Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

64

 

О СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА

 

Л. А. СУХИНСКАЯ, Э. А. ТАТАРЕВСКИЙ

 

Опыт лечения алкоголизма, накопленный у нас в стране и за рубежом, показывает, что определяющим фактором при излечении от алкоголизма является осознанное желание больного избавиться от этого недуга, а достичь этого можно только при совмещении медицинских и психологических форм воздействия [1—21]. Несмотря на многочисленные высказывания о необходимости подбора для каждого человека многофакторной, индивидуализированной системы психологического обеспечения процесса избавления от алкоголизма, вопрос о целесообразности разработки и создания подобной системы еще только ставится [2; 257], [7; 181].

В ряде исследований изучалась взаимосвязь между коррективным лечением алкоголизма и характеристиками личности (Хейлбрам, 1971; Паллоне, Тэрмен, 1978; Ритсон, 1971; Фрай, Миллер, 1976; Кюфнер, Фойерлейн, 1989 и др. [15], [19]). Однако применение

 

65

 

программы лечения с использованием, как правило, мультимодального пакета воздействий делает почти невозможным определение эффективности воздействия каждого компонента, а также возможного его негативного влияния на некоторые типы личностей [15], [18—20].

Для того чтобы полностью оценить задачи и результаты нашего исследования, необходимо учитывать, что из числа всех больных алкоголизмом часть (по нашим данным до 30 %) не считает себя больными и, естественно, не считает необходимым принимать курс лечения. Многие из них ведут антиобщественный образ жизни, отрицательно влияют на семью, особенно на детей, на окружающих, а порой граничат с совершением противоправных действий. К сожалению, более четверти преступлений, направленных против интересов личности, общественного порядка и имущественных, совершаются лицами, больными алкоголизмом. Поэтому можно считать правомерным применение к таким лицам мер принудительного лечения.

В ряде стран, в том числе и в США, отказываются лечить в больницах тех, у кого за плечами преступления на почве пьянства. Такие люди, многие из которых не имеют своего дома, содержатся в специальных учреждениях. В нашей стране для этой категории алкоголиков предусмотрено применение принудительного лечения, одной из форм которого являлось направление в лечебно-трудовой профилакторий. Многочисленные публикации о результатах работы таких учреждений свидетельствуют об их крайне низкой эффективности.

С июля 1988 г. кафедрой педагогики и психологии Днепропетровского государственного университета совместно с УВД Днепропетровского облисполкома велась научно-исследовательская работа, направленная на изучение причин низкой эффективности принудительного лечения в условиях ЛТП и выработку новых форм лечебной и социально-психологической работы с лицами, больными алкоголизмом и не желающими лечиться от этого недуга.

По мнению многих специалистов, работающих в этой области, а также на основе наших исследований, моментом наступления заболевания надо считать появление признаков биологической зависимости субъекта от этанола. Ему предшествует период предалкоголизма, при котором умеренное употребление алкоголя в результате развития психологической зависимости превращается в привычное пьянство. Принятые сегодня большинством специалистов три стадии алкоголизма отражают развитие биологической зависимости. К сожалению, теоретические разработки, с которыми нам пришлось познакомиться, довольно подробно описывая процесс развития заболевания алкоголизмом, при этом весьма скромно излагают пути выведения человека из этого состояния. Основное внимание в этих работах уделяется медицинским формам воздействия, таким, как снятие абстинентного синдрома, анозогнозии, лечение сопутствующих соматических и психиатрических заболеваний, психотерапия. К сожалению, процесс выработки установки на трезвость и психологической защищенности человека от искушения употребить алкоголь представлен очень схематично.

На наш взгляд, процесс излечения от алкоголизма состоит в избавлении сначала от биологической зависимости, а затем — от психологической с одновременным формированием нового социального статуса человека.

В результате проведенного нами исследования около 600 пациентов, направленных на лечение от алкоголизма, был сделан вывод, что процесс воздействия на больного необходимо разделить на два самостоятельных и в то же время тесно связанных между собой периода: лечебного, в ходе которого достигается снятие биологической зависимости с одновременным проведением психотерапевтической работы, и реабилитационно-профилактического, в ходе которого решаются задачи ресоциализации, выработки добровольных установок на отказ от пьянства, умение подавить возникающее искушение к употреблению алкоголя. В соответствии с этими периодами четко определяется и статус

 

66

 

лица, проходящего принудительное лечение. В течение первого периода он — больной, проходит курс лечения и поэтому имеет статус лечащегося. Снятие биологической зависимости, которым завершается курс лечения, ставит его в положение здорового человека. Однако отсутствие установок на отказ от пьянства требует проведения с ним психокоррекционной работы, которая по сути своей является профилактической. И, следовательно, в течение второго периода такое лицо имеет статус профилактируемого.

В настоящем исследовании мы попытались применить новый подход в организации принудительного лечения. Для этого была создана система психологического обеспечения процесса излечения и психологической коррекции личности. В основу этой системы заложено осознание больным необходимости излечения и формирования добровольных, альтернативных сложившимся в ходе заболевания, психологических и поведенческих установок.

Психологическое обеспечение предусматривало формирование последовательно таких уровней самосознания: неосознанных установок, основанных на эффектах самочувствия; осознания и самооценки отдельных субъективных свойств и качеств; формирования целостного образа субъекта, составленного из частных самооценок и, наконец, образа Я.

Под системой психологического обеспечения процесса лечения и реабилитации мы понимаем управляемое периодическое диагностирование динамики установок на трезвость с целью разработки и осуществления индивидуальных программ управляемого дифференциального психологического воздействия на профилактируемых. Психолог должен:

1) путем индивидуально-группового воздействия дать лечащимся, профилактируемым представление о возможности полного излечения от алкоголизма;

2) выработать практическое владение методами перевоспитывающей корректировки;

3) дать наглядную демонстрацию

основных закономерностей процесса исцеления, а также способствовать формированию и закреплению установок на добровольность лечения и трезвость;

4) способствовать выработке самостоятельного творческого подхода со стороны лечащихся и профилактируемых к решению психологических проблем перевоспитывающей корректировки;

5) способствовать пониманию всеми лицами, причастными к лечению и профилактике больных и профилактируемых, максимально широкого круга психологических факторов, связанных с формированием подлинной трезвеннической установки.

Исходя из такой дифференциации задач психологического обеспечения, разработана комплексная пятиступенчатая модель воздействия на лиц, направленных на лечение. Она основана на системе активных действий психологов, врачей, воспитателей и других сотрудников (см. среднюю часть схемы).

Рассмотрим последовательно каждую из этих ступеней и соответствующие им критерии оценки эффективности воздействия.

I ступень — индивидуальный комплекс медицинского и психотерапевтического воздействия по результатам диагностики и исследований, включая трудовую реабилитацию. Основной целью медицинского лечения является снятие биологической зависимости от этанола, а психотерапевтического — осмысление своего заболевания, необходимости лечения.

По специально разработанной методике анализируется развитие заболевания и строится кривая алкоголизации. Проводится анализ жизненного пути. Вместе с больным обсуждается зависимость хода развития заболевания от складывающихся жизненных ситуаций, разрушения алкогольного алиби, формируется понимание необходимости принятия курса лечения.

Одна из задач психотерапии на этой ступени — это восстановление адекватного отношения больного к самому себе, включающее: изменение во взглядах на самого себя («принятие себя»);

 

67

 

умение дать объективную оценку своих личностных особенностей до лечения; восстановление личностных особенностей до уровня, предшествовавшего заболеванию.

На этой ступени активная психологическая помощь при алкоголизме осуществляется в форме психотерапии, которую проводят врачи наркологи и медицинские психологи. Роль психолога на этой ступени заключается в первоначальном психологическом диагностировании, определении степени личностной сохранности, психологическом анализе жизненного пути и сопоставлении его с ходом развития заболевания с целью разрушить алкогольное алиби через осмысление фактора «причина — следствие», в наблюдении за восстановлением психологического статуса. С учетом всего этого формируется предварительная программа психологического воздействия — психотерапевтического и психокоррекционного.

Разработанные нами в ходе исследования специальные методики анализа жизненного пути и исследования процессов развития заболевания алкоголизмом во времени по кривой алкоголизации позволили психологу помочь каждому лечащемуся осмыслить причину и следствие своего заболевания.

Завершающий этап работы психолога на I ступени — беседы и тестирование лечащегося на объективность той информации, которую он сообщает о себе сам. Этим завершается каждая ступень. Целью психотерапевтических воздействий являлось изменение самосознания, направленного на изменения в сфере самооценки и самоуважения, соответствия идеального и реального Я, прогноза психологического воздействия и разработки рекомендаций для социально-психологической переориентации лечащегося.

Снятием биологической зависимости и завершается I ступень системы лечебно-психологического воздействия.

Назначение II ступенипсихологически сформировать понимание необходимости добровольного лечения. В начале этой ступени психологическая зависимость от алкоголизма еще сохранена, установка на трезвость отсутствует, так как не выработано осмысление добровольного отказа от употребления алкоголя и изменения отношения к жизни. Блокирование психологической зависимости предполагает изменение направленности личности, ценностных ориентации, формирование социально-направленных мотивов поведения, реальной самооценки и новой социальной роли в семье. Психолог проводит психокоррекционную работу, направленную на осознание профилактируемым необходимости добровольного отказа от употребления алкоголя и изменения связанного с этим образа жизни, как первой жизненной задачи на пути исцеления. Это именно психокоррекционная работа, а не психотерапия, так как речь идет не о восстановлении каких-то имевшихся ранее установок (потому что их просто не было), а о формировании новых.

Профилактируемый не знает, может ли он устоять перед возможными соблазнами употребить алкоголь. Поэтому психолог стремится, во-первых, развить начатое на первой ступени формирование мысли, что беды в жизни являются следствием заболевания, что заболевание первично, а беды — вторичны (снятие алкогольного алиби). Во-вторых, психолог должен нацелить профилактируемого на возможность изменения жизни, помочь открыть ему перспективу в жизни, ввести мотивы трезвеннической жизни. В-третьих, убедить его в том, что жизнь можно изменить в лучшую сторону, только отказавшись от алкоголя. В-четвертых, показать, что даже периодическое, разовое употребление алкоголя приведет к развитию заболевания, а это неминуемо влечет за собой скатывание к алкоголизму и наступлению быстрого ухудшения его самочувствия, так как скорость заболевания резко увеличивается.

Задача психологов на этой ступени заключается в постановке углубленного психологического диагноза с учетом данных, полученных на первой ступени, и в разработке программы комплексного воздействия и анализа происходящих изменений личности по результатам психокоррекционной работы, а также

 

68

 

интегральное внесение изменений в намеченную программу исцеления. Это достигается путем системного тестирования с обработкой результатов на ЭВМ, определением задач для каждого участника процесса переориентирования (сферы воспитания, режимного, трудового и иных сфер воздействия), контролем хода процесса реабилитации непосредственно психологом, повторным тестированием с целью оценки эффективности влияния процесса.

Завершается II ступень оценкой результатов по трем критериям (см. пункты 7—9 на схеме) с помощью специально разработанных методик:

1) выработка установки на добровольный отказ от выпивки оценивается изменением направленности личности и ценностных ориентации, объективности заверений и выводов профилактируемого на вербальном уровне;

2) формирование реальной самооценки определяется адекватностью самооценки, динамикой изменения ее в ходе психологического воздействия, достижением возможного уровня личного и социального статуса.

3) формирование новой социальной роли в семье оценивается психологическим анализом семейных отношений в настоящее время, уровнем восстановления нарушенных сфер семейных отношений; достигнутым уровнем роли семейного статуса в общей системе ценностей.

III ступень — формирование установки на трезвость. Здесь основная задача — блокирование психологической зависимости и выработка установки на трезвость.

Психологическая зависимость — это заложенный в памяти (на уровне психических процессов) способ обращения к алкоголю в целях снятия отрицательных психологических состояний, которые связаны с такими ведущими мотивами, как редукция напряжения, изменение эмоционального состояния, снижение уровня тревожности, получение удовольствия, повышение самооценки, самоуважения, достижение самоутверждения, а также появление форм компенсаторного поведения, развитие коммуникативных навыков, поддержание принятого ритуала манипуляций общения и других защитных механизмов. Психологическая зависимость связана с формированием в памяти человека способа обращения к алкоголю. Ставить задачу убрать из памяти этот способ употребления алкоголя практически невозможно так как профилактируемый формировал его на протяжении приблизительно 7—17 лет [2]. Однако нужно и можно выработать компенсаторные безалкогольные способы снятия отрицательного психологического состояния. Чтобы эта новая память срабатывала, необходимо приобрести новый индивидуальный опыт и достичь прочного запоминания новых усвоенных приемов.

На этой ступени психолог занят психологической коррекцией, а в дальнейшем — психологическим консультированием с целью формирования трезвеннического мировоззрения, новых социально-ценностных ориентации, нового восприятия своего места, роли и цели в жизни и деятельности. Появление у профилактируемого интереса к мотивации своего поведения в конкретных жизненных ситуациях, инициативный поиск путей выхода из этой ситуации могут свидетельствовать о завершении этой ступени воздействия.

Достижение желаемого результата на III ступени определяется по следующим трем критериям (см. пункты 10 — 12 на схеме):

1) понимание реальных условий жизни (после ЛТП). Психолог оценивает подход к восприятию реальностей жизни, связанных с нецелесообразностью прежних алкогольных связей, сформированность представлений о трудовой деятельности после выхода из ЛТП, овладение способами установления новых трезвеннических связей и общественных отношений;

2) формирование установки на трезвость, т. е. выработка альтернативных способов снятия напряженных потребностей, предполагает наличие у профилактируемого трезвеннических мотивов, возможность установления новых систем связей в сфере общения, разрушение сложившейся в ходе болезни мотивационно-смысловой иерархии и формирование

 

69

 

 

70

 

вместо нее новой;

3) формирование нового смысла жизни определяется на основании: наличия цели в жизни, видения жизненной перспективы, осознания путей и способов достижения этой цели, готовности и способности преодолевать трудности на пути достижения цели.

Но даже после достижения поставленной цели (снятия биологической и психологической зависимости, выработки установки на трезвость) у бывшего алкоголика в жизненной ситуации могут возникнуть моменты искушения, а порой и алкогольный срыв, предотвращению которых и посвящены следующие две ступени.

IV ступень направлена на выработку психологической защищенности от искушения употребить алкоголь. Она включает в себя овладение способами психологической защиты от соблазна употреблять алкоголь в условиях вынужденного воздержания. Здесь психолог проводит не только психологическую коррекцию, но и психологическое консультирование, включая использование способов психологической защиты в игровых ситуациях и во время самостоятельного пребывания за пределами ЛТП.

На завершающей V ступени формируется умение осуществить саморегуляцию в случае неосознанного, неумышленного алкогольного срыва, что предполагает выработку установки на самостоятельное принятие мер к лечению, а именно:

готовность к обращению за специализированной медицинской помощью;

способность реализовать ежедневную установку «Я сегодня не пью»;

готовность обратиться к своему лечащему врачу и психологу за консультацией и помощью.

IV и V ступени непродолжительны по времени, и роль психолога в них заключается в проведении психологического консультирования (индивидуального, группового, членов семьи, возможного окружения) профилактируемых по ориентированию в подобных ситуациях, осознанию своих потребностей и поступков и обучению различным вариантам выхода из возможных жизненных ситуаций. Повышение роли сознательной оценки алкогольной ситуации, провоцирующей возможность употребления алкоголя, приводит к снижению у профилактируемых автоматизма, импульсивности реакций, к повышению своей ответственности.

Комплексно анализируя названные выше критерии, можно для каждого больного воссоздать картину лечения и прогнозировать его дальнейшую жизнь.

Следует отметить, что тестирование и оценка результатов на каждой ступени проводятся неоднократно, по их результатам вносятся коррективы в психолого-консультативную работу с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого профилактируемого.

Весьма существенным в процессе психологического обеспечения является осознание и исполнение лечащимися и профилактируемыми своей роли в условиях каждой ступени лечения и корректировки, а также понимания внутренней структуры самого психологического воздействия, а не только его результатов. Корректирующие воздействия психолога должны выполнять четыре основные функции:1) получение качественной и количественной информации о психологическом состоянии лечащегося и причинах, обусловливающих это состояние; 2) поиск метода для идентификации тех крайних релевантных условий функционирования психики, которые могут служить объяснением возникших состояний человека; 3) установление признаков, дифференцирующих последующую корректировку; 4) контроль за процессом излечения и анализа эффекта психокоррекционного воздействия. Таким образом, для каждого лечащегося последовательно во времени воссоздается не только кривая развития алкогольной зависимости, но и строится кривая исцеления и психологического воздействия.

Коррекция аномалий личности проводится на основе анализа причин, вызвавших отклонение в развитии, используемые воздействия рассматриваются как целостная система — во взаимосвязи и взаимообусловленности. Коррекция требует методов измерения происходящих изменений компетентности

 

71

 

профилактируемого в межличностных отношениях, адекватности самооценки, реалистичности уровня притязаний, склонности к надситуативной активности, адекватности атрибуции ответственности, уровня тревожности, устойчивости положительных переживаний, осознания профилактируемым возможности удовлетворения своих собственных потребностей и защите своих прав.

 

МЕТОДИКИ

 

На каждой из пяти ступеней психологического обеспечения процесса лечения и реабилитации больных использовались методики трех видов: диагностирования, способов воздействия и повторного тестирования, необходимые для оценки результатов воздействия.

 

I СТУПЕНЬ

 

Диагностические методики. После первой встречи психолога с вновь прибывшим лечащимся, знакомства и установления с ним доверительных отношений осуществлялась комплексная первичная диагностика. Для дифференциации изменений интеллектуальной сферы лечащихся по алкогольному типу от неалкогольного генеза использовался комплекс апробированных экспериментальных методик (заучивание 10 слов, пиктограммы, простые аналогии, сравнение понятий, толкование пословиц, корректурная проба) [9].

При определении степени эмоциональной устойчивости, экстраверсии — интроверсии и типов темперамента по оценке его свойств использовалась методика Айзенка. Самооценка лечащегося исследовалась с помощью методики Дембо — Рубинштейн по таким шкалам, как «здоровье», «характер», «счастье», «настроение», «семейное благополучие», «отношение к алкоголю» [1], [9]. Для выявления особенностей отношения обследуемого к окружающим, представителям того же или противоположного пола, друзьям, людям вообще, а также отношения его к самому себе, своему будущему использовался метод незаконченных предложений.

Методики психотерапии. После первичной диагностики применялись разработанные нами специальные опросники анализа жизненного пути и психодинамики по кривой развития алкогольной зависимости, которая позволяла проследить по годам жизни, как протекала болезнь. Анализ жизненного пути давал возможность лечащемуся с помощью психолога провести реконструкцию своих жизненных программ, а также представить возможные сценарии развития своей личности, если бы он не пил. Осуществлялась коррекция внутренних конфликтов.

Чтобы лечащиеся осознали необходимость лечения, проводилась индивидуальная психотерапия, в процессе которой они начинали улавливать причинно-следственные связи между разрушением их социального здоровья (снижением социального статуса, потерей работы по специальности, распадом семьи, отчуждением от друзей, ведущих здоровый образ жизни) и процессом развития алкоголизации.

Применялись и другие виды психотерапии, проводимые врачами: рациональная психотерапия, аутотренинг. Психолог помогал лечащемуся уважать врача, врач повышал у него доверие к психологу.

Образ Я восстанавливался с помощью познания своего внешнего, физического Я. Вначале психолог использовал технические средства: зеркало, фотографии, видеосъемку, а затем обратную связь, самонаблюдение, а также информацию, полученную путем сравнения, методом уступок, тренинг чувства уверенности в ситуациях «бригадир — рабочий», «отказ от выпивки» и др.

Контроль за процессом излечения и анализ эффекта психотерапии производился путем повторного тестирования по адаптированной методике с целью определения внутренних и внешних конфликтных зон. При этом тщательно контролировалось появление предвестников срыва и рецидива болезни.

 

II СТУПЕНЬ

 

Диагностические методики. Использовались шкалы, определяющие самооценку: «настроения», «отношение к

 

72

 

алкоголю» по методике Дембо — Рубинштейн. Для прослеживания гибкости, адекватности уровня притязаний и наличия стремлений к достижению поставленной цели использовалась методика Шварцнайдера.

Психологическая коррекция включала формирование нового интереса к жизни, откровенные беседы о возможности блокирования психологической зависимости, о расширении мотивационной сферы вообще и составлении плана будущего здорового образа жизни в частности. Обсуждались трудности усвоения новых производственных навыков, необходимость снижения уровня своих притязаний при выборе работы по выходу из ЛТП. Проводились разъяснительная работа с женами, родителями, детьми, тренинг семейных отношений, обучение тактике разрешения супружеских конфликтов.

Эффект психокоррекционного воздействия определялся по наличию реакций самоутверждения, стабилизирующих самооценку и эмоциональное состояние и препятствующих в большинстве случаев алкогольному срыву. Повторным тестированием определялся уровень тревожности. Присутствие алкогольной тематики, отражающее наличие алкогольной доминанты [11], прослеживалось с помощью ТАТ, а субъективно переживаемого внутреннего конфликта — с помощью метода незаконченных предложений (МНП) и методики выбора ценностей.

 

III СТУПЕНЬ

 

Диагностические методики. Изучение внешней и внутренней конфликтности производилось при помощи МНП, адаптированной для III ступени. Оценивалась высота, адекватность и устойчивость самооценки по сравнению с результатами на предыдущих ступенях.

Психологическая коррекция в форме индивидуальных бесед посвящалась актуализации в сознании тех проблем, которые встанут после выхода из профилактория, давались рекомендации по трудоустройству, формировались способности к установлению трезвеннических отношений. Проводились индивидуальные беседы и групповой тренинг, направленный на расширение эмоционально-смысловой сферы.

Эффективность воздействий по формированию установки на трезвость оценивалась с помощью методик ТАТ и МНП.

 

IV СТУПЕНЬ

 

Диагностика психологической защищенности от искушения употребить алкоголь проводилась по проективным методикам, например по ТАТ. Проверялось, отсутствуют ли высказывания об алкоголе как средстве достижения каких-либо жизненных целей при интерпретации профилактируемыми сюжетных картинок, провоцирующих алкогольную тематику, развивает ли их сюжет алкогольную тему, присваивают ли они героям картинок формы поведения, защищающие их от соблазнов и употребления алкоголя.

Психологическая коррекция и психологическое консультирование. Использовались индивидуальная коррекция (советы, беседы, тренировка воли, индивидуальное стимулирование поведения) и групповая (беседы, дискуссии, взаимный анализ рецидивов, психогимнастика, литературный пересказ, проективный рисунок, прослушивание музыки, разыгрывание ролевых ситуаций, пантомима, клубная работа, обучение профилактируемых приемлемым для них способам психологической защиты от соблазна употребления алкоголя).

Для определения отсутствия высказываний об алкоголизме как средстве достижения каких-либо жизненных целей в интерпретации профилактируемым сюжетных картинок по методике ТАТ, а также по методике выбора ценностей [11] проводилась повторная диагностика.

 

V СТУПЕНЬ

 

Диагностика проводилась по методике Дембо — Рубинштейн.

Психологическое консультирование проводилось в форме индивидуальных бесед, в которых профилактируемые могли высказывать свои страхи, желания, опасения.

 

73

 

Оценка результатов психологического консультирования производилась по адаптированной к этой ступени методике выбора ценностей. По проективной методике исследования личности ТАТ оценивались следующие сферы личности: алкогольная доминанта, конфликтность, позиция, ведущие ценности, эмоциональная сфера, ведущие мотивы и ценности, интеллектуальная сфера.

Результаты тестирования закладывались в программу «тест», предназначенную для персонального компьютера типа IBM PC/XT; составлялась многофакторная индивидуализированная программа психотерапевтического, психокоррекционного и психоконсультационного воздействия на каждого лечащегося, которая дорабатывалась после прохождения каждой ступени.

Двухгодичный опыт работы и предварительный анализ результатов показал, что разрабатываемый подход к психологическому обеспечению, основанный на прогнозе развития самосознания, составленный с учетом этиологического психологического диагноза, эффективен и может быть полезен для лечения лиц, не желающих обращаться к врачам добровольно.

 

1. Братусь Б. С. Актуальные проблемы психологического изучения и коррекции алкоголизма. М., 1984.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

3. Гузиков Б. М., Зобнев В. М., Нейроян А. А. Психолог в наркологии // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 4. С. 20—28.

4. Кабанов Н. Н., Личко А. А., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

5. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. Л., 1985.

6. Лечение и реабилитация больных алкоголизмом / Под ред. И. В. Бокий, Р. А. Зачепицкого. Л., 1977.

7. Немчин Т. А., Цыцарев С. В. Личность и алкоголизм. Л., 1989.

8. Хоник В. С., Шихирев Р. Н. Алкоголизм: Опыт психологических исследований в СССР // Психол. журн. 1987. Т. 8. № 6. С. 41—57.

9. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970.

10. Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент, 1979.

11. Рыбакова Т. Г. Семейные отношения и семейная психотерапия при алкоголизме: Автореф. канд. дис. Л., 1980.

12. Сурнов К. Г. Изменение установок личности при алкоголизме: Автореф. канд. дис. М., 1982.

13. Шихирев П. Н. От терапии личности к терапии социальной среды: Эволюция подходов к решению проблемы алкоголизма в США // Психол. журн. 1987. Т. 8. № 5. С. 48—59.

14. Garfield S. L. Research on client variables in psychotherapy // Garfield S. L., Bergin A. E. Handbook of psychotherapy and behavior change. N. Y.: Wiley, 1986.

15. Kufner H., Feuerlein W. In-patient treatment for alcoholism. A multi-centre evaluation study. Berlin, etс.: Springer-Verlag, 1989.

16. Miller W. E., Heather N. Treating addictive behaviors. Process of change. N. Y.: Plenum, 1986.

17. O'Doherty F., Davies J. B. Life events and addiction: A critical review // Brit. J. Addict. 1987. № 82. P. 127—137.

18. Recent advances in the study of alcoholism. Amsterdam, Oxford, 1987.

19. Ross R., Lightfоot О. Treatment of the alcohol abusing offender. Springfield, 1985.

20. Schmitz К. Betreung Alkoholkranker. Berlin: Verl. Volk Gesundheit, 1986.

21. Schuckit M. A. Biological vulnerability to alcoholism // J. Cons. Clin. Psychol. 1987. 55. P. 301—309.

 

Поступила в редакцию 10. X 1990 г.