Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

173

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

IX ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОДАРЕННЫМ И ТАЛАНТЛИВЫМ ДЕТЯМ

 

Л.В. ПОПОВА

Москва

 

В Гааге (Нидерланды) с 29 июля по 2 августа проходила очередная международная конференция по одаренным и талантливым детям. Девиз конференции — «Талант во имя будущего», главная тема — социальное и личностное развитие одаренных. В конференции приняли участие более 500 человек: ученые разных специализаций, практики (учителя, консультанты, административные работники разных уровней), родители, члены различных ассоциаций. Было сделано около 250 сообщений, проведено 20 тематических симпозиумов, 38 демонстрационных занятий и 15 семинаров практически по всем аспектам работы с одаренными. Было также представлено 8 пленарных докладов.

Конференция открылась необычной демонстрацией феерического сплава света, цвета и музыки, которая свидетельствовала о способностях организаторов создавать необходимую творческую атмосферу для последующей напряженной работы.

Во вступительном слове председатель оргкомитета Франц Монкс (Нидерланды) подчеркнул основную задачу конференции — собрать воедино накопленную учеными и практиками информацию о том, каким образом можно развивать одаренность в системе образования. В открывшем конференцию докладе госсекретарь по образованию Дж. Воллаге (Нидерланды) дал впечатляющую картину разнообразных типов школ, проектов и программ обучения для одаренных в своей стране. Он подчеркнул особую роль учителя и качества его подготовки, а также значение культурного и социального окружения для полноценного развития одаренности. Им была выделена как весьма значимая проблема идентификации и обучения одаренных в группах этнических меньшинств и среди детей с физическими недостатками.

Подготовка учителя к работе с одаренными была названа Н. Майер (Канада), президентом Всемирного совета по одаренным и талантливым детям, одной из приоритетных тем, требующих интенсивных исследований в ближайшие годы. На открытии также выступил представитель немецкого министерства образования и науки Т. Вольфграмм.

Пленарный доклад «Существует ли биология одаренности?» Дж. Фоссена (Нидерланды) был посвящен вечной проблеме соотношений биологического и социального и содержал широкое обобщение физического материала.

В первый день прошло пять симпозиумов. На симпозиуме «Использование пренебрегаемого источника обучения одаренных» обсуждался опыт разных стран по внешкольному образованию и желательные изменения в этой области. Во время работы симпозиума «Исследования по развитию творческого и критического мышления и педагогика» были заслушаны сообщения Э. Хани (Германия) о различных аспектах исследований когнитивных и аффективных процессов в развитии мышления, Н. Майер и X. Кайне (Канада) о когнитивной нейронауке и ее значении для понимания развития одаренных и талантливых детей, Э. Ландау (Израиль), которая рассмотрела четыре фазы творческого мышления, и X. Адамса (ЮАР) о проблеме переноса и сохранении умственных операций.

Интересные доклады прозвучали на симпозиуме по психологии музыки: Дж.-Дж. Ву (Тайвань) «Психологические детерминанты выдающихся музыкальных достижений», Дж. Пиро (США) «Умное слушание: латеральность у подростков разного уровня одаренности при решении музыкальных задач», А. Сековски (Польша) «Личность и музыкальные достижения детей».

Еще один симпозиум был посвящен вкладу в современную науку об одаренных выдающейся

 

174

 

американской исследовательницы Леты С. Холлингуорт.

Были также сделаны краткие доклады в различных областях исследований: о возможностях ранней диагностики исключительных способностей у младших школьников с применением компьютеров (Дж. Уитмор, США); об использовании библиотерапии в целях социального и эмоционального развития одаренных дошкольников (К. Джион, Корея). М. Гросс (Австралия) предоставила результаты лонгитюдного изучения интеллектуального, социального и эмоционального развития сорока высокоодаренных детей, коэффициент умственного развития которых от 160 до 200 баллов.

На конференции были представлены доклады 15 советских исследователей, среди них В. Юрченко и В. Третьякова (Тольятти) — о модели обучения одаренных учащихся, ориентированных на инженерные профессии, Е. Щеблановой и И. Авериной (Москва) — о целях, методах и первых результатах лонгитюдного исследования одаренности. Л. Бедова, В. Якунин и Юрченко описали пакет методик, используемый для идентификации одаренных детей 5—7 лет. Л. Попова сравнила результаты своего исследования отношения учителей к формам обучения одаренных с аналогичными данными немецких и английских ученых и дала интерпретацию выявленным различиям.

Во второй день было четыре пленарных доклада: Д. Фелмана (США) «Теория содействии, или как развивается одаренность в предельных и обычных условиях», Я. Стреляу (Польша) «Характеристики темперамента одаренных детей», В. Ф. Куо (Тайвань) «Гуманистические перспективы образования одаренных и талантливых индивидов», Ф. Кауфман (США) «Что могут нам открыть в одаренных детях одаренные взрослые». В последнем докладе проанализирован жизненный путь людей, которые были признаны как одаренные в школьные годы. Как оказалось, под воздействием ожиданий многие из них не имели времени для личностного роста, что явилось почвой для кризисов середины жизни и смены профессий. Весьма красноречива следующая цифра, также свидительствующая о широте распространения ожиданий и стереотипов в обществе: 64 % всех одаренных американских женщин становятся домохозяйками. Естественно, что проблемам одаренных девочек был посвящен отдельный симпозиум и ряд отдельных докладов: Дж. Монтгомери (США) «Факторы, влияющие на выбор карьеры математически одаренных женщин», Д. Эйр (Великобритания) «Способные девочки в двух английских начальных школах», Дж. Леру (Канада) «Достижение своего идеального Я», Р. Хандел (США) «Одаренные женщины-ученые: голоса матерей и дочерей». В нашей стране эта проблема существует, но она даже не заявлена ни в одном из исследований.

Привлекали внимание демонстрационные занятия и семинары, на которых показывались конкретные методы, приемы и технологии работы с одаренными. С. Даниелз-МакГи и  К. Кардарас (США) обучали приемам креативной драматизации и театральной технике как средствам самопостижения и взаимодействия с другими, Д. Маммукари (США) — тому, как распознать эгоцентризм в личностном развитии и как способствовать его самосознанию.

Третий день был предназначен для познавательных экскурсий: в летний лагерь для одаренных г. Арнсберг в Германии, обучение в котором направлено на стимуляцию целостного развития в соответствии с концепцией К. Клюге (Германия); в новый университет в г. Маастрихт (Нидерланды), где весь учебный процесс основан на проблемном подходе.

Последние дни были заняты симпозиумами по темам: нравственные суждения одаренных подростков и молодежи; создание оценочных программ, которые могли бы выявлять изменения в личностном и интеллектуальном развитии в ходе обучения; вклад различных подходов и методов в исследования одаренности; помощь родителям одаренных.

Безусловный интерес вызвал семинар по теме «Талант менеджера как лидера в управленческих структурах». X. Блок (Нидерланды) выделил основные трудности начала карьеры одаренных менеджеров: это жесткие правила и рутина, царящие в организациях и блокирующие творческую направленность и стремление к инновациям. Им даны рекомендации по преодолению этих недостатков.

Пленарный доклад Дж. Фримен (Великобритания) был посвящен развитию одаренных младенцев и методам фиксации этого развития. Дж. Рензулли (США) представил дальнейшую разработку своей модели обучения «обогащение трех типов», которая, наряду с его многофакторной концепцией одаренности, оказала большое влияние на экспериментальные исследования, на разработку программ выявление и обучения одаренных не только в США, но и во многих других странах.

В многочисленных сообщениях обсуждались такие проблемы, как стимуляция творческого мышления, повышение мотивации, особенности развития одаренных из неблагоприятной

 

175

 

социальной среды, эффективная организация обучения и создание новых  программ; когнитивные стили одаренных и оптимальные стратегии учителей.

На закрытии было объявлено о том, что XI Всемирная конференция будет проведена в 1995 г. в Гонконге, а президент Всемирного совета по одаренным и талантливым детям Нора Майер назвала проблемы, которые выделены как ключевые для очередной Х Всемирной конференции в Торонто (Канада) в 1993 г. Девиз конференции — «Одаренный мир», основной призыв — мыслить глобально, вести поиск возможностей во всех странах, по всем направлениям и совместными усилиями добиваться изменений к лучшему.