Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ

 

В. В. БЕЛОУС, Т. И. ШУЛЬГА

 

Пятигорск

 

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 303 с.: ил. (Психол. наука—школе).

 

Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. В. Дубровина. М.: Б.и., 1990. 166 с.

 

Обе указанные книги являются продолжением серии изданий по проблемам работы школьных практических психологов. Коллектив сотрудников НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР издал сборник научных трудов, а также пособие, в котором раскрыты основные виды деятельности школьного психолога, основные направления его работы, специфика консультативной помощи учащимся разных возрастов, трудным детям.

Первая из публикаций отличается выделением главных видов деятельности школьной психологической службы, оригинальностью модели данной службы, обобщением опыта работы школьных психологов и психологической службы районного и городского масштабов, а также описанием новейших фактических данных из различных областей работы школьных психологов.

В настоящее время при решении задач развития и формирования личности и индивидуальности учащихся школа испытывает значительные трудности. Одной из причин этих трудностей является тот факт, что обучение и воспитание слабо опираются на имеющиеся психологические исследования, касающиеся развития ребенка, формирования его личности. Учителя-практики не всегда имеют возможность (часто объективную) своевременно выявить причины различного рода трудностей в учебной, воспитательной работе с учащимися разного возраста, преодолеть отклонения не только в обучении, но и в личностном развитии школьников, оказать психологическую помощь в решении конфликтных ситуаций в школе, семье. Школа не обеспечена специалистами и средствами для получения достоверных, научно обоснованных данных о психологических особенностях, об уровне психического развития каждого ученика.

Современное развитие общества требует от психологической науки большей связи с жизнью, с практикой решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения.

Анализ данных внедрения психологических знаний в практику школы показал, что непосредственное использование психологических рекомендаций, отдельных методов исследования личности учащихся часто оказывается неэффективным, так как оно требует от педагогов высокого уровня профессиональной психологической подготовки. Поэтому сегодня встает острая необходимость широкого распространения новой профессии «школьный психолог». Народное образование в лице школьного психолога получает квалифицированного специалиста, дающего возможность внедрять новейшие достижения детской и педагогической психологии в практику работы школ.

В настоящее время многие вузы страны начали готовить кадры школьных практических психологов. Во многих городах и селах уже работают школьные психологи, однако все они остро нуждаются в теоретическом, методическом и практическом обеспечении работы школьной психологической службы. Необходимо отметить, что у нас в стране очень незначителен объем выпускаемой литературы в помощь школьному психологу, потребность же сегодня в такой литературе очень велика. Авторский коллектив сотрудников НИИ ОПП АПН СССР под руководством И. В. Дубровиной создал такое пособие, которое может стать рабочей книгой школьного психолога. Книга состоит из пяти частей. В них компактно и содержательно

 

169

 

раскрыты теоретические и практические основы работы школьного психолога по основным направлениям школьной психологической службы.

В первой части дается теоретическое обоснование построению и структуре психологической службы, подробно описывается каждое направление работы психологической службы. Четкое раскрытие основ работы психологической службы поможет школьным психологам выделить основные направления в своей работе, ориентироваться в потоке проблем, которые необходимо решать, поможет пользоваться методиками, предложенными коллективом авторов.

Конкретные особенности работы школьного психолога с учащимися разных возрастов, выделенные во второй части книги, позволят дифференцировать работу с детьми, подбирать наиболее эффективные методики, вырабатывать квалифицированные рекомендации. Авторы обобщают опыт работы советских и зарубежных психологов, работающих в сфере практической психологии с детьми разных возрастов, представляют оригинальные методики, дают подробную их интерпретацию. Особо выделен один из серьезных вопросов — переход учащихся из начальной в среднюю школу, что позволяет качественно изменить отношение к этому процессу.

Работе с трудными детьми посвящена третья часть пособия. Впервые тщательно и подробно описывается работа телефона доверия, который завоевал большую популярность в практике психологической службы. Выделение категорий трудных детей, предложенное авторами, поможет школьному психологу оказывать им эффективную консультативную помощь.

Интересным моментом пособия является описание в пятой главе особенностей работы психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей. Это очень важно, так как литературы, посвященной работе психолога в данных учреждениях, у нас крайне мало.

В последнее время на коммерческой основе издается большое количество пособий с набором готовых методик, которые рассчитаны на профессионалов, психологов-экспериментаторов, однако мало пригодны для работы школьного психолога.

Значимость наконец вышедшего сборника научных трудов «Активные методы в работе школьного психолога» состоит в том, что он помогает упорядочить работу специалиста этого профиля, сделать ее более профессиональной, поднять уровень компетентности школьного психолога. В сборнике изложена комплексная, обоснованная, обеспеченная методиками и приемами программа работы не только по отдельным направлениям психологической службы в целом, но и работы каждого конкретного школьного психолога.

Следует отметить, что запросы практики намного опережают возможности науки в обеспечении школьной психологической службы. Ценность выпущенного сборника заключается в использовании конкретного материала в практике школы как сегодня, так и в ближайшем будущем. Здесь широко освещены такие аспекты работы школьного психолога, как работа в группах развития, психокоррекционная работа с тревожными детьми, диагностико-коррекционная работа школьного психолога с теми учениками IV (V) классов, которые имеют те или иные проблемы, связанные с обучением в школе. Данные проблемы в, психологической литературе освещены лишь незначительным количеством работ (3. И. Калмыкова, Е. Д. Божович, В. А. Мазуренко, М. Раттер), изданным к тому же столь маленькими тиражами, что эти работы практически недоступны школьным психологам.

Данный сборник содержит статьи, в которых раскрывается единая линия работы в группах развития, начиная с диагностики и заканчивая построением развивающе-коррекционных программ по всем психологическим аспектам готовности детей к школе, излагаются конкретные диагностические и коррекционные программы работы с детьми, имеющими проблемы в учении и развитии личности, показано применение разнообразных методов в работе школьных психологов: беседа, использование телефона доверия, помощь детям в экстремальных ситуациях.

Отдельная статья раскрывает специфику психологической помощи детям в специализированных центрах США, о которых мы очень мало знаем.

В целом можно сказать, что обе рецензируемые книги значительно повысят компетентность практического школьного психолога, позволят качественно и своевременно руководить психическим развитием учащихся, знать их возрастные и индивидуальные особенности, помогут коллективу школы с максимальной эффективностью использовать средства и методы обучения и воспитания в современной школе.

Хотелось бы, чтобы коллектив НИИ ОПП АПН СССР выпустил серию подобных публикаций более широким тиражом.