Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ИНСТИТУТЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ АССР

 

X. Г. ТХАГАПСОЕВ,  Е. С. АРГУСТАНЯНЦ,

Нальчик

М. К. КАБАРДОВ

Москва

 

В целях подготовки психологов для школ и дошкольных учреждений с 1989 г. в Институте усовершенствования учителей Кабардино-балкарской АССР (КБИУУ) открыты очно-заочные курсы. Продолжительность обучения: 6 мес. очного цикла и 2 года заочного. Учебный план курсовой переподготовки учителей по направлению «Практическая психология в системе народного образования» разработан зав. кафедрой педагогики и психологи КБИУУ Е. С. Аргустанянц под руководством министра народного образования X. Г. Тхагапсоева.

При составлении плана учитывался опыт работы психолого-педагогического факультета МГПУ им. В. И. Ленина и спецотделения при факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Данный учебный план рассчитан на 1248 ч и включает 15 основных дисциплин, а также ряд спецкурсов и спецпрактикумов.

Основной контингент обучающихся — школьные учителя-предметники, воспитатели детских садов и санаторных интернатов, имеющие высшее образование. Отбор слушателей осуществляется на конкурсной основе: все желающие поступить на курсы школьных психологов проходят ряд процедур, включающих собеседование с квалифицированными психологами и психологическое тестирование.

В очном цикле обучения наряду с традиционными лекционно-семинарскими занятиями широко применяются активные методы: социально-психологический тренинг, деловые игры, групповые и индивидуальные приемы и методы работы, а также современные технические средства. Особое внимание уделяется индивидуальной работе со слушателями.

После окончания очного цикла обучения проводится 6-недельная практика в школах и детских учреждениях под руководством опытных психологов. Затем курсанты приступают к самостоятельной работе и обучению в заочной форме, которое осуществляется по методическим дням (один день в неделю) и в каникулярное время. В этот период квалифицированные психологи дают групповые и индивидуальные консультации курсантам, организовывают «круглые столы», дискуссии по различным проблемам, разбор ситуаций и случаев.

Взаимодействие практикующих психологов осуществляется через ежегодно проводимую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы в школьной психологической службе». Для пропаганды психологических знаний в республике широко используются телепередачи.

Конечно, эти мероприятия невозможно проводить в жизнь усилиями только лишь одного КБИУУ. Прежде всего необходим высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав. В этом вопросе большую помощь оказывают опытные преподаватели и ученые-психологи из НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, МГУ им М. В. Ломоносова, Кабардино-Балкарского госуниверситета.

Подготовка специалистов для школьной психологической службы — чрезвычайно сложный и ответственный вопрос, особенно в тех регионах, где нет факультетов психологии или сложившейся психологической научной школы. Одним из основных является вопрос о том, как осуществлять отбор кандидатур. Следовательно, необходимо выявить, какими качествами должен обладать школьный практический психолог. Проблемы определения задач

 

169

 

и содержания обучения (и психологической службы), социально-психологического статуса психолога в педагогическом коллективе также остаются на сегодняшний день дискуссионными (см.: Дубровина И. В. с сотр., 1985—1990; Кала У. В., Раудик В. В., 1986; Божович Е. Д., 1986; Аминов Н. А., Кабардов М. К. и др., 1989, а также материалы симпозиумов и конференций по проблемам психологической службы). Для решения этих сложных задач Министерство народного образования КБАССР заключило хоздоговор с НИИ ОПП АПН СССР на тему «Проблемы психологического обеспечения основных принципов подготовки школьных психологов и их социально-психологической адаптации в школьных коллективах».

Большое внимание при подготовке психологов уделяется выявлению наиболее приоритетных задач с учетом профиля школы, конкретных условий и запросов. Дело в том, что в большинстве случаев в силу общей психологической безграмотности этот социальный «заказ» подменяется всевозможными проблемами, не имеющими прямого, а иногда даже и кос             венного отношения к сфере деятельности психолога.

Определяя профессиональный статус психолога в школе, мы придерживаемся такой позиции: психолог является членом педагогического коллектива школы (детского сада), участвует в достижении всех целей учебно-воспитательного процесса, причем по возможности обеспечивая наибольшую его эффективность. Соответственно — это принципиально важно — он должен пользоваться всеми льготами (включая зарплату и отпуск). В перспективе он должен обязательно стать преподавателем своего предмета (психологии) или целой сети факультативных занятий в школе. К примеру, в школах г. Нальчика, где работают психологи, вводится факультативный курс «Психология учения и НОТ школьника», разработанный Е. Д. Божович (НИИ ОПП АПН СССР). Интересный факультативный курс разработан Н. В. Самоукиной — «Этика и психология семейной жизни» (НИИ ОПП АПН СССР). Нам представляется более правомерным путь не совмещения деятельности учителя-предметника и школьного психолога, а полного использования его в качестве только психолога. (Здесь речь не идет о том, что психолог не может вообще разрабатывать и преподавать какой-либо предмет. Речь идет о нецелесообразности совмещения деятельности и учителя и психолога, по крайней мере, при дефиците специалистов в школах.)

Остановимся на некоторых принципах и методах переподготовки педагогов для работы в качестве психологов. В соответствии с «Положением о школьной психологической службе» (1985) и инструктивным письмом Госкомобразования СССР «О введении должности психолога в учреждениях народного образования» (1989) в качестве психологов в этих учреждениях могут работать люди с базовым психологическим образованием, прошедшие специальную подготовку, и педагоги, привлеченные к работе школьной психологической службы, имеющие высшее образование и прошедшие курсы переподготовки. Двухлетний опыт функционирования курсов при КБИУУ позволяет с большим оптимизмом взглянуть на проблему переподготовки специалистов. Это не только неизбежный путь удовлетворения запросов народного образования на современном этапе, но и достаточно продуктивный и имеющий право на существование способ подготовки специалистов-психологов для работы в системе народного образования. Ведь при надежной организации курсов (имеется в виду связь курсов с компетентными научно-практическими центрами психологии) педагоги, прошедшие переподготовку на этих курсах, имеют то преимущество перед психологами с базовым образованием, что у них уже есть педагогический опыт.

Но есть и трудности, связанные с переучиванием: наличие знаний, опыта, а иногда и стереотипов деятельности в рамках предыдущей деятельности (специальности), которые порой могут мешать становлению специалиста в новой для него области; сложные переживания новизны предстоящей работы (надежда, тревога, обдумывание перспектив, сомнения и т. д.); индивидуальные особенности личности каждого человека, которые в ходе переучивания могут выступать как более важный фактор подготовки к специальности, чем в ходе обучения, так как некоторые из этих особенностей могли сложиться в процессе предшествующей профессиональной деятельности (Е. Д. Божович).

Сформулируем основные принципы переподготовки специалистов.

I. Принцип обеспечения подлинной индивидуализации процесса переподготовки специалистов включает, во-первых, комплексное обследование каждого обучающегося с последующей консультацией и рекомендацией наиболее предпочтительных для него форм психолого-педагогической работы и, во-вторых, широкое применение разнообразных форм обучения: традиционных и современных активных форм, индивидуальных и

 

170

 

групповых. При этом каждый слушатель не только знакомится с разными формами работы, но и выбирает наиболее приемлемые для него.

II. Принцип коммуникативной компетентности подразумевает овладение коммуникативными навыками и умениями. Если они вырабатываются легко, то можно говорить о наличии коммуникативных способностей, даже одаренности. Однако коммуникативную компетентность можно и сформировать в процессе социально-психологического или коммуникативного тренинга.

III. Отработка модели «Формирование образа профессионала-психолога» (разработана Н. А. Аминовым). Здесь учитывается необходимость знакомства с этическими нормами поведения психолога. Отработкой этой модели завершается обучение.

IV. Принцип постоянного активного взаимодействия психологов предполагает поддерживание контактов с выпускниками курсов в дальнейшем. В условиях полной неопределенности статуса школьного психолога чрезвычайно важно проследить процесс социально-психологической адаптации выпускников, оказывать им своевременную психологическую помощь. Кроме того, предусматриваются регулярные научно-практические семинары и конференции, обмен опытом со специалистами других регионов страны, создание банка данных и т. д.

В настоящее время готовится проект создания психологического центра с привлечением специалистов из разных психологических учреждений Москвы и других городов на основе хозрасчета. Основные задачи центра — это оказание психологической помощи населению, взрослым, детям, родителям и учителям (а также школам, нуждающимся в срочной помощи, в комплексном решении проблем и т. д.).

Для работы в этом центре кроме ученых будут привлечены лица, окончившие курсы подготовки практических психологов и успешно выдержавшие испытания, а также прошедшие через различные курсы повышения квалификации по соответствующим направлениям в НИИ ОПП АПН СССР, МГУ, МГПУ и других научных центрах.

Поскольку для переподготовки педагогов в качестве школьных психологов в стране недостаточно научных центров и высоко-профессиональных психологов, начиная с будущего года предполагается принять на курсы (на хозрасчетной основе) желающих получить новую профессию из близлежащих районов Северного Кавказа.

В заключение хотелось бы отметить, что создание психологической службы в школе — очень непростая задача еще и потому, что существуют объективные трудности ее внедрения. Первая состоит в неприятии многими школами фигуры психолога, в определенных опасениях из-за недостаточного представления функций психолога. Чтобы эти опасения постепенно рассеивались, предприняты различные формы работы с учителями и директорами школ: в КБИУУ читаются лекции на тему «Психолог в школе», проводятся «круглые столы» с участием профессиональных психологов, где работники школ и дошкольных учреждений получают четкое представление о работе психолога в школе, о его возможностях. Вторая трудность — неопределенность статуса психолога, а значит, неизбежность конфликтных ситуаций. Третья трудность — низкая оплата труда психолога по сравнению с учителями и отсутствие льгот, которыми пользуются педагоги, сокращенный отпуск и т. д. Чтобы не лишиться всего этого, некоторые психологи могут перейти на педагогическую работу.