Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

85

 

АДАПТИВНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ

 

В. Н. МАШКОВ

 

В современной практике профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ широко используются опросники по интересам и склонностям. По имеющимся данным, такие опросники, наряду с тестами специальных способностей, являются наиболее эффективным средством диагностики профессиональной предрасположенности [1], [4]. Высокую степень валидности опросников по интересам и склонностям объясняют, кроме всего прочего, еще и тем, что, получив с их помощью определенную информацию, обследуемый осуществляет принятие или отказ от различных жизненных возможностей, а это, в свою очередь, позволяет предсказать его действия на последующих жизненных перепутьях [1]. Другими словами: если человек выбирает профессию на основании предложенных ему рекомендаций, то тем самым он выбирает направление своего дальнейшего профессионального роста и поэтому как бы автоматически в значительной степени обеспечивает прогностичность этих рекомендаций. Из сказанного очевидно, что обязательным условием достижения такого эффекта является создание для обследуемого условий, обеспечивающих осознание им обоснованности получаемых рекомендаций. Для этого необходимо, чтобы обследуемый, во-первых, был ознакомлен с результатами обследования и, во-вторых, был согласен с ними. Оба этих условия в наибольшей мере учитываются при применении адаптивных опросников, главной особенностью которых является приспособление набора вопросов методики к характеру ответов обследуемого: при применении адаптивной методики обследуемый выполняет не все задания подряд, а делает это выборочно, в зависимости от результатов выполнения предыдущих заданий. Очень важно, что при использовании адаптивных опросников обследуемый может узнать результаты немедленно, как конечный итог исследовательской процедуры. Другими словами, процедура обследования в этом случае аналогична процедуре собеседования, в ходе которого возможно

 

86

 

достижение наибольшей степени доверия и искренности обследуемого в сравнении с другими психологическими методами.

Наряду с указанными преимуществами адаптивные методики, по имеющимся данным, не уступают общепринятым методам в надежности и требуют для своего проведения гораздо меньше времени [1], [6].

Однако в настоящее время в отечественной практике профессиональной ориентации используются исключительно традиционные опросники по интересам и склонностям, и прежде всего такие методики, как «Дифференциально-диагностический опросник» [2], [3], «Карта интересов» [5], «Анкета интересов» [8]. Поэтому очевидна необходимость разработки отечественного адаптивного опросника по профессиональным интересам и склонностям. В результате проведенного исследования такой опросник, получивший наименование «Самооценка профессиональной направленности» (СПН), был разработан.

Опросник состоит из 134 пунктов (вопросов). В каждом из первых 126 пунктов приводится описание двух видов профессиональной деятельности (индикаторов), из которых обследуемый должен выбрать для себя более приемлемый. Под выбранным индикатором приводится указание, к какому пункту следует перейти далее в ходе работы с опросником. Оставшиеся 8 пунктов опросника итоговые. В этих пунктах в зависимости от сделанных выборов указывается, какой интерес или склонность обследуемого наиболее выражены. Первые 67 пунктов опросника предназначены для оценки интересов, остальные — для оценки склонностей.

При работе с методикой обследуемый должен сделать от 12 до 20 выборов и определить наиболее приемлемый для него один вид интересов и один вид склонностей. Так как выбор производится из 4 видов интересов и 4 видов склонностей, то возможны 16 различных сочетаний наиболее приемлемых вариантов. Для оценки такого количества параметров с помощью традиционных методов пришлось бы ответить на значительно большее количество вопросов. Кроме того, экономичность методики СПН заключается в полном отсутствии необходимости какого-либо обсчета получаемых данных.

Если говорить о концептуальной основе опросника СПН, то он разрабатывался в русле методического направления «от человека», так как это позволяет оценить все без исключения виды деятельности относительно общечеловеческих потребностей и форм активности. Оценивание при этом осуществляется в результате непосредственного сравнения различных видов деятельности между собой без использования статистических критериев, а это также значительно расширяет сферу приложения методики. Следует заметить, что требование охвата наибольшего количества видов деятельности является необходимым условием создания методики для целей профессиональной ориентации. Кроме того, выбор методического подхода «от человека» обусловливался тем обстоятельством, что с помощью методик, разработанных в русле другого направления — «от профессии», оценивается в первую очередь личный опыт обследуемых, а это, очевидно, не может являться главным критерием профессионального выбора выпускников общеобразовательных школ. Обобщение различных суждений, встречающихся в литературе, позволило определить интересы как сосредоточенность внимания и преимущественно познавательных стремлений на определенных предметах и явлениях действительности, а склонности — как стремление к определенной деятельности.

В ходе анализа была также произведена классификация интересов и склонностей. Классификация интересов основывалась на перечне определяющих их первичных потребностей и включала интерес к материальным предметам; людям; теоретическим знаниям; искусству. Классификация склонностей строилась на другом основании. Учитывая более тесную связь склонностей с деятельностью, этим основанием стал перечень основных ее видов. В этом случае формирование склонностей рассматривается как процесс, аналогичный процессу образования привычек и навыков. Полученная классификация включала склонности к сенсорно-перцептивной, интеллектуальной и двигательно-моторной видам деятельности. Разработанные перечни были затем адаптированы исходя из специфики задач профессиональной ориентации. В конечном виде формулировки интересов отражают их отнесенность к предметному составу деятельности, а склонностей — к операционному (табл. 1 и 2).

В опроснике использовано 72 индикатора. Отбор индикаторов осуществлялся экспертами. В их качестве выступали 8 квалифицированных специалистов по профессиональному отбору. Это обеспечило опроснику необходимый уровень валидности по содержанию.

Валидность опросника по критерию определялась в ходе двухэтапного экспериментального исследования методом корреляции. Всего было обследовано 1141 человек. Возраст обследованных— 18—19 лет.

 

87

 

Таблица 1

 

Индикаторы профессиональных интересов, оцениваемых с помощью методики СПН

 

№ п/п

Интерес к работе с промышленными, строительными материалами, заготовками

(М)

Интерес к работе с техникой

(Т)

Интерес к работе с сигналами, условными символами, документами

(С)

Интерес к работе с людьми

(Л)

1

2

3

4

5

1

Оценивать свойства (размеры, цвет и т. п.) материалов и заготовок, предназначаемых для обработки

Знакомиться с новыми образцами техники

Оценивать характеристики (размеры, яркость, громкость и т. п.) принимаемых зрительных или звуковых сигналов

Знакомиться с новыми людьми

2

Охранять материальные ценности (сырье, изделия, детали и т. п.)

Следить за соблюдением мер безопасности при обслуживании техники

Следить за показаниями приборов

Охранять людей

3

Выявлять дефекты, допущенные при выполнении строительно-монтажных работ

Разбираться в устройстве технических средств

Искать и исправлять ошибки в числовых таблицах, ведомостях и т. п.

Разбирать конфликты, споры между людьми

4

Вести учет поступающих и расходуемых материалов, инструментов

Вести учет поступающих и используемых технических устройств, запасных частей к ним

Вести учет и систематизацию документов (ведомостей, табелей, таблиц и т. п.)

Обобщать и пропагандировать передовой опыт лучших специалистов

5

Совершенствовать способы монтажа зданий, сооружений

Объяснять порядок выполнения ремонта машин, механизмов

Совершенствовать способы передачи условных сигналов, сообщений

Разъяснять смысл и значение проводимых общественно-политических мероприятий

6

Объяснять особенности обработки различных материалов (металлов, дерева, пластмасс и др.)

Объяснять устройство технических узлов и агрегатов

Объяснять правила составления программ для вычислительных машин

Разъяснять требования трудовой дисциплины и внутреннего распорядка

7

Грузить (разгружать) различные материалы, детали, изделия

Регулировать, настраивать приборы, аппаратуру

Оформлять документы

Ухаживать за больными

8

Выполнять штукатурно-малярные работы

Управлять автомобилем, трактором

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и т. п.)

Организовывать культурный досуг, отдых, поднимать настроение людей

9

Работать с промышленными, строительными материалами, заготовками

Работать с техникой

Работать с сигналами, условными; символами, документами

Работать с людьми

 

На первом этапе определялась эффективность методики СПН для целей профессиональной ориентации в сравнении с другими психодиагностическими методиками, обычно используемыми для этой цели, такими, как «Дифференциально-диагностический опросник», «Карта интересов», опросник Кеттелла. Было обследовано 399 представителей десяти специальностей с опытом работы от 6 месяцев до 2 лет. В качестве критерия эффективности деятельности обследуемых использовались экспертные оценки профессиональной успешности. Так как часть полученной информации могла быть представлена только в качественной форме, то для оценки корреляции использовался расчет величины взаимной сопряженности, позволяющий выявить зависимость между переменными, измеряемыми по шкале наименований.

Для оценки эффективности методик рассчитывались следующие показатели:

относительное число прогнозируемых специальностей, то есть отношение количества специальностей, для которых с помощью методики прогнозируется профессиональная успешность, к общему количеству обследуемых специальностей;

относительное число прогностических шкал;

относительное число статистически значимых величин.

 

88

 

 

По полученным результатам был сделан вывод, что по эффективности методика СПН не уступает, а в ряде случаев превосходит другие.

На втором этапе исследования с помощью методики СПН обследовалось 564 представителя 19 специальностей. Отличительной особенностью этого этапа исследования являлось то, что прогностичность методики определялась в форме прогностической валидности по критерию, а не в форме текущей валидности, как на первом этапе, когда психологическое обследование и сбор информации об эффективности деятельности обследуемого проводились в одно и то же время. Психологическое обследование на втором этапе проводилось только с помощью методики СПН в первые дни профессиональной деятельности обследуемых, а профессиональная успешность определялась примерно через четыре месяца их работы. Полученные величины корреляции позволили сделать вывод о достаточно высокой прогностичности опросника.

 

Таблица 2

 

Индикаторы профессиональных склонностей, оцениваемых с помощью методики СПН

 

№ п/п

Склонность к работе, связанной с наблюдением, оценкой

(Н)

Склонность к работе, связанной с анализом, установлением закономерностей

(А)

Склонность к организаторской работе

(О)

Склонность к работе, связанной с выполнением наглядных, преимущественно исполнительских действий

(И)

1

2

3

4

5

1

Следить за выполнением запланированных строительно-монтажных работ

Обобщать передовой опыт выполнения строительно-монтажных работ

Планировать строительно-монтажные работы

Монтировать сооружения, строения по готовым проектам, планам

2

Следить за соблюдением мер безопасности в ходе производства различных изделий, деталей

Выявлять и обобщать причины выпуска некачественных изделий, деталей

Объяснять порядок изготовления различных деталей, изделий

Изготовлять по чертежам изделия, детали

3

Непосредственно осуществлять профилактический ремонт техники

Выявлять причины поломок автомобиля, трактора

Устанавливать порядок проведения профилактического осмотра техники

Мыть, чистить автомобиль, трактор

4

Следить за работой технических устройств и агрегатов

Осваивать передовые методы обслуживания технических устройств и агрегатов

Руководить переключением и регулировкой технических средств и агрегатов

По команде выполнять переключение технических средств и агрегатов

5

Непосредственно осуществлять проверку документов

Выполнять расчеты, вычисления

Объяснять порядок и правила проверки документов

Переписывать числовые таблицы, ведомости и т. п.

6

Следить за появлением на экране, в эфире условных сигналов

Анализировать информацию, предъявляемую на экране, карте, плане и т. п.

Разъяснять правила передачи радиосигналов, радиограмм

Передавать радиосигналы, радиограммы

7

Выслушивать рассказы, просьбы, мнения других людей

Определять особенности характера, способности людей

Убеждать людей в чем-либо

Тренировать людей к выполнению каких-либо действий

8

Следить за выполнением приказов, распоряжений

Оценивать поступки подчиненных

Формулировать и доводить до подчиненных приказы, распоряжения

Оказывать подчиненным реальную, действенную помощь

9

Заниматься работой, связанной с наблюдением и оценкой

Заниматься работой, связанной с анализом и обобщением, установлением закономерностей

Заниматься организаторской работой

Заниматься работой, связанной с выполнением наглядных, преимущественно исполнительских действий

 

На этом же этапе оценивалась надежность методики. Она определялась методом повторного обследования (ретестирования) через четыре месяца 146 человек. Полученные данные были статистически значимы, следовательно, можно говорить о хорошей надежности методики.

Учитывая предназначение методики СПН, для определения ее конструктной валидности была использована величина сопряженности показателей обследования и экспертных оценок выраженности у обследуемых

 

89

 

интереса к выполняемому ими виду деятельности. Этот показатель определялся параллельно с оценкой прогностической валидности методики в ходе обследования 127 человек и оказался также статистически значимым.

Для окончательной проверки возможностей опросника СПН было проведено пробное распределение обследованных с помощью этой методики (182 человек) по пяти специальностям. Оценка достигнутой профессиональной успешности проводилась через 4,5 месяца после распределения. Сравнение показателей успешности испытуемых с контрольной группой специалистов подтвердило вывод о возможности использования опросника СПН для целей профессиональной ориентации.

Задача оценки направленности личности в ходе профессиональной ориентации молодежи является очень сложной и ответственной. Приведенные данные дают основание сделать вывод, что, наряду с другими методами, при ее решении может быть полезным использование методики СПН.

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.

2. Климов Е. А. Путь в профессию. Л., 1974.

3. Климов Е. А. Как выбрать профессию. М., 1984.

4. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

5. Методика индивидуальной профконсультации. М., 1982.

6. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.

7. Платонов К. К. Психологический практикум. М., 1980.

 

Поступила в редакцию 20.IX 1989 г.