Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ

 

М. Г. ДАВЛЕТШИН

Ташкент

 

Проблемам совершенствования подготовки учительских кадров в педвузах и университетах в условиях непрерывного образования и роли психологической науки в этом важном деле была посвящена республиканская научно-практическая конференция, состоявшаяся 11—12 апреля с. г. в Ташкентском государственном пединституте им. Низами. Она была посвящена 100-летию со дня рождения профессора Платона Ивановича Иванова, заслуженного деятеля науки и техники УзССР, с 1941 по 1968 гг. бессменно руководившего кафедрой психологии в этом институте.

В конференции участвовали психологи из Москвы, Ленинграда, Казани, Киева, Минска, Сыктывкара, Алма-Аты, Бишкека, Ашхабада, Душанбе и др. городов страны. Вступительное слово произнесла проректор ТГПИ им. Низами М. X. Тохтаходжаева.

На пленарном заседании были заслушаны доклады М. Г. Давлетшина «Наш учитель и наставник» (к 100-летию со дня рождения профессора Платона Ивановича Иванова) и К. Ф. Фазылходжаева «Развитие национальной школы в Узбекистане и проблемы подготовки учительских кадров». С воспоминаниями о своем учителе выступили ученики П. И. Иванова — Н. Н. Нигматов, С. У. Утанов, А. И. Островский.

На секции «Психологические проблемы подготовки учительских кадров» были заслушаны доклады: В. А. Токаревой (Ташкент) — о формировании нравственной личности как необходимого звена в работе по совершенствованию подготовки учительских кадров, Д. В. Вилькеева (Казань) — о значении формирования морально-этического мышления у студентов для совершенствования их подготовки к педагогической деятельности в условиях гуманизации школы, И. И. Живаевой — о профессионализации психологической подготовки будущих учителей. Оживленно прошло обсуждение доклада Ф. С. Исмагиловой (Ташкент) — о формировании профессиональных стереотипов у молодых учителей. Проблемам гуманитаризации обучения и профессионализации был посвящен доклад Л. А. Лиферова (Москва), проблемам педагогических способностей — выступление Н. М. Иргебаевой (Алма-Ата).

На секции «Совершенствование преподавания психологических дисциплин в педвузах и университетах» особый интерес вызвал доклад В. Н. Панферова (Ленинград) об опыте преподавания новых комплексных курсов: «Психология человека» и «Психология педагогической деятельности». Совершенствование преподавания курсов психологических дисциплин (внедрение единого курса «Психология», компьютерной техники и ТСО на практических занятиях, усиление роли психологов в педпрактике в школе) было темой доклада М. Г. Давлетшина. С интересом был встречен доклад А. П. Денисовой (Москва) о психолого-педагогических проблемах организации учебного процесса в вузах, о компьютеризации этого процесса, внедрении АСУ учебного процесса. Вопросы совершенствования практических занятий по психологии рассмотрены в сообщениях В. П. Ивановой, М. И. Мусаевой, М. Расуловой (Ташкент), Н. Якубова (Коканд) и др. Психогигиеническая подготовка будущего учителя рассмотрена в докладах Д. Шариповой и Н. С. Садыкова (Ташкент), а также преподавателя школы № 10 г. Ферганы Г. В. Шамсутдиновой.

На секции «Профориентация на учительские профессии и проблемы подготовки школьных психологов» оживленное обсуждение вызвали доклады А. М. Сергеева и Н. С. Сафаева о совершенствовании подготовки

 

184

 

школьных психологов на спецфакультете ТГПИ им. Низами, С. А. Ахунджановой - об организации психологической службы в дошкольных учреждениях республики. И. М. Юсупов (Казань) выразил мнение о том, что в профотборе на педагогические профессии должны подвергаться диагностике эмпатия, коммуникативность и организаторские способности. Г. Б. Шаумаров (Ташкент) раскрыл особенности психологической службы в спецшколах. Л. М. Ибраимова (Ангрен) и Л. А. Попова (Ташкент) представили материалы исследования профотбора абитуриентов в педвузы. Проблемы подготовки студентов к будущей педагогической деятельности раскрыты в докладах Э. Г. Газиева (Ташкент) и Д. Г. Плаксина (Ашхабад). Опытом организации психологической службы в школах и подготовки школьных психологов поделились также В. П. Мерлинкин (Казань) и Л. В. Бевзова (Бишкек).

На конференции были приняты рекомендации, направленные на поддержку научных исследований по проблемам психологии учителя, преподавания психологических дисциплин в педвузах и университетах, внедрения в учебный процесс компьютерной техники, активизации работы по созданию оригинальных учебников и учебных пособий на узбекском языке по психологическим дисциплинам. Принято решение проводить такие конференции регулярно каждые два года. В 1992 г. решено провести в Узбекистане республиканскую научную конференцию по проблеме психологии одаренных детей.

Участники конференции поставили вопрос о создании в республике научного центра «Семья» с привлечением к работе в нем психологов, педагогов, философов, физиологов, юристов, медиков и сосредоточении в данном центре исследований этнопсихологических и этнопедагогических проблем узбекской семьи.