Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

113

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

НАУЧНЫЙ ВКЛАД Ю. Л. ОХОРОВИЧА В ПСИХОЛОГИЮ

 

А.В. МОРОЗ, Е.С. ПОЛТАШЕВСКАЯ

 

Сто десять лет тому назад со страниц французского «Философского журнала» впервые прозвучал призыв к психологам и ученым смежных с психологией наук к объединению своих усилий для расширения сферы психологических исследований, накопления фактических данных, установления взаимопонимания, а также предложение провести для этой цели международный конгресс [23]. Не всем известно имя автора обширного проекта программы I Международного конгресса психологов — Юлиана Леопольда Охоровича (1850—1917), украинского и польского ученого, действительного члена Русского психологического общества, инициатора I Международного психологического конгресса, одного из основателей Международного института психологии в Париже в 1900 г., приват-доцента психологии Львовского университета, учителя Ивана Франко.

Освоение исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, составляет необходимое и важное звено в разработке всех отраслей современной психологии. Следует объективно освещать все аспекты эволюции психологии, называть забытые имена ученых и показывать их вклад в науку, ибо это имеет принципиальное значение.

В истории формирования передовой психологической мысли в нашей стране достойное место следует отвести вкладу Ю. Охоровича в психологию. Однако в учебниках по истории психологии [8], [12], [15] о нем нет даже упоминания, а в тех нескольких статьях, где его имя упоминается, научная деятельность этого ученого не освещена [2], [9], [13], [14]. Нет также упоминания об Ю. Охоровиче и его большой заслуге в организации первого конгресса в педагогической энциклопедии [7], что наносит ущерб приоритету советской психологической науки. Для создания объективной картины развития психологии необходимо восполнить этот пробел.

В данной статье впервые рассматривается роль Ю. Охоровича в становлении психологии и развитии ряда ее отраслей.

Свою научную деятельность Ю. Охорович начал студентом Варшавского университета. В 1868 г. он принял участие в университетском конкурсе, на котором занял первое место и получил серебряную медаль за работу «О методах психологических исследований», вызвавшую острую дискуссию. Вопреки принятой в то время классификации наук в этой работе Ю. Охорович доказывал, что психология самостоятельная, экспериментальная наука, как физика и химия, наука фактов, и требовал отделения ее от философии. Он изложил свой сравнительно-исторический метод исследования и пропагандировал эмпирические методы наблюдения и самонаблюдения, эксперимента и измерения. Это исследование положило начало циклу работ Ю. Охоровича «Психологические вопросы XIX века».

 

114

 

Благодаря этой работе Ю. Охорович стал одним из пионеров экспериментальной психологии [20].

Эти актуальные для того времени мысли Ю. Охорович развивает в своей работе 1871 г. «Будущее психологии», в которой утверждает: «Будущая психология должна быть независимой наукой. Наука о душе должна руководить нами на пути к совершенству» [24; 15]. Критикуя ученых, занимающихся только философствованием, он говорил, что психология должна быть основой для философии, эстетики, педагогики, этики, криминалистики и других наук. Он высказывает важные мысли о том, каким должен быть психолог: это, прежде всего, наблюдатель, который ищет факты, анализирует все стороны духовной жизни, т. е. занимается исследованиями, измерениями, а не рассуждениями. Ссылаясь на определение П. Жане, что мысль — это движение, духовная жизнь — это психическое движение, Ю. Охорович призывает исследовать законы и условия этого движения. Он считал актуальным создание теории напряжения психического движения, которая бы осветила нашу психическую деятельность, состоящую из постоянных срывов и постоянных стремлений к восстановлению равновесия в сочетаниях различных напряжений наших впечатлений, чувств и поступков. Такое движение, как и комбинации физических сил, полагает Ю. Охорович, можно будет все более точно выражать математическими формулами. Он напоминает о забытых, но удачных попытках в этой области М.В. Дробиша, изложенных последним в его «Принципах математической психологии» в 1856 г. Ю. Охорович считал необходимым создать науку о возникновении и развитии духовной власти, которую он назвал психоэмбриологией, т. е. более 100 лет тому назад он предвидел то, что сейчас называется генной психологией. По мнению Ю. Охоровича, мозг отдельного человека в деталях сравним в своем развитии и деятельности с развитием всего человечества и развитием всей органической природы: и тут и там развитие от единичного к сложному, от несовершенного к совершенному. В таком исследовании многое может дать сравнительно-исторический метод; необходима также точная «психологическая статистика» [24; 17].

Таким образом, уже в ранних работах Ю. Охоровича 1868—1871 гг. изложены основные взгляды ученого на научную психологию и эксперимент, а кроме того, показана необходимость тесного взаимодействия психологов с представителями других наук, занимающихся изучением человека, а также реализации в научной работе принципа единства теории и практики.

Окончив университет, Ю. Охорович продолжил научную работу под руководством Г.Т. Фехнера и М.В. Дробиша и Лейпцигском университете, где в 1873 г. блестяще защитил диссертацию по физиолого-психологическому исследованию «Сознание человека. Его условия и законы» и был удостоен ученой степени доктора философии, а его монография «Условия возникновения сознания» получила очень высокую оценку в немецком философском журнале.

В 1875 г. во Львовском университете, куда пригласили молодого ученого, была создана кафедра психологии и философии природы. Здесь в возрасте 25 лет он стал одним из первых в Европе доцентов психологии. Его лекции и семинарские занятия вызывали большой интерес у студенческой молодежи и пользовались широкой популярностью и признанием. Как писал в своем письме к М. Драгоманову Иван Франко, он больше всего почерпнул знаний из лекций доктора Ю. Охоровича, который читал у него на факультете курсы лекций по философии, психологии, антропологии и истории философии природы [10; 246].

Программа его лекций включала теоретическую, индуктивную, прикладную и криминальную психологию, патогномику, психологию творчества, психологию истории и цивилизации, этнопсихологию (задолго до появления работы «Психология народов» В. Вундта),

 

115

 

а также философию физики1 и историю философии природы, упомянутую выше.

Ю. Охорович принимал активное участие в общественной и научной жизни г. Львова, выступал на съездах, конференциях, печатался в газетах, еженедельниках «Космос» и «Атенеум», занимался литературной деятельностью, писал стихи, редактировал журнал «Нива». Львовский период жизни Ю. Охоровича был самым плодотворным в его разносторонней деятельности. Это во Львове он разработал проект программы I Международного конгресса психологов, идеи которого находим еще за 20 лет до проведения этого конгресса в трудах «О методах психологических исследований», «Будущее психологии» и «Из дневника психолога» [26].

В этом проекте Ю. Охорович дал детальный анализ состояния психологических знаний, выделяя следующие отрасли: общую, физиологическую, криминальную, патологическую, педагогическую психологию, психофизику, этологию, патогномику, психологию творчества и искусства, психологию истории, психологию математики и историю психологии. Он считал, что конгресс даст возможность выработать общий план действий ученых мира, создать условия для их совместной плодотворной научной работы, в дальнейшем избежать в своих исследованиях параллелизма, обсудить методику проведения психологических экспериментов и устранить трудности, связанные с терминологией. Он также подчеркнул, что, какими бы ни были результаты работы конгресса, выявление слабых сторон современного состояния психологии все же было бы шагом вперед, услугой, которую можно сейчас оказать этой науке.

Разработка и публикация проекта, отвечающего требованиям времени, переписка и сотрудничество Ю. Охоровича с французскими учеными, в частности с Т. Рибо и Ш. Рише,— все это содействовало согласию ученых провести I Международный конгресс физиологической психологии 6—10 августа 1889 г. Так осуществилась двадцатилетняя мечта Охоровича организовать встречи психологов с участием в них представителей не только разных отраслей психологии, но и смежных с ней наук.

Благодаря большим организационным усилиям Ю. Охоровича удалось успешно провести конгресс значительно раньше, чем казалось возможным руководителям Парижского общества психологов Ж. Шарко, Т. Рибо и Ш. Рише, считавших созыв международного съезда преждевременным. В этом признался в своем выступлении на конгрессе его вице-президент Т. Рибо.

Следует заметить, что на конгрессе активно работали его секретари Ю. Охорович и Ш. Рише. Последний подчеркнул в своем выступлении значение предварительно выработанной программы, особенно той ее части, которая касалась новых для психологии и столь недостаточно исследованных явлений, как гипнотизм и внушение. Ю. Охорович возглавлял самую многочисленную секцию «Гипнотизм и внушение», на которой присутствовало, как и на общих собраниях, около 100 человек.

На этой секции Ю. Охорович прочитал три реферата, из которых важными были «Гипноз и внушение» и «Гипнотическая склонность и методы ее выявления при помощи гипноскопа». Эти доклады были интересными, о чем позже

 

116

 

писали Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов и многие другие [1], [11].

Вклад Ю. Охоровича в установление контактов между психологами разных стран мира не может не вызвать интереса, ведь его почин стал явлением мирового масштаба и давно приобрел традиционный характер настоящей научной кооперации. Именно этот международный форум психологов послужил толчком к созданию целого ряда международных институтов, научных школ, объединений, что неоднократно отмечали психологи разных стран (например, [24]).

Установив еще в 1882 г. контакты с научными кругами Парижа, Ю. Охорович посещал лекции по гипнотизму Ж. Шарко, а в 1884 г. представил на заседании Парижского биологического общества свои доклады «Замечания о критерии гипнотической чувствительности; гипноскоп; новый метод диагностики» и «Об идеопластии», опубликованные позже в его превосходной, как назвал ее Н.Я. Грот, книге «Мысленное внушение» [1; 2]. В сообщениях Ю. Охорович представил свое изобретение — прибор гипноскоп, предназначенный для определения гипнабельности человека, а также свою теорию идеопластии, идеоорганических связей. Ю. Охорович так ее определяет: «Идеопластия означает физиологическую реализацию мысли. Идеопластия включает все явления «звучащего» внушения, а также все подобные явления, созданные без воздействия извне, то есть все явления «самовнушения» или «спонтанного внушения» [19; 354]. По Ю. Охоровичу, идеопластия — пример действия общего закона обратимости: обычно ощущения вызывают мысль, а в идеопластии мысль о любом функциональном изменении вызывает такое же функциональное изменение. Во всех случаях идеопластии, подчеркивает Ю. Охорович, существенно одно психическое состояние — четкая тенденция к моноидеизму, т. е. выделению доминирующей мысли при стирании всех других. Эта доминирующая мысль управляет всей нервной системой. Как известно, А.А. Ухтомский позже, в 1923 г., разработал свое учение о доминанте, общем рабочем принципе нервных центров. Для Ю. Охоровича его теория идеопластии — мост между психологией и физиологией, с ее помощью он объяснял явления внушения, магнетизма и гипнотизма, а в будущем она должна была стать фундаментом его теории парапсихических явлений.

В Париже по рекомендации Ш. Рише Ю. Охорович получил возможность проводить эксперименты в психиатрической клинике Ж. Шарко, где ему давали тяжелых больных. Применяя свою собственную магнито-гипнотическую терапию, он получил хорошие результаты в лечении этих больных. Ю. Охорович возродил и очистил от ошибок старую доктрину XVIII в. о животном магнетизме (месмеризме), исследованием которого он занимался с 1867 г. Явления магнетизма Ю. Охорович объяснял воздействием одного организма на другой, выдвигая гипотезу о том, что все живые организмы излучают вокруг себя специфическое магнитное поле, назвав его «жесткими лучами», чем и объяснял безконтактное воздействие одного организма на другой. Об открытии этого нового вида лучей органического происхождения2 Ю. Охорович докладывал на съездах неврологов, психиатров и психологов в Варшаве в 1910 г. и на съезде естествоиспытателей и врачей в Кракове в 1911 г.

Ю. Охорович выдвинул идею о создании международного института психологии, который, по его мнению, должен стать специализированным музеем, клиникой психотерапии и иметь исследовательскую лабораторию, библиотеку с читальным залом. В 1990 г. такой институт был создан в Париже, в него записалось 1000 человек, обязуясь платить взносы по 20 франков в год. Ю. Охорович возглавил в Международном

 

117

 

институте психологии экспериментальную лабораторию, а в 1906 г. стал его генеральным секретарем.

Диапазон научной деятельности Ю. Охоровича очень широк. Его исключительные способности проявились в гуманитарных науках (психологии, философии, социологии, литературе, журналистике, этике, педагогике, истории), в медико-биологических (физиологии, психофизиологии, психотерапии, суггестологии, криминалистике и др.), а также в области техники (физике, электроакустике, электрооптике, электротехнике, телеавтографии, телефонии и др.). Он изобрел много аппаратов, приборов и устройств (термомикрофон, магнитный микрофон, гипноскоп и др.). На промышленных выставках 1885 г. в Париже, Антверпене и Варшаве он получил золотые медали за свои изобретения, а в конце этого года в Петербурге на выставке электроприборов он получил медаль и патент на звуковую аппаратуру. Здесь он организовал первую в мире трансляцию по проводам оперных спектаклей, а также под его руководством была проведена телефонная коммуникация на расстоянии 320 километров.

Международное признание принесли Ю. Охоровичу его труды по вопросам гипнотизма, в частности, «Мысленное внушение» и «Гипнотизм и месмеризм» были высоко оценены и получили награды Парижской академии наук в 1912 г. [19], [18]. Он пытался выяснить самую сущность внушенного сна, гипноза, гипнотического состояния, дать ответ на «проклятый», по выражению И.П. Павлова, вопрос: благодаря каким механизмам осуществляется словесное воздействие в гипнозе?

Эти труды были результатом многолетних исследований и экспериментов, проведенных во Львовском университете, Кракове, Варшаве, Татрах и Париже. Ю. Охорович тщательно исследует физическую нервную передачу болезней, передачу эмоциональных состояний, ощущений, мыслей (идей), воли, а также мысленное внушение с задержкой и мысленное внушение на расстоянии. Он подвергает анализу шесть проблем: экзальтированной перцепции (восприятия), экзальтации мозга, прямого психического и физического воздействий, универсального флюида и психофизической передачи. Его трактовка вопроса сводится к следующему. Поскольку внушение — явление очень сложное, объяснить его одним простым принципом нельзя. Даже установленный единичный факт следует рассматривать с точки зрения психологии и физики. Чтобы объяснить явление, надо знать условия его проявления, необходимо изучить состояния и оператора, и субъекта. Рассматривая различные виды психофизических передач, а именно видимое, предполагаемое и истинное внушение, тщательно анализируя огромный фактический материал, ученый приходит к такому выводу: «Мысленное внушение следует изучать в связи с различными явлениями физической передачи, что постепенно объяснит его. Более того, очень много явлений, которые приписываются физической или мысленной передаче, являются фактами только видимой передачи» [19; 320]. Истинная передача, по Ю. Охоровичу, означает, что состояние «а» мозга А воспроизводится мозгом Б без посредничества зрения, слуха, обоняния и осязания. Мысль как явление мозга никогда не ограничивается только мозгом. Мысли без выражения нет, и можно даже сказать вместе с И.М. Сеченовым, что нет мысли без мускульного сокращения, но Ю. Охорович предпочитает более общую формулировку, включающую также образования при мускульных сокращениях секреции, эманации, прямые образования тепла и электричества. Особое место в теории Ю. Охоровича занимает вышеупомянутый закон обратимости, суть которого в том, что движение, встречая сопротивление, преобразуется. Однако неизвестно, что происходит при втором или третьем преобразовании. По Ю. Охоровичу, преобразованное движение восстанавливает свой первоначальный характер при условии, если это переданное движение найдет среду такую же, как в его стартовой точке. Согласно этому закону, всякое преобразование обратимо. Мысль вне мозга

 

118

 

представлена своим динамическим коррелятом, который не может быть ограничен нервными токами двигательных волокон. Динамический коррелят представлен всеми преобразованиями мозгового движения — преобразованиями настолько более тонкими и более радикальными, насколько анатомическая среда мысли более отличается от среды окружающей: твердых, жидких или газообразных тел и эфира. Согласно Ю. Охоровичу, движение, соответствующее мысли, не может составлять исключение в природе, и, подобно всякой силе, оно преобразуется в другие формы движения, логически понятные, но преимущественно неизвестные. Приходится довольствоваться простой констатацией фактов: здесь, как и везде, энергия передается и преобразуется. Ю. Охорович приходит к следующим выводам: «Все живое является динамическим фокусом. Динамический фокус стремится расширять свойственное ему движение. Расширенное движение преобразуется соответственно среде, в которой оно проходит» [19; 329].

Очевидно, нельзя не согласиться с выводами Ю. Охоровича, высказанными более 100 лет тому назад, о том, что разрешение многих вопросов гипнотизма возможно при содружестве физиков с физиологами и психологами. Учитывая новаторский характер труда Ю. Охоровича «Мысленное внушение», мы считаем, что он несомненно должен стать объектом отдельного изучения.

Ученый в своих исследованиях искал возможности «фотографирования» мысли, визуального ее фиксирования [17; 192]. Однако только за последнее десятилетие благодаря успехам науки и компьютерной техники можно наблюдать на экране, как «течет» по мозгу человека мысль с помощью компьютерного, ядерно-магнитно-резонансного или позитронно-эмиссионного томографа. Такие исследования, правда, еще в начале пути.

В 1916—1917 гг. вышла двухтомная работа Ю. Охоровича «Психология и медицина», в которой он обосновал необходимость читать курс психологии студентам медицины. Ученый внес в медицинскую психологию много ценного, реализуемого сейчас в медицинской практике, в частности гипнотерапию, магнитотерапию, металлотерапию, внушение и др. Сам Ю. Охорович с успехом применял собственную магнито-гипнотическую терапию при лечении нервных болезней на протяжении многих лет. Его новаторские работы по популяризации новейших достижений психологии и исследования эффективности применения гипнотического внушения в медицине в силу своей нетрадиционности вызывали резкую критику со стороны официальных медицинских кругов [17; 191, 207],

Следует отметить, что научно-педагогическая деятельность Ю. Охоровича началась во Львове публикацией его труда «Беседы и наблюдения в области физиологии, психологии, педагогики и естественных наук». В 1906 г. вышла его работа «О методе в этике». Эти работы он включил позже, в 1917 г., в книгу «Психология, педагогика, этика», второй том задуманного им двенадцатитомного собрания своих трудов, полному изданию которого помешала внезапная смерть ученого в 1917 г.

Следует упомянуть, что многие годы Ю. Охорович посвятил исследованию явлений телепатии и медиумизма. Проведя ряд экспериментов с известным в то время медиумом Э. Палладино, ученый пришел к выводу, что это проявления органической энергии самого медиума, которую можно исследовать экспериментальными методами. Итогом его исследования был пятитомный труд «Медиумические явления» [27].

В своей книге «Тайные знания в Египте» (1894), которая дополняет даже современную египтологию, Ю. Охорович утверждает, что паранормальные явления, будучи физическими, заключаются в передаче малых энергий, поддающихся, однако, измерению [25; 110].

Наиболее ценные работы Ю. Охоровича, кроме упомянутых выше, это: «Первоначальные основы психологии» (1916), «О применении психологии» (1878), «О свободе воли» (1871), исследование по криминальной психологии «Любовь, преступление, вера и мораль» (1870), «Мозг и дух» (1872), «О поэтическом

 

119

 

творчестве» (1877), «Дарвин и его предшественники» (1872), «О формировании собственного характера» (1872), «О явлениях раздвоения в духовной жизни человека» (1877), «Очерки теории наследственных явлений» (1870) и др.

Ю. Охорович — талантливый ученый, проявивший свои способности во многих областях науки и техники. Это исследователь, педагог, психолог, медик, изобретатель, журналист, автор многих проектов и начинаний, намного опередивший свое время. Его критиковали и часто его открытия умалчивали, но вместе с тем и признавали во многих странах мира. Британское общество психологических исследований зачислило его своим почетным членом в 1895 г. Такую же честь оказали ему психологические общества в Нью-Йорке, Берлине, Кельне, Лейпциге и Будапеште. В 1915—1916 гг. Ю. Охорович—вице-президент польского общества психологов. В советской научной литературе труды ученого не получили должной научной оценки и признания, а между тем он много сделал для раскрытия тайн человеческого бытия и психики. Его имя должно занять почетное место в истории отечественной психологической науки. Наследие ученого следует глубоко изучить, проанализировать, взять все полезное, а также ввести в курс истории психологии.

 

1. Грот Н Я. Психологический съезд в Париже // Вопр. филос. и психол. Кн. 1. М., 1889.

2. Губко А.Т. Охорович Юлиан // УСЭ. 2-е изд. Т. 8. Киев, 1982 (на укр. яз.).

3. Дело Юлиана Охоровича // Львовский областной архив: Материалы философского факультета. Ф. 26, оп. № 5, 7, ед. хр. 183—273, д. 1436 (на польск. яз.).

4. Ждан А.Н., Умрихин В В. Состояние и тенденции развития истории психологии // Психол. журн. 1988. Т. 9. № 1. С.159-161.

5. Отчет о докторском диспуте Н.Н. Ланге // Вопр. филос. и психол. Кн. 24 (4). М., 1894.

6. Охорович Ю. Сила как результат движения // Мысль. 1880. № 7.

7. Петровский А.В. Съезды психологические // Педагогическая энциклопедия. Т. 4. М., 1968.

8. Роменец В.А. История психологии. Киев, 1978 (на укр. яз.).

9. Тутунджян О.М. К проблеме истории экспериментальной психологии // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5.

С.143-148.

10. Франко И. К М.П. Драгоманову // Собр. соч. Т. 49: Письма (1886—1894). Киев, 1986 (на укр. яз.).

11. Челпанов Г.И. Международный конгресс физиологической психологии // Вопр. филос. и психол. Кн. 5. № 1. М., 1890.

12. Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд., перераб., М., 1976.

13. Ярошевский М.Г. Прогресс психологии и международные психологические конгрессы // Вопр. филос. 1966. № 7. С.126-129.

14. Ярошевский М. Г. Психологические конгрессы // БСЭ. 3-е изд. Т. 21. М., 1975.

15. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. 2-е изд., доп. М., 1974.

16. Krajewski J. Ochorowicz Julian // Polski Slownik Biograficzny T. 23 (4). Wroclaw-Warszawa-Krakow-Gdansk, 1978. S. 499—505.

17. Lyskanowski M. Medycyna i likarze dawnej Warszawy. Warszawa, 1976. S. 191—207.

18. Ochorowicz J. Hypnotisme et mesmerisme // Ch. Richet. Dictionnaire de Physiologie. Paris, 1909.

19. Ochorowicz J. Mental suggestion. N. Y.: The Humboldt Publ. Co, 1891.

20. Ochorowicz J. O metodzie badan psychologicznych. Rozprawa konkursowa nagrodzona medalem. Warszawa, 1869.

21. Ochorowicz J. O mozliwosci zbudowania przyrzadu do przesyfania obrazow optycznych na dowolna odiegtosc. Lwow: Kosmos, 1878.

22. Ochorowicz J. Pogadanki i spostrzezenia z dziedziny fizyjologii, psychologii, pedagogiki i nauk przyrodniczych. Warszawa, 1879.

23. Ochorowicz J. Projet d'un Congres international de Psychologie // Revue philosophique de la France et de I'Etranger. Paris, 1881. T. XII. N 7. Р. 1—19.

24. Ochorowicz J. Przysztosc psychologii // Tygodnik wielkopolski. Poznan, 1871. N 7, 8. S. 15, 99.

25. Ochorowicz J. Wiedza Tajemna w Egipcie. Warszawa, 1984.

26. Ochorowicz J. Z dziennika psychologa. Warszawa, 1879.

27. Ochorowicz J. Zjawiska mediumiczne. Warszawa, 1913.

28. Twardowski К. О psychologii, jej przed-miocie, zadaniach, metodzie, stosunku do innych nauk i о jej roswojy // Wybrane pisma filozoficzne. Warszawa, 1965.

29. Wajdowicz R. Julian Ochorowicz jako prekursor telewizji i wynalazca w dziedzinie te-lefonii. Warszawa, 1964. S. 55—124.

 

Поступила в редакцию 9.Х 1989 г.



1 Одновременно с педагогической деятельностью Ю. Охорович занимался исследованиями в области экспериментальной физики (электричества, электромагнетизма и электроакустики) и издал в 1878 г. труд по философии физики «Сила как результат движения», в котором изложил свою общеэнергетическую теорию природы, охватывающую как физические, так и психические явления, и сформулировал законы развития, поведения и преобразования сил (энергии). Закон обратимости, сформулированный им, сыграл важную роль в его дальнейших исследованиях. Этот закон («Если сила А может переходить в В, то и сила В может быть превращена в А» [6; 55]) он реализует на практике, занимаясь с 1878 г. теорией передачи изображения на большие расстояния. Он разработал основу этой теории, указывая на возможность взаимозамены систем световых лучей и электрических токов [16; 503]. Таким образом, Ю.Охорович был предвестником создания телевидения [21], [29].

2 Актуально звучит в наше время положение Ю. Охоровича о существовании нового вида органических лучей, которые сейчас изучаются как физические поля биологических объектов в созданной в 1978 г. специальной лаборатории АН СССР, возглавляемой академиком Ю.В. Гуляевым.