черчение, начертательная геометрия, теоретическая механика, сопротивление материалов. Цикл этих исследований выполнен в единой логике выявления как специфичного, так и общего в процессах формирования и оперирования образами. Такой продуктивный подход позволил преодолеть распространенное в психологии «растаскивание» образных феноменов (впрочем, как и многих других) по различным разделам психологической науки, в результате чего они оказываются несоотнесенными, необобщенными как «моменты» единого образного мышления человека. Возможность такого подхода во многом обусловлена теоретической и методической проработанностью вопросов, связанных со структурой, функциями, динамикой пространственного мышления, в чем немалая заслуга исследований И. С. Якиманской.

Работы этого технико-математического цикла демонстрируют разнообразие психологических способов, которыми учащиеся реализуют «нормативные» предметные операции, а также значительные индивидуальные различия в восприятии и преобразовании наглядного материала. Это позволило рассмотреть ряд типологий образного мышления учащихся, дифференцирующих последних на «интуитивистов» и «чистых логиков», «аналитиков» и «графиков» и т. д.

Устойчивая выраженность индивидуальныхных путей решения задач на наглядном материале выдвинула на первый план проблему процессуальности усвоения знаний учащимися. В этой связи ставится вопрос о создании специальной области научного знания — психодидактики.

Анализ развития образного мышления в возрастном аспекте (как в школьные годы, так и при дальнейшем обучении в вузе) показал, что имеет место несовпадение сложившейся логики развертывания предметного содержания технико-математических дисциплин с логикой возрастной динамики образного мышления учащихся. Это несовпадение создает дополнительные трудности у учащихся при усвоении знаний данного цикла. Отмечается также непонимание педагогами психологических оснований, необходимых для овладения тем или иным предметным содержанием.

В результате образное мышление выпускника школы с точки зрения требований вуза оказывается недопустимо разнородным по уровню сформированности его структурных компонентов или отдельных операций. Полноценное развитие образного мышления учащихся затрудняется тем, что, как правило, не учитывается их субъективный опыт в ходе обучения, зачастую они вынуждены «забыть» то, чем уже владеют, чтобы усвоить новое знание. Авторы совершенно справедливо ставят вопрос о том, что подключение накопленного опыта ученика — важнейший путь оптимизации всего процесса обучения.

В монографии представлен также большой материал по различиям образного мышления как в разных дисциплинах, так и при сопоставлении «математиков» и «художников».

Содержание монографии позволяет составить некоторое целостное представление об особенностях образной логики в отличие от словесно-дискурсивной. Решение задачи в образах осуществляется, как правило, с опорой на наглядный материал, поиск стратегии решения ведется в разных направлениях, иногда мало связанных между собой. Элементы наглядной ситуации фиксируются в образах в разнообразных связях и отношениях, причем не исключаются связи случайные, логически необходимые, но недостаточные (нередко избыточные). Все это

 

171

 

убеждает в том, что образное мышление, формируемое на неоднородной наглядной основе (реальные предметы, их условно-графические изображения, символически-знаковые интерпретации и т. п.), есть сложное, многомерное, полифункциональное образование, имеющее огромное значение для психического развития человека на всех этапах его онтогенеза.

На новом теоретическом и методическом уровне решается в монографии традиционная для практики обучения и педагогической психологии проблема варьирования учебного материала (в том числе его наглядного оформления) с целью формирования более широких и обобщенных приемов учебной деятельности, «парирования» стереотипов, складывающихся под влиянием однотипного представления усваиваемых знаний и решаемых задач. Более дифференцированное понимание природы образного мышления и законов его динамики позволяет сделать важный вывод, что само по себе увеличение «массы» наглядности автоматически не ведет к оптимизации процесса усвоения и его образных средств и тем более к полноценному разностороннему развитию образного мышления субъекта. Чтобы такое положительное влияние имело место, необходимо учитывать функции разных видов наглядности, механизмы построения субъектом разных образов и их преобразования друг в друга.

Вместе с тем содержание монографии намечает ряд проблем, работа над которыми способствовала бы серьезному продвижению в познании психологической природы образного мышления. Важным направлением дальнейших разработок должна стать систематизация (в пределе — типология) разных оснований классификации видов и форм образного мышления. Требуют дальнейшей спецификации и уровни образного мышления, в том числе более содержательное различение собственно образного мышления и «низших» перцептивных процессов. Это сложная задача, ибо, как справедливо отмечают авторы монографии, на всех уровнях формирование образа и оперирование им предполагает продуктивную активность субъекта.

В целом монография оставляет очень благоприятное впечатление. Она содержит много научных обобщений по вопросам развития образного мышления в обучении. Эти обобщения подкреплены богатыми фактическими данными, полученными в исследовательской работе с детьми разного школьного возраста, студентами.

Оригинальные методики, описанные в книге, обогащают арсенал психологических средств анализа индивидуальных проявлений личности, могут использоваться как в исследовательских, так и в диагностических целях. Книга содержит важные практические рекомендации, адресованные учителям-предметникам, руководителям факультативов, кружков по интересам, преподавателям вузов, родителям. В ней подробно рассматриваются многообразные педагогические приемы, способствующие раннему проявлению и формированию образного мышления; осуществлению коррекционной работы с отдельными учащимися с целью ликвидации тех трудностей, которые они испытывают при создании образов и оперировании ими; выявлению особенностей этих образов по содержанию, источникам возникновения, функциям в осуществлении разных видов познавательной деятельности.