Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

67

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СП «ЭКОПСИ»

 

В конце 70-х гг. психология в нашей стране ощутила новые веяния; эпоха самобытного марксизма, глобальных теорий и борьбы школ постепенно стала сменяться более прагматической (хотя и романтичной по сути) ориентацией, опирающейся на западные направления психологической практики. Открытие первых консультаций, распространение самиздатовской переводной литературы, а позже приезд Карла Роджерса совпали по времени с появлением людей, которые могли заниматься психотерапией и вести тренинги, но не могли сказать, какую из глобальных теорий они исповедуют.

Создание советско-американского предприятия «Экопси» явилось одним из проявлений этого процесса. Директор предприятия В.В. Столин, доктор психологических наук, профессор, в 1979 г. организовал первую психологическую консультацию («На Погодинке»), где занимался индивидуальной, семейной и групповой психотерапией, затем создал кооператив «Интеракт» и начал вести деловые видеотренинги, в 1988 г. появилось возглавляемое им советско-американское предприятие «Экопси».

Сегодня СП «Экопси» имеет трех учредителей. Наиболее крупный вкладчик—«RHR International» (международная психологическая компания со штаб-квартирой в США). С советской стороны учредители «Экопси» — Московский государственный университет им. Ломоносова и кооператив «Интеракт».

Среди направлений деятельности «Экопси» одно из первых — проведение видеотренингов для руководителей («Психологические основы менеджмента», «Деловые переговоры», «Человек на трибуне» и др.). Темы и методический аппарат тренингов уже стали традиционными для нашей страны. Это коррекция собственного образа в публичном выступлении, ролевой проигрыш конфликтных ситуаций, «мозговой штурм» как эффективный метод коллективного решения творческих задач, достижение консенсуса во время переговоров и другие. При этом стиль ведения тренингов, выработанный в «Экопси», нетипичен. Ведущий не подстраивается под ожидания слушателей, не переходит на обучающий, авторитарный тон, не дает прямых рекомендаций, не выискивает ошибки, а реализует психотерапевтическую модель личностного равноправного участия, способствующего важным открытиям группы. Как результат, тренинг активизирует групповую динамику; напряженная первая фаза и кульминация-катарсис ближе к концу оставляют глубокий эмоциональный след у участников.

Другое направление деятельности «Экопси» — организация психологических семинаров («воркшопов») с участием американских специалистов. Последний семинар, посвященный гештальттерапии, провел в августе     1991 г. известный американский психотерапевт Рой Персонс.

Краткосрочное обучение психологии менеджмента за границей — еще один вид деятельности «Экопси». Предприятие формирует группы, оформляет документы для выезда за границу, организует краткие курсы английского языка, а в некоторых случаях кросскультурный тренинг и передает группу западным коллегам, которые проводят учебу в соответствии с разработанной в «Экопси» программой. Последняя группа проходила курс обучения в Университете «Capital» во Флориде.

Новым для «Экопси» и пока непривычным для нашей страны является такой вид услуг, как психологический ассессмент для руководителей. Помощь в организации этого вида работы оказывает компания «RHR Int.», для которой индивидуальная психологическая работа с руководящим персоналом крупных компаний — главная сфера деятельности. Основателями фирмы были клинические психологи, которые применили методы медицинской психологии для работы с менеджерами.

 

68

 

«Экопси» на 50 лет позже повторила путь «RHR» — сегодня психологический ассессмент проводят психологи, много лет работавшие индивидуальными консультантами.

Цели ассессмента — снятие внутреннего напряжения руководителя, помощь в разрешении проблем, толчок для личностного и профессионального развития, рекомендации по оптимальному взаимодействию с коллегами и партнерами, в некоторых случаях — отбор для продвижения по службе. Это достигается с помощью методов психологического интервью, тестирования и обратной связи. Подобная форма работы требует большого мастерства психолога. Психолог не может опереться на внешний антураж, который помогает создавать нужную атмосферу, например, во время тренингов. Психолог лишен видеотехники, не задает упражнения, не может апеллировать к мнению группы и т. д. Он встречается с руководителем (обычно опытным и умным человеком) один на один и должен в течение короткого времени сказать ему нечто значимое. Летом-осенью 1991 г. «Экопси» успешно выполнило крупный заказ коммерческой фирмы. По всей видимости, психологический ассессмент станет одним из приоритетных направлений в деятельности «Экопси».

И, наконец, последняя сфера деятельности — учебная. «Экопси» берет несколько учеников-стажеров в год и обучает их проведению деловых видео-тренингов. Во-вторых, «Экопси» создает учебные видеофильмы, в которых в наглядной форме сконцентрирован опыт работы в различных психологических сферах. В № 5 «Вопросов психологии» уже описывались выпущенные видеофильмы (см. «Практическая психология на видеокассетах»); материал для них набирался во время «воркшопов» американских психологов, на тренингах, в ходе обучения студентов на факультете психологии МГУ.

Сегодня СП «Экопси» расширяется. Американский партнер предприятия помогает в отборе и подготовке новых специалистов, способных выполнять квалифицированную психологическую работу. И по замыслу создателей фирмы «Экопси» должно стать организацией, соответствующей международному уровню по своей философии, качеству оказываемых услуг и принципам взаимоотношения с сотрудниками.

 

М. Розин

 

Совместное предприятие «Экопси» открыто для предложений со стороны психологов и менеджеров.

Наши телефоны: 246-61-51 и 246-22-11.

Адрес: 119435 Москва, Погодинская ул. 20-5-1 СП «Экопси»