Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

23

 

ЗАВИСИМОСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ОТ ФОРМ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Т. В.СЕНЬКО

 

Проблема детерминации положения детей в группе имеет прочные традиции в возрастной, педагогической и социальной психологии (Е. А. Аркин, П. П. Блонский, А. С. Залужный). В современной советской психологии данной проблемой занимаются Л. В. Артемова, К. Я. Вольцис, А. В. Киричук, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, X. И. Лийметс, В. С. Мухина, Т. А. Репина и другие. Большинство исследований посвящено изучению взаимосвязи положения школьников в группе сверстников с особенностями их личности и деятельности. Изучение вопроса о связи положения дошкольников в группе с успешностью их познавательной и трудовой деятельности показало наличие умеренно выраженной статистически значимой корреляции между взятыми показателями, обусловленной нормирующим влиянием группы и индивидуально-личностными особенностями детей [10], [11]. Полученные результаты требуют более детального изучения детерминант, определяющих положение ребенка в группе. В качестве одной из них выступают особенности личностного поведения детей.

В данном исследовании мы исходим из того, что в ходе межличностного взаимодействия формируются определенные отношения между людьми [1], [2], [5], [7], [8], [13], [14]. Динамическая сторона взаимодействия, т. е. сам его процесс, выступает как общение, а результативная сторона взаимодействия — как отношение. Ввиду непрерывности общения имеют место непрерывные изменения взаимоотношений; при этом возможно и существование обратных связей, когда уже существующие отношения определяют характер общения, тем самым образуя цикл межличностного взаимодействия в определенной его части.

В операциональном плане взаимоотношения могут фиксироваться посредством, например, социометрической процедуры, где акт выбора — невыбора выступает как их внешнее выражение. В связи с этим положение ребенка в группе конкретизируется нами в понятии социометрического статуса, под которым понимается внешнее выражение отношения к данному ребенку группы сверстников.

Общение в операциональном плане можно определить его формой: если содержание общения вариативно и, как показывают результаты исследований, на характер складывающихся отношений влияет незначительно, то форма общения является значимым фактором. В нашем исследовании она определяется такими особенностями личностного поведения, как «симпатия — антипатия», «доминирование — подчинение» и др.

В качестве гипотезы мы выдвигаем утверждение, что между характером взаимоотношений и формой общения имеет место причинно-следственная связь. Операционально это означает, что социометрический статус есть функция личностного поведения, совокупности его форм, в которых проявляются отношения.

При проведении исследования использовались следующие методы: варианты социометрической методики [14], [9]; стандартизованное наблюдение за особенностями межличностного взаимодействия детей в различных видах деятельности с целью изучения особенностей личностного поведения каждого ребенка [3], [12]; экспертные оценки личностного поведения детей воспитателями групп; качественный и

 

24

 

количественный анализ полученных эмпирических данных: метод последовательной проверки гипотез (правило Байеса), расчет критерия χ2, коэффициента взаимной сопряженности Пирсона (С).

В исследовании принимали участие 870 детей старшего дошкольного возраста, посещавших дошкольные учреждения и школы Минска.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе с помощью вариантов социометрической методики изучалось положение детей в группе сверстников и тенденции каждого ребенка к доминированию и подчинению.

Полученные результаты приведены в табл. 1.

Приведенные материалы показывают, что большинство детей попадает в средний статусный слой («предпочитаемые» — 29 % и «пренебрегаемые» — 45%), что составляет в целом 74% от всех детей, принимавших участие в исследовании. Детей, имеющих высокий («звезды») и низкий статус («изолированные»), значительно меньше — соответственно 18 и 8 %.

У детей, занимающих благоприятное положение в группе сверстников, чаще наблюдается положительное отношение к сверстникам и тенденция к доминированию. Для детей, находящихся в неблагоприятном положении, в большей степени характерна тенденция к подчинению.

Положительные или отрицательные отношения между детьми напрямую не связаны, как показало исследование, с успешностью или неуспешностью выполнения ребенком различных заданий. Мы предполагаем, что положение ребенка в группе сверстников, т. е. его статус, складывается из двух составляющих: во-первых, оценки по шкале «доминирование — подчинение» и, во-вторых, оценки по шкале «положительность — отрицательность» (симпатия — антипатия). Уже на ступени дошкольного детства наблюдается достаточно тесная взаимосвязь доминирования и подчинения с деловым статусом. Ребята (45%) выбирают, например, для совместного труда тех, кто «хорошо выполняет задания», «умеет трудиться», «делает все быстро и всем помогает» и т. п. Следовательно, у этих детей высокий статус в данном виде деятельности.

Таким образом, полученные результаты показывают не только статусную структуру изучаемых групп и статус каждого ребенка, но и позволяют поставить вопрос о необходимости более глубокого изучения тех внутренних детерминант, которые этот статус определяют. По нашему предположению, в качестве этих детерминант выступают формы личностного поведения детей, которые изучались на втором этапе исследования.

Личностное поведение детей изучалось с помощью стандартизованного наблюдения. Разработанный метод позволил выявить особенности личностного поведения каждого ребенка и проявления, характерные для него в ходе межличностного взаимодействия [3; 362—365], [10; 144—150].

В основу метода положены следующие парные характеристики отношения человека к человеку: доминирование (Д) — подчинение (П) и положительность (+) — отрицательность (—).

 

Таблица 1

Статусная структура изучаемых групп

 

 

 

Статус

«Звезды»

«Предпочитаемые»

«Пренебрегаемые»

«Изолированные»

Всего

Число

%

Число

%

Число

%

Число

%

Число

%

Количественное распределение

160

18

250

29

390

45

70

8

870

100

 

25

 

Характеристика «доминирование — подчинение» выступала в двух вариантах: сильное доминирование — сильное подчинение и слабое доминирование — слабое подчинение.

Различные сочетания этих характеристик образуют самые разнообразные отношения, выражающиеся в реальном и знаковом поведении ребенка. В табл. 2 показаны возможные формы отношения человека к человеку. Важно подчеркнуть, что данные формы отношений в тех или иных проявлениях присутствуют не только в личностном поведении детей, но и в личностном поведении каждого человека. Однако перечень из 16 форм отношений не является достаточно полным. Операцией отрицания из каждого отношения получается его негативная форма, которая выражается в отказе от данной, ожидаемой со стороны партнера, формы поведения. В результате классификация наблюдаемых форм разрастается до 32 возможных вариантов.

Операцией введения условности, достигаемой за счет гиперболизации исходного отношения, каждая из 32 форм может быть представлена в игровом, условном варианте. Например, когда мы хвалим или ругаем ребенка не на самом деле, а как бы понарошку. В этом случае на «ругание» он реагирует как на похвалу, а на «похвалу» — как на ругание.

На основании предложенной классификации была разработана табличная форма протокола наблюдения, в которой экспериментатор оценивал степень выраженности у испытуемых каждой формы отношения к окружающим в различных видах деятельности. Для оценки использовалась шкала значений: никогда, редко, иногда, часто, всегда (соответственно 0, 1, 2, 3, 4 балла). При этом отказ (в случае соответствующих ожиданий) от данной формы поведения записывался в цифровом виде с черточкой над оценкой. Например, запись «2» читается как проявление отказа от ожидаемой формы поведения в нескольких случаях. Условные формы поведения записывались путем обведения соответствующей оценки кружком.

На основе результатов наблюдения составлялась диаграмма личностного поведения [12; 79], наглядно иллюстрирующая особенности поведения каждого ребенка в результате межличностного взаимодействия, и сводная таблица, позволяющая сделать выводы о том, какие формы личностного поведения преобладают у детей данной группы. Были обнаружены формы поведения, выделенные в описанной выше методике:

1. Положительное доминирование — доброжелательное отношение к сверстникам, умение помочь, при выполнении совместного задания — похвалить, поддержать, объяснить, если у товарища что-либо не получается; у детей этой группы достаточно ярко выражены организаторские способности;

 

Таблица 2

Формы отношения человека к человеку

 

 

 

Отношение

Положительное

Отрицательное

Реальное

Знаковое

Реальное

Знаковое

Доминирование

Слабое

Помогает

Хвалит

Нападает

Ругает

Сильное

Руководит

Заставляет

Заставляет

Приказывает

Подчинение

Сильное

Слушается

Соглашается

Уступает

Подчиняется

Слабое

Доверяется

Воодушевляется

Терпит

Переживает

 

26

Таблица 3

Личностное поведение детей изучаемых групп

 

 

 

Формы поведения

Всего

Число

%

Число

%

Число

%

Число

%

Число

%

Количественное распределение

210

24

380

44

110

12

170

20

870

100

 

2. Положительное подчинение — уступчивость, готовность соглашаться, доверительное отношение к сверстникам, сильное воодушевление, если успехи замечены и признаны;

3. Отрицательное доминирование — задиристость, драчливость, проявления агрессивности, стремление заставить выполнить свое требование во что бы то ни стало, подчинить себе других детей;

4. Отрицательное подчинение — негативное отношение к сверстникам, но без конфликтного разрешения спора, обидчивость, уступчивость.

Полученные результаты приведены в табл. 3.

На третьем этапе исследования определялась взаимосвязь положения дошкольников в группе с особенностями их личностного поведения. Все эмпирические данные, полученные на первом и на втором этапах исследования, проанализированы и занесены в таблицу 4.

Анализ приведенных материалов позволяет заключить, что статусная структура группы взаимосвязана с тем, какие формы личностного поведения проявляются у ее членов. Детям разных статусных групп присущи, как выяснилось, вполне определенные формы поведения.

Результаты количественной обработки полученных эмпирических данных показывают, что полученная взаимосвязь значима (χ2эмп. = 31,76 > χ2тeop.= 21,66 при р ≤ 0,01). Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона (С) равен 0,52, что свидетельствует о значительной выраженности установленной связи.

Таким образом, результаты исследования подтверждают факт существования выраженной взаимосвязи между социометрическим статусом детей и особенностями их личностного поведения. Однако мы не можем ответить на вопрос о том, что является первопричиной взаимодействия, общение или отношение, формы личностного поведения, присущие ребенку, или его положение в группе сверстников. Постановка данного вопроса позволяет нам перейти от экспериментального исследования к построению теоретической схемы.

Это значит, что в своих рассуждениях мы обязаны в любом случае не противоречить эмпирическим данным, но способ их объяснения приобретает теоретический характер, где требование

 

Таблица 4

Распределение испытуемых по уровням статуса и формам личностного поведения

 

Формы поведения

Статус

Всего

Число

%

Число

%

Число

%

Число

%

Число

%

«Звезды»

110

13

20

2

20

2

10

1

160

18

«Предпочитаемые»

60

7

110

13

50

6

30

3

250

29

«Пренебрегаемые»

40

5

210

24

20

2

120

14

390

45

«Изолированные»

0

0

40

5

20

2

10

1

70

8

Всего

210

24

280

44

110

12

170

20

870

100

 

27

 

наблюдаемости, опытной проверки переходит на второй план, а на первый выступает требование логичности, связности и непротиворечивости построений. Итак, наличие связи, причем значимой и значительно выраженной, между личностным поведением и социометрическим статусом, говорит о том, что последний действительно определяется формой общения, а не его содержанием, так как, поскольку между формой и содержанием общения никакой зависимости нет, а между формой общения и отношениями есть сильная зависимость, постольку между содержанием общения и отношениями зависимости не должно быть (в данном случае исключаются варианты, когда эта зависимость вводится намеренно).

Направление взаимодействия может быть разным: от личностного поведения к отношениям и наоборот. Об этом говорит то, что система циклична, с обратной связью. Первое воздействие сильное, второе — слабое. Устранив обратную связь, т. е. слабое воздействие, мы в мысленном эксперименте разомкнем цикл, однако при этом зависимость социометрического статуса от личностного поведения не должна исчезнуть. Например, сильный ребенок толкнул слабого или обозвал его — у второго ребенка возникает определенное отношение к обидчику, однако пока он не отреагировал, т. е. не проявилась обратная связь, форма общения у первого ребенка не меняется. Но если обиженный ребенок даст сдачи или ответит как-либо по-иному, слабое воздействие превратится в сильное. Однако до тех пор, пока этого не произошло, цикл взаимодействия остается разомкнутым и причинно-следственная связь является однонаправленной.

Дальнейшее построение теоретической схемы предполагает допущение связи между формирующимся отношением и формой общения: чем негативнее отношение, тем негативнее форма общения. Однако данная связь наблюдается далеко не всегда. Например, негативное отношение воспитателя к ребенку не всегда вызывает негативные формы общения, так как здесь вклиниваются промежуточные переменные.

В качестве таковой для ребенка, например, может выступать желание получить привлекательную игрушку, благодаря притягательности которой он свое отрицательное отношение не преобразует в негативные формы личностного поведения. Надо отметить, что цикличность во всем объеме возможных взаимоотношений и форм общения пока еще не может быть объяснена, однако связь между отношением и формой общения, между социометрическим статусом и формой личностного поведения должна быть признана в теоретической схеме как однонаправленная, причинно-следственная. Другое дело, что в эксперименте она может иметь некоторые иные, побочные аспекты.

Переходя от обоснования гипотетической теоретической схемы к картине мира, необходимо отметить, что предложенная часть общей теоретической модели межличностного взаимодействия является необходимым условием дальнейшей разработки этой модели уже в более целостном воплощении. При этом качественным образом меняется и картина мира, которая приобретает конструктивный характер, позволяет при построении общей теоретической модели прибегать к математическим методам. Внесенное в теоретическую схему изменение позволяет осуществить перенос на нее некоторых сторон психологической теории деятельности: например, социометрический статус как показатель отношения может интерпретироваться в качестве критерия успешности межличностного взаимодействия. Разумеется, речь не идет о прямых переносах теории деятельности на рассматриваемую нами область, однако некоторые теоретические построения благодаря фиксированию связи между формой общения и отношением как причинно-следственной оказываются вполне заимствуемыми, что в значительной степени расширяет возможности теоретической модели межличностного взаимодействия, которую еще предстоит построить.

В заключение важно выделить и практическую значимость полученных в исследовании результатов. Знание особенностей личностного поведения детей может

 

28

 

помочь педагогу прогнозировать ситуацию межличностного взаимодействия, которая может сложиться в группе, и регулировать ее, корректируя поведение каждого отдельного ребенка. Умение прогнозировать то, какое положение в группе сверстников займет ребенок с определенными формами личностного поведения, дает возможность, корректируя личностное поведение, формировать такое положение каждого ребенка в группе, которое будет способствовать наиболее полноценному психическому развитию детей.

Результаты исследования показывают, что дети с преобладанием в поведении отрицательных форм доминирования и подчинения (— ДП) будут иметь неблагоприятное положение в группе сверстников, низкую успешность в межличностном взаимодействии; дети с преобладанием в поведении положительных и отрицательных форм подчинения (± П) будут иметь более высокий статус и более успешно взаимодействовать со сверстниками; дети с преобладанием в поведении положительных форм подчинения (+ П) вызывают большую симпатию у сверстников, нежели дети второй подгруппы (—П), и чаще всего попадают в статус «предпочитаемых»; наиболее высокая успешность в межличностном взаимодействии и, соответственно, наиболее высокий статус характерен для детей с преобладанием в поведении положительных форм доминирования (+Д).

Таким образом, полученные результаты позволят не только решать теоретические вопросы, связанные с проблемой построения модели межличностного взаимодействия, но и осуществлять индивидуальный подход к детям дошкольного возраста и создание условий для полноценного развития каждого ребенка.

 

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Бодолев А. А. Об изучении общения // Психология общения. Вып. 3. М., 1978.

3. Карандашев Ю. Н., Сенько Т. В. Базисная структура личностных отношений и ее влияние на авторитет руководителя в группе // Психолого-педагогические проблемы совершенствования управления трудовым коллективом в свете решений XXVI съезда КПСС и XXIX съезда КПБ: Тез. докл. на Республ. конф. Ч. 2. Гродно, 1983.

4. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Мн, 1984.

5. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.

6. Лисина М. И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974.

7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

8. Панферов В. Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Докт. дис. Л., 1983.

9. Примерная программа психолого-педагогической практики на III и IV курсах факультета педагогики и методики начального обучения // Под ред. А. А. Сизого, Т. В. Сенько. Мн., 1988.

10. Сенько Т. В. Взаимосвязь положения старших дошкольников в группе сверстников с успешностью их познавательной и элементарной трудовой деятельности. Канд. дис. М., 1984.

11. Сенько Т. В. Особенности взаимоотношений на занятиях по труду: Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 1990. № 5. С. 50—53.

12. Сенько Т. В. Статусная психотерапия как метод коррекции положения ребенка в группе детского сада // Вопр. психол. 1989. № 1. С. 76-82.

13. Соковнин В. М. Общение и его средства // Сознание и общение. Фрунзе, 1968.

14. Субботский Е. В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 68—78.

 

Поступила в редакцию 13.I 1991 г.