129
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ
ПСИХОДИАГНОСТИКИ: НЕКОТОРЫЕ СИМПТОМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
А. Б.ОРЛОВ
Одной из бесспорно сильных сторон кратко
обрисованного подхода является лежащая в его основе система диагностических приоритетов.
Парадоксальным является тот факт, что, по сути дела, медицински ориентированная
психодиагностика направлена преимущественно не на выявление картины дефекта
(хотя и это, конечно же, имеет место), а на определение того, что Ю.Б.
Некрасова вслед за А. Адлером и Л.С. Выготским называет гиперкомпенсаторным
фондом личности или, проще говоря,— на выявление сильных сторон, позитива
личности, существующего независимо или, точнее, вопреки дефекту. Подобная
нетрадиционная ориентация психодиагностической работы еще один пример
гуманического, клиенто-центрированного
подхода (К. Роджерс), медленно, но неуклонно проникающего в отечественную
практическую психологию.
В связи с данной особенностью представленной
диагностической работы хочу высказать сугубо терминологическое, но тем не менее
существенно важное, на наш взгляд, предложение. В 1929 г. А. Р. Лурия ввел в
научный оборот термин, которому было суждено стать одним из ключевых в
отечественной медицинской психологии. Я имею в виду термин «внутренняя картина
болезни». Предлагаю не менее мощный по своему содержательному потенциалу
антоним, а именно — термин «внутренняя
картина здоровья». Думаю, что в определенном смысле он может стать со
временем ключевым понятием в разрабатываемой теоретической концепции
коррекционной работы.
Теперь позволю себе обратить ваше внимание на одну
из тех общих тенденций в развитии современной психодиагностики, которая, на мой
взгляд,
130
может
быть проиллюстрирована на примере психодиагностической работы Ю. Б. Некрасовой
и ее сотрудников. Я имею в виду дифференциацию и увеличение числа функций
психодиагностических методик.
Если мы рассмотрим академический, прикладной и
практический контексты работы психолога, то отчетливо увидим, что по мере
перехода от первого из них к третьему существенно нарастает степень реальности
субъекта, человека, с которым приходится иметь дело психологу. Иначе говоря,
значительно увеличивается число тех сторон, тех аспектов жизнедеятельности человека,
которые должны приниматься во внимание, учитываться в работе психолога, если он
стремится быть эффективным профессионалом. С данным обстоятельством и связано
усиление полифункционализма психодиагностик в контексте современной практической
психологии.
Традиционно главной, а подчас основной и
единственной функцией психодиагностики является функция информационная, функция получения разного рода знаний об объекте
диагностики. На примере подхода, продемонстрированного Ю. Б. Некрасовой, мы
видим, как включение психодиагностических методик и приемов в контекст
практической психологической работы
порождает новые для них функции. Наряду с традиционной информационной
функцией они начинают выполнять
пропедевтическую (или моделирующую) и
коммуникативную функции (т. е. становятся средствами включения клиента в
коррекционную работу и средствами психотерапевтического общения консультанта и
клиента). Они начинают выполнять также экспрессивную
и структурирующую функции (т. е. позволяют клиенту в рамках собственно
диагностического обследования отреагировать аффективные комплексы, «заторы» и
более конструктивно формулировать и предъявлять консультанту и самому себе свои
личностные проблемы). Использование психодиагностических методик (например,
методики гуманистического танца Г. Аммона) в двух данных функциях получает в
последнее время все более широкое распространение в практической работе многих
психотерапевтов (достаточно упомянуть о системе экспрессивной психотерапии,
разработанной Н. Роджерс, см. Вопр. психол. 1990, № 1). И, наконец,
психодиагностические приемы выполняют здесь и индивидуализирующую функцию (т. е. работают не как традиционные,
ориентированные на статистическую норму диагностические методики и даже не как
более современные критериально-ориентированные диагностические тесты, но как
средства подлинно индивидуальной диагностики, позволяющей консультанту создать
«портрет неповторимости» клиента).
Мне представляется, что нарастание функций
использования психодиагностических методик в контексте практической психотерапевтической
и психокоррекционной работы является одновременно важным (хотя и косвенным)
симптомом и действенным механизмом
гуманизации психодиагностики как научной дисциплины. Испытуемый — этот
своего рода «информационный донор» — превращается в клиента, в котором уже
несравненно сильнее и отчетливее проступают черты реального человека.
Думаю, что «зона ближайшего развития»
психодиагностики в целом состоит, конечно же, не в увеличении числа
диагностических методик и не в рафинировании их формально-статистических
кондиций и параметров (хотя важно и все это), но в увеличении количества тех функций, в которых используется каждая
методика в психологическом исследовании. По мере этого последнее трансформируется
из системы экспертно-центрированных (манипулятивных) воздействий на испытуемого
в систему клиенто-центрированного (помогающего) межличностного взаимодействия,
диалога.