23
ЗАВИСИМОСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ОТ ФОРМ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Т. В.СЕНЬКО
Проблема детерминации положения детей в группе имеет
прочные традиции в возрастной, педагогической и социальной психологии (Е. А.
Аркин, П. П. Блонский, А. С. Залужный). В
современной советской психологии данной проблемой занимаются Л. В. Артемова, К.
Я. Вольцис, А. В. Киричук, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, X. И. Лийметс, В. С.
Мухина, Т. А. Репина и другие. Большинство исследований посвящено изучению
взаимосвязи положения школьников в группе сверстников с особенностями их
личности и деятельности. Изучение вопроса о связи положения дошкольников в
группе с успешностью их познавательной и трудовой деятельности показало наличие
умеренно выраженной статистически значимой корреляции между взятыми
показателями, обусловленной нормирующим влиянием группы и
индивидуально-личностными особенностями детей [10], [11]. Полученные результаты требуют более детального изучения
детерминант, определяющих положение ребенка в группе. В качестве одной из них
выступают особенности личностного поведения детей.
В данном исследовании мы исходим из того, что в ходе
межличностного взаимодействия формируются определенные отношения между людьми [1], [2], [5], [7],
[8], [13], [14].
Динамическая сторона взаимодействия, т. е. сам его процесс, выступает как
общение, а результативная сторона взаимодействия — как отношение. Ввиду
непрерывности общения имеют место непрерывные изменения взаимоотношений; при
этом возможно и существование обратных связей, когда уже существующие отношения
определяют характер общения, тем самым образуя цикл межличностного
взаимодействия в определенной его части.
В операциональном плане взаимоотношения могут
фиксироваться посредством, например, социометрической процедуры, где акт выбора
— невыбора выступает как их внешнее выражение. В связи с этим положение ребенка
в группе конкретизируется нами в понятии социометрического статуса, под которым
понимается внешнее выражение отношения к данному ребенку группы сверстников.
Общение в операциональном плане можно определить его
формой: если содержание общения вариативно и, как показывают результаты
исследований, на характер складывающихся отношений влияет незначительно, то
форма общения является значимым фактором. В нашем исследовании она определяется
такими особенностями личностного поведения, как «симпатия — антипатия»,
«доминирование — подчинение» и др.
В качестве гипотезы мы выдвигаем утверждение, что
между характером взаимоотношений и формой общения имеет место
причинно-следственная связь. Операционально это означает, что социометрический
статус есть функция личностного поведения, совокупности его форм, в которых
проявляются отношения.
При проведении исследования использовались следующие
методы: варианты социометрической методики [14], [9]; стандартизованное наблюдение за особенностями
межличностного взаимодействия детей в различных видах деятельности с целью
изучения особенностей личностного поведения каждого ребенка [3],
[12]; экспертные оценки личностного поведения детей
воспитателями групп; качественный и
24
количественный анализ полученных эмпирических
данных: метод последовательной проверки гипотез (правило Байеса), расчет
критерия χ2, коэффициента взаимной сопряженности Пирсона (С).
В исследовании принимали участие 870 детей старшего
дошкольного возраста, посещавших дошкольные учреждения и школы Минска.
Исследование проводилось в несколько этапов. На
первом этапе с помощью вариантов социометрической методики изучалось положение
детей в группе сверстников и тенденции каждого ребенка к доминированию и
подчинению.
Полученные результаты приведены в табл. 1.
Приведенные материалы показывают, что большинство
детей попадает в средний статусный слой («предпочитаемые» — 29 % и
«пренебрегаемые» — 45%), что составляет в целом 74% от всех детей, принимавших
участие в исследовании. Детей, имеющих высокий («звезды») и низкий статус
(«изолированные»), значительно меньше — соответственно 18 и 8 %.
У детей, занимающих благоприятное положение в группе
сверстников, чаще наблюдается положительное отношение к сверстникам и тенденция
к доминированию. Для детей, находящихся в неблагоприятном положении, в большей
степени характерна тенденция к подчинению.
Положительные или отрицательные отношения между
детьми напрямую не связаны, как показало исследование, с успешностью или
неуспешностью выполнения ребенком различных заданий. Мы предполагаем, что
положение ребенка в группе сверстников, т. е. его статус, складывается из двух
составляющих: во-первых, оценки по шкале «доминирование — подчинение» и,
во-вторых, оценки по шкале «положительность — отрицательность» (симпатия —
антипатия). Уже на ступени дошкольного детства наблюдается достаточно тесная
взаимосвязь доминирования и подчинения с деловым статусом. Ребята (45%)
выбирают, например, для совместного труда тех, кто «хорошо выполняет задания»,
«умеет трудиться», «делает все быстро и всем помогает» и т. п. Следовательно, у
этих детей высокий статус в данном виде деятельности.
Таким образом, полученные результаты показывают не
только статусную структуру изучаемых групп и статус каждого ребенка, но и
позволяют поставить вопрос о необходимости более глубокого изучения тех
внутренних детерминант, которые этот статус определяют. По нашему
предположению, в качестве этих детерминант выступают формы личностного
поведения детей, которые изучались на втором этапе исследования.
Личностное поведение детей изучалось с помощью
стандартизованного наблюдения. Разработанный метод позволил выявить особенности
личностного поведения каждого ребенка и проявления, характерные для него в ходе
межличностного взаимодействия [3; 362—365], [10;
144—150].
В основу метода положены следующие парные характеристики
отношения человека к человеку: доминирование (Д) — подчинение (П) и
положительность (+) — отрицательность (—).
Таблица
1
Статусная структура
изучаемых групп
|
Статус |
|||||||||
«Звезды» |
«Предпочитаемые» |
«Пренебрегаемые» |
«Изолированные» |
Всего |
||||||
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
|
Количественное
распределение |
160 |
18 |
250 |
29 |
390 |
45 |
70 |
8 |
870 |
100 |
25
Характеристика «доминирование — подчинение»
выступала в двух вариантах: сильное доминирование — сильное подчинение и слабое
доминирование — слабое подчинение.
Различные сочетания этих характеристик образуют
самые разнообразные отношения, выражающиеся в реальном и знаковом поведении
ребенка. В табл. 2 показаны возможные формы отношения человека к человеку.
Важно подчеркнуть, что данные формы отношений в тех или иных проявлениях
присутствуют не только в личностном поведении детей, но и в личностном поведении
каждого человека. Однако перечень из 16 форм отношений не является достаточно
полным. Операцией отрицания из каждого отношения получается его негативная
форма, которая выражается в отказе от данной, ожидаемой со стороны партнера,
формы поведения. В результате классификация наблюдаемых форм разрастается до 32
возможных вариантов.
Операцией введения условности, достигаемой за счет
гиперболизации исходного отношения, каждая из 32 форм может быть представлена в
игровом, условном варианте. Например, когда мы хвалим или ругаем ребенка не на
самом деле, а как бы понарошку. В этом случае на «ругание» он реагирует как на
похвалу, а на «похвалу» — как на ругание.
На основании предложенной классификации была
разработана табличная форма протокола наблюдения, в которой экспериментатор
оценивал степень выраженности у испытуемых каждой формы отношения к окружающим
в различных видах деятельности. Для оценки использовалась шкала значений:
никогда, редко, иногда, часто, всегда (соответственно 0, 1, 2, 3, 4 балла). При
этом отказ (в случае соответствующих ожиданий) от данной формы поведения
записывался в цифровом виде с черточкой над оценкой. Например, запись «2»
читается как проявление отказа от ожидаемой формы поведения в нескольких
случаях. Условные формы поведения записывались путем обведения соответствующей
оценки кружком.
На основе результатов наблюдения составлялась
диаграмма личностного поведения [12; 79], наглядно
иллюстрирующая особенности поведения каждого ребенка в результате
межличностного взаимодействия, и сводная таблица, позволяющая сделать выводы о
том, какие формы личностного поведения преобладают у детей данной группы. Были
обнаружены формы поведения, выделенные в описанной выше методике:
1. Положительное
доминирование — доброжелательное отношение к сверстникам, умение помочь, при
выполнении совместного задания — похвалить, поддержать, объяснить, если у
товарища что-либо не получается; у детей этой группы достаточно ярко выражены
организаторские способности;
Таблица
2
Формы отношения человека к человеку
|
Отношение |
||||
Положительное |
Отрицательное |
||||
Реальное |
Знаковое |
Реальное |
Знаковое |
||
Доминирование |
Слабое |
Помогает |
Хвалит |
Нападает |
Ругает |
Сильное |
Руководит |
Заставляет |
Заставляет |
Приказывает |
|
Подчинение |
Сильное |
Слушается |
Соглашается |
Уступает |
Подчиняется |
Слабое |
Доверяется |
Воодушевляется |
Терпит |
Переживает |
26
Таблица 3
Личностное поведение детей
изучаемых групп
|
Формы
поведения |
|||||||||
+Д |
+П |
-Д |
-П |
Всего |
||||||
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
|
Количественное
распределение |
210 |
24 |
380 |
44 |
110 |
12 |
170 |
20 |
870 |
100 |
2. Положительное подчинение — уступчивость,
готовность соглашаться, доверительное отношение к сверстникам, сильное
воодушевление, если успехи замечены и признаны;
3. Отрицательное доминирование — задиристость,
драчливость, проявления агрессивности, стремление заставить выполнить свое
требование во что бы то ни стало, подчинить себе других детей;
4. Отрицательное подчинение — негативное отношение к
сверстникам, но без конфликтного разрешения спора, обидчивость, уступчивость.
Полученные результаты приведены в табл. 3.
На третьем этапе исследования определялась
взаимосвязь положения дошкольников в группе с особенностями их личностного
поведения. Все эмпирические данные, полученные на первом и на втором этапах
исследования, проанализированы и занесены в таблицу 4.
Анализ приведенных материалов позволяет заключить,
что статусная структура группы взаимосвязана с тем, какие формы личностного
поведения проявляются у ее членов. Детям разных статусных групп присущи, как
выяснилось, вполне определенные формы поведения.
Результаты количественной обработки полученных
эмпирических данных показывают, что полученная взаимосвязь значима (χ2эмп. = 31,76 > χ2тeop.=
21,66 при р ≤ 0,01). Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона (С) равен
0,52, что свидетельствует о значительной выраженности установленной связи.
Таким образом, результаты исследования подтверждают
факт существования выраженной взаимосвязи между социометрическим статусом детей
и особенностями их личностного поведения. Однако мы не можем ответить на вопрос
о том, что является первопричиной взаимодействия, общение или отношение, формы
личностного поведения, присущие ребенку, или его положение в группе
сверстников. Постановка данного вопроса позволяет нам перейти от
экспериментального исследования к построению теоретической схемы.
Это значит, что в своих рассуждениях мы обязаны в
любом случае не противоречить эмпирическим данным, но способ их объяснения
приобретает теоретический характер, где требование
Таблица
4
Распределение испытуемых по уровням статуса и формам личностного
поведения
Формы
поведения Статус |
+Д |
+П |
-Д |
-П |
Всего |
|||||
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
|
«Звезды» |
110 |
13 |
20 |
2 |
20 |
2 |
10 |
1 |
160 |
18 |
«Предпочитаемые» |
60 |
7 |
110 |
13 |
50 |
6 |
30 |
3 |
250 |
29 |
«Пренебрегаемые» |
40 |
5 |
210 |
24 |
20 |
2 |
120 |
14 |
390 |
45 |
«Изолированные» |
0 |
0 |
40 |
5 |
20 |
2 |
10 |
1 |
70 |
8 |
Всего |
210 |
24 |
280 |
44 |
110 |
12 |
170 |
20 |
870 |
100 |
27
наблюдаемости, опытной проверки переходит на второй
план, а на первый выступает требование логичности, связности и
непротиворечивости построений. Итак, наличие связи, причем значимой и
значительно выраженной, между личностным поведением и социометрическим статусом,
говорит о том, что последний действительно определяется формой общения, а не
его содержанием, так как, поскольку между формой и содержанием общения никакой
зависимости нет, а между формой общения и отношениями есть сильная зависимость,
постольку между содержанием общения и отношениями зависимости не должно быть (в
данном случае исключаются варианты, когда эта зависимость вводится намеренно).
Направление взаимодействия может быть разным: от
личностного поведения к отношениям и наоборот. Об этом говорит то, что система
циклична, с обратной связью. Первое воздействие сильное, второе — слабое.
Устранив обратную связь, т. е. слабое воздействие, мы в мысленном эксперименте
разомкнем цикл, однако при этом зависимость социометрического статуса от
личностного поведения не должна исчезнуть. Например, сильный ребенок толкнул
слабого или обозвал его — у второго ребенка возникает определенное отношение к
обидчику, однако пока он не отреагировал, т. е. не проявилась обратная связь,
форма общения у первого ребенка не меняется. Но если обиженный ребенок даст
сдачи или ответит как-либо по-иному, слабое воздействие превратится в сильное.
Однако до тех пор, пока этого не произошло, цикл взаимодействия остается
разомкнутым и причинно-следственная связь является однонаправленной.
Дальнейшее построение теоретической схемы
предполагает допущение связи между формирующимся отношением и формой общения:
чем негативнее отношение, тем негативнее форма общения. Однако данная связь
наблюдается далеко не всегда. Например, негативное отношение воспитателя к
ребенку не всегда вызывает негативные формы общения, так как здесь вклиниваются
промежуточные переменные.
В качестве таковой для ребенка, например, может
выступать желание получить привлекательную игрушку, благодаря притягательности
которой он свое отрицательное отношение не преобразует в негативные формы
личностного поведения. Надо отметить, что цикличность во всем объеме возможных
взаимоотношений и форм общения пока еще не может быть объяснена, однако связь
между отношением и формой общения, между социометрическим статусом и формой
личностного поведения должна быть признана в теоретической схеме как
однонаправленная, причинно-следственная. Другое дело, что в эксперименте она
может иметь некоторые иные, побочные аспекты.
Переходя от обоснования гипотетической теоретической
схемы к картине мира, необходимо отметить, что предложенная часть общей
теоретической модели межличностного взаимодействия является необходимым
условием дальнейшей разработки этой модели уже в более целостном воплощении.
При этом качественным образом меняется и картина мира, которая приобретает
конструктивный характер, позволяет при построении общей теоретической модели
прибегать к математическим методам. Внесенное в теоретическую схему изменение
позволяет осуществить перенос на нее некоторых сторон психологической теории
деятельности: например, социометрический статус как показатель отношения может
интерпретироваться в качестве критерия успешности межличностного
взаимодействия. Разумеется, речь не идет о прямых переносах теории деятельности
на рассматриваемую нами область, однако некоторые теоретические построения
благодаря фиксированию связи между формой общения и отношением как
причинно-следственной оказываются вполне заимствуемыми, что в значительной
степени расширяет возможности теоретической модели межличностного
взаимодействия, которую еще предстоит построить.
В заключение важно выделить и практическую
значимость полученных в исследовании результатов. Знание особенностей
личностного поведения детей может
28
помочь педагогу прогнозировать ситуацию
межличностного взаимодействия, которая может сложиться в группе, и регулировать
ее, корректируя поведение каждого отдельного ребенка. Умение прогнозировать то,
какое положение в группе сверстников займет ребенок с определенными формами
личностного поведения, дает возможность, корректируя личностное поведение,
формировать такое положение каждого ребенка в группе, которое будет
способствовать наиболее полноценному психическому развитию детей.
Результаты исследования показывают, что дети с
преобладанием в поведении отрицательных форм доминирования и подчинения (— ДП)
будут иметь неблагоприятное положение в группе сверстников, низкую успешность в
межличностном взаимодействии; дети с преобладанием в поведении положительных и отрицательных
форм подчинения (± П) будут иметь более высокий статус и более успешно
взаимодействовать со сверстниками; дети с преобладанием в поведении
положительных форм подчинения (+ П) вызывают большую симпатию у сверстников,
нежели дети второй подгруппы (—П), и чаще всего попадают в статус
«предпочитаемых»; наиболее высокая успешность в межличностном взаимодействии и,
соответственно, наиболее высокий статус характерен для детей с преобладанием в
поведении положительных форм доминирования (+Д).
Таким образом, полученные результаты позволят не
только решать теоретические вопросы, связанные с проблемой построения модели
межличностного взаимодействия, но и осуществлять индивидуальный подход к детям
дошкольного возраста и создание условий для полноценного развития каждого
ребенка.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
2. Бодолев А. А. Об изучении общения // Психология общения. Вып. 3.
М., 1978.
3. Карандашев Ю. Н., Сенько Т. В. Базисная структура личностных
отношений и ее влияние на авторитет руководителя в группе //
Психолого-педагогические проблемы совершенствования управления трудовым
коллективом в свете решений XXVI съезда КПСС и XXIX съезда КПБ: Тез. докл. на
Республ. конф. Ч. 2. Гродно, 1983.
4. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных
взаимоотношений. Мн, 1984.
5. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.
6. Лисина М. И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность //
Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974.
7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.
М., 1984.
8. Панферов В. Н. Общение как предмет социально-психологических
исследований. Докт. дис. Л., 1983.
9. Примерная программа
психолого-педагогической практики на III и IV курсах факультета педагогики и методики
начального обучения // Под ред. А. А. Сизого, Т. В. Сенько. Мн.,
1988.
10. Сенько Т. В. Взаимосвязь положения старших дошкольников в группе
сверстников с успешностью их познавательной и элементарной трудовой
деятельности. Канд. дис. М., 1984.
11. Сенько Т. В. Особенности взаимоотношений на занятиях по труду:
Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 1990. № 5. С. 50—53.
12. Сенько Т. В. Статусная психотерапия как метод коррекции положения
ребенка в группе детского сада // Вопр.
психол. 1989. № 1. С. 76-82.
13. Соковнин В. М. Общение и его средства // Сознание и общение.
Фрунзе, 1968.
14. Субботский Е. В. Генезис личностного поведения у дошкольников и
стиль общения // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 68—78.
Поступила в редакцию 13.I
1991 г.