Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

129

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ: НЕКОТОРЫЕ СИМПТОМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

 

А. Б.ОРЛОВ

 

Одной из бесспорно сильных сторон кратко обрисованного подхода является лежащая в его основе система диагностических приоритетов. Парадоксальным является тот факт, что, по сути дела, медицински ориентированная психодиагностика направлена преимущественно не на выявление картины дефекта (хотя и это, конечно же, имеет место), а на определение того, что Ю.Б. Некрасова вслед за А. Адлером и Л.С. Выготским называет гиперкомпенсаторным фондом личности или, проще говоря,— на выявление сильных сторон, позитива личности, существующего независимо или, точнее, вопреки дефекту. Подобная нетрадиционная ориентация психодиагностической работы еще один пример гуманического, клиенто-центрированного подхода (К. Роджерс), медленно, но неуклонно проникающего в отечественную практическую психологию.

В связи с данной особенностью представленной диагностической работы хочу высказать сугубо терминологическое, но тем не менее существенно важное, на наш взгляд, предложение. В 1929 г. А. Р. Лурия ввел в научный оборот термин, которому было суждено стать одним из ключевых в отечественной медицинской психологии. Я имею в виду термин «внутренняя картина болезни». Предлагаю не менее мощный по своему содержательному потенциалу антоним, а именно — термин «внутренняя картина здоровья». Думаю, что в определенном смысле он может стать со временем ключевым понятием в разрабатываемой теоретической концепции коррекционной работы.

Теперь позволю себе обратить ваше внимание на одну из тех общих тенденций в развитии современной психодиагностики, которая, на мой взгляд,

 

130

 

может быть проиллюстрирована на примере психодиагностической работы Ю. Б. Некрасовой и ее сотрудников. Я имею в виду дифференциацию и увеличение числа функций психодиагностических методик.

Если мы рассмотрим академический, прикладной и практический контексты работы психолога, то отчетливо увидим, что по мере перехода от первого из них к третьему существенно нарастает степень реальности субъекта, человека, с которым приходится иметь дело психологу. Иначе говоря, значительно увеличивается число тех сторон, тех аспектов жизнедеятельности человека, которые должны приниматься во внимание, учитываться в работе психолога, если он стремится быть эффективным профессионалом. С данным обстоятельством и связано усиление полифункционализма психодиагностик в контексте современной практической психологии.

Традиционно главной, а подчас основной и единственной функцией психодиагностики является функция информационная, функция получения разного рода знаний об объекте диагностики. На примере подхода, продемонстрированного Ю. Б. Некрасовой, мы видим, как включение психодиагностических методик и приемов в контекст практической психологической работы порождает новые для них функции. Наряду с традиционной информационной функцией они начинают выполнять пропедевтическую (или моделирующую) и коммуникативную функции (т. е. становятся средствами включения клиента в коррекционную работу и средствами психотерапевтического общения консультанта и клиента). Они начинают выполнять также экспрессивную и структурирующую функции (т. е. позволяют клиенту в рамках собственно диагностического обследования отреагировать аффективные комплексы, «заторы» и более конструктивно формулировать и предъявлять консультанту и самому себе свои личностные проблемы). Использование психодиагностических методик (например, методики гуманистического танца Г. Аммона) в двух данных функциях получает в последнее время все более широкое распространение в практической работе многих психотерапевтов (достаточно упомянуть о системе экспрессивной психотерапии, разработанной Н. Роджерс, см. Вопр. психол. 1990, № 1). И, наконец, психодиагностические приемы выполняют здесь и индивидуализирующую функцию (т. е. работают не как традиционные, ориентированные на статистическую норму диагностические методики и даже не как более современные критериально-ориентированные диагностические тесты, но как средства подлинно индивидуальной диагностики, позволяющей консультанту создать «портрет неповторимости» клиента).

Мне представляется, что нарастание функций использования психодиагностических методик в контексте практической психотерапевтической и психокоррекционной работы является одновременно важным (хотя и косвенным) симптомом и действенным механизмом гуманизации психодиагностики как научной дисциплины. Испытуемый — этот своего рода «информационный донор» — превращается в клиента, в котором уже несравненно сильнее и отчетливее проступают черты реального человека.

 

Думаю, что «зона ближайшего развития» психодиагностики в целом состоит, конечно же, не в увеличении числа диагностических методик и не в рафинировании их формально-статистических кондиций и параметров (хотя важно и все это), но в увеличении количества тех функций, в которых используется каждая методика в психологическом исследовании. По мере этого последнее трансформируется из системы экспертно-центрированных (манипулятивных) воздействий на испытуемого в систему клиенто-центрированного (помогающего) межличностного взаимодействия, диалога.