Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

96

 

ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ

 

К КЛАССИФИКАЦИИ ЭМОЦИЙ

 

А.Т. ЗЛОБИН

 

Эмоции — один из важнейших компонентов человеческого «Я». Под эмоциями обычно понимается психическое отражение жизненного смысла явлений и ситуаций, проявляющееся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Особо подчеркнем, что эмоции непосредственно связаны с потребностями человека, основываются на них и отражают степень их удовлетворения. Поэтому, чтобы понять «строение» эмоций, надо прежде понять «устройство» потребностей. Однако, по мнению П.В. Симонова, и с ним нельзя не согласиться, проблема потребностей человека представляет собой «целину», к освоению которой в сущности современная психология даже не приступала. «Для существующих классификаций характерны произвольность и отсутствие четко сформулированного принципа их построения»1. Каждый автор предлагает свой набор потребностей и, стало быть, их число: американский психолог А. Маслоу — 15, его соотечественник Мак-Дауголл — 18, а польский психолог Обуховский — свыше 120. Ни одна из предлагаемых классификаций не стала общепринятой.

При всем огромном разнообразии потребностей попробуем объединить их в 6 объективно и последовательно (интегративно) возникающих у каждого здорового человека уровней.

Материальные потребности (нужды): 1) физиологические (дыхание, питание, движение, координация, сон, экскретация), 2) продолжение рода (рождение, воспитание, защита), 3) добыча средств к существованию (жилище, пища, одежда и др.).

Духовные потребности (запросы): 4) общение (обязанности, права и др.), 5) самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и др.), 6) самоутверждение (уважение, признание, власть и др.).

И если эмоция,  по определению П.В. Симонова,— это отражение мозгом человека какой-либо его актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения2, то каждому уровню потребностей, по-видимому, соответствует и определенная «базисная» (преобладающая) эмоция. Следовательно, опираясь на потребности, эмоции выполняют специфическую и очень важную роль в мироощущении и поведении человека.

Аппарат эмоций устроен, на наш взгляд, с одной стороны, очень и очень сложно, но с другой, удивительно просто и гармонично. Механизм этот у всех здоровых людей одинаков — это устойчивая система. И следовательно, можно построить модель этой системы.

Ее исходным системообразующим компонентом будет эмоция страха (Сх). Homo sapiens начал свою «карьеру», и у него пробудилось абстрактное мышление. Он понял, что вокруг жестокая непознанная им природа, с которой он должен сосуществовать, ежеминутно

 

97

 

ожидая от нее непредсказуемых сюрпризов, нередко угрожающих самой его жизни. Эмоция страха передалась человеку от его предков-животных как средство защиты от возможного вмешательства кого-либо или чего-либо при отправлении человеком его физиологических потребностей: дыхания, питания, сна и др.

Вторая эмоция—грусть (Гр). Она связана с потребностью продолжения рода. Болезни и высокая смертность близких, и в особенности детей, доставляет человеку боль и страдания, привносит в его обиталище беду и горе.

Наконец, третья негативная эмоция — гнев (Гн) — формировалась главным образом в борьбе за средства существования с соседними племенами, с хищниками, с капризами природы. В связи с этим становится понятной та атмосфера враждебности, агрессивности, озлобленности, которая создалась сейчас у нас в стране: в связи с постоянной нехваткой продовольственных и промышленных товаров в обществе преобладает эмоция гнева. Негативные эмоции присущи и высшим животным.

Далее происходит перелом и следуют эмоции положительные. Первая из них—стыд (Сд), характерная только для человека. Стыд регулирует взаимоотношения человека с другими людьми в процессе общения.

После этого появляется эмоция радости (Рд), связанная с удовлетворенностью человека чем-либо через реализацию его потребности в самовыражении в искусстве, спорте, религии, науке.

Замыкает положительный ряд эмоций специфическое состояние, представляющее собой фактически отсутствие каких бы то ни было эмоций, когда человек отрешился в своих действиях от всех перечисленных эмоций, «перешагнул» через них и действует решительно и бесповоротно. Назовем это состояние условно эмоцией бесстрашия (Бс). Возникла она, по-видимому, как средство отражения, показа и себе, и другим самоутверждения человека, его превосходства над ними в данной сфере деятельности.

 

 

Нетрудно заметить, что эмоции характеризуются четко выраженной зеркальной симметрией: гнев — стыд, грусть — радость, страх — бесстрашие. Теперь можно построить траекторию формирования и движения эмоций. Эту изначальную модель можно назвать «волной эмоций».

Проявление эмоций подчиняется действию закона интегративности. Это означает, что, во-первых, каждая последующая эмоция может начать действовать только после окончания действия предыдущей и, во-вторых, глубина и интенсивность действия предыдущей эмоции передаются, как правило, эмоции последующей. Например, если некий нормальный индивид в состоянии сильного гнева наделал глупостей, то, когда он остынет, ему будет более или менее стыдно за содеянное: чем сильнее был гнев (и совесть его не оправдывает), тем сильнее должен быть последующий стыд. Или еще: чем больше горя (грусти) причинил индивид А индивиду Б, тем больше мстительности (гнева) вызывает это обычно в Б по отношению к А.

Совокупность перечисленных устойчивых и взаимосвязанных эмоций представляет собой, как уже отмечалось выше, систему. А каждая система, как известно, имеет «вход» — ресурсы, «процесс» — их переработку и «выход» — результат своей деятельности.

На рисунке видно, что после того как проявятся три негативные эмоции: страх, грусть и гнев, наступает перелом (зона контакта) в самочувствии и поведении индивида, и начинают действовать эмоции положительные. Отметим, что с «выхода» подсистемы отрицательных эмоций импульс, минуя

 

98

 

зону контакта, попадает на «вход» подсистемы положительных эмоций.

Следует, по нашему мнению, подчеркнуть одно обстоятельство: если этот импульс слаб и недостаточен для преодоления зоны контакта, то негативная подсистема может «зациклиться»: с ее «выхода» действие может снова вернуться на ее же «вход», не дотянув до «входа» положительной подсистемы. В этом случае после эмоции гнева снова повторится эмоция страха. Такая ситуация крайне болезненна для индивида: она вызывает устойчивые депрессивные состояния. Поэтому очень важно, чтобы после вспышки гнева индивид расслабился (перелом), устыдился бы своего состояния, обрадовался бы этому, т. е. снова вошел бы в нормальную «колею».

Мы рассмотрели пока что лишь упрощенный вариант событий. На самом же деле все обстоит значительно сложнее: каждая эмоция, развиваясь, непрерывно изменяется, претерпевает существенные метаморфозы. Рождается как бы «волна в волне».

Например, эмоция радости в реальной жизни «обстреливается» поочередно всеми остальными эмоциями и развивается примерно так:

сначала робкая радость (индивид еще страшится радоваться, как бы чего не вышло),

грустная радость (смех сквозь слезы),

злая радость (индивид «дорвался» до радости: назло всем я буду радоваться!),

стыдливая радость (он все еще сомневается: а можно ли радоваться-то?),

подлинная радость (полное удовлетворение чем-либо),

и, наконец, бесстрашная радость (радость без оглядки, «на всю катушку», я бы еще добавил: излишняя радость).

Теперь можно построить матрицу (поле) эмоций (см. таблицу).

Как будет читаться в этих условиях, скажем, все та же эмоция радости? Можно представить себе это, например, так.

51 на «поле» эмоций — отрада — трепетная радость. Вспомним, как русский молодец поет: «Живет моя отрада в высоком терему, а в тот высокий терем нет входа никому...» А у самого, поди, на сердце кошки скребут: а что, если вход-то все-таки где-нибудь есть?

52 — веселье — грустная радость. Вспомним: пировали — веселились, подсчитали — прослезились. Итог-то, в общем, был известен заранее, поэтому веселье всегда изначально содержит в себе элементы грусти.

53 — потеха — гневная, злая радость. Вспомним: потешные полки будущего императора России Петра I. Вроде бы радость, потеха, но какова цена этой далеко не доброй потехи?

54 — упоение — срамная радость: и стыдно радоваться, но сдержаться невмоготу,

 

Матрица (поле) эмоций

 

Эмоции

Бс

Рд

Сд

Гн

Гр

Сх

Бс

66

безоглядность

56 торжество

46 неловкость

36 недовольство

26

печаль

16

оторопь

Рд

65

бесповоротность

55

ликование

45

конфуз

35

негодование

25

кручина

15

испуг

Сд

64

бестрепетность

54

упоение

44

срам

34

бешенство

24

уныние

14

трепет

Гн

63

безбоязненность

53

потеха

43

позор

33

ярость

23

скорбь

13

боязнь

Гр

62

невозмутимость

52

веселье

42

смущение

32

возмущение

22

горе

12

содрогание

Сх

61

решимость

51

отрада

41

смятение

31

ожесточение

21

огорчение

11

ужас

 

99

 

уж очень хочется радоваться.

55 — ликование — «радостная радость»: радуйся на здоровье, ты эту радость заслужил.

56 — торжество — безбоязненная радость: все страхи, огорчения, недовольства — все позади, и ничто и никто не в силах помешать твоей радости.

Точно так же может быть прочитана каждая из остальных 30 позиций (а всего их 36) матрицы эмоций.

Интересно, что симметрии подчиняются не только горизонтальные строки матрицы, но и вертикальные ее колонки: это четко прослеживается на примере таблицы. Симметрия, как известно, очень широко распространена в природе, не избежала ее и система человеческих эмоций.

Этими позициями и исчерпывается, по-видимому, круг наших эмоций. Все остальное — уже чувства. В литературе чувства и эмоции нередко смешиваются. Ну, например, к эмоциям совершенно неправомерно относят гордость, благодарность, уважение, совесть, злорадство.

Но если эмоций только 36, то чувств насчитывается более тысячи. Чувства — это высший продукт развития эмоций. Они выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость (например, чувство дружбы, чувство любви, чувство благодарности и др.). Вместе с тем чувства всегда отражаются в эмоциях. Так, любовь может вызвать у индивида целую гамму эмоций: страх ее утратить, грусть при расставании, радость при встрече и     т. д.

В заключение выскажу некоторые общие соображения.

1. Все мы сравнительно недавно были свидетелями тому, как на заседаниях Верховного Совета СССР, на партийных форумах эмоции действовали нередко наперекор здравому смыслу. Зная строение аппарата эмоций, предвидя приближение действия той или иной из них, человек может и должен научиться ими эффективно управлять. Эти знания и умения могут оказать неоценимую услугу в первую очередь многим отечественным менеджерам, вынужденным по роду своей деятельности, принимая ответственные решения, аргументирование и хладнокровно отстаивать свои позиции. Не помешают они и всем нам, простым смертным, живущим в этом противоречивом, неспокойном и взбудораженном обществе.

2. У ученых, занимающихся проблематикой совершенствования человека, появляется дополнительная возможность с высокой степенью уверенности раскрыть физиологический механизм действия эмоций. Ведь химических стимуляторов, вызывающих эмоции, всего шесть (или даже пять?), а все остальное — лишь их сочетания!

3. Наконец, «зацикливание», по всей вероятности, возможно и в подсистеме положительных эмоций: стыд — радость — бесстрашие? А что, если его использовать на благо человека? По наблюдениям старшего научного сотрудника Всесоюзного научного центра психического здоровья АМН СССР А. Богданова, творчество для больных очень важное средство самовыражения — активизации действия эмоции радости. Разумеется, здесь нужны дальнейшие серьезные исследования.

 

Поступила в редакцию 3.XII 1990 г.



1 Симонов П.В. Безмотивная психология // Поиск. 1990. № 32. Авг.

2 См.: Вопр. психол. 1988. № 6. С. 94.