Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

155

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

ТЕОРИЯ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ М. БОУЕНА

 

К. БЕЙКЕР

 

Мюррей Боуен (1913—1990) был первым, кто стал развивать теорию семейных систем в Соединенных Штатах Америки. В данной статье представлены отдельные положения теории человеческих взаимоотношений, разработанной М. Боуеном, и описана попытка соединить исследования семьи с естественными науками [1—3], [5]. В статье также показано, как М. Боуен применял свою теорию в практике семейной психотерапии. В настоящее время теория М. Боуена не является пока еще установившейся, «доказанной» теорией, она представляет собой набор теоретических гипотез, которые все еще проверяются его студентами и коллегами.

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ

 

В течение целого периода за исключением последних 40 лет специалисты в области охраны психического здоровья в США находились под определенным влиянием теорий З. Фрейда. Фрейдистская психоаналитическая клиническая практика основное внимание сосредоточивала на нуждах и проблемах скорее отдельных людей, чем семей или социальных групп. После второй мировой войны, изучая поведение солдат в армии, психиатры и психологи начали уделять большее внимание функционированию социальных групп. В то же время с появлением психотропных средств хронические психически больные получили возможность жить не в больнице, а в своей семье. Понимание процессов, происходящих в семье и в еще более широких социальных группах, впервые приобрело важность для специалистов в области охраны психического здоровья.

В середине 50-х гг. в США в шести центрах стали развиваться новые подходы к лечению психических заболеваний, и основанием для этих подходов послужила работа, проводившаяся с семьями шизофреников. Данные центры не координировали свою работу, но в марте 1957 г. стало ясно, что у них общие интересы, когда директора этих центров собрались для обсуждения вопросов исследования семьи в Чикаго. Большинство специалистов в области семейной психотерапии считают ту встречу началом «семейного движения» в США, а ее участников называют пионерами семейной психотерапии.

М. Боуен был участником встречи 1957 г. Он родился и вырос в штате Теннеси, в маленьком городке Уэйверли в 1913 г. Перед второй мировой войной он окончил университет штата Теннеси, где получил степень бакалавра и доктора медицины — специалиста по внутренним органам и хирургии. Во время второй мировой войны М. Боуен служил в американских войсках, дислоцированных в Европе, и заинтересовался психиатрией. После войны, с 1946 по 1954 г., он проходил практику как психиатр в Меннинджеровской клинике г. Топека, штат Канзас. В то время Меннинджеровская клиника славилась тем, что поддержала своих молодых сотрудников, которые настойчиво развивали свои собственные подходы в области психотерапии.

Работая в Меннинджеровской клинике, М. Боуен стал испытывать неудовлетворенность тем, что фрейдовская психоаналитическая психиатрия делает упор на индивидуальное, субъективное. Он был также озабочен отсутствием у фрейдовских теорий прочных оснований в естественных науках. М. Боуен серьезно занялся естественными науками и эволюционным учением и развил на этой базе целую серию

 

156

 

представлений о поведении человека, которые он пытался уложить в рамки естественных наук.

В 1954 г. М. Боуен перешел в Национальные институты здоровья в Вашингтоне, где он начал проверять свои новые теоретические представления с помощью прямого наблюдения за семьями больных шизофренией. Родители молодых людей — шизофреников в течение всего курса лечения жили в больнице вместе со своими детьми, а М. Боуен наблюдал за системой взаимоотношений в этих семьях. В 1959 г. он перешел в Джорджтаунский университет в Вашингтоне, где спустя шесть лет благодаря его усилиям был открыт Джорджтаунский Центр семьи. Этот Центр в настоящее время является независимым научно-исследовательским институтом, не связанным более с университетом.

М. Боуен был самым крупным теоретиком среди пионеров семейной психотерапии. Он пытался развить естественнонаучную теорию человеческого поведения, которая была бы применима ко всем людям и в условиях любых культур. В отличие от других психотерапевтов и теоретиков семьи М. Боуен не стал пользоваться понятиями из общей теории систем, такими, как «гомеостазис», «энтропия», «обратная связь». Он считал, что эти термины отражают механистический, дедуктивный подход к человеку, который берет свое начало в физике и кибернетике и не может адекватно описать биологическую природу человека. М. Боуен предпочитал пользоваться терминологией естественных наук и эволюционного учения.

М. Боуен рассматривал семью как лабораторию для изучения человека. Точно так же, как другие особи, например, муравьи, крысы, обезьяны, которых изучают в группах, где они осуществляют репродуктивное и социальное поведение, и человек может быть подвергнут исследованию в своей самой основной репродуктивной группе. В рамках этого широкого подхода М. Боуен пытался вместить человеческое поведение в эволюционную теорию.

 

ЭМОЦИНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

В основе боуеновской теории семейных систем лежит положение об эмоциональных живых организмов любых уровней сложности. Она способствует удовлетворению самых насущных потребностей выживания, продолжения рода и адаптации к окружающей среде. Дарвин использовал термин «эмоциональное» как синоним инстинкта.

Хотя в обыденной речи слова «эмоциональный» и «чувство» часто используются как взаимозаменяющие, они имеют для М. Боуена различное значение. «Чувство» — это нечто поверхностное, относящееся к спонтанно возникающим состояниям души, которые обычно свойственны уровню осознания или предсознания. «Чувство» может служить как бы мостиком между рациональным сознанием и более глубокой эмоциональной системой, которая функционирует, не выходя на поверхность сознания.

Такие проявления «чувства», как печаль, радость, гнев, разочарование, обычно осознаются, но они могут также проявляться на более глубоком «эмоциональном» уровне в виде физиологических симптомов и в виде нарушений во взаимоотношениях.

В противоположность «чувству» «эмоциональное» определяется М. Боуеном как автоматическая система реакций, которая управляет жизнью в целом. М. Боуен предположил, что эмоциональная система существует у всех живых существ на клеточном уровне. Она осуществляет автоматическое функционирование всех живых организмов. Инстинктивные формы поведения, такие как размножение, забота о потомстве, поиск пищи и борьба за выживание,— являются примерами эмоциональной системы в действии. Эмоциональная система также управляет автоматическими физиологическими процессами, такими как учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание и напряжение мышц, которые появляются в ответ на стрессовое воздействие.

В какой-то степени эмоциональные системы всех живых организмов обладают этими характеристиками. У человека психологические, соматические или социальные симптомы могут проявляться тогда, когда автоматическая система управления перестает гладко работать. «Эмоциональное» заболевание человека, таким образом, можно определить как дисфункцию эмоциональной системы. Психотерапевты, воспитанные на теории М. Боуена, не ставят обычные медицинские диагнозы для описания психиатрических заболеваний,— напротив, они определяют психологические, соматические или социальные симптомы как проявления лежащего в их основе «эмоционального процесса», который может иметь место внутри сложных взаимоотношений

 

157

 

в семье на протяжении многих поколений.

В определенном смысле в основе всех положений М. Боуена лежат проявления человеческой «эмоциональной системы» в действии. Поведение и взаимоотношения, которые он описывал, носят более или менее автоматический характер, в зависимости от степени возбуждения системы. Если возбуждение велико, реакции человека в большей мере автоматические и «эмоциональные». Если возбуждение слабо, они менее автоматические и более осмысленные.

Восемь положений теории семейных систем М. Боуена таковы: 1) дифференциация Я, 2) эмоциональный треугольник, 3) ядерный эмоциональный семейный процесс, 4) процесс проекции в семье, 5) процесс трансмиссии многих поколений семьи, 6) эмоциональная отстраненность, 7) позиция ребенка среди братьев и сестер (сиблинговая позиция) и 8) эмоциональный процесс в обществе.

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Я

 

Положение о дифференциации Я — центральное в боуеновской теории семейных систем. Оно возникло из исследований клетки. Клетки в сложных организмах дифференцируются одна от другой по мере роста организма. Они размежевываются, у них развиваются специфические функции, но полностью они не отделяются друг от друга. Термин «дифференциация» описывает целостность и адекватную приспособляемость многих отдельных клеток внутри сложного многоклеточного организма с течением времени. Он также описывает согласованные взаимодействия данной клетки с другими, так что все эти клетки могут функционировать вместе внутри еще большего многоклеточного организма.

М. Боуен использует положение о клеточной дифференциации как метафору для описания внутрисемейных взаимоотношений. Он предположил, что люди, функционирующие как здоровые клетки, добиваются наибольшей эффективности, когда они рассматривают себя как автономную, но в то же время и связанную с другими членами более крупного эмоционального организма, каким является семья, единицу. Многие люди, однако, как и клетки, внутри семьи функционируют не оптимально. Из этого наблюдения у М. Боуена родилось представление о шкале, или континууме дифференциации Я, которая показывает адаптивную приспособляемость индивидов и их семей. Шкала отражает ранг изменений физиологических, психологических, социальных факторов и фактора взаимоотношений.

Шкала дифференциации Я не является конкретным психологическим инструментом измерения, это скорее концептуальный прием. Она описывает ранг (от 0 до 100) функционирования: у тех, кто находится на нижнем конце шкалы, симптомы проявляются наиболее ярко в течение всей жизни, а у тех, кто на противоположном конце шкалы,— наименее ярко в течение всей жизни.

Индивиды, которых можно поместить на самый нижний конец шкалы (ранг от О до 25), проявляют обусловленный их высокой тревожностью сильно выраженный коллективизм, или общность с другими и недостаток самоопределения. Их реакции на стресс ригидны, и они не знают толком, как на что реагировать. Им трудно раздумывать, рассуждать и взвешенно оценивать что-либо. Часто их тревожность так велика, что они отдаляются или полностью отходят от других членов семьи.

На самом высоком конце шкалы (ранг от 75 до 100) индивиды менее тревожны и реактивны. Они держатся более самостоятельно, они более рассудочны, способны размышлять, думать и рефлексировать, Они хорошо приспособлены к жизни и при решении тех или иных проблем видят много вариантов. Они могут делиться своими соображениями и чувствами с другими, не испытывая при этом никакой тревоги. Они четко выделяют свое Я, не утрачивая при этом чувства связи с более крупным эмоциональным союзом, каким является семья.

Положение человека на шкале дифференциации может меняться в зависимости от стрессов в системе взаимоотношений с окружающими или в окружающей среде, но в течение жизни; основной уровень дифференциации может быть определен для всех индивидов и их семей. Основная цель психотерапии, основанной на теории М. Боуена, состоит в том, чтобы помогать отдельным индивидам и семьям поднимать уровень их дифференциации. Изменения не будут иметь драматического характера, но в результате согласованных усилий они с течением времени могут стать весьма существенными.

Шкала дифференциации Я полезна с точки зрения диагностики и терапии. Психотерапевт оценивает приблизительный уровень индивида и семьи по шкале дифференциации, чтобы предсказать ранг ожидаемых

 

158

 

изменений для этого индивида или семьи. Обращение к шкале нормализует семейные проблемы, так как все люди функционируют где-то в пределах шкалы. Шкала также помогает психотерапевту избежать традиционных медицинских штампов типа «пациент болен», после называния которых труднее добиваться у него каких-либо изменений.

Плюс к этому шкала дифференциации Я полезна в плане психотерапии, так как она намечает направление роста и развития индивида и семьи. По мере того как психотерапевт работает с клиентом над дифференциацией его Я, клиент постепенно начинает осознавать те протекающие на автоматическом уровне процессы, которые оказывают влияние на его функционирование. Позже он уже может научиться выбирать наиболее приемлемые из возможных способов реагирования в системе взаимоотношений. Ключевой момент в этом процессе — это возросшее понимание выбора в системе функционирования человека, а не автоматическое реагирование. Когда человек уже будет способен концентрироваться на своей личной жизни, невзирая на скованность с окружающими, он начнет функционировать на более высоком уровне по шкале дифференциации.

Следующие пять положений в теории семейных систем М. Боуена описывают модели взаимоотношений которые срабатывают на автоматическом уровне во всех семьях и которые отражают эмоциональную систему человека в действии. Сила, с которой проявляются эти модели, меняется в зависимости от того положения, в котором могут находиться на шкале дифференциации индивид или семья. М. Боуен взял все свои положения из аналогичных положений, развитых в рамках естественных наук. Там имеются подходящие категории для описания человеческих взаимоотношений, хотя они еще и не доказаны в теоретическом плане.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

 

Согласно теории семейных систем М. Боуена, эмоциональный треугольник — это система взаимоотношений, включающая три эмоционально связанных между собой индивида. Треугольник — это основной эмоциональный строительный элемент всех систем человеческих взаимоотношений. М. Боуен называл его «мельчайшей стабильной системой взаимоотношений». Система, состоящая из двух человек, или диада, по своей природе нестабильна, особенно в периоды стресса, когда баланс «совместность — индивидуализм» двух людей может быть нарушен;

Когда стресс усиливается, система, состоящая из двух людей, автоматически вовлекает в себя третьего близкого человека, так как сосредоточение внимания на этом третьем человеке может приглушить тревогу, имевшую место в первоначальной нестабильной диаде. Если же тревожность продолжает возрастать, в данную систему взаимоотношений могут быть вовлечены другие индивиды, в результате чего образуются сложные, пересекающиеся треугольники.

В спокойные периоды треугольник обычно включает в себя двух людей, которые находятся в тесных взаимоотношениях друг с другом, и еще одного, взаимоотношения с которым не столь тесные и который находится как бы снаружи треугольника. Этот третий пытается проникнуть внутрь треугольника путем установления более близких отношений с одним или сразу с обоими находящимися внутри треугольника. Когда все спокойно, все члены треугольника, состоящего из индивидов с хорошей дифференциацией, могут в соответствии с теми или иными обстоятельствами несколько менять свои позиции, передвигаясь от положения снаружи треугольника к положению внутри него и наоборот без каких-либо проблем. В рамках внутренней диады обычно один человек меньше удовлетворен психологической близостью, чем другой, и в силу этого он проявляет большую активность в деле образования треугольника.

В периоды стресса позиция снаружи треугольника более удобна, чем позиций внутри него; каждый находящийся внутри; будет пытаться переместиться наружу, предоставляя оставшимся двоим довести борьбу до конца. Именно такая конфигурация часто складывается в базисном треугольнике «отец — мать — подросток». Отец чаще всего выигрывает позицию снаружи, а мать и ребенок-подросток зацикливаются друг на друге. Если в семье больше одного ребенка, тот ребенок, который в большей мере задействован в процессах, происходящих внутри треугольника с родителями, закончит этот процесс на более низком уровне функционирования, чем другой ребенок, который относительно свободен от родительского попечения.

 

ОСНОВНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СЕМЬЕ

 

В семьях, где у родителей низкие уровни дифференциации от своих прародительских семей, треугольники могут образовываться

 

159

 

тремя способами: 1. супружеский конфликт; 2. нелады с кем-либо из супругов; 3. нелады с одним или более ребенком. Эти три модели будут описаны так, как если бы они всегда были разделены. В действительности же они часто перекрываются. В различные периоды своего существования семьи могут испытывать на себе действие всех трех моделей.

1. Когда имеет место сильный постоянный конфликт между супругами, ни один из них не способен как-то приспособиться или адаптироваться в своих взаимоотношениях. Они могут оставаться в состоянии конфликта внутри треугольника, так как они сосредоточивают всю свою энергию и свои обвинения друг на друге. В подобной семье дети могут быть относительно свободными в плане эмоций. Они находятся в позиции снаружи треугольника, и родительская недифференцированность не наносит им вред.

2. Когда родители пытаются справиться с низкими уровнями своей дифференциации путем вынужденного изменения одного из супругов, родители опять-таки остаются на пару внутри семейного треугольника. Один из супругов все в большей степени подстраивается под другого, наступая на свое Я ради поддержания супружеской гармонии. Два «псевдо-Я» сливаются по мере того, как один становится все более доминирующим, а другой — все более подчиняющимся. Этот последний в конечном счете становится неспособным принимать ответственные решения самостоятельно, и при нарастании стрессовых воздействий у него легко может развиться какое-либо соматическое или психическое заболевание, а также нарушения в социальном плане.

Такие браки обычно стабильны и прочны, если подчинившийся супруг ценит, что о нем заботятся, а тот, кто принял на себя всю ответственность, не жалуется, что ему приходится нести на себе бремя забот. И опять же в семье этого типа дети могут быть относительно свободными. Они находятся в позиции снаружи семейного треугольника, и недифференцированность родителей не приносит им вреда.

 

ПРОЦЕСС ПРОЕКЦИИ В СЕМЬЕ

 

3. В третьей модели, предлагавшей подход к решению вопроса о низких уровнях дифференциации вследствие наличия семейных треугольников, отношения между родителями сравнительно спокойные, но семейная недифференцированность выражается через ребенка — проявляющиеся у него неблагоприятные соматические, эмоциональные или социальные симптомы. Когда тревожность очень высока или когда родители эмоционально «отрезаны» от других членов семьи, то развитие единственного ребенка или нескольких детей может существенно затормозиться. Обычно объектом процесса проекции в семье оказывается тот ребенок или те дети, кто был зачат и рожден в периоды, когда семья переживала стресс. Особенно уязвимы первенец, старший сын или старшая дочь, единственный ребенок, неполноценный ребенок или тот, кто болезненно привязан к одному из родителей.

Ребенок, являющийся объектом проекции семьи, может быть избалованным или же к нему относятся как к маленькому в течение всего периода детства. Неблагоприятные симптомы могут появиться в детстве, в особенности когда ребенок испытывал стресс. Обычно симптомы начинают проявляться еще более отчетливо, когда, становясь взрослым, он пытается быть самостоятельным.

 

ПРОЦЕСС ТРАНСМИССИИ, ПРОИСХОДЯЩИЙ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ПОКОЛЕНИИ

 

В большинстве семей есть такой «задействованный в треугольнике» ребенок, который являлся объектом эмоциональной проекции со стороны семьи и который будет в дальнейшем функционировать главным образом на пониженном по сравнению со своими родными братьями и сестрами уровне дифференциации. А так как этот процесс повторяется через несколько поколений, одна ветвь семьи может демонстрировать существенное усугубление неблагоприятных соматических, эмоциональных и социальных симптомов. Другая же ветвь семьи, берущая свое начало от детей, которые были относительно свободны от процесса проекции со стороны семьи, будет функционировать на более высоком уровне, будет более эффективной и более ответственной.

Многие сравнивали положение М. Боуена о семейном эмоциональном треугольнике с фрейдовским классическим эдиповым комплексом. Действительно, между этими концепциями существуют параллели. Однако М. Боуен описывал плавно протекающий процесс взаимоотношений, охватывающий несколько поколений, в то время как З. Фрейд описывал три отдельные психологические позиции внутри семьи. Связанные между собой «треугольные» аспекты концепции М. Боуена также позволяют

 

160

 

распространить модель, не ограничивая ее конфигурацией «отец — мать — ребенок», на группы с более сложными взаимоотношениями, включая трудовой коллектив и социальные системы.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТСТРАНЕННОСТЬ

 

Когда тревожность или стресс в эмоциональной системе высоки, реакции индивида и семьи зависят от уровня дифференциации участников. На верхнем конце шкалы реакции довольно спокойные, продуманные и сосредоточенные на решении проблемы. На нижнем конце шкалы реакции варьируют от сильной зависимости от мнений окружающих до позиции отстранения от мыслей и чувств других членов семьи. Такое положение дел и называется эмоциональной отстраненностью (еmotional cut off).

Индивид или семья, эмоционально отчужденные от значимых других, не в состоянии разделять с ними важные мысли, чувства или подходы к решению тех или иных проблем. Интенсивность эмоций, которая могла бы быть разделена со значимыми другими в широком кругу семьи, обращается вовнутрь, направляясь на сиюминутные взаимоотношения, затрагивающие ядро семьи или друзей. Далеко не все взаимоотношения способны устоять перед сохраняющимся в течение длительного времени уровнем интенсивности, который запускается эмоциональной отстраненностью от более широкой системы. Такие интенсивные взаимоотношения, усугубляемые отстраненностью, в конечном счете портятся, и при этом по крайней мере у кого-то одного из участников этих взаимоотношений развиваются неблагоприятные соматические, психологические или социальные симптомы. Процесс эмоциональной отстраненности, имеющий место в течение ряда поколений, может привести к серьезным нарушениям у одного или нескольких детей в семье.

 

ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА СРЕДИ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР[1]

 

Профили сиблинговой позиции составляют частное положение теории семейных систем М. Боуена. Эти описательные профили разрабатывались в течение последних 25 лет в исследованиях, проведенных на тысячах нормальных семей. Понимание нормальных профилей сиблинговой позиции может быть полезным при оценивании того, чтобы происходит в семье. Например, если поведение ребенка соответствует его или ее профилю нормальной сиблинговой позиции, то он или она скорее всего прекрасно вписаны в систему семьи и не являются объектом проекции со стороны семьи.

Если ребенок ведет себя не так, как ожидается в соответствии с его или ее нормативной сиблинговой позицией, то он, вероятно, активно вовлечен в родительский треугольник. Понимание профилей нормальной сиблинговой позиции может также пролить свет на взаимоотношения предыдущих поколений в семье. Зная это, можно делать предположения относительно личности деда — самого старшего из братьев или же бабушки, которая была средним по порядку рождения ребенком в семье.

Исследование У. Томана [6] было посвящено порядку рождения и полу детей и родителей в ядерной семье. Многие виды сиблинговой позиции в семье зависят от числа детей в семье, их пола и разницы в возрасте между ними.

Основные позиции таковы:

1) самый старший ребенок: старший из братьев, старший брат среди сестер, старшая из сестер и старшая сестра среди братьев;

2) самый младший ребенок: младший из братьев, младший брат среди сестер, младшая из сестер и младшая сестра среди братьев;

3) средний ребенок — мужского или женского пола;

4) единственный ребенок — мужского или женского пола;

5) близнецы: двое, трое, четверо, пятеро и т. д.

У. Томан разработал детальные описания каждой сиблинговой позиции с присущим ей типичным стилем взаимоотношений и функционирования. Вероятно, наиболее соответствующим боуеновской теории семейных систем является положение о дополнительности взаимоотношений внутри данной группы родных братьев и сестер. Важно помнить, однако, что эти профили сиблинговой позиции проявляются в контексте взаимоотношений конкретной семейной системы. Будет ли старший в семье сверхтревожным или же спокойным лидером семьи, зависит от основного уровня ее дифференциации. Этот уровень будет

 

161

 

определять, станет ли самый младший в семье безответственным, легко поддающимся любым переменам настроения и импульсивным или же уступчивым, но целеустремленным.

Основной тезис У. Томана состоит в том, что сиблинги учат друг друга тому, как осуществлять тесные взаимоотношения со сверстниками. Дружба у взрослых и выбор супруга(и), как и родительский стиль, сильно зависят от опыта, полученного сиблингом в детстве. У женщины, выросшей вместе с братьями, более спокойные и ровные дружеские взаимоотношения с мужчинами и с мужем, а также со своими сыновьями по сравнению с женщиной, у которой были только сестры. Мужчина, который вырос в окружении сестер, чувствует себя более уверенно и спокойно в дружеских взаимоотношениях с женщинами, в браке, а также в качестве отца дочерей, чем тот мужчина, у которого были только братья.

В дополнение к этому та или иная позиция доминирования также усваивается в процессе взаимодействия с родными братьями и сестрами в детстве. Старшие дети, как правило, являются лидерами, а младшие подчиняются им. Если женятся двое, являвшиеся самыми младшими детьми в семье, то у них могут быть трудности в принятии вообще любого решения.

«Доминирование» может также быть фактором взаимоотношений между родителями и детьми. Мать, которая росла в семье, где была старшей среди братьев, может иметь более комфортные взаимоотношения со своим младшим сыном и конфликтовать со своей старшей дочерью. Отец, росший как старший из братьев, может бороться за первенство со своим старшим сыном, неплохо ладить с младшими сыновьями, но чувствовать себя неловко и непривычно с дочерью. Родители, которые в детстве были младшими в семье, могут иметь некоторые трудности с проявлениями родительской заботы и даже ожидать от своих собственных детей, чтобы те отвечали за семью.

Но профили сиблинговой позиции и даже взаимодополнительность порядка рождения и пола в браке или в воспитании детей не являются абсолютными. Здесь существуют значительные вариации. Эти показатели могут обогатить представление о среднем ожидаемом уровне функционирования членов семьи в течение поколений в зависимости от того, соответствуют индивиды профилю или же отклоняются от него. Профили сиблинговой позиции могут, однако, ввести в заблуждение, если они используются как устойчивые стандарты для оценивания функционирования индивидов или брачной пары. Знание сиблинговой позиции может быть полезным в контексте всесторонней оценки семьи.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

В 1972 г. Агентство по защите окружающей среды в Вашингтоне обратилось к М. Боуену с просьбой представить работу, в которой бы его теория систем взаимоотношений в семье была применена к более широким социальным группам. В ответ на это предложение М. Боуен написал работу, озаглавленную «Общество, кризис и теория систем» («Society, Crisis, and Systems Theory», см. [1]), в которой он развил восьмое положение своей теории семейных систем — общественный эмоциональный процесс. В качестве связующего звена для понимания общественного эмоционального процесса он использовал модель семьи, в которой имеется подросток с отклоняющимся поведением. Перенос положений, добытых с помощью прямого наблюдения за жизнью семьи, на более обширные социальные процессы в значительной степени метафоричен, но он был полезен для выработки системного представления о таких общественных проявлениях, как лидерство, ответственность и безответственность, также как и множество других социальных проблем.

Согласно М. Боуену, в человеческом обществе, как и в семье, поддерживается баланс между общественным (групповая потребность в любви, одобрении, единении и согласии) и индивидуальным (потребность добиваться отличий в работе, быть независимым и потребность в самоопределении). Он также считал, что функционирование таких сообществ, как человеческие семьи, можно отразить на условной шкале дифференциации, на нижнем конце которой обозначены «регрессивные» общества, а на верхнем — «прогрессивные». К числу отдельных признаков «прогрессивного» общества относятся социальная гармония в отношении к окружающей среде, физический комфорт и экономическая обеспеченность, доступность пищи, крова и медицинского обслуживания, а также большая продолжительность жизни для всех членов общества. Характеристики «прогрессивных» обществ присущи всем его членам и отражают способность каждого отдельного человека в нем

 

162

 

к рождению потомства, заботе о подрастающем поколении и обеспечении пищей и кровом его членов.

Отдельными признаками «регрессивного» общества являются: разрушение окружающей среды, хищническое, бездумное истощение природных ресурсов, рост таких социальных проблем, как разводы, отклоняющееся поведение, насилие, преступность, подростковая беременность, бездомность, алкоголизм и злоупотребление наркотиками. Согласно М. Боуену, регрессия появляется в ответ на хроническую тревожность, разлитую в обществе, что обычно проистекает из недостатка гармонии между человеком и природой. Взрывы рождаемости и истощение почвы и природных ресурсов давят на общества, в которых мало что остается распределять между своими членами.

Как и в семьях, во всех человеческих обществах есть индивиды и организации, принимающие на себя ответственность, являющиеся лидерами и обладающие авторитетом. Во всех обществах есть также индивиды, семьи, сообщества и группы, выражающие те или иные интересы, которые обращаются к влиятельным лицам с различными просьбами относительно помощи, защиты, обеспечения порядка, экономической стабильности, прав и привилегий, удовлетворить которые можно посредством любых приемлемых политических или внеполитических механизмов.

В здоровых обществах, которые существуют в гармонии с природным окружением и в которых поддерживаются нормальные взаимоотношения между лидерами, соблюдается более или менее устойчивое равновесие между силой, исходящей от общества, и индивидуализмом. Отдельные индивиды и семьи живут, заводят детей и воспитывают их, продуктивно функционируют и хорошо ощущают себя в своем физическом и социальном окружении. Лидерство здесь выражается в спокойных, взвешенных, целенаправленных и открытых к взаимодействию с любыми социальными силами формах.

Когда общественные лидеры конфликтуют друг с другом и их социальные и политические цели различны, но при этом сферы их влияния пересекаются, социальные системы наполняются тревогой и становятся менее эффективными в удовлетворении потребностей индивидов и сообществ.

Многие требования, исходящие от отдельных граждан и групп, представляющих те или иные интересы, направлены на усиление ответственности и повышение уровня жизни для широких масс. Другие же требования вызваны тревожным социальным контекстом, в котором вопросы экономики, охраны окружающей среды или безопасности решаются общественными лидерами неэффективно.

По мере того как должностное лицо, обладающее властью, уступает безответственным группам, выражающим частные интересы, чтобы избежать решения более сложных социальных проблем, данные группы начинают проявлять еще большую настойчивость в своих требованиях. Это приводит к постепенному приноровлению, реактивному принятию решений со стороны отдельных лиц, представляющих власть, и к усилению требований со стороны групп, выражающих те или иные интересы. Этот процесс схож с моделью отношений, развивающихся в семьях, где имеются подростки с отклонениями в поведении. Когда родители начинают конфликтовать, ребенок становится капризным и неуправляемым. Если родители уступают требованиям ребенка, он становится еще более капризным и неуправляемым.

Социальными последствиями такого эмоционально реактивного, порожденного тревожностью цикла может быть отклоняющееся поведение, алкоголизм и употребление наркотиков, склонность к насилию и страх. Согласно М. Боуену, эти проблемы появляются в силу того, что общественные лидеры и группы, представляющие частные интересы, функционируют на низких уровнях дифференциации. Принимаемые ими решения и выражаемые ими требования вызваны тревожностью, являются импульсивными, чересчур эмоциональными, а не спокойными и основанными на каких-то принципах. Общественная регрессия развивается, проходя через серию взаимодействий в обществе, направленных на усиление роли общественного.

Согласно М. Боуену, в течение всего хода человеческой истории различные общества циклически проходили через периоды то ярко выраженного превалирования общественного, то четко проявляющегося индивидуализма. Движения в направлении усиления роли общественного обычно ускоряются проявляемыми в обществе реакциями тревоги на длительный хронический скрытый или явный стресс, например, в виде роста рождаемости, массовых заболеваний (чума, СПИД), войн, нарушений экологии и истощения природных ресурсов.

Движения в сторону возрастания роли индивидуализма обычно имеют место в течение длительных периодов низкой социальной

 

163

 

тревожности, при благоприятном состоянии окружающей среды, наличии возможностей трудоустройства, при стабильности института семьи, доступности образования для многих граждан, материальном благополучии, изобилии природных ресурсов и при наличии сильного конструктивного лидера.

 

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ М. БОУЕНА

 

М. Боуен избегал описаний конкретного метода, с помощью которого теория семейных систем могла бы применяться в психотерапевтических целях для решения проблем индивида или семьи. Таким образом, на практических семинарах, проводимых им для специалистов в области охраны психического здоровья, упор не делался ни на технике вмешательства в эти проблемы, ни на демонстрации психотерапевтических приемов или же наблюдений за объектом с помощью зеркала Гезелла. По мнению М. Боуена, акцент на практическое приложение теории представляет вторичный интерес, вместе с тем полное понимание теории может привести к прогрессу в ее клинических приложениях.

Тем не менее семейная психотерапия, основанная на боуеновской теории семейных систем, имеет определенные присущие ей одной характеристики. Цели этого лечения таковы: 1) снизить тревожность клиента; 2) повысить уровни дифференциации Я у тех, кто входит в эмоциональную систему клиента. Это означает, что индивид или семья будут способны к более спокойным, принципиальным, личностно ориентированным взаимоотношениям, в которых не будет места созданию каких-либо треугольников или проявлению неблагоприятных соматических, психологических или социальных симптомов.

В процессе психотерапии, основанной на боуеновской теории семейных систем, индивид, семейная пара или семья учатся различать модели функционирования в рамках семьи тех причин, которые служили источниками самых непроизвольных эмоциональных проявлений.

Психотерапевт может встретиться с отдельным индивидом, с супружеской парой или с любой другой эмоционально заряженной единицей. Обычно маленьких детей не включают в психотерапевтические занятия. Но не количество людей, собранных в группу для проведения психотерапии, определяет вид применяемого лечения. Для данного процесса очень важен ход мысли психотерапевта. Если психотерапевт в состоянии мыслить системно, то и психотерапия будет отражать этот мыслительный процесс. Психотерапевт достигает наибольшего успеха в своей работе тогда, когда он уже научился спокойно, без резких реакций вести себя в своей собственной семье, когда он умеет демонстрировать свою личностную позицию перед клиентом и при этом не дает себя втянуть в обсуждаемую с ним ситуацию и не берет на себя ответственность в целом за то, что происходит в семье клиента. Психотерапевт, придерживающийся боуеновской теории семейных систем, занимает нейтральную, «исследовательскую» позицию по отношению к клиенту. Согласно этой теории, если психотерапевт в состоянии держать себя в руках, то и клиент становится спокойнее и умеет находить свои собственные решения жизненных проблем, с которыми сталкивается в жизни.

Патриция Мейер, бывший работник отделения Джорджтаунского Центра семьи, разработала четырехстадийную схему лечения, соответствующую данной теории: на первой стадии психотерапевт и клиент собирают информацию о моделях взаимоотношений в семье, имевших место в течение нескольких поколений. Информация включает фактические данные о рождениях, смертях, браках, разводах, религиозных верованиях, полученном образовании, здоровье, месте проживания и трудовой биографии. Модели взаимоотношений вскрывают основные семейные треугольники, эмоциональную отчужденность, то, как члены семьи справлялись с тревожностью и эмоциональной реактивностью, проецирование тревожности на детей и другие процессы, имевшие место в течение ряда поколений. Информация записывается на подробной генограмме семьи [4].

На второй стадии клиент приходит к пониманию своего собственного участия в этих моделях взаимоотношений и своей ответственности. На третьей стадии клиент начинает строить планы личностного изменения, основанного на понимании, которое было достигнуто на предыдущей стадии. Это включает настроенность на изменение потенциальных способов реагирования в семье, а также планы, касающиеся изменения своего поведения в этой связи. Четвертая стадия предполагает активное претворение планов, задуманных на третьей стадии. Все четыре стадии частично перекрывают друг друга и в течение длительного процесса психотерапии к ним приходится неоднократно возвращаться. Высокие уровни дифференциации Я могут быть в полной мере достигнуты только через понимание, планирование и активизацию конструктивных изменений.

 

164

 

В процессе прохождения клиентом этих стадий психотерапевт действует по отношению к первому как тренер, задавая вопросы, активизируя процесс мышления клиента, побуждая его к осмыслению, планированию и активизации процессов. Хотя это и принято считать важным, но взаимоотношения между психотерапевтом и клиентом не являются центральным моментом лечения, как, например, в психодинамической психотерапии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной статье в общих чертах описана теория семьи, разработанная М. Боуеном. Положения, являющиеся составными частями этой теории, основаны на систематическом размышлении о том, как функционирует человек в контексте взаимоотношений. Хотя каждому человеку свойственны внутренняя, субъективная, психологическая жизнь души и свой собственный, отдельный физиологический аппарат, эти независимые аспекты Я эмоционально связаны с другими человеческими Я с помощью сложной сети взаимоотношений, которые оказывают влияние и даже в какой-то степени являются определяющими для этих отдельных аспектов души и тела.

Подобно хорошему биологу-практику, М. Боуен вывел свои положения из прямого наблюдения за поведением человека. Многие аспекты его теории являются как бы параллельными с отдельными положениями биологических и эволюционных теорий, которые и послужили отправной точкой его исследования. М. Боуен сам ожидал, что эти параллели возникнут по мере проведения дальнейших исследований и таким образом он прочно укоренил семью человека в природных системах, интегральной частью которых он является.

С любыми вопросами, касающимися боуеновской теории семейных систем или семейной психотерапии, можно обращаться к автору данной статьи по адресу: Dr. Katharine Baker, DSW,4545 42nd Street, N.W.,Suite 212, Washington, DC 20016,U.S.A.

 

1.Воwеп М. Family therapy in clinical practice. N.Y.: Jason Aronson, 1978.

2. Наll CM. The Bowen family theory and its uses. N.Y.: Jason Aronson, 1983.

3. Кеrr М.Е., Воwеп М. Family evaluation: An approach based on Bowen theory. N.Y.: W.W.Norton, 1988.

4.МсGoldrick M., Gerson R. Genograms in family assessment. N.Y.: W.W.Norton, 1985.

5. Рарerо D.V. Воwеn family systems theory. Boston: Аllyn and Васоn, 1990.

6. Тотап W . Family constellation: Its effects on personality and social behavior. N.Y.:Springer, 1976.

 

Поступила в редакцию 24.XII 1990 г.

Перевод с английского Е. В. Щедриной



[1] В англоязычной литературе данное словосочетание укладывается в устоявшийся термин «sibling position». Для краткости я буду пользоваться его буквальным переводом «сиблинговая позиция».— Прим. переводчика.