Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

130

 

ПАМЯТИ И. Н. ШПИЛЬРЕЙНА И С. Г. ГЕЛЛЕРШТЕЙНА — ОСНОВАТЕЛЕЙ СОВЕТСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕХНИКИ

 

В 1991 г. исполняется 100 лет со дня рождения Исаака Нафтуловича Шпильрейна (1891—1937) и 95 лет со дня рождения его ближайшего друга и коллеги — Соломона Григорьевича Геллерштейна (1896—1967). Каждый из них внес весомый вклад в организацию и развитие советской индустриальной психотехники, ее теории и практики.

Судьба этих ученых сложилась трагически, как трагична судьба самой психотехники в условиях тоталитарного режима.

И.Н. Шпильрейн — организатор психотехники и психофизиологии, редактор журнала «Советская психотехника», видный деятель движения за научную организацию труда, президент (в 1930—1931 г.) Международной психотехнической ассоциации (МПА), представитель СССР в президиуме МПА, а также член президиума Международной ассоциации психологов,— был репрессирован в январе 1935 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности[1] и погиб в декабре 1937 г. Он интересен нашим современникам как ученый и незаурядная личность.

 

131

 

 

И.Н. Шпильрейн

 

С.Г. Геллерштейн

 

Важен его опыт и опыт советской психотехники в решении стоящих перед этой наукой задач в 20-е гг.

Несмотря на то, что прошло почти семь десятилетий, многие проблемы тех лет становятся именно сейчас злободневными. Мы оказались на пороге рыночных отношений, многоукладности экономических форм, характерной для периода нэпа — времени сосуществования разнообразных идеологий, неутраченных демократических надежд после революции 1917 г. Опыт зарубежной и советской психотехники может быть полезен в решении вопросов подбора, обучения и использования персонала, помощи людям в трудоустройстве, прогнозировании их профессиональной эффективности, оценки профессиональной квалификации. Актуальны психологическая профилактика аварий и травматизма, психологически обоснованные формы организации и стимулирования труда, психологические методы воздействия и пр. Не утратили своего значения подходы и методы психологического анализа профессий, предлагавшиеся И.Н. Шпильрейном, его понимание природы интеллекта, способностей, путей развития профессионально важных качеств. Полезно было бы вернуться к изучению конкретно-научного содержания так и не переведенной до сих пор на русский язык «Дифференциальной психологии» В. Штерна (Stern W. Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen. Leipzig, 1911), высоко оцененной И.Н. Шпильрейном, который видел в учении о дифференциальной психологии основу эмпирической науки об индивидуально-психологических различиях людей, науки, ценной несмотря на используемые В. Штерном идеалистические объяснения идеи личности[2].

С.Г. Геллерштейн избежал ареста, но на своей научной и человеческой судьбе он вполне ощутил невостребованность прикладной индустриальной психологии лицами, управлявшими хозяйством, культурой, наукой. В 1936 г. он был, по сути, отстранен от научной деятельности в психотехнике: не мог продолжать работу ни в Институте охраны труда, ни в ВИ экспериментальной медицины. Вплоть до войны он занимался трудотерапией в одной из психиатрических клиник. Во время войны С.Г. Геллерштейн по приглашению А.Р. Лурия возглавил службу трудотерапии в нейрохирургическом эвакогоспитале г. Кисегач. Здесь он работал вместе с С.Я. Рубиштейн, А.В. Запорожцем и другими известными психологами и уже в 1942 г. опубликовал книгу «Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей». Издание книги 1943 г. было позже защищено С.Г. Геллерштейном в качестве его докторской диссертации. В период позорной компании борьбы

 

132

 

с космополитами в 1949 г. Соломон Григорьевич снова был надолго лишен возможности экспериментировать. Ему пришлось уйти из Института физической культуры, а также с кафедры авиационной медицины в ЦИУ врачей; были прекращены его лекции по психологии труда в МГУ.

Начиная с 1957 г. Соломон Григорьевич, как мог, собирал и публиковал материалы по психотехнике 20-30 гг., щедро делился своими идеями, опытом с многочисленными учениками и молодыми психологами. В исследованиях С.Г. Геллерштейна получили плодотворное развитие идеи И.Н. Шпильрейна, а именно его концепции «искусственной деавтоматизации», освещающие изменение функций сознания в регуляции трудовых движений человека в процессе формирования навыков, их распада.

Роль сознания и бессознательного в профессиональной деятельности экспериментально исследовалась С.Г. Геллерштейном на материале разных и, как правило, сложных видов спортивных и профессиональных занятий. Блестящим его достижением стала книга «Чувство времени и скорость двигательной реакции» (1958), в которой приведены факты возможного формирования субъективной оценки микроинтервала времени с точностью до 0,01 с и на этой основе — управления субъектом скоростью своих движений, а также реагирования на сигнал с заданным латентным периодом. Для С.Г. Геллерштейна важно было преодолеть функционализм классической психотехники и поэтому в его программе исследования движений, обрисованной в лекциях, которые он читал студентам-психологам МГУ незадолго до смерти в 1967 г., центральное внимание уделялось таким вопросам, как «сознание и движение», «движения и психическое состояние, настроение», «движения в норме и патологии», «движение и чувствительность, афферентация», проблема предвосхищения, предвидения в регуляции движений, пути формирования «молниеносных движений» на основе антиципации, внимания к внутренним состояниям, ощущениям и др.

Объем данной публикации не позволяет хотя бы обозначить все темы, продуктивно разрабатывавшиеся И.Н. Шпильрейном и С.Г. Геллерштейном[3].

Рукописи и личные документы И.Н. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна, бережно сохраненные их родственниками, в настоящее время переданы в архив при Институте психологии АН СССР; на основе архивных материалов коллективом лаборатории истории психологии Института психологии АН СССР под руководством В.А. Кольцовой подготавливаются библиографические издания, которые позволят широкому кругу психологов приобщиться к наследию наших ведущих психотехников.

Есть надежда также и на публикацию рукописей, сохранившихся в архивах, а также переиздание работ 20— 30-х гг., ставших сегодня библиографической редкостью.

Хотелось бы, чтобы эта небольшая заметка послужила знаком благодарной памяти научного творчества и жизненного подвига Исаака Нафтуловича Шпильрейна и Соломона Григорьевича Геллерштейна.

 

О.Г. Носкова

факультет психологии МГУ



[1] И.Н. Шпильрейн полностью реабилитирован в 1957 г.

[2] Аналогичной позиции в оценке «Дифференциальной психологии» В. Штерна придерживался и Л.С. Выготский в середине 20-х гг. (см.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 389, 392, 396).

[3] Заинтересованный читатель может подробнее узнать о жизни и творчестве этих ученых по статьям: Кольцова В. А. и др. И. Н. Шпильрейн и советская психотехника // Психол. журн. 1990. № 2; Носкова О. Г. С. Г. Геллерштейн и советская психология труда // Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии. М., 1968.