Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ1

 

В. В. ГУЛЬДАН, Ю. В. НАЗАРЕНКО

 

Как показывает мировой опыт, эффективность решения задач по профилактике неинфекционных заболеваний, лечению и реабилитации больных с соматическими, неврологическими, нервно-психическими и наркологическими заболеваниями зависит как от собственно врачебных усилий, так и от своевременной квалифицированной медико-психологической помощи. Развитая медико-психологическая служба должна резко сократить нагрузку на врачей, так как соответствующие специалисты будут принимать участие в профилактике, диагностике, лечении, психологической коррекции и реабилитации больных с психосоматической и сомато-психической патологией, пограничными нервно-психическими расстройствами, пациентов с предболезненными состояниями, детей и подростков с дефектами психического развития.

Своевременная  психологическая оценка личности больного может не только дать надежный прогноз эффективности применяемого лечения, но и позволит предупредить формирование у больного неблагоприятных вариантов течения болезни (например, ипохондрических расстройств). Последние, как известно, могут стать источником стойкой инвалидизации больного даже при условии успешного лечения основного заболевания.

Оценить положение с общедоступной медико-психологической помощью населению у нас в стране на сегодняшний день очень просто: в масштабах страны ее практически не существует. У нас работает всего лишь около 1 тыс. профессиональных медицинских психологов, большинство из них — в психиатрии. Детские учреждения, амбулаторная сеть здравоохранения медицинскими психологами практически не обеспечены. По самым скромным подсчетам, для решения задач, связанных с оказанием медико-психологической помощи в системе отечественного здравоохранения, уже сегодня требуется как минимум 20 тыс. специалистов.

Сложилась парадоксальная ситуация. Научный потенциал отечественной медицинской психологии достаточно велик. Сформированы известные, пользующиеся авторитетом во всем мире научные школы патопсихологии и нейропсихологии. Разработаны психологические основы применения современных форм и методов психотерапии в системе реабилитации больных. Созданы эффективные методы оказания помощи детям и подросткам с нарушениями психического развития, отклоняющимся поведением. Однако внедрение достижений медицинской психологии существенно отстает даже от минимальных

 

6

 

потребностей практики здравоохранения.

Одной из главных причин такого положения является недооценка социальной важности медико-психологической помощи населению, возможностей психологической службы в решении широкого круга лечебно-профилактических задач как со стороны работников здравоохранения, так и со стороны общества в целом. Это связано с недостаточной подготовкой врачей в области медицинской психологии, с одной стороны, отсутствием соответствующей информации и навыков обращения за профессиональной  медико-психологической помощью у населения и, самое главное, развитой сети медико-психологической службы ― с другой.

Отсутствует законодательная регламентация деятельности медицинских психологов, их статус остается неопределенным (медицинская психология не входит в перечень медицинских специальностей), не утверждены положения о работе медицинских психологов в различных областях клинической практики, особенно в амбулаторном звене. Штатные нормативы остаются весьма неопределенными, как и нормативы занятости. Не решены вопросы с оплатой труда, длительностью отпуска, пенсионным обеспечением медицинских психологов.

Главная проблема заключается в отсутствии достаточного числа квалифицированных кадров медицинских психологов для работы в стационарах, диспансерах, поликлиниках и консультативных кабинетах, общедоступных населению. Не решены вопросы подготовки кадров, что является одним из основных препятствий к созданию медико-психологической службы в стране.

В развитых странах Запада медицинских психологов готовят преимущественно в университетах с последующим усовершенствованием и сертификацией применительно к области профессиональной деятельности как в клинических учреждениях, так и в медико-педагогических, профориентационных и социальных службах помощи населению. У нас в стране психологов также готовят в университетах, однако в явно недостаточном количестве. План приема на психологические факультеты и отделения университетов сокращен до 400 человек в целом по стране. Из них медицинских психологов готовится не более 50 человек в год. Такое положение с подготовкой медицинских психологов без принятия кардинальных мер со стороны Гособразования СССР и Минздрава СССР не может удовлетворить даже минимальные потребности здравоохранения. При сегодняшних темпах на это потребовалось бы 400 лет.

Решение наиболее острой кадровой проблемы мы видим в создании в 1991—1992 гг. в ведущих университетах страны кафедр и отделений медицинской психологии с установлением самостоятельного плана приема на указанные отделения с целью значительного увеличения подготовки специалистов в области медицинской психологии, в привлечении к преподаванию различных разделов медицинской психологии  высококвалифицированных специалистов, работающих в учреждениях системы здравоохранения, в расширении клинической базы для обучения студентов и использовании для этих целей ведущих клиник и реабилитационно-восстановительных центров. Подготовленные в университетах кадры в перспективе могут стать основой для комплектования кафедр медицинской психологии в медицинских институтах и институтах усовершенствования врачей. Вместе с тем считаем необходимым уже сегодня поставить вопрос о подготовке кадров медицинских психологов в системе Минздрава. Одним из важных путей решения этой проблемы, на наш взгляд, является создание кафедр медицинской психологии и специальных доцентских курсов в тех медицинских институтах и институтах усовершенствования врачей, в которых имеются кадровые и организационные предпосылки, учреждение клинической ординатуры и аспирантуры по медицинской психологии и, может быть, в перспективе даже перепрофилирование ряда факультетов и медицинских вузов.

 

7

 

Отечественный и зарубежный опыт убеждает, что психологи в медицине должны работать во всех клинических и лечебно-профилактических направлениях, в каждом из которых решаются свои специфические задачи. Учитывая реальное положение дел в отечественной медицине, представляется необходимым выделить следующие приоритетные направления в развитии медико-психологической службы:

1) создание детской и подростковой медико-психологической службы;

2) развитие внебольничной медико-психологической помощи;

3) создание службы медико-психологической реабилитации больных с соматической, неврологической и нервно-психической патологией;

4) создание службы экстренной медико-психологической помощи.

 

1. ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

 

Выделение этого направления в приоритетное диктуется необходимостью обязательного участия медицинских психологов в диспансеризации детей дошкольного и школьного возраста, так как без психологических знаний о закономерностях хода нормального психического развития в детском возрасте невозможны своевременные выявление и коррекция задержек и искажений психического развития.

Планируется поэтапное создание сети медико-психологических кабинетов в детских поликлиниках, детских и подростковых медико-психологических консультативных центров при отделах здравоохранения исполкомов Советов народных депутатов. Основными задачами этих кабинетов и центров являются: раннее выявление и коррекция аномалий психического развития, консультативная помощь по воспитанию детей и подростков с патологией высших психических функций, анализаторов, речи, движения, наследственными заболеваниями, соматическими и психическими расстройствами, умственной отсталостью, врожденными уродствами, последствиями патогенных отношений в семье (в том числе и жестокого обращения с детьми), пубертатными кризами, отклоняющимися формами поведения. Планируется активное участие медицинских психологов в программе «Дети Чернобыля» с проведением психопрофилактических, психогигиенических, лечебных и психокоррекционных мероприятий.

Планируется также введение должностей медицинского психолога в штатное расписание детских больниц, санаториев. Основными задачами психологов в этих учреждениях являются выявление и психологическая коррекция психосоматической и соматопсихической патологии, основной или сопутствующей нервно-психической патологии, других расстройств, требующих медико-психологической помощи, выявление сохранных сторон личности ребенка и их актуализация в процессе лечения.

Главной целью развития этого направления является обеспечение профессиональной и общедоступной медико-психологической помощи детям и подросткам во всех регионах страны.

 

2. ВНЕБОЛЬНИЧНАЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

 

В настоящее время лицам, нуждающимся в медико-психологической помощи, обратиться некуда. В поликлиниках общего профиля нет кабинетов с табличкой «Медицинский психолог». Представляется необходимым создание сети медико-психологических кабинетов в поликлиниках общего профиля, психоневрологических и наркологических диспансерах, консультативно-диагностических центров медицинской психологии, обеспечивающих профессиональную и общедоступную помощь населению. Основными задачами таких кабинетов и консультативно-диагностических центров будут выявление и психологическая коррекция психосоматической и соматопсихической патологии, пограничных нервно-психических расстройств, других заболеваний и предболезненных состояний, требующих медико-психологической помощи. В рабочем порядке предстоит определить потребность в специалистах для

 

8

 

сети медико-психологических кабинетов и консультативно-диагностических центров, формы взаимодействия медицинских психологов с врачами и другими специалистами.

 

3. МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С СОМАТИЧЕСКОЙ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

 

Медико-психологическая служба должна занять ведущее место в системе реабилитации больных с соматическими, неврологическими, нервно-психическими и наркологическими заболеваниями, поскольку именно в рамках этой службы возможно осуществление адекватных и эффективных программ восстановления функций, трудоспособности и пр.

Основными задачами медицинских психологов по медико-психологической реабилитации больных с соматической, неврологической и нервно-психической патологией являются нейропсихологическая и патопсихологическая диагностика пораженных психических и мозговых функций, утраченных сторон личности и их восстановление, диагностика сохранных сторон личности с целью их активизации в процессе восстановительного лечения, диагностика и психокоррекция вторичных функциональных расстройств у соматических больных, участие в решении задач трудовой экспертизы, проведение психотерапевтической и психо-коррекционной работы среди больных с психосоматической и сомато-психической патологией.

На I этапе создания медико-психологической службы в системе реабилитации больных с соматическими, неврологическими, нервно-психическими заболеваниями необходимо ввести в штатное расписание соматических, неврологических, психиатрических и наркологических больниц должности медицинского психолога, а на II этапе создать в этих больницах специализированные отделения медико-психологической реабилитации. В ряде ведущих НИИ Минздрава СССР уже имеются соответствующие подразделения, способные обеспечить научно-методической помощью создаваемые отделения медико-психологической реабилитации.

 

4. ЭКСТРЕННАЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

 

Впервые в отечественном здравоохранении планируется создание сети отделений (бригад) экстренной медико-психологической помощи на базе центров экстренной медицинской помощи, обеспечивающих профессиональную медико-психологическую помощь лицам, пострадавшим в природных и технологических катастрофах, авариях на железнодорожном, авиационном, автомобильном и морском транспорте, в результате пожаров, а также лицам, совершившим суицидальные попытки, потерпевшим от преступных посягательств, ставшим жертвами социальных конфликтов.

Основными задачами отделений (бригад) экстренной медико-психологической помощи являются экспресс-диагностика реактивных состояний, психогенных расстройств психической деятельности у пострадавших; принятие решения о необходимости госпитализации в профильные учреждения; оказание психотерапевтической и психофармакологической помощи пострадавшим, направленной на коррекцию психического состояния и неадекватных поведенческих реакций; выезд в места природных, технологических катастроф и социальных конфликтов для проведения экстренных мероприятий по предотвращению паники путем выявления и коррекции состояния лиц с психогенными расстройствами, своим поведением дезорганизующих усилия по стабилизации обстановки и наведению порядка, активного выявления лиц, нуждающихся в неотложной медико-психологической и психиатрической помощи; оказание психотерапевтической (в том числе и с применением групповых методов) и психофармакологической помощи пострадавшим; оказание медико-психологической помощи спасательным отрядам и лицам, занимающимся ликвидацией последствий катастроф, стихийных бедствий и социальных конфликтов; участие в

 

9

 

планировании и реализации долгосрочных психогигиенических мероприятий, направленных на предотвращение и коррекцию у пострадавших в катастрофах, стихийных бедствиях и социальных конфликтах отдаленных последствий перенесенных психогений.

Чтобы выделенные приоритетные направления развития медицинской психологии реально претворились в жизнь, необходимо, чтобы они нашли свое отражение в программах обучения студентов на кафедрах и отделениях медицинской психологии университетов и повышения квалификации медицинских психологов.

 



1 В основу данного текста лег доклад, сделанный В. В. Гульданом на совместном заседании коллегии Минздрава СССР и Госкомитета СССР по народному образованию, проведенном 26 декабря 1990 г. (сообщение об этом заседании см.: Вопр. психол. 1991. № 2. С. 177—179).