Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

47

 

О ВОЗНИКНОВЕНИИ НЕКОТОРЫХ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК

 

В. Я. БУЛОХОВ

 

Для порождения высказывания, как утверждается в теории речевой деятельности, более важной является синтаксическая функция слова, чем его отнесенность к части речи [2; 167].

Мы изучали 21 тыс. отступлений от орфографической нормы в сочинениях, изложениях, диктантах учащихся III— Х классов средней десятилетней школы (в основном по тысяче ошибок каждого вида письменных работ на класс) и установили, что в словах-сказуемых школьники допускают ошибочных написаний больше, нежели в словах, принадлежащих любому другому члену предложения.

Обнаруженная нами повышенная орфографическая уязвимость слов, выступающих в функции сказуемых, нуждается в тщательном рассмотрении.

На долю сказуемого в сочинениях, изложениях, диктантах учащихся приходится соответственно 37,6 %, 41,8 %, 28,5 % орфографических ошибок (см. табл. 1). В творческих письменных работах третьеклассников неправильные написания в словах-сказуемых составляют 44—47 %, а четвероклассников — 52—55 %. С возрастом учащихся количество нарушений орфографических норм в этом члене предложения снижается, но даже в Х классе, например, в сочинениях составляет 27,2 %.

Разнообразны способы выражения сказуемых, в которых допущены нарушения орфографических норм. Но первые пять мест по количеству ошибок распределяются в последовательности, универсальной для всех видов письменных работ учащихся: глаголы (79—84 %),

 

Таблица 1

Орфографические ошибки в словах-сказуемых (в %)

 

Виды письменных работ

Классы

 

 

Всего

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Сочинение

47,4

52,5

39,9

37,8

30,9

34,3

32,1

27,2

37,6

Изложение

44,9

55,2

39,9

35,3

33,9

41,8

Диктант

36,8

35,5

33,0

21,1

25,5

30,4

18,6

28,5

 

48

 

прилагательные (4—6 %), причастные формы (2—5%), существительные (2—4 %), слова категории состояния (1—2 %). Как и во всей совокупности исследуемых нами ошибочных написаний, наибольшее число погрешностей, допускаемых учащимися в словах-сказуемых, относится к корневым орфограммам, в частности к безударным проверяемым гласным в корне (около 25 %), непроверяемым гласным и согласным в корне (около 9 %), а не к собственно глагольным орфограммам, как можно было бы ожидать,  исходя из того, что глаголы в приведенной последовательности частей речи стоят на первом месте. Из глагольных орфограмм выделяются: -тся и -ться в глаголах (около 10 %), не с глаголами (около 9 %), буквы е и и в окончаниях глаголов первого и второго спряжения (около 7 %). Все ошибки в глагольных орфограммах, вместе взятые, составляют примерно 35 % по отношению к ошибкам в словах-сказуемых.

Имеются как лингвистические, так и психологические причины концентрации ошибок в словах-сказуемых.

К лингвистическим причинам следует отнести обилие форм глагола и связей сказуемого. Ю. В. Фоменко в парадигме глагола решать насчитал 235 словоформ, правда с учетом причастий и деепричастий [4; 207]. Многочисленные же приглагольные члены «сигнализируют» о глаголе-предикате и если не приводят к его «нулевому выражению» [3; 293], то ослабляют его орфографическую защищенность.

Эта «слабость» сказуемого во внешней речи более четко прослеживается с позиций психологии.

Орфографическую уязвимость слов-сказуемых уместно отнести к проявлению отмеченной Н. И. Жинкиным отрицательной «взаимной индукции специфических для процесса письма элементов» [1; 246], согласно которой учащиеся пропускают на письме более «сильные» в сознании элементы. Например, по Н. И. Жинкину, школьники при записи слов пропускают буквы, обозначающие ударные звуки, в сочинении по картине не описывают главного героя, ибо каждый из указанных элементов «настолько силен, что продолжает действовать и в отсутствии», т. е. сильный компонент ряда проговаривания или восприятия вытесняет более слабый компонент, связанный с процессом письма. В анализируемом нами случае отрицательная взаимная индукция действует так, что наиболее сильный в сознании компонент высказывания, которым служит сказуемое, на письме оказывается более слабым, потому наиболее насыщенным орфографическими ошибками, а иногда неоправданно пропущенным в предложении, как неоправданно пропущенной в слове оказывается буква, обозначающая ударный звук.

В подтверждение того, что сказуемое является в сознании наиболее сильным компонентом, сошлемся на известное в психологии положение о предикативном характере внутренней речи.

Важным доказательством «слабости» сказуемого в графическом ряду можно считать наши наблюдения над неоправданным пропуском слов в сочинениях учащихся III—Х классов. Одни члены (и нечлены) предложения школьники пропускают чаще, другие реже. Так, сказуемое составляет 31,0 % от общего количества пропусков, дополнение — 17,9 %, подлежащее — 16,5 %, обстоятельство—8,2%, определение — 2,7 %, предлоги — 19,3 %, частицы — 2,0 %, союзы (вторая часть сложного союза) — 1,3 %.

Все пропуски необходимых слов можно разбить на две группы: пропуски членов и нечленов предложения. Заметим, что первые встречаются в 3,4 раза чаще вторых, а среди членов предложения школьники в 1,6 раза чаще пропускают главные члены, а из главных — в 1,8 раза чаще сказуемое, чем подлежащее, т. е. более важное пропускается более часто, чем менее важное. Другими словами, компонентами речевого высказывания, продолжающими «действовать и при отсутствии», являются члены предложения по сравнению с нечленами, главные члены по сравнению с второстепенными и сказуемые по сравнению с подлежащими.

Не менее интересные данные получены и при анализе того, как школьники самостоятельно находят и исправляют

 

49

в собственных сочинениях ошибки в неоправданном пропуске слов. Случаи обнаружения пропущенных нечленов предложения (только предлогов) являются единичными. Основная масса исправлений падает на члены предложения. При этом учащиеся самостоятельно обнаружили 50,0 % пропущенных определений, 33,3 % обстоятельств, 30,7 % дополнений, 29,1 % подлежащих, 24,4 % сказуемых. Как видим, по трудности обнаружения пропусков члены предложения можно расположить в следующем порядке: сказуемое, подлежащее, дополнение, обстоятельство, определение. Пропуск главных членов предложения труднее обнаружить: при отсутствии в тексте они все равно присутствуют в сознании. А из главных членов сказуемое чаще, чем подлежащее, стремится быть незамеченным. Как неоправданный пропуск сказуемого, так и обнаружение такого пропуска подтверждают мысль о «слабости» сказуемого в графическом ряду, что и делает его орфографически уязвимым.

Отрицательная взаимная индукция ослабляет орфографический «иммунитет» сказуемого независимо от местоположения последнего в предложении. Но есть еще одна психологическая причина концентрации ошибок в словах-сказуемых, она определяется особенностями механизма оперативной речевой памяти и проявляется только при постпозиции сказуемого.

Постпозиция сказуемого в сочинениях школьников встречается в 4,9 раза чаще, чем препозиция, в изложениях в 4,7 раза, в диктантах в 2,3 раза, т. е. сказуемое чаще находится в правой, упреждаемой, наиболее трудной для оперативной речевой памяти части простого предложения (предикативной единицы).

Чтобы показать затруднения учащихся при решении орфографических задач в упреждаемой части предложений, мы из всей совокупности рассматриваемых предикативных единиц выделили двусоставные и проанализировали соотношение числа орфографических ошибок в лево- и правостоящих подлежащих и в лево- и правостоящих сказуемых (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Орфографические ошибки в словах-подлежащих и в словах-сказуемых в зависимости от их позиции в двусоставной предикативной единице (в %)

 

Виды письменных работ

Подлежащее

 

Сказуемое

 

Препозиция

Постпозиция

Препозиция

Постпозиция

Сочинение

7,3

18,7

28,3

39,6

Изложение

9,9

20,4

31,6

46,9

Диктант

8.0

12,5

26,6

30,2

 

Оказалось, что слова-подлежащие в постпозиции в большей степени подвержены орфографически ошибочным написаниям, чем в препозиции. В сочинениях и изложениях эта разница составляет около 11 %. Слова-сказуемые в постпозиции тоже содержат больше отступлений от орфографической нормы, чем в препозиции. Факт орфографической уязвимости любого главного члена в постпозиции есть не что иное, как действие тенденции концентрации ошибочных написаний в упреждаемой части простого предложения.

Орфографическая уязвимость сказуемого в препозиции принадлежит другому явлению — влиянию отрицательной «взаимной индукции специфических для процесса письма элементов». В результате сказуемое в любой позиции содержит значительное количество ошибочных написаний, чего нельзя сказать о подлежащем. Стоит подлежащему выйти из-под действия тенденции сосредоточения ошибок в упреждаемой части предложения, т. е. из постпозиции попасть в препозицию, и уже не приходится говорить о заметном количестве орфографических погрешностей в словах-подлежащих.

Таким образом, в постпозиции сказуемое испытывает на себе влияние двух неблагоприятных для соблюдения орфографических норм факторов. Поэтому в постпозиции на слова-сказуемые приходится особо большое количество орфографических ошибок, например в сочинениях и изложениях учащихся III—IV классов в двусоставных предложениях слова-сказуемые в постпозиции содержат 52—59 % ошибок.

 

50

 

Сочетание перечисленных лингвистических и психологических причин порождает эффект орфографической безграмотности слов-сказуемых. Но знание причин и особенностей этого эффекта позволяет надеяться на возможность хотя бы частичного его преодоления в школьной практике обучения русскому языку.

 

1. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III - VII классов // Известия АПН РСФСР. Вып. 78. М., 1956.

2. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

3. Русская разговорная речь. М., 1973.

4. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 1982.

 

Поступила в редакцию 8.V 1990 г.