Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

124

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

 

ВЕНИАМИН НОЕВИЧ ПУШКИН

(1931—1979)

 

 

6 августа исполнилось бы 60 лет со дня рождения Вениамина Ноевича Пушкина. Доктор психологических наук, профессор В.Н. Пушкин был одним из выдающихся советских ученых в области психологии. Его имя хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Он являлся основоположником ряда новых направлений в психологии и своими фундаментальными работами внес существенный вклад в развитие советской психологической науки.

После окончания в 1956 г. МГУ им. М.В. Ломоносова В.Н. Пушкин начал свой творческий путь в области инженерной психологии и психологии труда. В течение ряда лет он занимался экспериментальной и теоретической разработкой проблем психологии диспетчерского труда на железнодорожном транспорте во ВНИИЖГе, а затем в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР. Начав с анализа конкретной производственной деятельности дежурного по станции, Вениамин Ноевич пришел к созданию психологии оперативного мышления человека, к новым оригинальным теоретическим воззрениям на мышление и методикам его изучения, обогатившим общую психологию в целом. Одним из итогов этой работы явилась ставшая библиографической редкостью монография «Оперативное мышление в больших системах» (1965).

В 1967 г. В.Н. Пушкин организовал в НИИ ОПП АПН СССР лабораторию эвристики, которую возглавлял до последних дней своей жизни. Под его руководством в лаборатории успешно разрабатывалась одна из важнейших проблем психологии — проблема творческого мышления, которая, представляя теоретический интерес, имеет также немаловажное значение для педагогики, психологии труда, моделирования психических процессов и т. д.

Работая над этой проблемой, В.Н. Пушкин, как всегда, пытался не только проникнуть в природу творческого мышления и понять его механизмы, но и найти наиболее адекватные, порой нестандартные методики исследования, раскрывающие процесс мышления на разных уровнях: личностном, операторном, нейропсихологическом, психофизиологическом, психоэнергетическом.

Сопоставление результатов нейропсихологического и психолого-педагогического исследований продуктивного мышления позволили дать положительный

 

125

 

ответ на вопрос о возможности формирования механизмов мышления, функции установления отношений у детей школьного возраста, что нашло свое отражение в работе «Психологические возможности человека» (1972). С этим направлением исследования было тесно связано экспериментальное изучение процесса переноса выделяемых субъектом отношений внутри определенных классов задач, эквивалентных с точки зрения их способа решения. Оно позволило В.Н. Пушкину сделать теоретический вывод о принципиальной роли процессов обобщения в обеспечении интеллектуальной активности и в постановке новых целей.

Дальнейшее развитие исследований привело Вениамина Ноевича к разработке принципов моделирования мышления и было направлено на глубокое проникновение в сущность процесса творчества.

На основании результатов психологических исследований мышления   В.Н. Пушкиным была предложена идея нового подхода к автоматизации процессов управления, реализация которого привела к созданию высокоэффективного в техническом и экономическом отношении метода ситуационного управления, широко внедряемого в различные отрасли народного хозяйства. В Большой Советской Энциклопедии в разделе «Наука» В.Н. Пушкин отмечен как один из создателей «модельной теории ситуационного управления» (т. 24, кн. 2, с. 352).

В.Н. Пушкин обладал удивительной способностью видеть фундаментальные проблемы в тех явлениях, которые подчас не признавались, а нередко и отвергались традиционной наукой. С присущей ему энергией, оптимизмом и увлеченностью он брался за поиск ответов порой на неожиданные вопросы.

В сферу его интересов попали проблемы парапсихологии, психоэнергетической регуляции деятельности, он широко привлекал достижения смежных наук: кибернетики, физики, биологии, биофизики, семантики.

Многоплановость и широта круга проблем в исследованиях В.Н. Пушкина отражает широту его научных интересов. Свои научные идеи Вениамин Ноевич воплотил в более чем 170 трудах. Его книги «Оперативное мышление в больших системах» (1965), «Эвристика — наука о творческом мышлении» (1967), «Психология и кибернетика» (1971), «Мышление и автоматы» (в соавторстве с Д.А. Поспеловым, 1972), «Парапсихология и современное естествознание» (в соавторстве с А.П. Дубровым, 1989) изданы в 18 странах на 13 языках.

Увлечение наукой не исключало другого очень ярко характеризующего Вениамина Ноевича интереса — интереса к искусству и в первую очередь увлечения музыкой. Нас, близко знавших В.Н. Пушкина, поражало, как тонко и глубоко он чувствовал и понимал классическую музыку, не имея при этом специальной музыкальной подготовки. Глинка, Чайковский, Рубинштейн, Бизе, Верди, Пуччини — вот лишь небольшой и далеко не полный перечень его любимых композиторов. Приезд итальянской оперы был для Вениамина Ноевича всегда большим праздником и он не пропускал ни одного выступления мастеров из Италии.

Все мы, кто работал с Вениамином Ноевичем Пушкиным, бесконечно благодарны судьбе за то, что она подарила нам годы интересного и плодотворного сотрудничества и общения с этим замечательным и душевно щедрым человеком.

 

Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина