Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

59

 

ИНТЕГРАТИВНО-ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

 

И.В. ПЕТРИВНЯЯ

 

Профессиональная подготовка современного учителя требует определенного пересмотра структуры научного знания и выработки новых подходов к образованию. Наиболее эффективным из них представляется интегративный подход к обучению, воспитанию и развитию, позволяющий решать задачи гуманизации, гуманитаризации и непрерывного образования путем создания интегративных курсов и междисциплинарных программ. Примером такой междисциплинарной кооперации на основе одного организующего предмета является разработанный в Нижегородском пединституте интегративно-интенсивный курс иностранного языка, в котором активно развиваются профессионально значимые личностные качества, способности и умения будущего учителя, формируется его педагогическая и социально-психологическая компетентность.

Интегративный учебный курс иностранного языка для педвуза преподается по интенсивной методике, использующей суггестивную систему Г.К. Лозанова [7], [8] и метод активизации возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской [4]. После определенной модификации с учетом специфики условий педвуза интенсивная методика была интегрирована с психологией, театральной педагогикой и искусствоведением. Это значительно увеличивает вклад курса иностранного языка в профессиональную подготовку учителя в психологических ее аспектах. Созданный таким образом курс иностранного языка обеспечивает наряду с ускоренным усвоением иноязычного учебного материала на творческом уровне достижение ускоренного эффекта личностного развития [5], [7], [12].

Интеграция знаний из области ряда наук позволяет разработать принципиально иную модель учебной деятельности, которая более органично вписывается в модель будущей профессиональной деятельности и в систему актуальных потребностей учителя.

Осуществление интеграции на основе психологии как интегратора всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек [9], и многостороннее рассмотрение проблем интенсивного обучения позволяет практически использовать известные научные данные о психологических процессах, состояниях и свойствах человека, об установках и мотивах личности, совместной деятельности и общении при разработке вузовского интегративного интенсивного курса. Это оказалось возможным на основе представления о системе психических процессов, включающей три основные неразрывно связанные подсистемы (когнитивную, регулятивную и коммуникативную). Учитывая высокую динамичность связи между этими подсистемами [3] при разработке интегративного курса, можно выявить возможности их особенностей для улучшения подготовки будущего учителя и объединить в учебном процессе два плана в формировании его личности: познавательный и личностный, которые зачастую развиваются раздельно.

Выявленная в соответствии с требованиями инновационного поиска основополагающая модель процесса усвоения учебной информации и формирования необходимых учителю личностных качеств, умений и навыков позволяет учитывать особенности личностного развития как на сознательном, так и бессознательном уровнях. При моделировании процесса усвоения информации учитываются две разновидности неосознаваемого психического: подсознание

 

60

 

и сверхсознание [20]. Обогащение этих сфер в интегративно-интенсивном курсе происходит наряду с традиционно используемыми путями (доведение до автоматизма навыков, вытеснение из сферы сознания мотивационных конфликтов, имитационное поведение и др.) и через суггестию [7], с помощью которой облегчается раскрытие и активизация функциональных резервов мозга. Особое внимание уделяется таким факторам как жесты, походка, мимика, дикция, интонация, ряд незаметных для сознания идеомоторных движений.

Их целенаправленное использование с учетом требований актерской техники обеспечивает формирование профессионального невербального поведения будущего учителя [16]. Богатые возможности этой реактивности используются и в работе над учебной информацией с применением различных видов искусства для пробуждения у студентов определенных чувств, мыслей и действий через гармонию форм и красок, рифму и ритм. Суггестивность произведений искусства широко используется в интегративном курсе и для достижений целей эстетического развития.

Реализованный в интегративно-интенсивном курсе иностранного языка личностно ориентированный подход к развитию, воспитанию и обучению ориентируется на учет индивидуальных и возрастных особенностей студентов. В конечном счете он служит формированию целостной личности будущего учителя. Поэтому в начале курса осуществляется психологическая диагностика [18], [21], устанавливается социометрический статус каждого студента, учитывающий его жизненный опыт, мотивационную и эмоционально-чувственную сферы, мировоззрение, интересы, склонности, духовные потребности и др.

Исходя из результатов этой комплексной диагностики, преподаватель разрабатывает с каждым студентом программу самовоспитания и           самокоррекции. Данные диагностики используются также для определения стратегии и тактики учебно-воспитательного процесса, с учетом возможностей групповой работы, при которой образуется совместный фонд понятий, совместный фонд информации. Особое внимание уделяется экономным способам обмена информацией, приемам и способам координации действий, которые наиболее эффективны. Творческий тонус каждого студента появляется в группе с хорошим психологическим климатом, когда появляются чувство уверенности и благополучия, чувство взаимопомощи и радости от совместного труда, интерес к нему. Интенсивность познания в такой группе значительно возрастает благодаря бесконфликтному взаимодействию, которое достигается в интегративно-интенсивном курсе с помощью приемов психической      саморегуляции и самокоррекции.

В качестве приемов психической саморегуляции в интегративно-интенсивном курсе используются аутотренинг, трансактный анализ как средство самоанализа и самопознания. Используется также и для решения педагогических задач: формирование образа личности студента как будущего учителя, определение его состояний в учебном процессе, оценка и самооценка его реакций и поступков и т. п. На занятиях аутотренинг используется для снятия психологических барьеров при интенсивном предъявлении учебной информации, а также для отдыха и переключения на другой вид деятельности. Во внеаудиторной самостоятельной работе студенты используют аутотренинг с мотивированным самовнушением как средство самопрограммирования. Аутотренинг на занятиях является эффективным средством индивидуального управления вниманием и развития ассоциативной памяти и воображения.

С помощью трансактного анализа у студентов развивается рефлексия, обеспечивающая распознание как своих внутренних психических состояний, так и партнеров в процессе педагогического общения на занятиях и вне учебных занятий. Студенты учатся выявлять возможности возникновения конфликтных ситуаций, пути их предотвращения и устранения. Для овладения приемами трансактного анализа необходимо усвоить навыки наблюдения и анализа

 

61

 

транзакции и научиться корректировать свое поведение. Так, в учебных конфликтных ситуациях для достижения взаимопонимания студенты учатся сознательно избирать ту или иную позицию, чтобы побудить собеседника занять соответствующую позицию, необходимую для мирного разрешения возникших затруднений. Обучение трансактному анализу осуществляется в четыре этапа.

Средствами выявления и реализации транзакций становятся и модальные признаки (жесты, мимика, интонация) и атрибуты интенсивного обучения (маски, роли, легенды). Овладение иноязычной коммуникативной деятельностью в интегративном курсе начинается с коммуникативных актов, не расчлененных на отдельные транзакции. Затем следует их членение на элементарные транзакции и их осмысление, а потом осуществляется переход от элементарных транзакций к актам коммуникативной деятельности более высокого уровня [1], [14], [15].

На основе трансактного анализа и наблюдения в созданном интегративно-интенсивном курсе осуществляется развитие умений и навыков педагогического общения.

В курс психической саморегуляции для будущего учителя включены также актуальные для него знания из области социологии, медицины, косметологии и др. Эта информация помогает предотвращать невротические состояния, повышает стрессовую устойчивость студентов. Мы исходили из того, что одним из непременных условий предотвращения невротических состояний и неврозов является наличие достаточного объема информации [19].

В интегративном интенсивном курсе осуществляется направленное формирование психологических установок в соответственно организованном общении на учебных занятиях и во внеаудиторной работе. С помощью системы приемов психической саморегуляции удается формировать как профессиональные психологические установки, так и установки на общение, отношение к диалогу, терпимость к партнеру и т. п. В качестве примера приведем одно из предлагаемых студентам упражнений:

«По индийскому обычаю. У индусских философов был обычай: перед началом любого спора оба участника должны пересказать взгляды противника так, чтобы тот подтвердил правильность пересказа. Без такого подтверждения споры не ведут, ибо не ясно, точно ли поняты оспариваемые взгляды, не извращены ли они и не истолкованы ли ложно.

Испытайте это правило в действии в следующий раз, когда Вам с кем-то придется спорить. Вы убедитесь, что горячая перепалка перерастает в спор по существу. А может быть, окажется, что спорить было и не о чем? Вы просто не сразу поняли друг друга?» [15].

Повторяющиеся педагогические ситуации, заложенные в интегративном интенсивном курсе для тренинга навыков мотивированного педагогического поведения, способствуют появлению и закреплению той или иной профессиональной установки. Тем самым мы помогаем будущему учителю выявить и освоить определенную устойчивую и стабильную линию поведения в той или иной ситуации. Вот одно из упражнений:

«Ситуация. Перед Вами — несколько типичных ситуаций из школьной жизни:

1. Пять учеников класса опоздали на урок.

2. Весь класс не готов к уроку.

3. На перемене обидели девочку.

4. Во время просмотра учебного фильма ученики шумят, громко переговариваются.

Среагируйте на каждую из этих ситуаций с разных позиций: как учитель-диктатор; как учитель-демократ» [15].

Создание разнообразных взаимосвязанных психологических установок, укрепляет психологическую защиту. После прохождения курса психической саморегуляции многие студенты достигают высокого уровня саморегуляции, который внешне характеризуется владением жестами, мимикой и пантомимикой. Речь при этом эмоционально окрашена. Студент высказывает свое мнение с юмором, умеет осуществлять

 

62

 

анализ психических состояний собеседника благодаря развитой наблюдательности, у него появляется чувство эмпатии и высокий уровень воображения, который проявляется в умении создать программу поведения в сложных бытовых и профессиональных ситуациях общения (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Динамика овладения приемами психической саморегуляции и изменения уровня саморегуляции у студентов, будущих учителей, при интегративно-интенсивном обучении

 

 

Была усилена коммуникативная направленность нашего курса путем включения в его состав работы по формированию  коммуникативных умений. Данные умения формируются в результате обучения приемам психической саморегуляции и актерской психотехники, овладения речеголосовым аппаратом, правильного использования мимики и жестов, а также путем повышения компетентности студентов на основе социально-психологического тренинга. Эти задачи решаются содержанием курса, широким использованием тренинга творческой психотехники [23].

В ннгегративно-интенсивном курсе наряду с интенсификацией и активизацией учебной деятельности решается и задача формирования системы педагогического общения учителя [17], [22]. Оптимизация общения в интегративном курсе предусматривает воздействие на уровень потребности в диалоге, на инициативность и расширение круга общения и т. д. Для этого используются приемы психической саморегуляции и актерской техники, а также учебные задания курса. Приведем некоторые из них: «...18. Узнайте у своей подруги, есть ли у нее домашняя библиотека, какие в ней книги, все ли она их прочитала, какие из них она прочитала недавно, какими книгами ей хотелось бы пополнить свою библиотеку.

23. Вы работаете корреспондентом английской газеты. Вам нужно дать материал в газету о том, как проводит день: рабочий - строитель, инженер, студент, домашняя хозяйка, художник, артист, врач. Побеседуйте с этими людьми и на основании интервью напишите об этом статью в свою газету».

Оптимизация процесса общения с помощью приемов актерской техники в учебной деятельности предполагает использование интенсифицирующих и активизирующих возможностей вербального и невербального общения. Система вербальных и невербальных средств в интегративном интенсивном курсе имеет суггестивную направленность.

Обучение студентов иноязычному общению в интегративном курсе решает задачу профессиональной подготовки учителя — овладение формами общения на таком уровне, чтобы будущий учитель в своей педагогической деятельности эффективно реализовал основные функции общения: когнитивную, коммуникативную и аффективную. Наряду с ними в профессиональной подготовке учителя важны также следующие функции общения, выделенные

 

63

 

Б.Ф. Ломовым: организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений [9].

Рассмотрению эффективного использования основных функций общения как резерв для инновации в подготовке будущего учителя в интегративно-интенсивном курсе посвящена работа по формированию коммуникативных способностей и личностных качеств (общительность, сдержанность, уравновешенность, доброжелательность, приветливость и др.).

При рассмотрении процесса педагогического общения и формирования коммуникативных умений будущего учителя мы исходили из концептуальной модели трехкомпонентной структуры общения [2], [11]: социальное отражение, эмоциональное взаимоотношение и поведенческое взаимоотражение. В соответствии с этой моделью общения выделены три основных компонента коммуникативного умения: психотехнический, экспрессивный и интеракционный [6]. Психотехнический компонент коммуникативных умений формируется в интегративно-интенсивном курсе с помощью приемов актерской психотехники и психической саморегуляции. Профессионально значимыми для будущего учителя являются такие элементы актерской психотехники, как внимание, наблюдательность, интуиция, воображение, поэтому студенты совершенствуют их в процессе учебного общения и с помощью специальных упражнений: «Разглядывание» (для достижения высокой степени сосредоточенности и устойчивости внимания), «Отчет перед сном» (для концентрации внимания), «Круги внимания» (для развития гибкого и пластичного внимания), «Юлий Цезарь» (для совершенствования механизмов переключения внимания и овладения оттренированным рассредоточенным вниманием), «Лицом к лицу», «В незнакомом классе» (для тренировки наблюдательности), «На что похоже», «Клякса» (для развития фантазии), «Музыкальные картинки» (для развития творческого воображения) и др. [15].

Для формирования экспрессивного компонента целесообразно использовать опыт внешней актерской техники: голос и речь, взгляд, мимика, жест, пантомимика (осанка, походка, поза, выразительные движения). Для этого ведется работа над техникой речи в процессе разнообразных упражнений: дыхательные упражнения для постановки речевого дыхания, упражнения для овладения четкой дикцией, для гигиены и постановки голоса, для овладения выразительными средствами, с помощью которых передается эмоциональное состояние говорящего, транслируются его чувства, переживания, побуждения и др.

В условиях социально-психологического тренинга эффективно развивается интеракционный компонент коммуникативных умений, совершенствуется техника общения, обогащается социально-коммуникативный опыт. Для этого используются задания типа «ролевая игра», «речевой этюд», «речевая ситуация» и др. Они позволяют студентам опробовать разнообразные социальные и психологические роли, освоить разные формы общения, нормы поведения.

Работа над формированием коммуникативных умений проводится в интегративном курсе на каждом занятии всех циклов систематически и последовательно на протяжении всего курса. При этом осуществляется развитие и коррекция каждого компонента коммуникативного умения (психотехнического, экспрессивного и интерсубъективного) в отдельности и во взаимосвязи с учетом их возможностей для суггестивного воздействия в педагогическом процессе. Некоторое представление о результатах формирования коммуникативных умений в интегративно-интенсивном курсе может дать диаграмма на рис. 2.

Занятия по психической саморегуляции и актерской технике для педагога органично связаны с необходимостью эстетического развития. При этом мы руководствовались известным положением, что в художественной деятельности человека заключаются резервы для социального опыта, который определяет

 

64

 

становление человека, формирование личности. В связи с этим были выявлены особенности и функции искусства, важные для профессиональной деятельности учителя, такие как:

формирование эстетического чувства, определяющего остроту и точность реакции человека на наличие важных для него фактов и ситуаций, позволяющего осознать образ целостной жизненной ситуации и верно прореагировать на нее;

формирование эмоционального и образного мышления, позволяющего интуитивно находить оптимальное решение;

развитие воображения, которое, как известно, делает человека способным предвидеть возможное развитие явления, научной идеи и т. д.

 

% % студентов, перешедших на более высокий уровень общения по след параметрам:

 

 

1.Саморегуляция голоса и поведения

2. Звуковое и тональное богатство речи.

3. Орфоэпическая грамотность и дикционная чистота.

4. Осмысленность и логичность речи.

5. Органичность и целесообразность мимики и жестикуляции.

6. Пространственная свобода

7. Адресованность коммуникативного поведения

8. Уровень беспокойства - тревоги

9. Потребность в общении

10. Объем памяти

 

 

Рис. 2. Динамика развития коммуникативных умений студентов, будущих учителей, в интегративно-интенсивном курсе иностранного языка

 

Использование суггестивных возможностей произведений искусства, эстетическое развитие в интегративном курсе способствуют активизации духовного потенциала будущего учителя, влияют на мировоззренческую культуру будущего учителя, определяющую уровень развития личности.

Эстетическое развитие будущего учителя реализуется как на учебных занятиях в работе над полилогами, так и во внеаудиторной самостоятельной работе студентов.

В интегративно-интенсивном курсе иностранного языка используются музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, а также искусствоведческие материалы о них, слайдфильмы с музыкальным сопровождением и др. Все это способствует выработке художественного вкуса, повышению интереса к учению.

Включение в курс материалов об искусстве [13] обусловлено также и тем, что произведение искусства суггестивно и содержит огромный объем информации, что важно для интенсификации процесса обучения. С их помощью мы целенаправленно развиваем воображение, наблюдательность, творческие способности, ассоциативную память и т. д.

Все многообразие использования приемов психической саморегуляции, актерской техники и эстетического развития практически реализуется на занятиях интенсивного курса и образует в целом логическую и последовательную систему педагогической деятельности по совершенствованию и самосовершенствованию личности каждого студента.

Профессиональная подготовка учителя, способного решить новые проблемы и творчески осмыслить новые явления и процессы жизни, требует формирования у него нового мышления. Чтобы овладеть им, необходимо в первую очередь формирование и развитие интеллектуальных способностей и умений будущего учителя.

 

65

 

В настоящее время учителя зачастую не подготовлены к направленному педагогическому воздействию в развитии умений и навыков мышления. Для этого необходимы глубокие теоретические познания в этой области у всех учителей и преподавателей педагогических вузов, участвующих в подготовке учителя. Каждый учитель должен практически владеть логическими операциями мышления, понимать их особенность в обучении своему предмету. Все это позволит педагогу овладеть оптимальными методами передачи знаний детям, а также обучить детей способам их усвоения.

Все качественные характеристики мышления [10], как известно, можно улучшить путем повышения уровня знаний в различных областях, путем усиления мотивации творческого решения задач и при помощи соответствующих упражнений, которые увеличивают потенциал способностей будущего учителя, формируют тренированную память, навыки интенсивной умственной работы. Практически формирование интеллектуальных способностей в курсе реализуется с помощью разнообразных заданий, например:

«...21. Прочтите рассказ и скажите, правдива ли ситуация, описанная в нем.

22. Прочтите рассказ и скажите, что Вы думаете о героях этой истории. На чьей стороне Ваши симпатии и почему? (Учебный курс «Английская речь — интенсивно». № 2. С. 48—50).

«...5. Расскажите об одном из Ваших любимых писателей. Чем привлекают Вас его произведения?

6. Произведения каких современных английских и американских авторов Вы читали? Кто Вам больше всех запомнился? Почему? («Английская речь—интенсивно». № 4. С. 15).

При обучении приемам актерской психотехники студентам предлагаются упражнения такого типа:

«Событие на улице». Условимся называть событием совокупность действий одного или нескольких человек, которые преследуют определенную цель и преодолевают какие-либо препятствия, внешние или внутренние.

Юноша ждет кого-то у входа в кинотеатр — что это за событие в его жизни? Уловите последовательность всех его действий, борьбу всех его мыслей. Попробуйте «вжиться» в него. Составьте мысленно рассказ о юноше. Выберите новый персонаж и другое событие для него» [15].

Одним из упражнений по обучению педагогическому общению является следующее:

«Афоризм». Из древности до нас дошел любопытный афоризм: «Обращайтесь с ребенком до 5-ти лет как с господином, с 5-ти до 15-ти — как со слугой, после 15-ти — как с товарищем». Как вы считаете, насколько эти наставления верны? Как вы определите для себя разницу в отношении учителя к 6-летнему первокласснику, 10-летнему подростку, 16-летнему юноше? Может быть, вам удастся «совершенствовать» афоризм» [15].

Интегративный курс оказывает также косвенное влияние на решение ряда дополнительных задач вузовского образования: улучшение и ускорение адаптации к условиям вуза и к профессии, создание положительного эмоционального опыта будущего учителя, воспитание мотивации через учебную деятельность, формирование и коррекция самооценки, повышение родноязычной компетентности и т. д.

Экспериментальные данные в целом подтвердили эффективность созданного интегративного интенсивного курса иностранного языка, сочетающего возможности интенсивного обучения иностранному языку с многоплановым формированием и развитием личности студентов. Так, проведенной проверкой в экспериментальных и  контрольных группах было установлено, что:

значительно улучшается языковая подготовка во всех ее аспектах;

положительно изменяется установка на профессию учителя;

улучшается ассоциативная память;

развиваются общие коммуникативные умения.

Усиливая психолого-педагогическую направленность общеобразовательного курса иностранного языка путем интеграции, можно достичь достаточно высоких результатов обучения и повышения уровня психолого-педагогической

 

66

 

подготовки будущего учителя. При системном подходе к профессиональной подготовке будущего учителя необходима подобная инновация в каждом учебном курсе вуза.

Принципы и положения, на которых основывается интегративный интенсивный курс иностранного языка, имеют универсальный характер и поэтому могут быть полезными в инновационном поиске нетрадиционных форм обучения в вузе и в школе.

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

2. Бодалев А.А. Личность в общении. М., 1983.

3. Забродин Ю.М., Лебедев А.М. Психофизиология и психофизика. М., 1977.

4. Китайгородская Г.А. Система интенсивного краткосрочного обучения иностранному языку (Метод активизации возможностей личности и коллектива): Автореф. докт. дис. М., 1987.

5. Куров И.Е., Петривняя И В. Интенсификация в подготовке учителя //Сов. педагогика. 1986. № 11.

6. Лабутова И.В. Формирование коммуникативных умений будущего учителя при интенсивном обучении иностранному языку: Автореф. канд. дис. М., 1990.

7. Лозанов Г.К. Суггестология. София, 1971.

8. Лозанов Г.К. Суггестология и суггестопедия: Автореф. докт. дис. София, 1970.

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1983.

10. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1983.

11. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

12. Петривняя И.В. Интенсивный курс иностранного языка в неязыковом педвузе. Горький, 1986.

13. Петривняя И.В., Антонова И.И., Донин А.Н. Изобразительное искусство и архитектура. Горький, 1987.

14. Петривняя И.В., Голанд Я.Г., Немцова О.А. Приемы психической саморегуляции. Горький, 1985.

15. Петривняя И.В. и др.Приемы самовоспитания молодого педагога. Горький, 1987.

16. Петривняя И.В., Лабутова И.В. Приемы овладения элементами актерской техники при интенсивном обучении иностранным языкам. Горький, 1989.

17. Петривняя И.В., Лабутова И.В. Педагогическое общение. Горький, 1989.

18. Петривняя И. В., Городов Л. А., Лапин В. Т. Контроль в интенсивном курсе «Английская речь — интенсивно». Горький, 1986.

19. Рухманов А.А. Неврозов можно избежать. М., 1980.

20. Симонов П.В. Неосознаваемое психическое подсознание и сверхсознание // Природа. 1983. № 3.

21. Eysenck M. The structure of human personality. L.,1960.

22. Kommunikation in Schule und Hochschule linguist. u. ethnomethodol. Analysen (Konrad Erlich, Turingen) Narr, 1983.

23. Munsterberg G. Grundzuge der Psychotechnik. Leipzig, 1920.

 

Поступила в редакцию 29.ХI.1990 г.

 

 

 

К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ

Подписка на журнал «Вопросы психологии» (начиная с любого номера) принимается без ограничений во всех отделениях связи. Индекс журнала 70131, цена каждого номера 3 р.