177
КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ
У
ИСТОКОВ ОБЩЕНИЯ
Ю.Н.
КАРАНДАШЕВ
Санкт-Петербург
Авдеева Н.Н.,
Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: У истоков общения. М.: Педагогика, 1991. 160 с.
Обращаясь к родителям, детский
психолог всегда оказывается разрываем двумя мотивами. С одной стороны, как
исследователь он хочет дать достаточно полное, системное представление о ходе и
механизмах психического развития ребенка. И, надо признать, часто страдает от
непонимания со стороны не только родителей, но и коллег, работающих в смежных
областях. С другой стороны, он хочет, естественно, чтобы его исследования были
полезны как родителям, так и педагогам. Это желание заставляет нередко упрощать
научные представления о психике ребенка, его развитии. И лишь в отдельных
изданиях мы встречаем органичное сочетание этих двух тенденций, когда авторам
удается пролезть в игольное ушко поставленной задачи. Рецензируемая книга с полным
правом может быть отнесена к числу таких изданий.
Детский психолог,
специализирующийся по младенческому возрасту, постоянно сталкивается с расхожим
в быту мнением, что психология младенца — не что иное, как досужий вымысел.
Есть наследственность, изучаемая таким разделом биологии, как генетика, есть
физиология и нейрофизиология, есть медицина и гигиена как один из ее разделов.
Однако психологии как науке здесь не остается места. Эта устойчивая точка
зрения не только в корне ложна, но в определенном смысле и вредна. Научная
школа М.И. Лисиной, к которой относятся авторы книги, с самого начала своего
существования стремилась развенчал эти иллюзии. Весомые результаты проведенных
исследований настолько убедительны что не оставляют сомнений в справедливости
данной позиции. Психология наконец-то перестала рассматривать младенца как
изолированное существо, введя в схему анализа взрослого: мать, отца, братьев,
сестер, бабушек, дедушек. Раскрыты те скобки, из-за которых взрослый находился
за пределами поля зрения исследователя.
Авторы книги совершают следующий
шаг. Они пытаются объяснить родителю, что он сам тоже участник этого процесса —
и не менее важный, чем ребенок. Они пытаются побудить родителя к педагогической
рефлексии, умению видеть себя в общении с младенцем. Даже опытный
исследователь, анализируя видеозаписи своего общения с ребенком, находит в них
многое такое, что было для него недоступно из-за включенности в ситуацию.
Спрашивается, что же тогда говорить о родителях?
Книга включает в себя две части. Первая так и называется: «С точки зрения психолога». В ней излагается разнообразнейшие данные из психологии детей младенческого возраста. Существенное место среди них занимают материалы, полученные самими исследователями. Названия коротеньких глав привлекают внимание, ставя проблему в доступной для родителей форме. Эта часть книги построена по принципу «знаете ли вы?». Честно признаюсь, не будучи новичком в данной проблематике, некоторых вещей я не знал. Поэтому вполне допускаю, что и специалисты найдут в книге много интересного. На «крючке занимательности» авторам книги удается втянуть читателя в непростой мир младенческой психологии. И наконец, последнее: не обращаясь прямо к научным построениям, они, тем не менее, формируют у нас свое видение младенца и механизмов его развития.
Вторая часть книги
называется «Консультации». Не вызывает сомнения тот факт, что мать для младенца
ближе, чем отец, и что представления матери о ребенке точнее, чем у отца. И я,
видимо, разделяю участь всех пап, однако с коррекцией на профессию могу
сказать, что рассмотренные и глубоко проанализированные в этой части
178
книги педагогические
ситуации встречаются довольно часто и родители, как правило, теряются,
сталкиваясь с описываемыми проблемами. Конечно, нельзя дать советы на все
случаи жизни, но можно (и нужно!) показать, как они должны разрешаться. Поняв
систему анализа, родитель справится и с непредусмотренными вариациями. Данный
материал книги представляет безусловную практическую ценность.
Книга называется «Вы и младенец». Этим все сказано:
Вы — на первом месте, младенец — на втором. На деле же все обстоит наоборот:
младенец — на первом, а себя мы вообще не видим. Ставя взрослого вперед,
обращаясь к нему как к равному, апеллируя к его родительским чувствам, авторы
достигают поставленной цели — раскрыть истоки человеческого общения и обучить
искусству понимания и воспитания младенца.