Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

У ИСТОКОВ ОБЩЕНИЯ

 

Ю.Н. КАРАНДАШЕВ

Санкт-Петербург

 

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: У истоков общения. М.: Педагогика, 1991. 160 с.

Обращаясь к родителям, детский психолог всегда оказывается разрываем двумя мотивами. С одной стороны, как исследователь он хочет дать достаточно полное, системное представление о ходе и механизмах психического развития ребенка. И, надо признать, часто страдает от непонимания со стороны не только родителей, но и коллег, работающих в смежных областях. С другой стороны, он хочет, естественно, чтобы его исследования были полезны как родителям, так и педагогам. Это желание заставляет нередко упрощать научные представления о психике ребенка, его развитии. И лишь в отдельных изданиях мы встречаем органичное сочетание этих двух тенденций, когда авторам удается пролезть в игольное ушко поставленной задачи. Рецензируемая книга с полным правом может быть отнесена к числу таких изданий.

Детский психолог, специализирующийся по младенческому возрасту, постоянно сталкивается с расхожим в быту мнением, что психология младенца — не что иное, как досужий вымысел. Есть наследственность, изучаемая таким разделом биологии, как генетика, есть физиология и нейрофизиология, есть медицина и гигиена как один из ее разделов. Однако психологии как науке здесь не остается места. Эта устойчивая точка зрения не только в корне ложна, но в определенном смысле и вредна. Научная школа М.И. Лисиной, к которой относятся авторы книги, с самого начала своего существования стремилась развенчал эти иллюзии. Весомые результаты проведенных исследований настолько убедительны что не оставляют сомнений в справедливости данной позиции. Психология наконец-то перестала рассматривать младенца как изолированное существо, введя в схему анализа взрослого: мать, отца, братьев, сестер, бабушек, дедушек. Раскрыты те скобки, из-за которых взрослый находился за пределами поля зрения исследователя.

Авторы книги совершают следующий шаг. Они пытаются объяснить родителю, что он сам тоже участник этого процесса — и не менее важный, чем ребенок. Они пытаются побудить родителя к педагогической рефлексии, умению видеть себя в общении с младенцем. Даже опытный исследователь, анализируя видеозаписи своего общения с ребенком, находит в них многое такое, что было для него недоступно из-за включенности в ситуацию. Спрашивается, что же тогда говорить о родителях?

Книга включает в себя две части. Первая так и называется: «С точки зрения психолога». В ней излагается разнообразнейшие данные из психологии детей младенческого возраста. Существенное место среди них занимают материалы, полученные самими исследователями. Названия коротеньких глав привлекают внимание, ставя проблему в доступной для родителей форме. Эта часть книги построена по принципу «знаете ли вы?». Честно признаюсь, не будучи новичком в данной проблематике, некоторых вещей я не знал. Поэтому вполне допускаю, что и специалисты найдут в книге много интересного. На «крючке занимательности» авторам книги удается втянуть читателя в непростой мир младенческой психологии. И наконец, последнее: не обращаясь прямо к научным построениям, они, тем не менее, формируют у нас свое видение младенца и механизмов его развития.

Вторая часть книги называется «Консультации». Не вызывает сомнения тот факт, что мать для младенца ближе, чем отец, и что представления матери о ребенке точнее, чем у отца. И я, видимо, разделяю участь всех пап, однако с коррекцией на профессию могу сказать, что рассмотренные и глубоко проанализированные в этой части

 

178

 

книги педагогические ситуации встречаются довольно часто и родители, как правило, теряются, сталкиваясь с описываемыми проблемами. Конечно, нельзя дать советы на все случаи жизни, но можно (и нужно!) показать, как они должны разрешаться. Поняв систему анализа, родитель справится и с непредусмотренными вариациями. Данный материал книги представляет безусловную практическую ценность.

Книга называется «Вы и младенец». Этим все сказано: Вы — на первом месте, младенец — на втором. На деле же все обстоит наоборот: младенец — на первом, а себя мы вообще не видим. Ставя взрослого вперед, обращаясь к нему как к равному, апеллируя к его родительским чувствам, авторы достигают поставленной цели — раскрыть истоки человеческого общения и обучить искусству понимания и воспитания младенца.