173
НАУЧНАЯ
ЖИЗНЬ
IX
ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОДАРЕННЫМ И ТАЛАНТЛИВЫМ ДЕТЯМ
Л.В.
ПОПОВА
Москва
В Гааге (Нидерланды) с 29
июля по 2 августа проходила очередная международная конференция по одаренным и
талантливым детям. Девиз конференции — «Талант во имя будущего», главная тема —
социальное и личностное развитие одаренных. В конференции приняли участие более
500 человек: ученые разных специализаций, практики (учителя, консультанты,
административные работники разных уровней), родители, члены различных
ассоциаций. Было сделано около 250 сообщений, проведено 20 тематических
симпозиумов, 38 демонстрационных занятий и 15 семинаров практически по всем
аспектам работы с одаренными. Было также представлено 8 пленарных докладов.
Конференция открылась необычной демонстрацией феерического сплава света, цвета и музыки, которая свидетельствовала о способностях организаторов создавать необходимую творческую атмосферу для последующей напряженной работы.
Во вступительном слове председатель
оргкомитета Франц Монкс (Нидерланды)
подчеркнул основную задачу конференции — собрать воедино накопленную учеными и
практиками информацию о том, каким образом можно развивать одаренность в
системе образования. В открывшем конференцию докладе госсекретарь по
образованию Дж. Воллаге (Нидерланды)
дал впечатляющую картину разнообразных типов школ, проектов и программ обучения
для одаренных в своей стране. Он подчеркнул особую роль учителя и качества его
подготовки, а также значение культурного и социального окружения для
полноценного развития одаренности. Им была выделена как весьма значимая
проблема идентификации и обучения одаренных в группах этнических меньшинств и
среди детей с физическими недостатками.
Подготовка
учителя к работе с одаренными была названа Н.
Майер (Канада), президентом Всемирного совета по одаренным и талантливым
детям, одной из приоритетных тем, требующих интенсивных исследований в
ближайшие годы. На открытии также выступил представитель немецкого министерства
образования и науки Т. Вольфграмм.
Пленарный доклад «Существует
ли биология одаренности?» Дж. Фоссена
(Нидерланды) был посвящен вечной проблеме соотношений биологического и
социального и содержал широкое обобщение физического материала.
В первый день прошло пять
симпозиумов. На симпозиуме «Использование пренебрегаемого источника обучения
одаренных» обсуждался опыт разных стран по внешкольному образованию и
желательные изменения в этой области. Во время работы симпозиума «Исследования
по развитию творческого и критического мышления и педагогика» были заслушаны
сообщения Э. Хани (Германия) о
различных аспектах исследований когнитивных и аффективных процессов в развитии
мышления, Н. Майер и X. Кайне (Канада) о когнитивной
нейронауке и ее значении для понимания развития одаренных и талантливых детей, Э. Ландау (Израиль), которая рассмотрела
четыре фазы творческого мышления, и X.
Адамса (ЮАР) о проблеме переноса и сохранении умственных операций.
Интересные доклады
прозвучали на симпозиуме по психологии музыки: Дж.-Дж. Ву (Тайвань) «Психологические детерминанты выдающихся
музыкальных достижений», Дж. Пиро
(США) «Умное слушание: латеральность у подростков разного уровня одаренности
при решении музыкальных задач», А.
Сековски (Польша) «Личность и музыкальные достижения детей».
Еще один симпозиум был
посвящен вкладу в современную науку об одаренных выдающейся
174
американской
исследовательницы Леты С. Холлингуорт.
Были также сделаны краткие
доклады в различных областях исследований: о возможностях ранней диагностики исключительных
способностей у младших школьников с применением компьютеров (Дж. Уитмор, США); об использовании
библиотерапии в целях социального и эмоционального развития одаренных
дошкольников (К. Джион, Корея). М. Гросс (Австралия) предоставила
результаты лонгитюдного изучения интеллектуального, социального и
эмоционального развития сорока высокоодаренных детей, коэффициент умственного
развития которых от 160 до 200 баллов.
На конференции были
представлены доклады 15 советских исследователей, среди них В. Юрченко и В. Третьякова (Тольятти) — о модели обучения одаренных учащихся,
ориентированных на инженерные профессии, Е.
Щеблановой и И. Авериной (Москва)
— о целях, методах и первых результатах лонгитюдного исследования одаренности. Л. Бедова, В. Якунин и Юрченко описали пакет методик,
используемый для идентификации одаренных детей 5—7 лет. Л. Попова сравнила результаты своего исследования отношения
учителей к формам обучения одаренных с аналогичными данными немецких и
английских ученых и дала интерпретацию выявленным различиям.
Во второй день было четыре
пленарных доклада: Д. Фелмана (США)
«Теория содействии, или как развивается одаренность в предельных и обычных
условиях», Я. Стреляу (Польша)
«Характеристики темперамента одаренных детей», В. Ф. Куо (Тайвань) «Гуманистические перспективы образования
одаренных и талантливых индивидов», Ф. Кауфман
(США) «Что могут нам открыть в одаренных детях одаренные взрослые». В последнем
докладе проанализирован жизненный путь людей, которые были признаны как
одаренные в школьные годы. Как оказалось, под воздействием ожиданий многие из
них не имели времени для личностного роста, что явилось почвой для кризисов
середины жизни и смены профессий. Весьма красноречива следующая цифра, также
свидительствующая о широте распространения ожиданий и стереотипов в обществе:
64 % всех одаренных американских женщин становятся домохозяйками. Естественно,
что проблемам одаренных девочек был посвящен отдельный симпозиум и ряд
отдельных докладов: Дж. Монтгомери
(США) «Факторы, влияющие на выбор карьеры математически одаренных женщин», Д. Эйр (Великобритания) «Способные
девочки в двух английских начальных школах», Дж. Леру (Канада) «Достижение своего идеального Я», Р. Хандел (США) «Одаренные
женщины-ученые: голоса матерей и дочерей». В нашей стране эта проблема
существует, но она даже не заявлена ни в одном из исследований.
Привлекали внимание
демонстрационные занятия и семинары, на которых показывались конкретные методы,
приемы и технологии работы с одаренными. С.
Даниелз-МакГи и К. Кардарас (США) обучали приемам
креативной драматизации и театральной технике как средствам самопостижения и
взаимодействия с другими, Д. Маммукари
(США) — тому, как распознать эгоцентризм в личностном развитии и как
способствовать его самосознанию.
Третий день был предназначен для познавательных экскурсий: в летний лагерь для одаренных г. Арнсберг в Германии, обучение в котором направлено на стимуляцию целостного развития в соответствии с концепцией К. Клюге (Германия); в новый университет в г. Маастрихт (Нидерланды), где весь учебный процесс основан на проблемном подходе.
Последние дни были заняты симпозиумами по темам: нравственные суждения одаренных подростков и молодежи; создание оценочных программ, которые могли бы выявлять изменения в личностном и интеллектуальном развитии в ходе обучения; вклад различных подходов и методов в исследования одаренности; помощь родителям одаренных.
Безусловный интерес вызвал
семинар по теме «Талант менеджера как лидера в управленческих структурах». X. Блок (Нидерланды) выделил основные
трудности начала карьеры одаренных менеджеров: это жесткие правила и рутина,
царящие в организациях и блокирующие творческую направленность и стремление к
инновациям. Им даны рекомендации по преодолению этих недостатков.
Пленарный доклад Дж. Фримен (Великобритания) был посвящен
развитию одаренных младенцев и методам фиксации этого развития. Дж. Рензулли (США) представил дальнейшую
разработку своей модели обучения «обогащение трех типов», которая, наряду с его
многофакторной концепцией одаренности, оказала большое влияние на
экспериментальные исследования, на разработку программ выявление и обучения
одаренных не только в США, но и во многих других странах.
В многочисленных сообщениях
обсуждались такие проблемы, как стимуляция творческого мышления, повышение
мотивации, особенности развития одаренных из неблагоприятной
175
социальной среды,
эффективная организация обучения и создание новых программ; когнитивные стили одаренных и оптимальные стратегии
учителей.
На закрытии было объявлено о
том, что XI Всемирная конференция будет проведена в 1995 г. в Гонконге, а
президент Всемирного совета по одаренным и талантливым детям Нора Майер назвала проблемы, которые
выделены как ключевые для очередной Х Всемирной конференции в Торонто (Канада)
в 1993 г. Девиз конференции — «Одаренный мир», основной призыв — мыслить
глобально, вести поиск возможностей во всех странах, по всем направлениям и
совместными усилиями добиваться изменений к лучшему.