162
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И
АППАРАТУРА
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ
А. Н. ИВАШОВ, Е. В. ЗАИКА
Одно из центральных мест в структуре личности
занимают ее коммуникативные качества, характеризующие особенности ее поведения
в различных ситуациях общения со значимыми другими, а также возможности ее
самореализации в общении. Психологическим базисом коммуникативных качеств
личности являются ее коммуникативные установки (КУ), которые обеспечивают ее
готовность строить отношения в определенном стиле и с определенным типом
предпочитаемых партнеров.
Необходимость тщательной диагностики КУ личности в
настоящее время наиболее хорошо осознана в практике психологического
консультирования, так как почти все трудности, с которыми человек обращается к
психологу, связаны с нарушениями его общения, которые в свою очередь во многом
предопределены его КУ.
Большинство широко распространенных методик
исследования личности в той или иной мере фиксируют некоторые особенности ее
КУ, однако до настоящего времени не существует удовлетворительных методик,
специально направленных на выявление и анализ КУ как основного объекта
диагностики.
В основу разработанной нами методики положено
представление о трехкомпонентной
структуре КУ, включающей в себя: 1) собственные позиции в общении, с
которых человек строит взаимоотношения со своими партнерами, 2) предпочитаемые
позиции других людей, с которыми человеку удается установить глубокие
взаимоотношения, и 3) степень глубины взаимоотношений, на которую человек
ориентирован в общении. Каждый из этих трех компонентов КУ может быть
рассмотрен с учетом модальности: а) реальное состояние: каковы они в
действительности на сегодняшний день — и б) желаемое состояние: какими человек
предпочитает их видеть для себя в будущем, в идеале.
Вопрос о позициях
в общении рассматривался в различных направлениях социальной психологии [1], [2], [9], [19].
Наиболее полную разработку он получил в русле трансактного анализа [10], [11], [12], [15]. С точки зрения этого подхода, позиция (как собственная,
так и партнера) характеризуется, во-первых, ведущим эго-состоянием и,
во-вторых, ведущим типом общения личности. В работах Э. Берна и его
последователей развито представление о трех эго-состояниях: Дитя (Д), Родитель
(Р) и Взрослый (В), рассматриваемых как последовательные ступени формирования
зрелой личности, каждая из которых соотносится со специфическими присущими ей
мотивами и способами общения [10], [13], [14], [18]. При этом каждое из эго-состояний
в зависимости от особенностей своей структуры и генезиса может порождать
различные типы общения. Так, Д может быть «естественным» и «приспособленным под
влиянием социального окружения», а приспособленное Д, в свою очередь, может быть
«уступчивым к внешним влияниям», «бунтующим против давления сверху» и
«манипулирующим окружающими»; описаны также различные способы поведения
«естественного» Д [15], [16], [17]. Эго-состоянию Р также свойственны различные типы
поведения: «контролирующий» (авторитарный), который имеет вариации от мягкости
до патологической жесткости,
«воспитывающий» (опекающий) и «устранившийся» [10], [17], [18]. При характеристике эго-состояния
В отмечается ряд возможных отклонений от нормального его функционирования
(«гармоничного В»), проявляющихся как акцентуации характера. Так, выделяют
163
«усталого
В» (с психастеническими чертами), «В с жестко очерченными границами» (близко к
шизоидным чертам), «В, контаминированного Р» (паранойяльные черты) и др. [10], [15], [17].
На основе имеющихся в литературе по трансактному
анализу описаний разновидностей поведения Д, Р и В мы пришли к выводу, что во
всех этих случаях речь идет по сути о преобладании одного из четырех типов
общения: 1) гармоничного, которому
свойственна естественность, энергичность и внимание к индивидуальности
партнера, 2) формального,
характеризующегося преобладанием нормативности, аналитичности и тенденции к
деиндивидуализации партнера, 3) отгороженного,
которому присущи низкая продуктивность, анэнергичность и невнимание к партнеру,
и 4) конфликтного, связанного со
склонностью к аффектам и неадекватному поведению, нередко граничащему с
патологическим.
Таким образом, возможно выделить в первом
приближении 12 основных позиций в общении, образуемых пересечением трех
эго-состояний (Д, Р и В) с четырьмя типами общения: Д - гармоничный, Д -
формальный и т. д. (их характеристики см. в табл. 1). Приведенный перечень
позиций представляется достаточно подробным и может использоваться для изучения
как собственных позиций человека в общении, так и предпочитаемых позиций
партнеров.
Степень
глубины взаимоотношений представляет собой некоторый континуум, крайними точками которого
является нуль и бесконечность. При обозначении отрезков этого континуума мы
взяли за основу теорию коммуникативного развития личности В. И. Кабрина [6], [7]. Основные виды взаимоотношений,
различающиеся по глубине, представлены в табл. 2; в нижней строке указано
количество баллов, которыми измеряется глубина каждого из взаимоотношений. С
помощью приведенной шкалы возможна оценка глубины взаимоотношений человека как
с каждым отдельным партнером, так и в целом, обобщенно с группой партнеров.
Указанные представления о позициях партнеров в
общении и о степени глубины взаимоотношений между ними положены в основу
методики исследования КУ.
Экспериментально-диагностический материал методики —
12 карточек с кратким описанием основных позиций в общении (см. табл. 1) и
бланки со шкалой глубины взаимоотношений (см. табл. 2).
Процедура обследования испытуемого (клиента)
включает в себя ряд этапов:
1. Ранжирование карточек по степени похожести на
себя. Инструкция испытуемому:
Таблица
1
Эго- состояния |
Тип общения |
|||
гармоничный |
формальный |
отгороженный |
конфликтный |
|
Дитя |
1. Общаясь,
оригинальничает, острит, играет, использует уловки в своих интересах,
притворяется и фантазирует |
2. Стремится соблюдать
правила и нормы, ориентируется на авторитеты, чувствителен к похвалам и
упрекам, полагается на других |
3. Стремится плыть по
течению, избегает ответственности, предпочитает быть беззаботным и иметь
покровительство |
4. Делает все шиворот -
навыворот, напрашивается на наказания, назло «тянет резину», дерзит и мечтает
свести счеты |
Родитель |
5. Опекает другого, всегда
готов оказать поддержку, тревожится за других, доброжелательно и доступно
объясняет, сглаживает конфликты |
6. Требует ответственного
поведения и строгого соблюдения правил и норм, часто выражает одобрение или
неудовольствие поведением других |
7. Отчуждается,
предоставляя свободу, отстраненно наблюдает, критикует людей и времена,
склонен к упрекам |
8. Настойчиво ищет
недостатки, категорически требует послушания, часто отстаивает свой
авторитет, не терпит возражений |
Взрослый |
9. Заключает взаимный
договор, творческий союз, сопереживает и понимает других, обменивается
мыслями и чувствами |
10. Собирает факты,
хладнокровно рассчитывает и взвешивает, заранее планирует, обладает
«железной» логикой, умеет держать себя в руках |
11. Избегает споров, живет
в мире иллюзий, во всем сомневается, копается в себе, не умеет воплощать
замыслы |
12. Имеет непоколебимую
систему взглядов, логически обосновывает свои предубеждения, придумывает себе
врагов, плохо понимает людей |
164
Таблица 2
Не устанавливаю глубоких
взаимоотношений |
Вступаю в глубокие
взаимоотношения |
||||
так как не вижу в этом смысла, не хочу даже
задумываться |
в общем-то не против установить, но не
представляю, как это сделать конкретно |
так как не решаюсь реализовать свой план
без полной информации, вдохновения или подходящего случая |
но ненадолго, так как не хватает взаимности или желания
сохранять их постоянно |
и развиваю их, несмотря на трудности и
исходя из взаимных обязательств |
и постоянно черпаю из них силы и радость, мне легко и
свободно |
Число баллов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
«На
карточках описаны различные особенности поведения людей. Вероятно, одни из них
вам свойственны в большей мере, другие — в меньшей. Найдите, пожалуйста, и
положите слева такую карточку, которая, на ваш взгляд, наиболее точно из всех
имеющихся описывает вас. Далее справа от нее положите ту, которая характеризует
вас также достаточно отчетливо, но в меньшей степени и т. д., т. е. расположите
карточки в ряд от наиболее похожих на вас до наименее похожих». Результаты
ранжирования экспериментатор записывает в протокол, обозначая карточки номерами
от 1 до 12 в соответствии с табл. 1.
2. Отнесение к каждой карточке по 1—2 хорошо
знакомых человека. Инструкция: «Прочитывая каждую карточку, постарайтесь
определить, кто из хорошо знакомых вам людей в наибольшей степени похож на это
описание, и отметьте на бланке рядом с номером карточки инициалы или условное
обозначение этого человека. Если к одной и той же карточке вы сможете отнести
не одного, а двух людей, запишите инициалы обоих. Постарайтесь также
обязательно отнести к одной из карточек ваших самых близких друзей и
родственников. При этом имейте в виду, что полного сходства быть, конечно, не
может, речь идет лишь о некотором относительном подобии».
3. Оценка достигнутой на настоящий момент степени
глубины взаимоотношений с каждым из указанных лиц. Инструкция: «Человек
устанавливает с разными людьми отношения различной степени глубины: от
поверхностных до очень глубоких. На бланке указаны 6 различных видов
взаимоотношений. Определите, пожалуйста, какой вид взаимоотношений в наибольшей
мере характеризует ваше общение с каждым из названных вами партнеров — в таком
виде, в каком оно сложилось на сегодняшний день,— и под названием вида
взаимоотношений напишите инициалы ваших знакомых».
4. Оценка желаемой в идеальном будущем степени
глубины взаимоотношений с партнерами. Инструкция: «А теперь на втором бланке
отметьте, какие взаимоотношения вы хотели бы установить с каждым из ваших
знакомых — независимо от того, каковы они на сегодняшний день,— какие
взаимоотношения с ними вас в наибольшей мере устраивали бы, если бы все
зависело только от вас и не было бы объективных препятствий».
5. Ранжирование карточек по степени
привлекательности содержащихся в них психологических портретов. Инструкция: «А
теперь расположите карточки в ряд от самой привлекательной для вас до самой
неприятной, при этом исходите из вашего собственного представления об идеальном
человеке: каким он вообще должен быть».
В ряде случаев в связи с решением других задач,
выходящих за пределы исследования КУ, процедура обследования испытуемого может
включать в себя дополнительные этапы: ранжирование карточек по параметрам
«счастливый», «преуспевающий», «хороший семьянин» и др. в соответствии с
методикой косвенного измерения системы самооценок Е. Т. Соколовой для выявления
шкалы ценностей испытуемого и шкалы его самооценок по отдельным качествам [9].
При обработке полученных данных выделяются следующие
основные показатели, характеризующие
различные аспекты КУ:
1) собственные реальные позиции человека в общении,
описанные в виде: а) полного ранжированного ряда позиций по степени похожести
на себя, б) группы трех
165
наиболее
характерных для него позиций, в) одной ведущей его позиции;
2) желаемые позиции в общении, основанные на
ранжировании качеств идеального человека и представленные также в трех
указанных выше вариантах;
3) степень удовлетворенности собственными реальными
позициями, определяемая: а) как коэффициент ранговой корреляции Спирмена между
ранжировками «похожий на меня» и «идеальный человек»:
,
где
n — количество позиций (12), a D —
сумма квадратов разностей между двумя рангами по каждой позиции; б) как средний
ранг привлекательности первых трех собственных реальных позиций;
4) позиции партнеров, с которыми человек в настоящее
время имеет наиболее глубокие для него взаимоотношения (обычно до 2—3 позиций
знакомых, получивших наиболее высокие оценки по шкале глубины взаимоотношений);
5) позиции партнеров, с которыми человек намерен
установить наиболее глубокие взаимоотношения в желаемом будущем (также до 2—3);
6) степень удовлетворенности позициями партнеров, с
которыми установились наиболее глубокие взаимоотношения, определяемая: а) как
средний ранг их привлекательности в ранжировке «идеальный человек» и б) как
средняя разность (с учетом знака) баллов реальной и желаемой глубины
взаимоотношений с ним;
7) реальная глубина взаимоотношений с партнерами,
оцениваемая: а) как средний балл глубины по всем обозначенным лицам, б) как
количество лиц, с которыми установлены отношения глубиной в 5 и 6 баллов;
8) желаемая глубина взаимоотношений, оцениваемая в
этих же двух вариантах;
9) степень удовлетворенности глубиной взаимоотношений,
определяемая как разность между показателями реальной и желаемой глубины
взаимоотношений.
При более подробном исследовании КУ могут таким же
образом анализироваться и отрицательные полюсы названных показателей: наименее
типичные собственные позиции, наименее приемлемые позиции партнеров и т. д.
Полученная характеристика КУ может как иметь
самостоятельное значение (информация о различных аспектах общения данного
конкретного испытуемого), так и сопоставляться со средними значениями
показателей, характерных для той или иной группы обследованных, принимаемыми за
нормативные.
Приведем обобщенные данные по некоторым из
показателей КУ, полученные при обследовании 60 студентов в возрасте от 18 до 29
лет (30 юношей и 30 девушек). Позиции в общении для краткости изложения
обозначим числами от 1 до 12 в соответствии с табл. 1. Так, позиция 1 означает
«эго-состояние Дитя, тип общения гармоничный», а, например, позиция 6 —
«эго-состояние Родитель, тип общения формальный».
Убывающий порядок собственных реальных позиций для
юношей представляет собой: 9 1 11 5 12 10 6 7 3 8 4 2 и для девушек: 11 5 1 9 6
7 3 12 2 10 4 8. Желаемые позиции в общении для юношей и девушек сходны и в
усредненном варианте составляют ряд: 9 5 1 6 10 11 7 12 8 4 3 2.
Степень удовлетворенности собственными позициями
(ρ) у юношей колеблется от —0,47 до +0,92 при среднем значении +0,51, у
девушек — от —0,23 до +0,96 при среднем +0,54.
Позиции партнеров, с которыми установлены наиболее
глубокие отношения, расположены в следующем порядке: 9 5 1 6 11 12 10 4 8 2 7
3. При этом испытуемые, общающиеся с разных позиций, устанавливают глубокие
взаимоотношения с различными типами партнеров: 1 — с 5, 3 — с 3, 4 — с 4 и 9, 6
— с 6 и 9, 7 — с 10 и 12, 9— с 1, 5 и 9, 10— с 8 и 10, 11 и 12— с 7 и 12.
Рассмотрение указанных пар с позиций трансактного анализа показало, что чаще
всего глубокие взаимоотношения складываются: а) у лиц со сходными
эго-состояниями и/или типами общения, б) между лицами с эго-состояниями Р и В
(как от Р к В, так и от В к Р), в) между лицами, оба из которых обладают
гармоничным типом общения, и лицами, обоим из которых свойственны различные
негармоничные типы общения.
Позиции партнеров, с которыми человек желал бы
установить глубокие отношения в будущем, представляют собой ряд: 9 5 6 10 7 4 1
11 3 12 2 8, в котором на первый план выходят партнеры с эго-состояниями В и Р
и с преобладанием гармоничного типа общения.
Количество партнеров, с которыми человек реально
устанавливает глубокие взаимоотношения (в 5 и 6 баллов), колеблется от 0 до 9,
составляя средние значения 3,2 для юношей и 3,4 для девушек; количество
желаемых таких партнеров колеблется от 3 до 10 при средних значениях 4,9 для
юношей и 5,0 для девушек.
166
В качестве примера использования описанной методики
приведем результаты испытуемого И., студента 23 лет. Собственные его реальные
позиции в общении составляют ряд: 3 7 10 6 1 11 9 8 4 12 2 5, существенно
отличающийся от среднего, что свидетельствует о значительном своеобразии его КУ
в отличие от сверстников. Анализ трех первых его позиций (3 7 10) не позволяет
определить его ведущее эго-состояние, однако указывает на отчетливую его
приверженность к отгороженному типу общения с некоторыми элементами
формального. Ранжировка идеальных позиций в виде 9 6 10 2 5 1 11 3 8 4 7 2
свидетельствует о выраженном предпочтении им эго-состояния В, а также
формального и гармоничного типов общения. Удовлетворенность своими позициями в
общении невысокая: ρ = + 0,31. Наиболее глубокие взаимоотношения
установлены с тремя партнерами в позициях 6 и 7, т. е. с эго-состояниями Р с
формальным и отгороженным типами общения. Сопоставление собственных позиций и
позиций партнеров с глубокими взаимоотношениями указывает на четкую
приверженность И. к формально-отгороженному типу общения. Отмечая желаемые
отношения в будущем, И. ориентируется на четырех партнеров в позициях 5, 6 и 11
(эго-состояния Р, тип общения отчетливо не выражен), при этом лишь с одним из
них установлен глубокий контакт в настоящем. Совокупность приведенных данных
позволяет предположить, что И. совершенно неудовлетворен складывающимися
взаимоотношениями с партнерами; в наибольшей степени привержен к партнерам с
эго-состоянием Р; сам имеет ведущее эго-состояние Д, которое в себе не
принимает; наиболее привычным для него является общение по формально-отгороженному
типу, что затрудняет установление глубоких отношений с партнерами; реальная и
желаемая глубина взаимоотношений несколько снижена. В ходе последующих бесед и
наблюдения за поведением И. в группе социально-психологического тренинга
сделанные выводы полностью подтвердились.
Описанная методика исследования КУ может применяться
в практике ведения групп социально-психологического тренинга с целью
оптимизации процесса вхождения клиента в групповую работу и конкретизации задач
его психологической коррекции [5], а также в воспитательной
работе с юношами-правонарушителями для формирования их адекватной Я-концепции [3] и в психологическом консультировании одиноких людей для
снижения их нереалистических ожиданий к будущему партнеру [4].
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,
1969.
2. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М., 1988.
3. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая
характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопр. психол. 1990. № 4. С. 83 – 91.
4. Заика Е. В., Ячина А. С. Связь предпочитаемых характеристик
будущего супруга с выраженностью общей ориентации на семью // Актуальные
аспекты диагностики, организации лечебного процесса и реабилитации больных с
сексуальными расстройствами: Тезисы докладов. Харьков, 1990.
5. Ивашов А. Н. Диагностика и развитие социально-психологическом
культуры личности в тренинговой группе // Психологическая наука: состояние и
перспективы исследований: Тезисы докладов. М., 1989.
6. Кабрин В. И. Психосемантика коммуникативного развития личности //
Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса.
Томск, 1986.
7. Кабрин В. И. Исследование транскоммуникативных факторов
психосемантического развития личности // Психолого-педагогические вопросы
организации учебно-воспитательного процесса. Томск, 1989.
8. Общая психодиагностика /
Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.
9. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения
личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
10. Berne E.
Transactional analysis in psychotherapy: A systematic individual and social
psychiatry. N. Y., 1961.
11.
12. Berne E.
Games people play. N. Y., 1967.
13.
14. Jongeward D.
Everybody wins: Transactional analysis applied to organizations.
15. James M.,
Jongeward D. Born to win: Transactional analysis with gestalt experiments.
16. James M.,
Jongeward D. Winning with people.
17. James M.,
Savary L. A new self: Self-therapy with transactional analysis.
18.
19. Rokeach M.
The nature of attitudes // The International Encyclopedia of the Social Sciences.
V. 1. N. Y., 1968.
Поступила в редакцию 17.ХII