Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

 

В. В. ЗНАКОВ

Москва

 

Корнилова Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990. 192 с.

На совершенствование качества решений, принимаемых человеком и искусственными системами, направлены сегодня усилия ученых многих специальностей. Однако подавляющее большинство современных теорий принятия решений основаны на использовании вероятностно-статистических методов, математического аппарата, учитывающего только операционно-логическую сторону решений и игнорирующего их субъективно-психологические компоненты. Авторы теорий такого рода рассматривают принятие решений субъектом не как преломление интеллектуальных и мотивационных особенностей его личности через призму конкретных обстоятельств выполняемой деятельности, а на операциональном уровне «взвешивания» объективных факторов среды, определения объективной вероятности достижения цели решения. Даже в когнитивной психологии, где принятие решений изучается как интеллектуальная деятельность личности, анализируются преимущественно те познавательные механизмы, которые детерминируются отражением предметного мира, а мотивационные и целевые аспекты решений остаются «за кадром».

Полезность книги Т. В. Корниловой и О. К. Тихомирова как раз и состоит в том, что в ней подробно освещается субъективно-психологическая сторона принятия решений (индивидуально-стилевые особенности деятельности, мотивационная регуляция, осознание образа задачи и т. п.). В ней впервые осуществлен развернутый психологический анализ процессов принятия решений в системе «человек — ЭВМ». Книга может рассчитывать на интерес не только психологов и программистов, но и технических специалистов, потому что внедрение психологических аспектов принятия решений до сих пор остается слабым местом как в уже функционирующих системах искусственного интеллекта, так и в проектируемых. Разработчики систем это понимают и стремятся устранить отмеченный недостаток с помощью психологов.

Несомненное достоинство книги состоит в стремлении ее авторов рассмотреть проблему в широком научном контексте, проанализировать и психологические особенности мышления человека, принимающего решение, и опосредствованность интеллектуальной деятельности компьютером. Такой подход позволяет выявить и внешние, и внутренние условия диалога человека с машиной. В книге представлены нетривиальные экспериментальные данные о принятии решений людьми, постоянно применяющими компьютер для достижения научных и практических целей.

Разрабатываемая авторами концептуальная психологическая модель принятия решений базируется на представлении о ведущей роли познавательной активности субъекта в ситуации диалога с компьютером. Концептуальным ядром модели и фокусом содержания книги является положение о том, что «использование компьютерных данных при развитии человеком опосредствованных форм интеллектуальных решений требует от него активного видоизменения внутренних средств видения и понимания заданной проблемной ситуации. Внутренние средства и ориентиры для принятия решений изменяются по характеру эмпирических обобщений результатов компьютерного анализа и собственной познавательной активности. Эти новые обобщения свойств элементов ситуации в качестве промежуточных внутренних ориентиров позволяют субъекту выдвигать нового типа гипотезы и предвосхищения» (с. 66).

Данное положение экспериментально доказывается с помощью исследования разных

 

175

 

форм опережающего контроля человеком своих интеллектуальных решений. Эти формы рассматриваются авторами в качестве важных компонентов динамической структуры мышления субъекта, принимающего решения в диалоге с компьютером. Характер решений в значительной мере определяется индивидуальной спецификой когнитивной регуляции познавательной активности пользователя в диалоге с ЭВМ, а также субъективными способами осмысления компьютерных данных. У пользователя только в том случае возникают качественно новые единицы анализа проблемной ситуации, если он сумеет включить компьютерные данные в самостоятельно выработанные способы их означивания. Чем шире диапазон осмысливаемых субъектом связей между результатами собственных познавательных усилий и «стратегиями» компьютера, тем ощутимее изменяются операциональные смыслы компьютерных данных и тем выше интеллектуальная обоснованность решений.

В этом плане особенно интересен экспериментальный анализ когнитивных стилей как таких внутренних условий познавательной деятельности человека, которые влияют на время обдумывания и число промежуточных решений в диалоге. Обнаружено, что «полезависимым» и «рефлексивным» субъектам необходимо больше времени для принятия промежуточных решений, чем «поленезависимым» и «импульсивным». Время обдумывания промежуточных решений прямо связано с увеличением гибкости познавательного контроля.

На формирование процессов принятия решений оказывает влияние и личностная тревожность пользователя. В работе показано, что в ситуации диалога с компьютером решение трудных задач облегчается при низкой тревожности, а для легких более оптимален высокий уровень личностной тревожности познающего субъекта. Авторы полагают, что при принятии решений факторы тревожности можно рассматривать как внешние по отношению к собственно познавательной мотивации. Результаты проведенного исследования дают основание и для более обобщенного вывода о том, что индивидуально-личностные особенности пользователя хотя и не репрезентируются во внешней структуре диалога, но играют большую роль в содержательной и процессуальной регуляции принятия решений.

В монографии представлены убедительные доказательства необходимости участия психолога в создании диалоговых систем. Психолог может не только существенно повысить интеллектуальность решений, принимаемых человеком с помощью компьютера, но и — что не менее важно для общества — способствовать гуманизации процессов и результатов компьютеризации. Книга написана хорошим языком, ее с интересом прочтут все, кто так или иначе связан с компьютерами. Вместе с тем не может не вызывать сожаления тот факт, что в книге практически не нашлось места для описания характеристик решений в специфических для психолога областях деятельности. Вследствие этого заинтересованный читатель вынужден сам осуществлять проекцию представленных в книге данных, например на компьютерную психодиагностику или обучающие системы, и делать выводы о том, как здесь могут проявиться обнаруженные авторами психологические закономерности. Это актуальное для психологии направление исследования компьютеризации безусловно требует дальнейшей проработки и более углубленного анализа.