Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

МЕЖВУЗОВСКИЕ СЕМИНАРЫ ПО ТЕОРИИ ИСКУССТВ

 

Л. А. ЛАДЫГИН

Москва

 

В этом учебном году в Московской консерватории организован межвузовский цикл специализированных семинаров, проведение которых рассчитано на два года. Специализация обусловлена созданием нового научно-теоретического курса, включающего в себя комплекс дисциплин и материал межпредметных связей под общим названием «Всеобщая теория искусств».

В структуру нового курса вошли вопросы философии и психологии художественного творчества и исполнительства, теории и эстетики отдельных видов искусства (литературы, музыки, живописи, театра и др.) и форм их взаимосвязей. В практическом плане определены пути подготовки специалистов широкого профиля, способных взяться за успешное решение теоретических и практических проблем в области искусств.

Первый семинар, состоявшийся 19 сентября, был посвящен художественным эмоциям в различных жанрах искусства. На эту тему было представлено пять докладов.

Во вступительном слове организатора и руководителя курса В. Н. Холоповой подчеркивалась необходимость тесного сотрудничества специалистов различного искусствоведческого профиля и психологов. М. А. Смирнов (Московская консерватория) рассмотрел феномен эмоционального содержания музыки и его исполнительского воплощения. С докладами выступили также Р. Поспелова, педагог из Дальневосточного института искусств («Система музыкальных эффектов Тинкториса») и Л. Кириллина из НИИ искусствознания Министерства культуры СССР («Категория чувства в музыкальной эстетике XVIII в.»). О музыкально-хореографических средствах воспитания и развития эмоциональной сферы учащихся хореографических училищ как составной части профессионального мастерства молодых артистов балета говорил музыковед Л. А. Ладыгин.

В завязавшейся затем дискуссии выступило несколько человек. В. К. Вилюнас (факультет психологии МГУ) выразил удовлетворение по поводу начала совместного сотрудничества специалистов различного искусствоведческого профиля в решении художественных задач. Однако он заметил, что для психологов вопросы психологии художественного творчества (в частности, проблема художественных эмоций), несмотря на свою притягательную силу, пока что остаются на периферии профессиональных

 

178

 

интересов ввиду синтетической сложности своего содержания.

В выступлениях Н. С. Гавриловой и В. Ф. Жданова (Московская консерватория) сфера художественных эмоций была обозначена как категория высокого художественного порядка, определяющая собой интеллектуальный уровень музыканта-исполнителя, его способности к воссозданию почти беспредельной шкалы чувств, запрограммированных в любом произведении искусства, как комплекса сверхэмоций.

О целесообразности изучения специфики искусства (и, в частности, системы его экспрессивных качеств) в рамках единой науки, объединяющей в себе совокупность знаний по философии, искусствоведению, психологии, высказался Ю. Н. Рагс (ГМПИ им. Гнесиных).

Конструктивный характер носило предложение Р. Тельчаровой (Институт философии АН СССР) более точно обозначить в дальнейшей совместной работе специалистов те исходные положения, на которых можно было бы наиболее продуктивно вести разработку междисциплинарных взаимодействий, объединяющих в своих синтезирующих формах данные философии, музыки, искусствознания, психологии и других наук.

Итак, положено начало новому делу. Межвузовские семинары — это только некоторая часть большой работы, намеченной для поиска оптимальных средств решения актуальных творческих проблем.