Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

149

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

МЕЖДУ ИНДИВИДОМ И ОБЩЕСТВОМ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕОРИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

О ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОГНОЗЕ СЕНСОМОТОРНОИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЗАРОЖДАЮЩИЕСЯ НАПРАВЛЕНИЯ

 

Buss D., Cantor N. (eds.) Personality psychology: Recent trends and emerging directions. N. Y., etc.: Springer-Verlag, 1989. XIV + 352 p.

 

Рецензируемая книга представляет собой сборник докладов, прозвучавших на конференции по проблемам психологии личности. Для участия в этой конференции были приглашены 25 молодых ученых из университетов США и Канады, успевших серьезно заявить о себе в области исследований личности. Целью организаторов конференции (они же редакторы сборника) — известных специалистов Д. Басса и Н. Кантор — было найти и собрать воедино исследования нового поколения американских психологов, отмеченные новизной и неординарностью подхода к изучению личностной проблематики.

В книге пять разделов, названия которых достаточно ясно очерчивают основные направления дискуссий: 1. Новые единицы анализа в психологии личности. 2. Новые формы личностной целостности. 3. Достижения в методах измерений. 4. Структура личности и ее определение. 5. Многоуровневый подход к объяснению психологии личности.

Первые четыре главы посвящены анализу мотивационной сферы человека. Отвечая на фундаментальный вопрос о единицах анализа психологии личности, поставленный еще Г. Олпортом (1937), авторы предлагают целый ряд собственных понятий, тесно связанных с разработанными ими методами измерения. Это и «личностные планы» Б. Литтла, и «жизненные задачи и стратегии» Дж. Норем, и «эволюционные жизненные задачи» Д. Кенрика и У. Гангстеда. При всех различиях предлагаемых понятий в них выражено общее стремление отобразить цели повседневной жизни человека — ближайшие и отдаленные, промежуточные и конечные, а также стратегии их достижения и смены. В свете этих систем, основанных на выделении и анализе целей, «личность предстает как набор проблем, планов или задач, на которые направлены действия человека» (с. 2).

Второй раздел книги содержит ряд интересных и имеющих практическое значение исследований, затрагивающих различные аспекты проблемы устойчивости личностных характеристик во времени и в контексте различных социальных ситуаций. Большинство глав этого раздела представляют результаты достаточно длительных лонгитюдных исследований.

Так, например, А. Каспи установил ряд особенностей жизненного преуспеяния взрослых людей (успешность карьеры, благополучие брака и др.), которые в детстве проявляли черты робости, застенчивости, повышенной зависимости от близких. Д. Московитц и А. Шварцман (гл. 6) проследили «траекторию» жизни людей, которым с детства были свойственны агрессивность и замкнутость. Их данные позволяют утверждать, что детей, обнаруживающих одновременно и высокую агрессивность, и выраженную тенденцию к избеганию социальных контактов, ожидает, как правило, масса серьезных проблем — от слабой успеваемости в школе и низкого интеллектуального развития до значительных трудностей в ходе социальной адаптации. Предположительно, это связано с тем, что склонность ребенка к уходу от общения служит признаком отрицательного самовосприятия, преувеличения возможных неудач, торможения активности. В то же время агрессивности нередко сопутствует плохое здоровье, поскольку подавление агрессивных побуждений может приводить к снижению иммунитета. Констатируя указанные закономерности, авторы считают необходимым переход к исследованию динамики процессов, «движущих» людей по столь неблагоприятным жизненным путям.

В другой работе Дж. Хили подошел к проблеме целостности и устойчивости личности, исследуя связи между эмоциональными и когнитивными процессами. В результате анализа реакций детей 6—12 лет на продолжительную разлуку с родителями и процесса привыкания подростков к колледжу он, в частности, показал, что процессы эмоциональной адаптации к резким изменениям в жизни прямо зависят от степени когнитивной активности и «вооруженности» субъекта средствами ознакомления с новой ситуацией. В работе также показано, что характер эмоциональной адаптации может оказывать значительное влияние на долговременные установки субъекта, которые в свою очередь могут существенно

 

150

 

модифицировать Я-концепцию субъекта, его оценку своих возможностей.

В других главах этого раздела затрагиваются вопросы динамики внутренней мотивации, проявлений целостной личности в различных ситуациях и проблема смысла жизни. Что касается последней, то Р. Баумейстер рассматривает ее в контексте явного роста напряженности личностных проблем в современном американском обществе. Анализируя большую, чем в предшествующих поколениях, болезненность поиска себя, своего места в мире многими людьми, обострение кризисов идентичности, проблем познания себя и пр., автор приходит к выводу, что все эти проблемы «вокруг Я» суть не что иное, как внешние проявления нерешенности для человека более глубокой проблемы — смысла жизни. Источник многих проблем заключен в распространенной иллюзии, что можно раз и навсегда решить этот вопрос. Иллюзия «постоянства» смысла жизни человека препятствует активному переосмыслению целей и ценностей, непрерывному поиску новых смыслов, который по своей динамике не должен уступать самой жизни человека.

Третий раздел книги знакомит читателей с исследованиями в области измерения личностных характеристик. Рассматриваются, например, способы усовершенствования и более глубокого понимания двух наиболее часто используемых методов исследования личности — самоотчета и отчета наблюдателя (Д. Паулюс), проблема введения критерия конструктной валидности в измерение личностных характеристик (Д. Озер), предлагаются процедуры учета временных координат событий человеческой жизни в процессуальном подходе к изучению психологии личности (Р. Ларсен) и др. Данный раздел ценен тем, что представляет не только пути усовершенствования известных методов, но и анализ распространенных ошибок в их использовании.

В центре четвертого раздела книги находятся проблема структуры личности и ее факторные модели. Здесь представлена эволюция факторных теорий личности, начиная с работ Г. Олпорта и кончая новейшими исследованиями ученых США, суммирован опыт применения пятифакторной модели У. Нормана, которая в настоящее время имеет широкое распространение. В работе высказаны разные точки зрения на эту модель. Р. Маккрей доказывает, что многие альтернативные системы черт личности без ущерба могут быть редуцированы к этим пяти параметрам, другими словами, указанная модель дает адекватное описание того главного, чем отличаются друг от друга личности. Опровергая эту точку зрения, О. Джон указывает на отсутствие теоретического основания пятифакторной модели и считает необходимым разработать специальную таксономию понятий для адекватного описания личностных особенностей. В данной работе он выдвигает ряд принципов построения такой таксономии.

В заключительном разделе книги сконцентрированы вопросы теории личности и междисциплинарных исследований. Так, например, Дж. Чик рассматривает возможности создания интегративной модели Я-концепции, включающей как структурный, так и разработанный динамический аспект; С. Хампсон останавливается на вопросах языка, системы понятий, с помощью которой дается описание личности. Представлены также и попытки подойти к исследованию личности с биосоциальных (Д. Кенрик) и психогенетических позиций (Д. Роув, С. Гангестад). Особенно настойчиво здесь проводится мысль о необходимости создания широких синтетических теорий личности, объединяющих в себе самые разные исследовательские направления, которые в настоящее время рассматриваются как альтернативные.

В целом книга оставляет неоднозначное впечатление. Она, бесспорно, содержит интересные подходы, насыщена богатым экспериментальным и методическим материалом. Обращает на себя внимание и представляется перспективным выраженный интерес авторов сборника к онтогенетическому аспекту личностных проблем: практически все авторы либо сами исследуют развитие личности на протяжении тех или иных возрастных периодов, либо привлекают данные онтогенетических исследований. Вместе с тем бросается в глаза и дружное стремление всех 25 авторов сборника ограничиться работами американских ученых 60—80-х гг., что, конечно, не может не сказываться на глубине обсуждения коренных проблем психологии личности. Достаточно сказать, что из всех классиков психологии в книге упоминаются по сути дела только работы 3. Фрейда. Но независимо от этого данная книга, как никакой другой источник, позволяет судить о направлениях поиска и развития исследований в современной американской психологии личности.

 

Г. В. Бурменская

Москва