Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

80

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВОГО ТЕСТА ОТНОШЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕВРОЗОГЕННОЙ СЕМЬИ

 

О. С. СЕРМЯГИНА, А. М. ЭТКИНД

 

В клинической психологии стало общепризнанным, что невроз является результатом нарушения развития личности и проявляется в изменениях системы отношений человека с окружающими людьми [2], [3]. Согласно психоаналитической традиции, основную роль в формировании невроза играют более конкретные факторы, а именно нарушение эмоциональных взаимоотношений между растущим ребенком и его родителями. В ортодоксальном психоанализе осталась неопределенной роль, которую играют в развитии невроза взаимные отношения между родителями. Семейная терапия расширила эту перспективу, включив в поле рассмотрения как детско-родительские отношения, так и отношения между супругами в родительской паре.

Если справедливо представление о том, что невроз ребенка развивается в результате определенных эмоциональных проявлений его родителей, то выборка семей, в которых есть больной неврозом ребенок (такие семьи мы будем условно называть неврозогенными), окажется отличной по каким-то психологическим параметрам от аналогичной выборки семей со здоровыми детьми. Подобная постановка эксперимента дает возможность сравнить между собой степень различий здоровых и неврозогенных семей по разным психологическим характеристикам, включая супружеские и детско-родительские отношения.

Гипотезы. Основная гипотеза проведенного нами исследования состояла в том, что неврозогенные семьи отличаются от здоровых семей по эмоциональным параметрам восприятия супругами друг друга и самих себя. В частности, предполагалось, что родители детей, больных неврозами, имеют пониженное самоуважение и обнаруживают большую межличностную дистанцию во взаимоотношениях друг с другом, чем родители здоровых детей. Кроме того, супруги в неврозогенных семьях, по-видимому, иначе относятся к некоторым основным жизненным ценностям (например, своему дому, работе, здоровью, любви, сексу и т. д.), чем супруги в здоровых семьях.

Исходя из представления о травматическом опыте родителей больного ребенка, который был получен ими в детстве, предполагалось обнаружить различия в восприятии ими семьи, в которой они выросли (прародительской семьи больного ребенка): клиницисты давно заметили, что искаженные взаимоотношения в невротических семьях часто «транслируются» из поколения в поколение.

Метод. При очевидной актуальности изучения роли супружеских и детско-родительских отношений в формировании невроза ребенка адекватные такому подходу экспериментальные методы практически отсутствуют. Оптимальными здесь могут быть методы, в рамках которых можно изучать сходными способами и описывать в единой метрике характер отношений как больного ребенка, так и его родителей и других членов семьи. Это предъявляет жесткие требования к характеру психодиагностического метода, который должен быть достаточно компактен, доступен для понимания детей начиная с 3—4-летнего возраста и одновременно давать содержательную информацию о характере отношений взрослых членов семьи. Нам представляется, что этим требованиям отвечает цветовой тест отношений [5], [6].

Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-психодиагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Теоретической

 

81

 

основой ЦТО является концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности. В соответствии с этими теоретическими положениями отношения личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности, имеют чувственную, наглядно-образную психическую природу. Взаимоотношения чувственной ткани отношений с их вербальными компонентами определяют степень и качество их осознания. В частности, расхождение между чувственными и вербальными компонентами отношений определяет неадекватное осознание этих отношений, характерное для невротических конфликтов и нарушений эмоционально-аффективной сферы.

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.

Проведение ЦТО включает следующие процедуры:

1. Психолог в контакте с больным и лечащим врачом составляет список лиц, образующих непосредственное окружение больного, а также понятий, имеющих для больного существенное значение. Конкретная форма списка зависит от особенностей клиники, а также от личности и жизненного пути пациента. К примеру, для больного хроническим алкоголизмом примерная форма списка является следующей: мои жена, мать, отец, дети, моя работа, я сам, компания, с которой я пил, трезвая жизнь, мое состояние до лечения, мое состояние сейчас, мой врач и т. д. Для детей, больных неврозами, список понятий таков: мои мать, отец, брат (сестра), дедушка, бабушка либо другие лица, с которыми живет или общается ребенок: моя учительница, моя воспитательница, мой друг, я сам, мое настроение дома, мое настроение в школе, мой врач и т. д.

2. Перед больным раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем экспериментатор задает инструкцию подобрать к каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду.

ЦТО имеет два варианта проведения, различающихся по способу извлечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от больного требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В полном варианте больной ранжирует все 8 цветов в порядке соответствия понятию от «самого подходящего, похожего» до «самого неподходящего, непохожего». Краткий вариант ЦТО предназначен для задач экспресс-диагностики, полный вариант — для более глубокого обследования и для исследовательских целей. Для ряда контингентов (быстроистощаемые, дефективные больные, дети и др.) проведение полного варианта затруднено. Как показывает опыт, у этих больных достаточно подробные и надежные результаты может дать и краткий вариант ЦТО.

3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются больным в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

4. Интерпретация результатов основывается на двух процедурах.

А. Сопоставление цветов, ассоциируемых с определенными понятиями, с их местом (рангом) в раскладке цветов по предпочтению. Если с некоторым лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к данному лицу или понятию больной относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен соответствующим отношением.

Наоборот, если с ним ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпочтению, значит, больной относится негативно, эмоционально его отвергает. Формальным показателем этого в кратком варианте ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого в раскладке по предпочтению с данным понятием; эта цифра может изменяться от 1 до 8.

Б. Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации, на основе чего может быть составлено представление о содержательных особенностях отношения.

Применение ЦТО в обследовании взрослых, больных неврозами [6], показало, что в сравнении со здоровыми они обнаруживают пониженное самоуважение. У невротиков, страдающих наряду с прочей симптоматикой

 

82

 

сексуальными расстройствами, ЦТО вскрывает своеобразную структуру супружеских отношений, в которой больной удовлетворен самим собой в значительно меньшей степени, чем своей женой.

Обследование с помощью ЦТО детей, страдающих невротическими расстройствами, позволило выделить ряд конфликтов, встречающихся в неврозогенных семьях [1]. По мере улучшения состояния ребенка-невротика ЦТО зафиксировало динамику изменения отношения ребенка в направлении повышения оценки как самого себя, так и семейного окружения. При этом независимо от пола детей матери получили более высокие оценки, чем отцы.

При исследовании семьи встает проблема соотнесения самооценки и взаимных оценок членов семьи, например самооценки мужа и оценки его женой, самооценки жены и оценки ее мужем и т. д. Для анализа этой сложной сети взаимных отношений, существующих в семье, может быть использован графический способ представления оценочных данных в двумерном пространстве, позволяющий наглядно увидеть такие параметры эмоциональных отношений в семье, как их симметрия или асимметрия, величина рассогласования между оценками супругов и направленность этого рассогласования, согласованность самооценки и оценки, данной супругом (ой). Двумерное пространство отношений образуется, например, если по оси абсцисс отмечаются самооценки, а по оси ординат — взаимные оценки мужа и жены (см. рис. 1). Каждый из супругов обозначается в этом пространстве точкой, образованной двумя координатами: оценкой, которую он дал сам себе, и оценкой, которую дал ему брачный партнер1.

 

Рис. 1. Соотношение самооценки и внешней оценки по ЦТО

 

Чем ближе каждая из точек к началу координат, тем ниже абсолютная величина оценки и самооценки. Если точка находится на диагонали, то самооценка и оценка, данная партнером, совпадают между собой; чем дальше вверх или вниз от диагонали находится эта точка, тем больше рассогласование самооценки и внешней оценки, данной брачным партнером. Чем ближе друг к другу точки мужа и жены в этом пространстве, тем симметричнее их отношения, тем более сходным образом они воспринимают друг друга. Если координаты одного из супругов оказались выше диагонали, то в данном случае независимо от абсолютной величины его внешняя оценка выше, чем самоуважение; чем ниже точка от диагонали, тем в большей мере самоуважение превосходит оценку, данную брачным партнером. Например, если координаты жены оказались в левом верхнем углу поля, то это означает, что жена обладает низким самоуважением, а муж оценивает ее высоко. При этом важно, где в данном пространстве оказался муж: на каком расстоянии от координат жены, от диагонали и от начала координат. Чем ближе координаты мужа и жены друг к другу, к диагонали и к началу координат, тем гармоничнее отношения. И наоборот, чем ближе эти точки к началу координат, чем дальше друг от друга, тем отношения более дисгармоничные, тем ниже взаимная симпатия или самоуважение обоих супругов и тем больше противоречий в их взаимоотношениях.

Такой способ описания семейных отношений пригоден для представления данных различных психосемантических и проективных измерений, параллельно проведенных на обоих супругах. В данной работе мы проиллюстрируем возможности этого способа описания для представления данных цветового теста отношений.

Испытуемые. В настоящем исследовании приняли участие 100 семей: 60 из них (40 полных и 20 неполных, состоящих из матери и ребенка) обследовались по поводу больного ребенка; 40 полных семей выступали

 

83

 

в качестве контрольной группы. Возраст детей — от 5 до 12 лет. Список понятий для проведения цветоассоциативного эксперимента с родителями был следующим:

мать; отец (отчим); взаимоотношения между родителями; отношения с матерью; в детстве, юности, в настоящее время; отношения с отцом (отчимом): в детстве, юности, в настоящее время; любовь; моя семья; дом; моя работа; половая жизнь; здоровье: мой супруг(а); я сам(а); мой ребенок; конфликт; ревность; измена; взаимоотношения с супругом(ой); настроение в последнее время; психолог.

ЦТО проводился наряду с клинической беседой и обследованием супругов в родительской паре по другим диагностическим методикам, направленным на изучение личностных особенностей, распределения ролей в семьи, ценностных ориентации супругов на брак.

Результаты. Согласно полученным с помощью ЦТО данным, самоуважение родителей детей, больных неврозами, ниже, чем самоуважение родителей здоровых детей (разница значима по критерию Вилкоксона, р<0,05). Ниже всех самоуважение у матерей-одиночек. Среди супругов в здоровой семье половые различия в самоуважении отсутствуют, в неврозогенных семьях самоуважение жен значимо выше самоуважения мужей.

Проблемный характер Я-образа отцов в неврозогенных семьях делает необходимым подробный анализ содержания их цветовых аутоидентификаций. Отцы из неврозогенных семей ассоциируют себя чаще всего с серым цветом (29,4 % всех ассоциаций), что свидетельствует о низком уровне самоприятия, внутренней напряженности, пассивности, эмоциональной отгороженности, неуверенности в себе, которые они ощущают как характерные особенности своего Я. Содержание цветовых ассоциаций отцов из здоровых семей говорит о том, что они ощущают себя более эмоционально стабильными, спокойными и активными, чем отцы из неврозогенных семей: они идентифицируют себя в 23,6 % случаев с синим и в 18,4 % — с красным цветом.

Показательными являются соотношения самооценок и взаимных оценок супругов в исследованных семьях, моделируемые в рис. 2.

Совпадение координат мужа и жены в здоровой семье показывает высокую степень симметрии их отношений: мужья воспринимают жен примерно с той же степенью аттракции, с какой жены воспринимают мужей; локализация этих координат выше диагонали показывает, что внешние оценки и мужей и жен несколько выше, чем их самооценки. Положение их относительно начала координат показывает высокий уровень самоуважения и взаимного принятия.

В неврозогенных семьях жены получают более высокую аттракцию мужей, чем мужья от жен. Низкая эмоциональная оценка мужа женой соответствует низкому самоуважению мужа: это демонстрируется положением координат мужа на диагонали значимо ниже координат жены.

 

 

Рис. 2. Соотношение самооценки и оценки, данной брачным партнером по ЦТО (в среднем по группам семей)

Примечания к рис. 2—5: все оценки даются в рангах.

 

Превышение внешней оценки над самооценкой, характерное для здоровых семей, наблюдается только у жен из неврозогенных семей. На рис. 3 приведено соотношение самоуважения с оценками, даваемыми брачному партнеру. Здесь тоже видно, что супруги в здоровых семьях дают ровные и, как правило, высокие оценки друг другу; оценка, которую дает супруг(а) в здоровой семье своему партнеру, несколько выше, чем их самоуважение.

В неврозогенной семье картина иная: жены оценивают мужей низко — ниже, чем себя, и ниже, чем мужья сами себя оценивают. Большие различия между координатами мужа и жены в неврозогенной семье

 

84

 

показывают асимметрию их отношений, в которых на мужа направлены агрессия и пренебрежение жены, а сам он склонен к признанию своих ошибок, чувству вины и эмоциональной зависимости от жены.

Самое низкое самоуважение и одновременно самые низкие оценки бывшего супруга демонстрируют одинокие женщины, ребенок которых болен неврозом.

 

 

Рис. 3. Соотношение самооценки и оценки, данной брачному партнеру по ЦТО (в среднем по группам семей)

 

 

Рис. 4. Средние оценки личности матери и отца (отчима) по ЦТО

 

Результаты исследования отношения к прародительской семье (т. е. отцов и матерей больного или здорового ребенка к своим родителям) приведены на рис. 4. Как видно, все испытуемые оценивают мать выше, чем отца (отчима), что является общим феноменом для детско-родительских отношений [1]. Наибольшей разница в восприятии отцовской и материнской фигуры оказывается у самого неблагополучного контингента — одиноких матерей больных детей; наименьшей эта разница является у матерей здорового ребенка. Возможно, что значительная разница между отношением к отцу и к матери является неблагоприятным диагностическим и прогностическим признаком. Рисунок показывает, что оценки отцовской фигуры менее дифференцируют разные категории испытуемых, чем оценки материнской фигуры. Наиболее значимыми оказались различия отношений матерей и бабушек: матери детей-невротиков оценивают своих матерей достоверно выше, чем матери здоровых детей, проявляя тем, по-видимому, не преодоленную зависимость от них.

Отношение испытуемых к жизненным ценностям рассмотрим на примере такой клинически значимой области, как отношение к любви и сексу (оба понятия предъявлялись в рамках ЦТО среди множества других ассоциативных стимулов). На рис. 5 видно, что почти все испытуемые склонны оценивать любовь выше, чем секс; в наибольшей мере эта разница проявляется у матерей-одиночек, имеющих больного ребенка.

 

Рис. 5. Соотношение оценок любви и секса по ЦТО (в среднем по группам семей)

 

В здоровых семьях супруги оценивают секс примерно так же высоко, как и любовь, причем мужья склонны к более высоким оценкам обеих ценностей по сравнению с женами. В неврозогенных семьях и мужья, и жены недооценивают значение

 

85

 

секса в сравнении с любовью, при этом жены оценивают секс значительно ниже, чем мужья. Таким образом, у родителей больных детей баланс между любовью и сексом нарушен, причем как вследствие недооценки секса, так и вследствие переоценки любви. Наибольшую идеализацию романтической любви демонстрируют матери-одиночки, затем замужние матери детей-невротиков и в меньшей степени их отцы.

Цветовой тест отношений оказался достаточно чувствительным методом, различающим эмоциональные аспекты отношений в здоровой и неврозогенной семье на невербальном уровне. Согласно полученным результатам, развитие невроза у ребенка происходит в семьях, для которых характерна выраженная асимметрия отношений между супругами, низкое самоуважение обоих супругов, эмоциональное отвержение женой мужа при его зависимости от жены, переоценка любви и недооценка секса, эмоциональная зависимость обоих родителей от своих матерей при сравнительно низкой оценке отцовской фигуры. В целом эти результаты согласуются с психоаналитическими представлениями о патогенезе неврозов, но дают им экспериментальную интерпретацию.

 

1. Каган В. Е., Лунин И. И., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений в клинике детских неврозов // Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических больных / Под ред. М. М. Кабанова. Л., 1984. С. 67—71.

2. Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1980.

3. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. М., 1960.

4. Сермягина О. С., Эткинд А. М. Особенности отношений в семьях детей, больных неврозами // Психология аномальных различий. Т. 1. Вильнюс, 1986. С. 186—189.

5. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии / Под ред. Е. Ф. Бажина. Л., 1980. С. 110—114.

6. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. С. 221—228.

 

Поступила в редакцию 12.VI 1990 г.



1 Вообще говоря, это пространство может быть построено двумя способами: одна из осей в любом случае описывает самооценку, а другая — либо оценку, данную супругом как субъектом оценки, либо оценку, данную супругу как объекту оценки. В исследовательских целях имеет смысл использовать оба способа построения, поскольку они не эквивалентны: в одном случае оценивается субъектная составляющая оценок «я оцениваю себя» и «я оцениваю партнера», в другом — объектам: «я оцениваю себя» и «партнер оценивает меня».