168
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ
ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ИНСТИТУТЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ АССР
X. Г. ТХАГАПСОЕВ, Е. С. АРГУСТАНЯНЦ,
Нальчик
М. К. КАБАРДОВ
Москва
В целях подготовки психологов для школ и дошкольных
учреждений с 1989 г. в Институте усовершенствования учителей
Кабардино-балкарской АССР (КБИУУ) открыты очно-заочные курсы. Продолжительность
обучения: 6 мес. очного цикла и 2 года заочного. Учебный план курсовой переподготовки
учителей по направлению «Практическая психология в системе народного
образования» разработан зав. кафедрой педагогики и психологи КБИУУ Е. С.
Аргустанянц под руководством министра народного образования X. Г. Тхагапсоева.
При составлении плана учитывался опыт работы
психолого-педагогического факультета МГПУ им. В. И. Ленина и спецотделения при
факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Данный учебный план рассчитан
на 1248 ч и включает 15 основных дисциплин, а также ряд спецкурсов и
спецпрактикумов.
Основной контингент обучающихся — школьные
учителя-предметники, воспитатели детских садов и санаторных интернатов, имеющие
высшее образование. Отбор слушателей осуществляется на конкурсной основе: все
желающие поступить на курсы школьных психологов проходят ряд процедур,
включающих собеседование с квалифицированными психологами и психологическое
тестирование.
В очном цикле обучения наряду с традиционными
лекционно-семинарскими занятиями широко применяются активные методы:
социально-психологический тренинг, деловые игры, групповые и индивидуальные
приемы и методы работы, а также современные технические средства. Особое
внимание уделяется индивидуальной работе со слушателями.
После окончания очного цикла обучения проводится
6-недельная практика в школах и детских учреждениях под руководством опытных
психологов. Затем курсанты приступают к самостоятельной работе и обучению в
заочной форме, которое осуществляется по методическим дням (один день в неделю)
и в каникулярное время. В этот период квалифицированные психологи дают
групповые и индивидуальные консультации курсантам, организовывают «круглые
столы», дискуссии по различным проблемам, разбор ситуаций и случаев.
Взаимодействие практикующих психологов осуществляется
через ежегодно проводимую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы
в школьной психологической службе». Для пропаганды психологических знаний в
республике широко используются телепередачи.
Конечно, эти мероприятия невозможно проводить в жизнь
усилиями только лишь одного КБИУУ. Прежде всего необходим
высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав. В этом вопросе
большую помощь оказывают опытные преподаватели и ученые-психологи из НИИ общей
и педагогической психологии АПН СССР, МГУ им М. В. Ломоносова,
Кабардино-Балкарского госуниверситета.
Подготовка специалистов для школьной психологической
службы — чрезвычайно сложный и ответственный вопрос, особенно в тех регионах,
где нет факультетов психологии или сложившейся психологической научной школы.
Одним из основных является вопрос о том, как осуществлять отбор кандидатур.
Следовательно, необходимо выявить, какими качествами должен обладать школьный
практический психолог. Проблемы определения задач
169
и содержания обучения (и психологической службы),
социально-психологического статуса психолога в педагогическом коллективе также
остаются на сегодняшний день дискуссионными (см.: Дубровина И. В. с сотр.,
1985—1990; Кала У. В., Раудик В. В., 1986; Божович Е. Д., 1986; Аминов Н. А.,
Кабардов М. К. и др., 1989, а также материалы симпозиумов и конференций по
проблемам психологической службы). Для решения этих сложных задач Министерство
народного образования КБАССР заключило хоздоговор с НИИ ОПП АПН СССР на тему
«Проблемы психологического обеспечения основных принципов подготовки школьных
психологов и их социально-психологической адаптации в школьных коллективах».
Большое внимание при подготовке психологов уделяется
выявлению наиболее приоритетных задач с учетом профиля школы, конкретных
условий и запросов. Дело в том, что в большинстве случаев в силу общей
психологической безграмотности этот социальный «заказ» подменяется всевозможными
проблемами, не имеющими прямого, а иногда даже и кос венного отношения к сфере деятельности психолога.
Определяя профессиональный статус психолога в школе,
мы придерживаемся такой позиции: психолог является членом педагогического
коллектива школы (детского сада), участвует в достижении всех целей
учебно-воспитательного процесса, причем по возможности обеспечивая наибольшую
его эффективность. Соответственно — это принципиально важно — он должен
пользоваться всеми льготами (включая зарплату и отпуск). В перспективе он
должен обязательно стать преподавателем своего предмета (психологии) или целой
сети факультативных занятий в школе. К примеру, в школах г. Нальчика, где
работают психологи, вводится факультативный курс «Психология учения и НОТ
школьника», разработанный Е. Д. Божович (НИИ ОПП АПН СССР). Интересный
факультативный курс разработан Н. В. Самоукиной — «Этика и психология семейной
жизни» (НИИ ОПП АПН СССР). Нам представляется более правомерным путь не
совмещения деятельности учителя-предметника и школьного психолога, а полного
использования его в качестве только психолога. (Здесь речь не идет о том, что
психолог не может вообще разрабатывать и преподавать какой-либо предмет. Речь
идет о нецелесообразности совмещения деятельности и учителя и психолога, по
крайней мере, при дефиците специалистов в школах.)
Остановимся на некоторых принципах и методах
переподготовки педагогов для работы в качестве психологов. В соответствии с
«Положением о школьной психологической службе» (1985) и инструктивным письмом
Госкомобразования СССР «О введении должности психолога в учреждениях народного
образования» (1989) в качестве психологов в этих учреждениях могут работать
люди с базовым психологическим образованием, прошедшие специальную подготовку,
и педагоги, привлеченные к работе школьной психологической службы, имеющие
высшее образование и прошедшие курсы переподготовки. Двухлетний опыт
функционирования курсов при КБИУУ позволяет с большим оптимизмом взглянуть на
проблему переподготовки специалистов. Это не только неизбежный путь
удовлетворения запросов народного образования на современном этапе, но и достаточно
продуктивный и имеющий право на существование способ подготовки специалистов-психологов
для работы в системе народного образования. Ведь при надежной организации
курсов (имеется в виду связь курсов с компетентными научно-практическими
центрами психологии) педагоги, прошедшие переподготовку на этих курсах, имеют
то преимущество перед психологами с базовым образованием, что у них уже есть
педагогический опыт.
Но есть и трудности, связанные с переучиванием:
наличие знаний, опыта, а иногда и стереотипов деятельности в рамках предыдущей
деятельности (специальности), которые порой могут мешать становлению
специалиста в новой для него области; сложные переживания новизны предстоящей
работы (надежда, тревога, обдумывание перспектив, сомнения и т. д.);
индивидуальные особенности личности каждого человека, которые в ходе переучивания
могут выступать как более важный фактор подготовки к специальности, чем в ходе
обучения, так как некоторые из этих особенностей могли сложиться в процессе
предшествующей профессиональной деятельности (Е. Д. Божович).
Сформулируем основные принципы переподготовки
специалистов.
I. Принцип обеспечения подлинной индивидуализации процесса
переподготовки специалистов включает, во-первых, комплексное обследование
каждого обучающегося с последующей консультацией и рекомендацией наиболее
предпочтительных для него форм психолого-педагогической работы и, во-вторых,
широкое применение разнообразных форм обучения: традиционных и современных
активных форм, индивидуальных и
170
групповых. При этом каждый слушатель не только
знакомится с разными формами работы, но и выбирает наиболее приемлемые для
него.
II. Принцип коммуникативной компетентности
подразумевает овладение коммуникативными навыками и умениями. Если они
вырабатываются легко, то можно говорить о наличии коммуникативных способностей,
даже одаренности. Однако коммуникативную компетентность можно и сформировать в
процессе социально-психологического или коммуникативного тренинга.
III. Отработка модели «Формирование образа
профессионала-психолога» (разработана Н. А. Аминовым). Здесь учитывается
необходимость знакомства с этическими нормами поведения психолога. Отработкой этой
модели завершается обучение.
IV. Принцип постоянного активного взаимодействия
психологов предполагает поддерживание контактов с выпускниками курсов в
дальнейшем. В условиях полной неопределенности статуса школьного психолога
чрезвычайно важно проследить процесс социально-психологической адаптации
выпускников, оказывать им своевременную психологическую помощь. Кроме того,
предусматриваются регулярные научно-практические семинары и конференции, обмен
опытом со специалистами других регионов страны, создание банка данных и т. д.
В настоящее время готовится проект создания
психологического центра с привлечением специалистов из разных психологических
учреждений Москвы и других городов на основе хозрасчета. Основные задачи центра
— это оказание психологической помощи населению, взрослым, детям, родителям и
учителям (а также школам, нуждающимся в срочной помощи, в комплексном решении
проблем и т. д.).
Для работы в этом центре кроме ученых будут
привлечены лица, окончившие курсы подготовки практических психологов и успешно
выдержавшие испытания, а также прошедшие через различные курсы повышения
квалификации по соответствующим направлениям в НИИ ОПП АПН СССР, МГУ, МГПУ и
других научных центрах.
Поскольку для переподготовки педагогов в качестве
школьных психологов в стране недостаточно научных центров и
высоко-профессиональных психологов, начиная с будущего года предполагается
принять на курсы (на хозрасчетной основе) желающих получить новую профессию из
близлежащих районов Северного Кавказа.
В заключение хотелось бы отметить, что создание
психологической службы в школе — очень непростая задача еще и потому, что
существуют объективные трудности ее внедрения. Первая состоит в неприятии
многими школами фигуры психолога, в определенных опасениях из-за недостаточного
представления функций психолога. Чтобы эти опасения постепенно рассеивались,
предприняты различные формы работы с учителями и директорами школ: в КБИУУ
читаются лекции на тему «Психолог в школе», проводятся «круглые столы» с
участием профессиональных психологов, где работники школ и дошкольных
учреждений получают четкое представление о работе психолога в школе, о его
возможностях. Вторая трудность — неопределенность статуса психолога, а значит,
неизбежность конфликтных ситуаций. Третья трудность — низкая оплата труда
психолога по сравнению с учителями и отсутствие льгот, которыми пользуются
педагоги, сокращенный отпуск и т. д. Чтобы не лишиться всего этого, некоторые
психологи могут перейти на педагогическую работу.