Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

161

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

 

А. А. НИКОЛЬСКАЯ

Москва

 

Ждан А. Н. История психологии. М.: Изд-во МГУ, 1990. 366 с.

 

Публикация историко-психологических трудов в наше время — явление, к сожалению, нечастое. Даже статьи по этой, проблематике публикуются эпизодически. Тем большая редкость фундаментальные труды. В такой ситуации выход монографии А. Н. Ждан — событие неординарное. Автор взял на себя колоссальный труд дать систематическое изложение основных тенденций развития психологической науки от античности до наших дней. Решению этой задачи способствовало многолетнее чтение автором курса лекций по истории психологии на психологическом факультете МГУ. Апробация в студенческой аудитории помогла в лапидарной форме отразить самые существенные моменты в движении психологической мысли.

Принципиально важной частью книги является введение. В нем кратко, но весьма содержательно раскрываются специфика историко-

 

162

 

психологического труда, основные подходы к работе с историко-психологическим материалом. Автор определяет свое понимание предмета истории психологии, закономерностей историко-психологического процесса, движущих сил и причин исторического развития психологических идей. А. Н. Ждан высказывает свое мнение о принципах историко-психологического анализа, о методах истории психологии и ее источниках.

Ключевую роль в построении всей книги играет избранная автором периодизация истории психологии. Вопрос о периодизации в истории науки является одним из самых трудных. В истории психологии он мало разработан. Предлагаемая автором периодизация берет за основу содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического в тот или иной исторический период. Компактная схема, помещенная во введении, сразу дает представление о соотношении хронологических рамок с главными направлениями работы научной мысли и ее итогами, вводит в круг теоретических и методологических исканий ученых.

Первый раздел монографии раскрывает особенности развития психологических знаний в рамках учения о душе (античная психология, психологические представления в средние века и эпоху Возрождения, психологические воззрения Ф. Бэкона).

Следующий раздел книги посвящен развитию психологии в системе философских учений о сознании. В первую очередь автор знакомит читателя с учениями Р. Декарта и Б. Спинозы, обосновавшими понятие сознания как критерия психического. Затем рассматриваются особенности формирования эмпирической психологии в философских учениях XVII в. Анализируя взгляды Т. Гоббса, Дж. Локка, А. Н. Ждан обращает внимание на связь возникновения эмпиризма с развитием промышленности и опытного естествознания, выделяет в их взглядах в качестве центрального момента стремление понять происхождение достоверности человеческого познания. На примере анализа полемики Дж. Локка и Г. Лейбница автор показывает все более углубленное решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания. В ходе дальнейшего изложения она показывает движение психологической мысли от эмпиризма к ассоцианизму в английской психологии. Предметом ее рассмотрения явилось также становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в. и психологических идей в немецкой классической философии конца XVIII — начала XIX в. В этом же контексте рассмотрено развитие психологической мысли в России в XVIII в.

Завершив анализ основных тенденций развития психологической мысли в рамках философских учений, А. Н. Ждан излагает путь развития психологии как науки о сознании. В этом разделе нашли отражение становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX в., особенности развития ассоциативной психологии в Англии в XIX в., дана сжатая характеристика основных направлений движения психологической мысли в русской науке XIX в.

Обстоятельно рассмотрены в книге естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. В этой связи показано развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX в., возникновение психофизики и психометрии, развитие эволюционных идей в биологии.

Значительное место отведено первоначальному этапу развития психологии как самостоятельной отрасли науки (60-е гг. XIX в.— 10-е гг. XX в.). Анализируя развитие психологии на этом этапе, автор сосредоточился на трех важнейших моментах: первые программы психологии как самостоятельной науки; теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки; развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей. Существенно важно отметить, что при рассмотрении этих проблем развитие психологии в России органично вплетено в процесс развития мировой психологической мысли, показаны ее непосредственные тесные контакты и взаимосвязи с зарубежной наукой.

В следующем разделе дана характеристика различных течений в зарубежной психологической науке, активно развивавшихся с 10-х до середины 30-х гг. XX в.: бихевиоризма, гештальтпсихологии, французской социологической школы, глубинной психологии, описательной психологии.

В специальный раздел выделена история становления советской психологии и тенденций ее развития. Центральным пунктом этого раздела является анализ путей создания диалектико-материалистической психологической теории.

Заканчивается книга краткой информацией о современном состоянии и важнейших направлениях развития зарубежной психологии (когнитивной, гуманистической и др.). Здесь, в частности, отмечен момент сближения зарубежной и советской науки.

Таким образом, на относительно небольшом пространстве (20 п. л.) предстает широкая панорама развития психологических идей на протяжении многих веков, содержится масса научной информации. Ценную

 

163

 

информационную нагрузку выполняет даже обложка книги, содержащая, в частности, сведения о Международных психологических конгрессах и съездах Общества психологов СССР. Достоинством книги является и иллюстративный материал (в меру полиграфических возможностей издательства).

Предпринятая А. Н. Ждан попытка дать широкий охват материала и осветить столь длительный период времени таит в себе и источник определенных издержек. Многое, конечно, осталось, «за бортом». Естественно и проявление известного субъективизма в отборе проблем и имен для рассмотрения. В этой связи, в частности, представляется несколько односторонним освещение истории советской психологии. Заметна несоразмерность в освещении взглядов ученых. Так, взгляды Л. С. Выготского и его последователей получили подробную (в пределах данного размера книги) характеристику, взгляды же других даны очень фрагментарно, а целый ряд ученых, заслуживших своими исследованиями широкую известность, вообще не упоминается. Рассматривая это как недостаток в освещении истории психологии, очевидно, следует вместе с тем признать право каждого автора на свои пристрастия. В связи с этим возникает также мысль о настоятельной необходимости создания систематизированных трудов, посвященных более детальному и полному освещению отдельных периодов истории психологии, отдельных ее отраслей.

Вызывает сожаление, что автор ограничился ссылками на цитированную литературу. При вынужденной краткости изложения рассматриваемых в книге проблем важным подспорьем был бы подробный список литературы. Очень недостает именного указателя, который существенно помогает при работе с любым исследованием, особенно историко-психологическим.

Книга А. Н. Ждан предназначена для студентов, изучающих психологию. Однако она весьма полезна и всем тем, кто занимается психологической наукой или вообще интересуется ее проблематикой. Она служит хорошей «стартовой площадкой» для всех желающих разобраться в истории развития психологических знаний.