67
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ
ИСТОРИИ НАУКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Р. Н. ЩЕРБАКОВ
Несмотря на значительные
достижения физической науки в понимании законов природы и повсеместном их
практическом использовании, она и сегодня остается элементом культуры весьма
ограниченной части современного общества. Во многом это объясняется тем, что
еще во времена Ньютона физика целиком и полностью исключила из своих описании
человека, противопоставив его тем самым научным знаниям [11].
И чем больше по мере развития физики росла абстрактность ее физических понятий
и представлений, тем заметнее увеличивалась степень отчуждения этой науки от
человека. Таким образом, выиграв как научная дисциплина, физика проиграла в
итоге как совокупность научных знаний для широких слоев общества. Разумеется,
идеалы большой физической науки и сама специфика физического знания всегда
находили свое отражение в содержании учебных курсов высшей и средней школы. И
сегодня всему сообществу учащихся, независимо от их развития, подготовленности
и направленности интересов, продолжает преподноситься «элитарность» физики во
всем ее величии и холодной неприступности. Видимо, в этом кроется одна из
серьезных причин потери интереса учащихся к данной научной дисциплине.
Неприятию курса физики, как известно, содействуют и другие, быть может, не
менее важные факторы образовательного
68
и социального характера [8].
В силу указанных
обстоятельств занятия по физике для учащихся сегодня не столь желанны, как нам
бы хотелось, программный материал усваивается с трудом, а приобретенные на
выходе знания и представления не имеют той культурной значимости, какая
характерна для гуманитарного образования. Отчасти именно поэтому и по сей день
в обществе считается постыдным не знать поэзию Пушкина и Шекспира, не
воспринимать искусство Пикассо и Шагала, но вас никто не упрекнет в том, что вы
не знакомы с творчеством Ньютона и Эйнштейна и не можете толком объяснить, что
же изменилось в наших представлениях с появлением теории относительности и
квантовой механики. Это ли не свидетельство того, что физические знания не
имеют престижа, хотя бы близкого к престижу знаний гуманитарных, и что
современная физика, по признанию многих ученых, некоторым образом исключена из
всеобщей культуры [3], [7], [11],
[13], [17].
Этот опасный для общества
перекос в отношении к гуманитарным и естественнонаучным знаниям должен
исправляться уже в средней школе. Качественное изменение характера физического
образования в массовых средних школах нам представляется возможным при условии
глубокого раскрытия человеческой значимости физической науки [14],
которой она на самом деле обладает. Тем более это отвечает тенденции
гуманитаризации, наметившейся в последнее время и в самой физической науке [13], [14]. Гуманитаризация же в
преподавании будет по-настоящему реализована, если на вполне доступном для
подавляющего большинства учащихся уровне физика, с одной стороны, предстанет
перед ними во всех основных своих особенностях [12], а с
другой, — будут раскрыты ее непосредственные и косвенные связи с различными
сторонами современного человеческого бытия. Таково, на наш взгляд, наиболее
перспективное направление в «окультуривании» школьного курса физики.
Однако, оперируя понятием
«культура», мы, как это и должно быть, представляем ее в непрерывном развитии.
Следовательно, ставя перед собой задачу формирования в сознании учащихся
культурных ценностей, считаем необходимым систематически обращаться к истории,
погружаться в нее с тем, чтобы помочь своим воспитанникам понять и принять
культурную значимость научных (физических) знаний [2]. Вот
почему при проведении своего исследования наш выбор пал на историю науки, как
на средство, позволяющее в процессе обучения возводить мост между физикой и
общечеловеческой культурой [9].
То, что именно история науки
может помочь вернуть физическим знаниям статус важной составляющей культуры
каждого человека, интуитивно осознают и учителя, систематически обращающиеся в
повседневном преподавании к историческому материалу. Подчеркиваем, интуитивно,
поскольку, как нам представляется, потенциальные возможности истории науки по
формированию мировоззрения и воспитания большинством учителей физики по настоящему
еще не осознаны. Во многом это обусловлено недоработкой самих историков и
философов науки, которые, решая свои чисто научные проблемы, до сих пор мало
заботились о распространении современной историко-научной культуры среди
широкой педагогической общественности и, в частности, о распространении
глубокого понимания роли историко-научного материала1
в формировании общечеловеческой культуры. Необходимость же такой деятельности,
и мы попытаемся показать это, в настоящее время весьма очевидна и полезна.
Как известно, объектом
исследования истории науки является точная наука, в данном случае физика, по
содержанию
69
и методам исследования отвергающая все человеческое.
По своим же целям и задачам она является дисциплиной гуманитарной,
«разновидностью гуманитарных наук» [13; 104], выявляющей,
как человек познавал мир физических явлений, по каким законам и какими
средствами решал он при этом свои исследовательские программы. Таким образом,
одной своей стороной история физики повернута к физической науке, до сих пор
остающейся прерогативой избранных, другой же, — к общечеловеческой культуре, а
значит, ко всякому мыслящему человеку. Осознание этого непреложного факта
должно помочь нам в определении правильного подхода к содержанию используемого
в процессе обучения историко-научного материала и к формам организации
повседневной работы с ним.
Вначале отметим, что в ходе
осуществления предварительного этапа исследования ставились две основные
задачи: выявить отношение учащихся к предлагаемому им историко-научному
материалу в целом и в то же время определить, какому конкретно виду истории —
истории физических идей, социальной истории науки или истории научного
творчества — учащиеся отдают предпочтение. Последующие наблюдения за реакцией
восприятия учащимися специально подобранного историко-научного материала,
анализ содержания их ответов при контроле знаний по физике, а также проведенное
в заключение анкетирование позволили нам прийти к следующим предварительным
выводам.
Во-первых, внимание учащихся
заметно усиливалось, когда учителем осуществлялось историко-научное обоснование
изучаемых на уроке программных тем, т. е. когда физические знания
рассматривались в развитии. В такие моменты сама психология восприятия нового
материала становилась весьма и весьма положительной. А именно, возникавший при
этом у учащихся устойчивый интерес к истории науки естественным образом и как
правило переносился на чисто физические представления и сохранялся затем до
конца изучения учебного материала. Рассмотрение этих представлении в
становлении и развитии позволяло в существенной степени освобождать физические
знания от догматизма, обоснованнее раскрывать закономерности свершения научных
открытий и на конкретном материале истории науки формировать мировоззренческие взгляды
и убеждения учащихся относительно процесса познания, культурной значимости
добываемых научных знаний и роли человека в познании мира природных явлений.
Во-вторых, в ходе контроля
знаний по физике мы убедились в том, что учащиеся в этих ситуациях сохраняют
повышенный интерес к истории науки и в своих ответах стремятся в той или иной
мере коснуться вопросов развития науки, пытаются исторически обосновать
проведение новых экспериментов и создание физических теорий. Особое внимание при
этом они уделяют творчеству выдающихся ученых, с большой охотой и удовольствием
вспоминают те факты их жизнедеятельности, которые произвели на них наиболее
сильное впечатление. Не проходят они и мимо фактов истории взаимодействия науки
и общества. Если же говорить об истории научных идей в их чистом виде, то здесь
наши опасения по поводу возможных трудностей их восприятия вполне подтвердились:
действительно, подавляющее число учащихся без особого удовольствия и с
определенными затруднениями воспроизводили соответствующие факты. И только
отдельные из них к таким фактам относились положительно. Как правило, это были
учащиеся, имевшие глубокие познания в школьной физике и математике, которым
присуща потребность в интеллектуальной мыслительной деятельности в целом.
В-третьих, изучение анкет
учащихся, полученных от них после продолжительного (в течение всего учебного
года) и систематического использования на уроках физики историко-научного
материала, позволило нам выявить наиболее характерные высказывания учащихся о ценности
знакомства с элементами истории науки для глубокого понимания фундаментальных
основ физики и своего собственного развития. В этих
70
высказываниях отразилась целая гамма чувств от
восприятия историко-научного материала.
«История науки почти всегда
интересна; и вообще то, что делается в первый раз, интересно; без истории
физика немного суха, но теперь, узнавая ее историю, отношусь к ней лучше;
точные науки не люблю, но история науки помогает мне преодолевать такое
отношение к физике; узнав историю открытий, лучше понимаешь и запоминаешь
материал по физике; история науки помогает понять, как в физике делались
открытия, чему-то и сам можешь научиться; история науки может помочь тебе
правильно сформировать свои взгляды на многие вещи; начинаешь понимать, что
знания по физике, изложенные в учебнике, не всегда были такими, но они
постоянно развиваются и делаются все более правильными...» и т. д.
На основании данных
анкетирования и других наблюдений на втором основном этапе исследования из
всего историко-научного материала учащимся был предложен
историко-биографический материал в виде так называемых учебных биографий
выдающихся ученых и инженеров и биографических фрагментов, раскрывающих
отдельные стороны творчества известных ученых. По сути, учащиеся знакомились с
элементами научной биографики2. В
подобранном материале присутствовали и фрагменты социальной истории науки,
освещающие взаимодействие науки и общества. Включение экспериментального
материала в соответствующие ученые темы и разделы курса физики позволили во
многом конкретизировать задачу по выявлению мировоззренческой и воспитательной
эффективности историко-биографического материала в гуманитаризации физического
образования в средней школе. Экспериментальное преподавание и последующая
обработка полученных данных позволили нам сделать следующие выводы.
Применение на уроках
историко-научного материала помогает пробуждать и впоследствии поддерживать у
учащихся, далеких от увлечения физикой, интерес к занятиям ею, усиливая тем
самым мотивацию обучения в целом. Рассмотрение же с его помощью основных этапов
развития физической науки формирует у учащихся мировоззренческие представления
о процессе познания окружающей действительности, а сами научные знания
освобождает от той догматичности, которая еще присутствует в нынешних школьных
учебниках физики и соответственно в повседневном преподавании. Без
систематического и целенаправленного использования элементов истории науки в
процессе обучения, как замечено Э. В. Ильенковым, «вырастает псевдоученый,
педант, человек, иной раз знающий назубок почти всю литературу по своей
специальности, но не понимающий ее» [5; 166]. Действительно,
практика обучения это подтверждает, историко-научный материал помогает учащимся
осознанно и достаточно глубоко усваивать программный материал по физике.
Что же касается элементов
социальной истории науки, то их использование позволяет донести до учащихся ту
непреложную истину, что физические знания заметно изменяют и обогащают наше
мировоззрение и повседневную практику жизни, находясь в диалектическом
взаимодействии со всеми сторонами социальной и политической жизни общества. На
конкретных примерах из истории физики учащиеся убеждаются в том, как
потребности общества, в особенности производства, существенным образом
воздействуют на содержание, направление и формы развития науки и как последняя,
в свою очередь, радикально меняет человеческую цивилизацию.
Особую актуальность в
настоящее время приобрели вопросы о роли идеологии и политических структур в
развитии отечественной науки (биологии, химии, физики), в творчестве советских
ученых [I], [4]. Постановка этих вопросов на уроках физики
дает возможность обсудить с учащимися взаимоотношения ученого и общества,
затронуть
71
весьма больную для нас тему состояния развития
физической науки в нашей стране, положение ученого в разные десятилетия
советской власти и в итоге сформировать у учащихся достаточно объективные
представления об истории взаимоотношений в нашей стране науки, человека науки и
общественных и государственных организаций.
Для среднего
естественнонаучного образования особую важность представляет вывод о
возможности повышения ценности научных знаний в обществе, если эти знания
станут для учащихся человечески значимыми, иными словами, приобретут основные
признаки гуманитарного знания [6]. Использование в первую
очередь историко-биографического материала как раз и позволяет осуществлять
гуманитаризацию физики в преподавании. А именно, обращаясь на уроках к творчеству
выдающихся ученых, а иногда и инженеров, рассматривая через призму человеческой
личности научные истины и их развитие, мы тем самым изучаемый программный
материал представляем учащимся как результат специфической трудовой
деятельности людей науки. Анкетирование и другие способы получения данных в
ходе экспериментального преподавания в старших классах средних школ Москвы и
Таллинна свидетельствуют о положительном отношении учащихся к использованию на
уроках историко-биографического материала.
«Мне больше всего нравятся
рассказы об ученых: каким этот человек был раньше, как ему удалось так много
достичь в жизни; я вообще раньше мало знал об ученых и мало ценил их, а ведь от
них, оказывается, зависит прогресс нашей жизни; когда слушаешь об истории открытий,
об ученых, то самому хочется также плодотворно работать; без прошлого
невозможно настоящее, история науки, ученые учат нас в какой-то степени жить
возвышенно и целенаправленно; поражает то, что ученые своими открытиями
изменили и продолжают изменять наши представления о мире, это здорово!; мне
запомнились слова одного ученого о том, что каждый человек может совершить то,
что совершил другой, и это вдохновляет меня на большие дела (речь идет о
высказывании английского ученого Т. Юнга.— Р.
Щ.}» и т. д.
Разумеется, использование в
преподавании историко-биографического материала не должно служить каким-то
довеском, искусственно добавленным к обязательному учебному материалу. И тем
более не должно служить развлечением, как это еще встречается в практике обучения.
Более того, назначение этого материала состоит не только в решении
мировоззренческих и воспитательных задач, но и в показе личной причастности
ученого к своим научным построениям и даже в своеобразном отражении этой
личности в научных знаниях. Как утверждает М. Полани, присутствие в научных
построениях элемента субъективного, особенностей познающего субъекта «не
свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания» [10; 19]. Современное развитие квантовой физики и физики
неравновесных процессов во многом подтверждает это положение. Пока же, работая
с учебником, учащиеся знакомятся с текстом, лишенным всего человеческого, либо
с элементами субъективности самого автора, принимая его рассуждения за реальное
развитие науки. По настоящему объективные представления о том, как делается
наука, учащиеся приобретают с применением материала о творчестве ученых. Какие
при этом открываются возможности для воспитания учащихся?
Беседовать с учащимися об
ученых это значит обращаться к науке во всех ее основных проявлениях,
привлекать их внимание к специфической трудовой деятельности, которая в
настоящее время занимает заметное место в жизни общества. В сознании учащихся
историко-биографический материал приобретает высокую значимость, поскольку дает
возможность на примере фактов истории обсуждать мировоззренческие вопросы
взаимодействия природы и человека, насущные для формирующейся личности проблемы
повседневного человеческого бытия. Например, после знакомства учащихся с частью
жизни
72
ученого, в заключение своего повествования учитель
непременно подчеркивает: я рассказал вам об этом не только ради простого
интереса и расширения вашего кругозора, но, чтобы, опираясь на эти факты, мы
смогли бы обсудить с вами такой жизненно важный для вас вопрос, как... И далее
называется проблема мировоззренческого или культурного характера (человек и
природа, человек и общество, человек науки и культуры и др.), разговор о
которой в классе становится еще одним шагом к пониманию того, что наука
создается и развивается человеком и для человека [14; 207]:
именно в этом ее ценность и необходимость познания каждым и именно это делает
ее важнейшим элементом культуры каждого в отдельности и человечества в целом.
Без этой второй мировоззренческой части беседы знакомство с фактами из истории
науки во многом теряет свой глубокий смысл. Кроме того, жизнь ученого, в
особенности период становления его как личности, как правило, примеривается
учащимся к себе, и в этом еще одна сторона привлекательности и воспитательной
ценности историко-биографического материала.
Рассмотрение на уроках
фундаментальных проблем человеческого бытия на историко-биографическом
материале стимулирует мысль учащихся, побуждает их высказывать собственные
суждения, которые в ходе столкновений с мнениями своих товарищей в чем-то
видоизменяются, корректируются и оттачиваются, приобретая постепенно статус
собственного взгляда и даже убеждения на ту или иную мировоззренческую
проблему. В итоге таких обсуждений, становящихся как бы нравственными
упражнениями для учащихся, у них вырабатывается свое собственное отношение к
таким извечным проблемам, как добро и зло, мир и война, взаимоотношения
личности и общества, права и обязанности и т. д. Причем степень откровенности и
искренности высказываемых учащимися мнений во многом определяется личностью
учителя, его уважением к психологии личности каждого своего воспитанника. Оно
проявляется во внимательном и добром отношении ко всякому высказываемому
мнению, каким бы спорным оно ни казалось, в стремлении помочь им определить
свое отношение к окружающему миру, своему месту и предназначению в нем.
Заметим, что гуманитарная
функция историко-научного материала раскрывалась и активно работала лишь
благодаря учителю. Положительный эффект был особенно очевиден, когда учитель не
просто владел экспериментальным материалом, но имел серьезное общекультурное
развитие и привычку смотреть на мир искусства и литературы с позиций отражения
им мира науки. Но наши учащиеся из содержания современных школьных учебников не
получали поддержки тем взглядам на науку и ее место в обществе, которые
формировались у них в ходе преподавания. Вне всякого сомнения, это ограничивало
воздействие историко-научного материала в отношении развития у учащихся социокультурных
представлений. Полагаем, что появление отечественных курсов физики, которые,
кроме решения традиционных задач обучения, будут служить также формированию
мировоззренческих и социокультурных представлений учащихся, станет серьезным
вкладом в «окультуривание» физических знаний уже на уровне средней школы. Пока
же аналогичные пособия по физике, но, увы, для высшей школы, подготовлены и
изданы за рубежом [16], [17].
Таким образом, наблюдения за
использованием историко-научного материала в преподавании физики в старших
классах средней школы позволяют сделать весьма перспективные для физического
образования выводы.
1. Историко-научный
материал, физический по своему содержанию и гуманитарный по назначению, в
условиях обучения может обеспечить органическую связь между миром науки и миром
человека. Выступая в качестве средства формирования представлений учащихся о
физической науке как элементе современной культуры, история физики не только
поможет формированию соответствующих взглядов и убеждений, выработке способа
исторической оценки
73
окружающего мира и информации о нем, но и позволит
учащимся приобрести конкретные исторические знания. Эти знания послужат, с
одной стороны, обоснованию формируемых у учащихся мировоззренческих взглядов и
убеждений на науку как часть культуры, а с другой, — воспитанию положительных
качеств собственной личности. И хотя такие знания со временем могут заметно
уменьшиться или даже совсем исчезнуть из памяти, они тем не менее уже сыграют
свою основную роль, — послужив формированию социокультурных представлений о
науке и научных знаниях.
2. Степень доступности и
эффективности в использовании историко-научного материала для подавляющего
большинства учащихся в немалой степени определяется тем, насколько этот
материал человечески значим, в данном случае — значим для учащихся средней
школы, т. е. насколько он гуманитарен. В наибольшей степени этому условию
удовлетворяет историко-биографический материал, несколько меньше материал из социальной
истории науки и еще меньше — материал, раскрывающий эволюцию научных идей.
Историко-биографический материал позволяет обращаться к общечеловеческим
проблемам и проблемам, жизненно важным для формирующейся личности.
Таковы выводы о
многообещающих, но еще далеко не реализованных в повседневном преподавании
потенциальных возможностях истории науки в гуманитаризации физического
образования на современном этапе его существования. Использование этих
социокультурных возможностей в значительной степени затрудняется рядом
серьезных, но вполне устранимых причин:
история науки по своей сути
еще не стала историей деятельности людей [15; 24],
следовательно, в научном и культурном плане материал научной биографики еще не
достиг той степени совершенства, при которой станет возможным его широкое
применение в повседневном преподавании;
не разработан серьезно и
механизм включения такого материала в содержание учебных программ, его
«притирки» к учебным темам и к тому же не написаны соответствующие учебники;
и, наконец, будущие учителя
в педагогических институтах не получают необходимую подготовку по
гуманитаризации физического образования.
Полагаем и надеемся, что
решение этих задач — дело недалекого будущего, тем более, что в этом нуждается
сегодня само общество.
1. Ахундов М. Д. Актуальность истории: ученый и идеология. М., 1990.
2. Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.
3. Вайскопф В. Человеческое ли дело физика? // Проблемы преподавания физики.
М., 1978.
4. Грохем Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом
поведении в Советском Союзе. М., 1991.
5. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
6. Ильин В. В. О специфике гуманитарного знания // Вопр. филос. 1988.
№ 7.
7. Капица С. П. Образование в области физики и общая культура //
Вестник АН СССР. 1982. № 4.
8. Малькова 3. А. Качество образования в массовой школе. Перспективы
// Вопросы образования. 1990. № 1.
9. Огурцов А. П. История естествознания, идеалы научности и ценности культуры
// Наука и культура. М., 1984.
10. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
11. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с
природой. М., 1986.
12. Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. М., 1990.
13. Тимофеев И. С. Гуманизация историографии естествознания:
аксиологический подход // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990.
14. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М., 1989.
15. Ярошевский М. Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М., 1985.
16. March R. N. Physics for poets. N. Y., 1990.
17. Trefil S. Physics as a liberal art. N. Y., 1978.
Поступила в
редакцию 16. IX 1991 г.
1 Предпочитаем пользоваться термином
«историко-научный» вместо широко распространенного «исторический», ибо первый
предполагает применение в учебном процессе фрагментов истории науки, в то
время как за вторым нередко скрывается бессвязный набор фактов, сомнительных
по своей объективности и воспитательной значимости.
2 Научная биографика является одним из разделов
истории науки, ставящей своей задачей исследование творчества ученых.