180
ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА
ПАРАМЕТРОВ ТЕМПЕРАМЕНТА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
О. К. БАЛАГУТДИНОВА, А. Р.
КУДАШЕВ
К числу фундаментальных
индивидуально-психологических образований относится темперамент, оказывающий самое
непосредственное влияние на эффективность индивидуальной и совместной
деятельности [3], на проявление общих способностей [2], на установление гармонии в отношениях (например, между
матерью и ребенком [7]). Вместе с тем закономерные изменения
различных параметров темперамента для каждой возрастной группы остаются пока
малоизученными.
Исходя из этого, целью настоящей работы являлось
исследование структуры характеристик темперамента у учащихся IX, X, XI классов
средней школы. Темперамент понимался нами как совокупность
формально-динамических особенностей психики, имеющая сходную организацию в двух
сферах взаимодействия: субъект-объектной (или предметной) сфере и субъект-субъектной
(или коммуникативной) [4]. Число испытуемых составило 102
человека: 52 девятиклассника (25 юношей и 27 девушек, средний возраст 14,5 ±
0,19 лет, 30 десятиклассников (10 юношей и 20 девушек, средний возраст 15,6 ±
0,26 лет), 20 одиннадцатиклассников (8 юношей и 12 девушек, средний возраст
16,4 ± 0,27 лет).
Для диагностики использовался опросник структуры
темперамента (ОСТ), разработанный В. М. Русаловым [4].
Обследование проводилось в индивидуальном порядке с предварительным
разъяснением инструкции. Данные после обработки сводились в итоговые таблицы по
шкалам в предметной и социальной сферах: эргичность (Эр, Сэр), пластичность
(Пл, Спл), темп (Т, Ст), эмоциональность (Эм, Сэм). Дальнейшая статистическая
обработка результатов измерений осуществлялась при помощи анализа
статистических параметров и последующего факторного анализа методом главных факторов.
При этом в качестве наиболее адекватной факторной структуры, соответствующей
теоретической концепции ОСТ, использовалось четырехфакторное решение. Значимыми
факторными нагрузками считались проекции на факторную ось, абсолютное значение
которых превышало 0,6. Вся статистическая обработка данных производилась на ЭВМ
«Электроника 100-25».
В табл. 1 представлены статистические параметры
распределения для шкал ОСТ в исследовавшихся группах испытуемых. Анализ
коэффициентов корреляции между шкалами темперамента показывает, что во всех
трех группах испытуемых статистически значимая корреляционная связь
обнаруживается между социальной и предметной эмоциональностью, а также между
социальным и предметным темпом. Так, величина коэффициента корреляции между
эмоциональностью и социальной эмоциональностью в IX классах составила 0,665, в
Х классе — 0,399 и в XI классе — 0,450. Показатели корреляции между темпом и
социальным темпом в IX классах — 0,320, в Х классе — 0,364 и в XI классе —
0,364. В то же время обнаружилась достоверная корреляционная взаимосвязь между
различными аспектами темперамента в предметной и социальной сферах. Обращает на
себя внимание устойчивая положительная взаимосвязь между Сэр и Ст во всех трех
классах (0,594—0,420), а также закономерное снижение корреляции с увеличением
возраста между Эр и Пл (0,559 в IX классах, 0,369 в Х классе, 0,120 в XI
классе).
Таблица 1
Средние и стандартные отклонения параметров
темперамента
Переменные |
IX
класс |
X
класс |
XI
класс |
|||
x |
σ |
x |
σ |
x |
σ |
|
Эр |
5,26 |
2,70 |
4,93 |
2,42 |
3,16 |
2,69 |
Сэр |
8,15 |
2,81 |
6,63 |
2,85 |
7,05 |
2,48 |
Пл |
6,21 |
3,50 |
6,10 |
3,02 |
6,68 |
3,38 |
Спл |
7,36 |
2,86 |
7,53 |
2,39 |
6,84 |
2,43 |
Т |
8,36 |
2,40 |
7,20 |
2,27 |
6,42 |
2,32 |
Ст |
5,94 |
2,37 |
7,23 |
3,02 |
7,79 |
2,76 |
Эм |
4,89 |
2,70 |
4,13 |
2,15 |
4,26 |
2,58 |
Сэм |
4,91 |
2,28 |
6,33 |
2,22 |
6,00 |
2,87 |
Примечание: обозначения переменных в
тексте.
181
Таблица
2
Матрица факторных нагрузок параметров темперамента при четырехфакторном
решении
Шкалы |
IX
класс (79 %) |
X
класс (73%) |
XI
класс (73%) |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Эр |
-067 |
824* |
-026 |
084 |
057 |
-024 |
-401 |
770* |
-051 |
-109 |
205 |
-884* |
Сэр |
-770* |
059 |
-197 |
-327 |
834 |
152 |
174 |
060 |
084 |
808* |
-333 |
-019 |
Эм |
166 |
138 |
877 |
161 |
-371 |
673 * |
233 |
338 |
264 |
029 |
785* |
-166 |
Сэм |
108 |
-190 |
879* |
-124 |
143 |
866* |
-099 |
-246 |
323 |
046 |
557 |
498 |
Т |
-268 |
655* |
-347 |
316 |
262 |
-041 |
236 |
781* |
-726* |
134 |
-396 |
-052 |
Ст |
-906* |
151 |
-100 |
020 |
705* |
-330 |
-163 |
253 |
-064 |
213 |
-787* |
084 |
Пл |
-045 |
859* |
086 |
-121 |
458 |
404 |
-299 |
317 |
-864* |
036 |
-069 |
-085 |
Спл |
-182 |
-048 |
-020 |
-923* |
022 |
-002 |
883* |
-021 |
-232 |
820 |
129 |
169 |
Доля
дисперсии, % |
32 |
22 |
16 |
9 |
26 |
19 |
14 |
14
|
32
|
19
|
13
|
9 |
Примечание: нули и запятые в значениях
факторных нагрузок опущены; значимые факторные веса помечены звездочкой.
В целом уровень корреляции в X классе убывает по сравнению
с IX классами, а в XI классе вновь восстанавливается практически до уровня IX
классов, свидетельствуя о гетерохронном развитии сторон индивидуальности.
Результаты факторного анализа в трех выборках испытуемых представлены в табл.
2. Исходя из содержания факторной структуры, можно заключить, что самым
устойчивым фактором является фактор эмоциональности в предметной и социальной
сфере. Известную устойчивость демонстрируют также факторы эргичности и темпа в
социальной и предметной сферах для IX—Х классов.
Согласно полученным результатам, в IX—XI классах
претерпевают изменения следующие аспекты темперамента: убывают эргичность и
социальная эргичность, предметный темп; на фоне этого происходит возрастание
социального темпа и социальной эмоциональности (все различия статистически значимы
при р≤0,05). Эти закономерные изменения находятся в соответствии с
литературными данными; так, лонгитюдный эксперимент, проведенный на юношеской
выборке Е. А. Силиной (см. [1; 81], обнаружил уменьшение
импульсивности и эмоциональной возбудимости. По данным А. Гезела (см.[1; 34]), 14-летние подростки отличаются от 16-летних большей
экспансивностью и энергичностью, что в терминах нашего исследования относится к
такой черте темперамента, как эргичность. Вместе с тем полученные нами
результаты свидетельствуют о разнонаправленной динамике эмоциональной компоненты
темперамента у старшеклассников. Предметная эмоциональность имеет тенденцию к
снижению, в то время как эмоциональность в коммуникативной сфере возрастает.
Вероятно, исследовавшиеся ранее признаки эмоциональности имели отношение к
реагированию преимущественно в предметной сфере. Выявленное возрастание коммуникативной
эмоциональности в Х классе по сравнению с IX, а также некоторое ее снижение в
XI классе может быть объяснено тем, что в Х классе происходит как бы новая
комплектация, объединение учащихся из разных классов, что закономерно ведет к
возрастающей роли эмоциональности и пластичности в субъект-субъектной сфере. В
целом можно заключить, что компоненты темперамента в социальной сфере преобладают
над его предметными аспектами. Возрастание параметров коммуникативной сферы у
328 городских детей показано в исследовании [6]. Кроме того,
суммарные показатели по двум аспектам для 4 компонентов темперамента
демонстрируют относительную стабильность во времени пластичности и
эмоциональности, темпа. Сходный результат в лонгитюдном исследовании
стабильности характеристик темперамента у детей показывает, что наибольшую
устойчивость обнаружили такие параметры темперамента, как адаптивность,
настроение и активность [5].
Факторные структуры показателей темперамента
отражают, как известно, группы наиболее тесно связанных его признаков. Если
темперамент девяти- и десятиклассников в значительной степени определяется
факторами эмоциональности, с одной стороны, и эргичностью и темпом в социальной
сфере — с другой, то для XI класса ведущими структурными компонентами являются
182
предметные темп и пластичность. Таким образом, в XI
классе предметные аспекты темперамента в значительной степени, по сравнению с
предыдущими двумя классами, определяют совокупность динамических проявлений
психики. Вероятно, здесь сказывается возрастающее участие будущих выпускников в
конкретном предметно-исполнительском трудовом процессе, организуемом в рамках
системы учебно-производственных комплексов. Сходную структурную картину получил
в своем исследовании на студенческой выборке В. М. Русалов [4].
1. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
2. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
3. Русалов В. М. О взаимоотношении свойств темперамента и
эффективности индивидуальной и совместной деятельности // Психол. журн. 1982.
Т. 3. № 6. С. 50—59.
4. Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента
человека // Психол. журн. 1989. Т.
10. № 1. С. 10—21.
5. McNeil T. P., Persson-Blennow
I. Stability of temperament characteristics in childhood // Amer. J.
Orthopsychiot. 1988. V. 58. N 4. Р. 622—626.
6. Przetacznik-Glerowska M.
Children's communicative skills expressed in story-telling // Pol. Psychol.
Bull. 1989. V. 20. N 2. Р. 103—111.
7. Pichard C. Temperament et
communication chez les bebes de 4 a 8 mois incidence des differences
individuelles sur la psyhopathologie // Neuropsychot. enfance et adolescence. 1990. V. 38. N
1—2. Р. 20—26.
Поступила в редакцию 15.III 1991 г.