80
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И
АППАРАТУРА
ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВОГО ТЕСТА
ОТНОШЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕВРОЗОГЕННОЙ СЕМЬИ
О. С. СЕРМЯГИНА, А. М.
ЭТКИНД
В клинической психологии стало общепризнанным, что
невроз является результатом нарушения развития личности и проявляется в
изменениях системы отношений человека с окружающими людьми [2],
[3]. Согласно психоаналитической традиции, основную роль в
формировании невроза играют более конкретные факторы, а именно нарушение
эмоциональных взаимоотношений между растущим ребенком и его родителями. В
ортодоксальном психоанализе осталась неопределенной роль, которую играют в
развитии невроза взаимные отношения между родителями. Семейная терапия
расширила эту перспективу, включив в поле рассмотрения как детско-родительские
отношения, так и отношения между супругами в родительской паре.
Если справедливо представление о том, что невроз
ребенка развивается в результате определенных эмоциональных проявлений его
родителей, то выборка семей, в которых есть больной неврозом ребенок (такие
семьи мы будем условно называть неврозогенными), окажется отличной по каким-то
психологическим параметрам от аналогичной выборки семей со здоровыми детьми.
Подобная постановка эксперимента дает возможность сравнить между собой степень
различий здоровых и неврозогенных семей по разным психологическим
характеристикам, включая супружеские и детско-родительские отношения.
Гипотезы. Основная гипотеза проведенного нами исследования
состояла в том, что неврозогенные семьи отличаются от здоровых семей по
эмоциональным параметрам восприятия супругами друг друга и самих себя. В
частности, предполагалось, что родители детей, больных неврозами, имеют
пониженное самоуважение и обнаруживают большую межличностную дистанцию во
взаимоотношениях друг с другом, чем родители здоровых детей. Кроме того,
супруги в неврозогенных семьях, по-видимому, иначе относятся к некоторым
основным жизненным ценностям (например, своему дому, работе, здоровью, любви,
сексу и т. д.), чем супруги в здоровых семьях.
Исходя из представления о травматическом опыте
родителей больного ребенка, который был получен ими в детстве, предполагалось
обнаружить различия в восприятии ими семьи, в которой они выросли
(прародительской семьи больного ребенка): клиницисты давно заметили, что
искаженные взаимоотношения в невротических семьях часто «транслируются» из
поколения в поколение.
Метод. При очевидной актуальности изучения роли
супружеских и детско-родительских отношений в формировании невроза ребенка
адекватные такому подходу экспериментальные методы практически отсутствуют.
Оптимальными здесь могут быть методы, в рамках которых можно изучать сходными
способами и описывать в единой метрике характер отношений как больного ребенка,
так и его родителей и других членов семьи. Это предъявляет жесткие требования к
характеру психодиагностического метода, который должен быть достаточно
компактен, доступен для понимания детей начиная с 3—4-летнего возраста и одновременно
давать содержательную информацию о характере отношений взрослых членов семьи.
Нам представляется, что этим требованиям отвечает цветовой тест отношений [5], [6].
Цветовой тест отношений (ЦТО) является
клинико-психодиагностическим методом, предназначенным для изучения
эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и
отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих
отношений. Теоретической
81
основой ЦТО является концепция отношений В. Н.
Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого
уровня и сложности, а также представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани
смысловых образований личности. В соответствии с этими теоретическими
положениями отношения личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и
деятельности, имеют чувственную, наглядно-образную психическую природу.
Взаимоотношения чувственной ткани отношений с их вербальными компонентами
определяют степень и качество их осознания. В частности, расхождение между
чувственными и вербальными компонентами отношений определяет неадекватное
осознание этих отношений, характерное для невротических конфликтов и нарушений
эмоционально-аффективной сферы.
Методической основой ЦТО является цветоассоциативный
эксперимент. Он базируется на том, что существенные характеристики невербальных
компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых
ассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению,
позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты
отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы
сознания.
Проведение ЦТО включает следующие процедуры:
1. Психолог в контакте с больным и лечащим врачом
составляет список лиц, образующих непосредственное окружение больного, а также
понятий, имеющих для больного существенное значение. Конкретная форма списка
зависит от особенностей клиники, а также от личности и жизненного пути
пациента. К примеру, для больного хроническим алкоголизмом примерная форма
списка является следующей: мои жена, мать, отец, дети, моя работа, я сам,
компания, с которой я пил, трезвая жизнь, мое состояние до лечения, мое
состояние сейчас, мой врач и т. д. Для детей, больных неврозами, список понятий
таков: мои мать, отец, брат (сестра), дедушка, бабушка либо другие лица, с
которыми живет или общается ребенок: моя учительница, моя воспитательница, мой
друг, я сам, мое настроение дома, мое настроение в школе, мой врач и т. д.
2. Перед больным раскладываются на белом фоне в
случайном порядке цвета. Затем экспериментатор задает инструкцию подобрать к
каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие
цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов
экспериментатор разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с
характером людей, а не по их внешнему виду.
ЦТО имеет два варианта проведения, различающихся по
способу извлечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от больного
требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В
полном варианте больной ранжирует все 8 цветов в порядке соответствия понятию
от «самого подходящего, похожего» до «самого неподходящего, непохожего».
Краткий вариант ЦТО предназначен для задач экспресс-диагностики, полный вариант
— для более глубокого обследования и для исследовательских целей. Для ряда
контингентов (быстроистощаемые, дефективные больные, дети и др.) проведение
полного варианта затруднено. Как показывает опыт, у этих больных достаточно
подробные и надежные результаты может дать и краткий вариант ЦТО.
3. После завершения ассоциативной процедуры цвета
ранжируются больным в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого,
приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».
4. Интерпретация результатов основывается на двух
процедурах.
А. Сопоставление цветов, ассоциируемых с
определенными понятиями, с их местом (рангом) в раскладке цветов по
предпочтению. Если с некоторым лицом или понятием ассоциируются цвета,
занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к данному лицу или
понятию больной относится положительно, эмоционально принимает его,
удовлетворен соответствующим отношением.
Наоборот, если с ним ассоциируются цвета, занимающие
последние места в раскладке по предпочтению, значит, больной относится
негативно, эмоционально его отвергает. Формальным показателем этого в кратком
варианте ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого в раскладке по предпочтению с
данным понятием; эта цифра может изменяться от 1 до 8.
Б. Интерпретация эмоционально-личностного значения
каждой цветовой ассоциации, на основе чего может быть составлено представление
о содержательных особенностях отношения.
Применение ЦТО в обследовании взрослых, больных
неврозами [6], показало, что в сравнении со здоровыми они
обнаруживают пониженное самоуважение. У невротиков, страдающих наряду с прочей
симптоматикой
82
сексуальными расстройствами, ЦТО вскрывает
своеобразную структуру супружеских отношений, в которой больной удовлетворен
самим собой в значительно меньшей степени, чем своей женой.
Обследование с помощью ЦТО детей, страдающих
невротическими расстройствами, позволило выделить ряд конфликтов, встречающихся
в неврозогенных семьях [1]. По мере улучшения состояния
ребенка-невротика ЦТО зафиксировало динамику изменения отношения ребенка в
направлении повышения оценки как самого себя, так и семейного окружения. При
этом независимо от пола детей матери получили более высокие оценки, чем отцы.
При исследовании семьи встает проблема соотнесения
самооценки и взаимных оценок членов семьи, например самооценки мужа и оценки
его женой, самооценки жены и оценки ее мужем и т. д. Для анализа этой сложной
сети взаимных отношений, существующих в семье, может быть использован
графический способ представления оценочных данных в двумерном пространстве,
позволяющий наглядно увидеть такие параметры эмоциональных отношений в семье,
как их симметрия или асимметрия, величина рассогласования между оценками
супругов и направленность этого рассогласования, согласованность самооценки и
оценки, данной супругом (ой). Двумерное пространство отношений образуется,
например, если по оси абсцисс отмечаются самооценки, а по оси ординат —
взаимные оценки мужа и жены (см. рис. 1). Каждый из супругов обозначается в
этом пространстве точкой, образованной двумя координатами: оценкой, которую он
дал сам себе, и оценкой, которую дал ему брачный партнер1.
Рис. 1. Соотношение самооценки и внешней оценки по ЦТО
Чем ближе каждая из точек к началу координат, тем
ниже абсолютная величина оценки и самооценки. Если точка находится на
диагонали, то самооценка и оценка, данная партнером, совпадают между собой; чем
дальше вверх или вниз от диагонали находится эта точка, тем больше
рассогласование самооценки и внешней оценки, данной брачным партнером. Чем
ближе друг к другу точки мужа и жены в этом пространстве, тем симметричнее их
отношения, тем более сходным образом они воспринимают друг друга. Если
координаты одного из супругов оказались выше диагонали, то в данном случае
независимо от абсолютной величины его внешняя оценка выше, чем самоуважение;
чем ниже точка от диагонали, тем в большей мере самоуважение превосходит
оценку, данную брачным партнером. Например, если координаты жены оказались в
левом верхнем углу поля, то это означает, что жена обладает низким
самоуважением, а муж оценивает ее высоко. При этом важно, где в данном
пространстве оказался муж: на каком расстоянии от координат жены, от диагонали
и от начала координат. Чем ближе координаты мужа и жены друг к другу, к
диагонали и к началу координат, тем гармоничнее отношения. И наоборот, чем
ближе эти точки к началу координат, чем дальше друг от друга, тем отношения
более дисгармоничные, тем ниже взаимная симпатия или самоуважение обоих
супругов и тем больше противоречий в их взаимоотношениях.
Такой способ описания семейных отношений пригоден
для представления данных различных психосемантических и проективных измерений,
параллельно проведенных на обоих супругах. В данной работе мы проиллюстрируем
возможности этого способа описания для представления данных цветового теста
отношений.
Испытуемые. В настоящем исследовании
приняли участие 100 семей: 60 из них (40 полных и 20 неполных, состоящих из
матери и ребенка) обследовались по поводу больного ребенка; 40 полных семей
выступали
83
в качестве контрольной группы. Возраст детей — от 5
до 12 лет. Список понятий для проведения цветоассоциативного эксперимента с
родителями был следующим:
мать; отец (отчим); взаимоотношения между
родителями; отношения с матерью; в детстве, юности, в настоящее время;
отношения с отцом (отчимом): в детстве, юности, в настоящее время; любовь; моя
семья; дом; моя работа; половая жизнь; здоровье: мой супруг(а); я сам(а); мой
ребенок; конфликт; ревность; измена; взаимоотношения с супругом(ой); настроение
в последнее время; психолог.
ЦТО проводился наряду с клинической беседой и
обследованием супругов в родительской паре по другим диагностическим методикам,
направленным на изучение личностных особенностей, распределения ролей в семьи,
ценностных ориентации супругов на брак.
Результаты. Согласно полученным с
помощью ЦТО данным, самоуважение родителей детей, больных неврозами, ниже, чем
самоуважение родителей здоровых детей (разница значима по критерию Вилкоксона,
р<0,05). Ниже всех самоуважение у матерей-одиночек. Среди супругов в
здоровой семье половые различия в самоуважении отсутствуют, в неврозогенных
семьях самоуважение жен значимо выше самоуважения мужей.
Проблемный характер Я-образа отцов в неврозогенных
семьях делает необходимым подробный анализ содержания их цветовых
аутоидентификаций. Отцы из неврозогенных семей ассоциируют себя чаще всего с
серым цветом (29,4 % всех ассоциаций), что свидетельствует о низком уровне
самоприятия, внутренней напряженности, пассивности, эмоциональной
отгороженности, неуверенности в себе, которые они ощущают как характерные
особенности своего Я. Содержание цветовых ассоциаций отцов из здоровых семей
говорит о том, что они ощущают себя более эмоционально стабильными, спокойными
и активными, чем отцы из неврозогенных семей: они идентифицируют себя в 23,6 %
случаев с синим и в 18,4 % — с красным цветом.
Показательными являются соотношения самооценок и
взаимных оценок супругов в исследованных семьях, моделируемые в рис. 2.
Совпадение координат мужа и жены в здоровой семье
показывает высокую степень симметрии их отношений: мужья воспринимают жен
примерно с той же степенью аттракции, с какой жены воспринимают мужей;
локализация этих координат выше диагонали показывает, что внешние оценки и
мужей и жен несколько выше, чем их самооценки. Положение их относительно начала
координат показывает высокий уровень самоуважения и взаимного принятия.
В неврозогенных семьях жены получают более высокую
аттракцию мужей, чем мужья от жен. Низкая эмоциональная оценка мужа женой
соответствует низкому самоуважению мужа: это демонстрируется положением
координат мужа на диагонали значимо ниже координат жены.
Рис. 2. Соотношение самооценки и оценки, данной брачным партнером по ЦТО (в
среднем по группам семей)
Примечания к рис. 2—5: все оценки даются в рангах.
Превышение внешней оценки над самооценкой, характерное
для здоровых семей, наблюдается только у жен из неврозогенных семей. На рис. 3
приведено соотношение самоуважения с оценками, даваемыми брачному партнеру.
Здесь тоже видно, что супруги в здоровых семьях дают ровные и, как правило,
высокие оценки друг другу; оценка, которую дает супруг(а) в здоровой семье
своему партнеру, несколько выше, чем их самоуважение.
В неврозогенной семье картина иная: жены оценивают
мужей низко — ниже, чем себя, и ниже, чем мужья сами себя оценивают. Большие
различия между координатами мужа и жены в неврозогенной семье
84
показывают асимметрию их отношений, в которых на
мужа направлены агрессия и пренебрежение жены, а сам он склонен к признанию
своих ошибок, чувству вины и эмоциональной зависимости от жены.
Самое низкое самоуважение и одновременно самые
низкие оценки бывшего супруга демонстрируют одинокие женщины, ребенок которых
болен неврозом.
Рис. 3. Соотношение самооценки и оценки, данной брачному партнеру по ЦТО (в
среднем по группам семей)
Рис. 4. Средние оценки личности матери и отца (отчима) по ЦТО
Результаты исследования отношения к прародительской
семье (т. е. отцов и матерей больного или здорового ребенка к своим родителям)
приведены на рис. 4. Как видно, все испытуемые оценивают мать выше, чем отца
(отчима), что является общим феноменом для детско-родительских отношений [1]. Наибольшей разница в восприятии отцовской и материнской
фигуры оказывается у самого неблагополучного контингента — одиноких матерей
больных детей; наименьшей эта разница является у матерей здорового ребенка.
Возможно, что значительная разница между отношением к отцу и к матери является
неблагоприятным диагностическим и прогностическим признаком. Рисунок
показывает, что оценки отцовской фигуры менее дифференцируют разные категории
испытуемых, чем оценки материнской фигуры. Наиболее значимыми оказались
различия отношений матерей и бабушек: матери детей-невротиков оценивают своих
матерей достоверно выше, чем матери здоровых детей, проявляя тем, по-видимому,
не преодоленную зависимость от них.
Отношение испытуемых к жизненным ценностям
рассмотрим на примере такой клинически значимой области, как отношение к любви
и сексу (оба понятия предъявлялись в рамках ЦТО среди множества других
ассоциативных стимулов). На рис. 5 видно, что почти все испытуемые склонны
оценивать любовь выше, чем секс; в наибольшей мере эта разница проявляется у
матерей-одиночек, имеющих больного ребенка.
Рис.
5. Соотношение оценок любви и секса по ЦТО (в среднем по группам семей)
В здоровых семьях супруги оценивают секс примерно
так же высоко, как и любовь, причем мужья склонны к более высоким оценкам обеих
ценностей по сравнению с женами. В неврозогенных семьях и мужья, и жены
недооценивают значение
85
секса в сравнении с любовью, при этом жены оценивают
секс значительно ниже, чем мужья. Таким образом, у родителей больных детей
баланс между любовью и сексом нарушен, причем как вследствие недооценки секса,
так и вследствие переоценки любви. Наибольшую идеализацию романтической любви
демонстрируют матери-одиночки, затем замужние матери детей-невротиков и в
меньшей степени их отцы.
Цветовой тест отношений оказался достаточно
чувствительным методом, различающим эмоциональные аспекты отношений в здоровой
и неврозогенной семье на невербальном уровне. Согласно полученным результатам,
развитие невроза у ребенка происходит в семьях, для которых характерна
выраженная асимметрия отношений между супругами, низкое самоуважение обоих
супругов, эмоциональное отвержение женой мужа при его зависимости от жены,
переоценка любви и недооценка секса, эмоциональная зависимость обоих родителей
от своих матерей при сравнительно низкой оценке отцовской фигуры. В целом эти
результаты согласуются с психоаналитическими представлениями о патогенезе
неврозов, но дают им экспериментальную интерпретацию.
1. Каган В. Е., Лунин И. И., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений в
клинике детских неврозов // Социально-психологические проблемы реабилитации
нервно-психических больных / Под ред. М. М. Кабанова. Л., 1984. С. 67—71.
2. Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1980.
3. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. М., 1960.
4. Сермягина О. С., Эткинд А. М. Особенности отношений в семьях детей,
больных неврозами // Психология аномальных различий. Т. 1. Вильнюс, 1986. С.
186—189.
5. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений и его применение в
исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в
психоневрологии / Под ред. Е. Ф. Бажина. Л., 1980. С. 110—114.
6. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика /
Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. С. 221—228.
Поступила в редакцию 12.VI
1 Вообще говоря, это
пространство может быть построено двумя способами: одна из осей в любом случае
описывает самооценку, а другая — либо оценку, данную супругом как субъектом
оценки, либо оценку, данную супругу как объекту оценки. В исследовательских
целях имеет смысл использовать оба способа построения, поскольку они не
эквивалентны: в одном случае оценивается субъектная составляющая оценок «я
оцениваю себя» и «я оцениваю партнера», в другом — объектам: «я оцениваю себя»
и «партнер оценивает меня».