183
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ
М. Г. ДАВЛЕТШИН
Ташкент
Проблемам совершенствования подготовки учительских
кадров в педвузах и университетах в условиях непрерывного образования и роли психологической
науки в этом важном деле была посвящена республиканская научно-практическая
конференция, состоявшаяся 11—12 апреля с. г. в Ташкентском государственном
пединституте им. Низами. Она была посвящена 100-летию со дня рождения
профессора Платона Ивановича Иванова, заслуженного деятеля науки и техники
УзССР, с 1941 по 1968 гг. бессменно руководившего кафедрой психологии в этом
институте.
В конференции участвовали психологи из Москвы,
Ленинграда, Казани, Киева, Минска, Сыктывкара, Алма-Аты, Бишкека, Ашхабада,
Душанбе и др. городов страны. Вступительное слово произнесла проректор ТГПИ им.
Низами М. X. Тохтаходжаева.
На пленарном заседании были заслушаны доклады М. Г. Давлетшина «Наш учитель и
наставник» (к 100-летию со дня рождения профессора Платона Ивановича Иванова) и
К. Ф. Фазылходжаева «Развитие национальной
школы в Узбекистане и проблемы подготовки учительских кадров». С воспоминаниями
о своем учителе выступили ученики П. И. Иванова — Н. Н. Нигматов, С. У. Утанов, А. И. Островский.
На секции «Психологические
проблемы подготовки учительских кадров» были заслушаны доклады: В. А. Токаревой (Ташкент) — о
формировании нравственной личности как необходимого звена в работе по
совершенствованию подготовки учительских кадров, Д. В. Вилькеева (Казань) — о значении формирования
морально-этического мышления у студентов для совершенствования их подготовки к
педагогической деятельности в условиях гуманизации школы, И. И. Живаевой — о профессионализации
психологической подготовки будущих учителей. Оживленно прошло обсуждение доклада
Ф. С. Исмагиловой (Ташкент) —
о формировании профессиональных стереотипов у молодых учителей. Проблемам гуманитаризации
обучения и профессионализации был посвящен доклад Л. А. Лиферова (Москва), проблемам педагогических способностей —
выступление Н. М. Иргебаевой (Алма-Ата).
На секции «Совершенствование
преподавания психологических дисциплин в педвузах и университетах» особый
интерес вызвал доклад В. Н. Панферова
(Ленинград) об опыте преподавания новых комплексных курсов: «Психология
человека» и «Психология педагогической деятельности». Совершенствование
преподавания курсов психологических дисциплин (внедрение единого курса
«Психология», компьютерной техники и ТСО на практических занятиях, усиление
роли психологов в педпрактике в школе) было темой доклада М. Г. Давлетшина. С интересом был встречен доклад А. П. Денисовой (Москва) о психолого-педагогических
проблемах организации учебного процесса в вузах, о компьютеризации этого
процесса, внедрении АСУ учебного процесса. Вопросы совершенствования практических
занятий по психологии рассмотрены в сообщениях В. П. Ивановой, М. И. Мусаевой, М. Расуловой (Ташкент), Н. Якубова (Коканд) и др.
Психогигиеническая подготовка будущего учителя рассмотрена в докладах Д. Шариповой и Н. С. Садыкова (Ташкент), а также преподавателя школы № 10 г.
Ферганы Г. В. Шамсутдиновой.
На секции «Профориентация
на учительские профессии и проблемы подготовки школьных психологов»
оживленное обсуждение вызвали доклады А.
М. Сергеева и Н. С. Сафаева о
совершенствовании подготовки
184
школьных психологов на спецфакультете ТГПИ им.
Низами, С. А. Ахунджановой - об
организации психологической службы в дошкольных учреждениях республики. И. М. Юсупов (Казань) выразил мнение о
том, что в профотборе на педагогические профессии должны подвергаться диагностике
эмпатия, коммуникативность и организаторские способности. Г. Б. Шаумаров (Ташкент) раскрыл особенности психологической службы
в спецшколах. Л. М. Ибраимова
(Ангрен) и Л. А. Попова (Ташкент)
представили материалы исследования профотбора абитуриентов в педвузы. Проблемы
подготовки студентов к будущей педагогической деятельности раскрыты в докладах Э. Г. Газиева (Ташкент) и Д. Г. Плаксина (Ашхабад). Опытом
организации психологической службы в школах и подготовки школьных психологов
поделились также В. П. Мерлинкин
(Казань) и Л. В. Бевзова (Бишкек).
На конференции были приняты рекомендации,
направленные на поддержку научных исследований по проблемам психологии учителя,
преподавания психологических дисциплин в педвузах и университетах, внедрения в
учебный процесс компьютерной техники, активизации работы по созданию оригинальных
учебников и учебных пособий на узбекском языке по психологическим дисциплинам.
Принято решение проводить такие конференции регулярно каждые два года. В 1992
г. решено провести в Узбекистане республиканскую научную конференцию по
проблеме психологии одаренных детей.
Участники конференции поставили вопрос о создании в
республике научного центра «Семья» с привлечением к работе в нем психологов,
педагогов, философов, физиологов, юристов, медиков и сосредоточении в данном
центре исследований этнопсихологических и этнопедагогических проблем узбекской
семьи.